Сообщение на педагогическом совете. " Формирование положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности. Из опыта работы. Подготовительная группа.
консультация (старшая группа) по теме
На педагогическом совете рассказала(поделилась опытом) с коллегами, как я проводила работу с детьми по этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов своего труда. В различных видах труда дети дошкольного возраста содержатся истоки раннего выявления способностей, нравственных качеств личности.
Результаты изучения состояния трудового воспитания дошкольников показывают, что дети дошкольного возраста часто вступают в конфликты со сверстниками в процессе трудовой деятельности, не могут самостоятельно спланировать свою деятельность, распределить обязанности.
Это оказывает отрицательное влияние на взаимоотношения детей друг с другом.
Передо мной стояла задача выбрать наиболее эффективные методы и приёмы руководства трудовой деятельностью дошкольников, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для “изгоев” и “отверженных”.
Создание условий самореализаций на основе объективности ребёнка в коллективных взаимоотношениях, основными характеристиками, развития которых является организация совместной, увлекательной деятельности детей - труд, и педагогическое обеспечение, направленное на создание условий для формирования коллективных взаимоотношений, выступят эффективным средством выражения индивидуальности ребёнка в группе сверстников. Когда же средством организации положительных взаимоотношений между детьми становится труд, осознаваемый с помощью мотивов, результат такой деятельности всегда внутренне содержателен. Для личностного роста это высокий стимул.
Понятия “взаимоотношения” и “труд”- являются в моей группе ключевыми, поэтому я рассматриваю их с разных точек зрения, взаимосвязано.
Одна из характерных особенностей трудовой деятельности дошкольников - отличие труда детей от труда взрослых.
Труд ребёнка носит воспитывающий характер, сближение со сверстниками и взрослыми.
Выполняя трудовое задание, дети часто переключаются на игру, именно близость труда к игре и является ещё одной особенностью детской трудовой деятельностью.
Начало моей работы состояло в изучении уровней положительных взаимоотношений, общения детей друг с другом в процессе труда. Затем изучала уровень развития трудовых умений и навыков. Наблюдала за деятельностью детей по следующим критериям:
1.ребёнок умеет договариваться друг с другом в процессе трудовой деятельности,
2.работает сообща,
3.бережёт и ценит работу друга,
4.помогает другу по собственной инициативе,
5.помогает другу по его просьбе,
6.умеет вежливо отказывать другу,
7.характер оценки работы друга,
8.отношение к замечаниям по работе.
Сотрудничала с родителями группы. Проводила анкетирование, беседы о обязанностях ребёнка в семье, о совместной трудовой деятельности ребёнка с родителями. Просила родителей рассказать, как дома происходит работа по этому направлению.
Изучив теоретическую, методическую литературу, выяснила для себя, как нужно организовывать коллективный труд, чтобы избежать “изгоев” и “отверженных”.
Ведь дети выбирают себе друзей по внешним показателям, по их умениям, и по лидерству в группе.
Я придумала перед работой раздавать разные картинки (разрезанные на 4 части).
Дети собирались по картинкам, таким образом, образовались бригады. Дети менее активные тянулись за активными и подтягивались.
Нередко формирование коллективных отношений, дружелюбия предлагается начинать с самостоятельной деятельности, но при враждебном, отчуждённом отношении ребёнка к сверстникам, она не может объединить детей. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе, как агрессивные, так и замкнутые, не готовы к объединению вокруг общей цели.
Дошкольное детство – период первоначального познания природы во всех её проявлениях. Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему.
Воспитатель организовывает труд детей таким образом, чтобы за растениями ухаживали не только дежурные, но и те дети, которые проявляют активный интерес, стремятся заботится о них.
Трудясь в природе, дети учатся видеть, понимать и ценить красоту.
Первоначальные навыки, умения прививаются на занятиях и в повседневной жизни.
Важнейшим приёмом воспитания трудовых навыков является показ трудовых действий с одновременным объяснением его необходимости. Например, нужно не только показать, как следует поливать растения, но и объяснить, для чего мы это делаем. Большое значение имеет привлечение внимания детей к положительному примеру взрослых и сверстников. Получив определённые знания полученные ранее, дети приходят к выводу: человек может управлять природой. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, формирует миропонимания.
Труд в природе воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.
Я придумала систему работы по трудовому воспитанию с использованием этических бесед:
1.”Помогу- ка другу я”.
2.”Мы поссоримся и помиримся”.
3.”Как положено друзьям, всё мы делим пополам” и т. д.
В процессе трудовой деятельности дети придумали много стихов.
Например:
1.Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть,
Поработаем немножко,
Подметём сейчас дорожку.
2.Сам себе я помогу,
Быстро брюки натяну (при одевании).
3.Подмету дорожку я
Для тебя и для себя.
Проведённая мной работа позволила наладить отношения замкнутых и агрессивных детей. Такая организация работы способствовала объединению, побудила к согласованию и договорённости в своих действиях.
Дети стали самостоятельно работать по бригадам (по 4-5 человек за столом).
Общение детей в совместной трудовой деятельности носило доброжелательный характер.
Однако некоторые дети стремились продемонстрировать только свои возможности. С высокомерием относились к более слабому ровеснику. В cвязи с этим, я решила ещё раз обратиться к организации совместной деятельности , хозяйственно-бытовому труду. В связи с этим была проведена образовательная деятельность “Отремонтируем книжки – малышкам”, “Починим игрушки”. Поскольку некоторые дети были равнодушны к переживанием своих друзей, надо было оживить, одухотворить их переживания и чувства.
Такая работа принесла им радость и добродушие. Они стали осмысливать полезность своих действий.
Вся деятельность по организации помощи малышам помогла преодолеть детям свою гордость, эгоизм.
Из результатов проделанной работы стало ясно, что напрасным наш труд не был. У детей сформировались положительные взаимоотношения. Но работа не закончена, она будет продолжаться и дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательну...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-735318-1667421012.jpg)
Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-616274-1623303709.jpg)
«Формирование нравственных качеств у детей 5 года жизни в процессе трудовой деятельности» Из опыта работы
Труд имеет особое значение в воспитании детей. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, отзывчивость, самостоятельность. Чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое дело...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-488327-1444381610.jpg)
«Формирование экологических знаний в процессе игровой деятельности» (из опыта работы)
для воспитателей из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/09/picture-1145485-1641752434.jpg)
Сообщение к педагогическому совету "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формиру...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/05/picture-712326-1649109216.jpg)
Сообщение на педагогическом совете "Формирование педагогических компетенции педагога ДОО, их влияние на образовательный процесс"
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение"Гимназия имени Н.В. Пушкова"(Дошкольное отделение №2) Сообщение на педагогическом совете «Формирование профессио...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/11/picture-602227-1570817176.jpg)
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...