Обобщение опыта по теме "Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности"
статья по теме

Ланкина Надежда Николаевна

Труд  – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.   Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие интегративных качеств личности ребенка

 в  процессе трудовой деятельности»

"Самое большое богатство, которое отец может

оставить сыну в наследство, научить его трудиться".

К. Д. Ушинский

    Труд  – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.  Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд   всегда был основой для человеческой жизни и культуры.  Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства.

В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой незнания дошкольниками профессий взрослых,  нежелания детей трудиться, помогать сверстникам и с проявлениями  неуважения к результатам труда товарищей и взрослых.

Заинтересовавшись данной проблемой,  изучила методическую литературу : «Воспитание дошкольников в труде» Р.С. Буре, Г.Н. Гордина, «Развитие ребенка в дошкольном детстве» Н.Е. Веракса, «Трудовое воспитание в детском саду» Т.С Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова, «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников в детском саду» Л.В. Куцакова.  Оказалось, что новой литературы по трудовому воспитанию детей очень мало, но я использовала статьи   журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика» и другие,  интернет-ресурсы.

Проблема формирования трудолюбия детей дошкольного возраста  является одной из актуальных для современной науки. Большое внимание трудовому воспитанию детей уделяли такие представители педагогики и психологии, как Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Г.Н. Гордина, А.Д. Шатова, Г.М. Киселёва, М.И. Лисина, В.И. Логинов, И.В Житко, М.В. Крулехт и другие

Работу начала вести в 2011 году с детьми младшей группы. Свою работу строила, опираясь на  основную общеобразовательную программу детского сада.  

На организационном этапе был  проведен  мониторинг интегративных качеств.  В ходе бесед, наблюдений за деятельностью детей  выявляла их интерес к труду,  представления о профессиях.  Анализ результатов показал, что на высоком уровне развития оказалось 2 ребёнка(8%), на среднем уровне - 17 (65%), на низком –7(27%).

Исходя из результатов мониторинга,  составила перспективный  план работы, разбив его на два года.

Целью работы я определила   развитие интегративных качеств личности ребенка в  процессе трудовой деятельности.

        В соответствии с целью, главными задачами моей работы являются:

  • воспитывать  уважительное  отношение к труду взрослых  и сверстников ,  стремление оказать помощь;
  • развивать  трудовые навыки,  постепенно увеличивая  содержание трудовой деятельности;
  • формировать у детей представления о профессиях ;
  • формировать  у детей положительные личностные  качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
  • развивать  навыки самоорганизации   работы;
  • воспитывать  позитивные  взаимоотношения  в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предлагать  помощь.

Особое внимание уделила развитию таких интегративных качеств личности дошкольников, как «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности», «Эмоционально отзывчивый»,  «Овладевший средствами общения способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками », «Способный решать интеллектуальные и личностные  задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Овладевший предпосылками самоорганизации деятельности»        .

Работу по выполнению выше поставленных задач я начала с создания необходимых условий в группе.

Изучив литературу и используя интернет-ресурсы, я составила картотеку дидактических игр по ознакомлению детей с трудом взрослых «Кому что нужно для работы», «Что хочет делать Маша?», «Кукла заболела», «Врач и медсестра», «Накроем стол для куклы», «Назови профессию»,  «Угадайте, что я делаю» и другие. Также  собрала альбом иллюстраций «Профессии детского сада», «Профессии».  Создала  картотеку пословиц и поговорок о труде, презентации «Вкусная профессия», «Кому что нужно для работы», «Поможем доктору собрать чемоданчик» и другие.

Разнообразила предметно-развивающую среду настольно-печатными  играми «Кем быть», «Почтальоны», «Поликлиника»,  атрибутами для сюжетно-ролевых игр: наборы парикмахера, продавца, доктора, повара, плотника, муляжи овощей и фруктов. Совместно с родителями сшили костюмы доктора, парикмахера, моряка, продавца.

Пополнила оборудование для ухода за растениями в группе и  в огороде: фартуки, лейки, опрыскиватели, салфетки, грабли, лопатки.

В  работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:

- природный, бросовый;

- развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;

- материал для развития мелкой моторики рук;

- различные конструкторы.

При организации образовательного процесса я учитываю  принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

При интеграции с образовательной областью «Физическая культура» - развиваю физические качества в процессе освоения разных видов труда, формирую навыки по уходу за физкультурным инвентарем и спортивной одеждой.

 «Коммуникация» - уделяю внимание развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности, знакомлю с трудом взрослых.  

«Познание» - расширяю кругозор детей, знакомя с многообразием профессий.

 «Чтение художественной литературы» - использую художественные произведения для воспитания уважения к повседневному труду родителей, их жизненному опыту, знакомлю с трудом и профессиями взрослых.

 «Безопасность» - формирую основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

 «Здоровье»  - воспитываю у детей культурно-гигиенические навыки.

 «Художественное творчество» - расширяю знания детей о творческих профессиях, их  особенностях.

 «Музыка» - знакомлю с профессиями музыкант, композитор, певец.

«Социализация» - формирую первичное представлений о себе, гендерных особенностях, о труде в семье, социуме, государстве, а также соблюдение элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых.

Особое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм. Игры в среднем возрасте становятся разнообразнее, дети могут строить сюжет игры, опираясь на  личный опыт.

При использовании мультимедийного  оборудования  в  работе с детьми дидактические игры становятся более интересными и увлекательными, появляется атмосфера волшебства: «Если вы ответили правильно на вопрос, что нужно доктору, то лишние предметы исчезнут с экрана». Наиболее оживленной и продуктивной становится беседа о каком-нибудь трудовом процессе, когда используется  презентация, видеоролик  или просматривается отрывок из мультипликационного фильма.  

Часто в совместной деятельности с детьми в режимных моментах я использую такой методический приём, как решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если б не было строителей (врачей, водителей, парикмахеров и т.п.)?». ребятам очень нравится рассуждать на предложенные темы, строить предположения. Тем самым мы приходим к выводу о необходимости и важности  труда  людей разных профессий.

Для ознакомления детей с профессиями ближнего окружения я проводила с детьми экскурсии по детскому саду: прачечная, пищеблок, кабинеты медицинской сестры, наблюдения за работой помощника воспитателя. На прогулках организовывались наблюдения за трудом дворника. Дети оказывали посильную помощь: зимой расчистка дорожек о снега, в тёплое время года уборка веток, сухих листьев.

Очень любимый детьми вид трудовой деятельности - это труд в природе. Дети с особым теплом  заботятся о растениях: протирают листья комнатных цветов от пыли, опрыскивают,  поливают, удаляют сорняки с грядок с овощами и на клумбах. Труд в природе особенно ответственен, потому что небрежность и  забывчивость  могут нанести вред растениям. Дети видят непосредственный результат своего труда – собранный урожай и радующие глаз цветочные  клумбы.

Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей. Он постоянен и необходим:  приготовить рабочее место, убрать всё по окончанию работы, вымыть и аккуратно составить игрушки и спортивный инвентарь,  протереть полки с игрушками.  Приучая  детей к   хозяйственно-бытовому труду, я формирую бережное отношение к вещам, умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Поэтому особое внимание в вопросах трудового воспитания детей   уделяю взаимодействию с родителями.

Я  обмениваюсь с родителями рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды, папки-передвижки, буклеты, анкетирование).

Родители принимают активное участие в педагогическом процессе: изготавливают  игровое  оборудование , атрибуты, костюмы  для  сюжетно-ролевых игр, дидактических и развивающих игр, инвентарь для организации трудовой деятельности (лопаты, мётлы),  оформляют  участок; участвуют с детьми  в   совместных творческих выставках рисунков и поделок.

Организуя трудовую деятельность, я стараюсь обеспечивать  всестороннее развитие детей, помогаю им обрести уверенность в своих силах, формирую жизненно необходимые умения и навыки, воспитываю ответственность и самостоятельность. Стараюсь  так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

Проведя в конце года мониторинг интегративных качеств, я отметила заметный рост показателей. Количество детей , у которых интегративные качества развиты на высоком  уровне увеличилось на 36% по сравнению с 2011 г. и составило  44% (11 чел), со средним уровнем развития - уменьшилось  на 9 % и составило 56% (14чел). Детей с низким уровнем развития интегративных качеств нет.

Таким образом, можно сделать вывод, что  методы и приемы, которые я использовала в своей работе, достаточно эффективны.

В рамках тематической недели открытых мероприятий «Формирование социальной  компетентности дошкольников в трудовой деятельности»  провела  мероприятие по реализации образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Здоровье» «Вкусная профессия». В ходе  которого дети больше узнали о профессии повара и сами побывали в роли поваров и приготовили булочки для  куклы Тани.

Конспект этого мероприятия  был представлен на всероссийском интернет-конкурсе педагогического мастерства.

 На педсовете «Формирование социальной  компетентности дошкольников в трудовой деятельности», я представила вниманию коллег консультацию «Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников» и опубликовала ее  в социальной сети работников образования nsportal.ru на своей персональной странице.

В перспективе я планирую начать работу по созданию  долгосрочного проекта «Такие разные профессии». Ребята смогут познакомиться с разнообразием профессий взрослых, рассказать сверстникам о труде своих родителей и посетить разные организации, чтобы  увидеть важность и необходимость труда взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностический инструментарий для изучения интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №48 «Пчелка»»г. Тамбов     Диагностический инструмент...

Актуальность и перспективность использования опыта работы по развитию творческой личности ребенка в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятель...

Консультация для родителей «Развитие нравственных качеств личности ребенка в процессе участия в детском волонтёрском движении»

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура ребенка складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости ...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование активного общения в совместной трудовой деятельности»

ФГОС ДО рассматривает трудовое воспитание ребенка в рамках области «Социально-коммуникативное развитие».Освоение детьми социального опыта, включение их в существующую с...

Консультация для родителей: «Развитие нравственных качеств личности ребенка в процессе участия в музыкальных волонтерских концертах».

Музыкальное волонтёрство - вид социального служения граждан, в основе которого лежит использование музыкального воздействия в добровольной, бескорыстной, социально значимой деятельности. Музыкант-воло...