Обобщение опыта по теме "Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности"
статья по теме
Труд – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_integrativnykh_kachestv_lichnosti_rebenka_v_protsess_trudovoy_deyatelnosti.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие интегративных качеств личности ребенка
в процессе трудовой деятельности»
"Самое большое богатство, которое отец может
оставить сыну в наследство, научить его трудиться".
К. Д. Ушинский
Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства.
В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой незнания дошкольниками профессий взрослых, нежелания детей трудиться, помогать сверстникам и с проявлениями неуважения к результатам труда товарищей и взрослых.
Заинтересовавшись данной проблемой, изучила методическую литературу : «Воспитание дошкольников в труде» Р.С. Буре, Г.Н. Гордина, «Развитие ребенка в дошкольном детстве» Н.Е. Веракса, «Трудовое воспитание в детском саду» Т.С Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова, «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников в детском саду» Л.В. Куцакова. Оказалось, что новой литературы по трудовому воспитанию детей очень мало, но я использовала статьи журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика» и другие, интернет-ресурсы.
Проблема формирования трудолюбия детей дошкольного возраста является одной из актуальных для современной науки. Большое внимание трудовому воспитанию детей уделяли такие представители педагогики и психологии, как Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Г.Н. Гордина, А.Д. Шатова, Г.М. Киселёва, М.И. Лисина, В.И. Логинов, И.В Житко, М.В. Крулехт и другие
Работу начала вести в 2011 году с детьми младшей группы. Свою работу строила, опираясь на основную общеобразовательную программу детского сада.
На организационном этапе был проведен мониторинг интегративных качеств. В ходе бесед, наблюдений за деятельностью детей выявляла их интерес к труду, представления о профессиях. Анализ результатов показал, что на высоком уровне развития оказалось 2 ребёнка(8%), на среднем уровне - 17 (65%), на низком –7(27%).
Исходя из результатов мониторинга, составила перспективный план работы, разбив его на два года.
Целью работы я определила развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности.
В соответствии с целью, главными задачами моей работы являются:
- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и сверстников , стремление оказать помощь;
- развивать трудовые навыки, постепенно увеличивая содержание трудовой деятельности;
- формировать у детей представления о профессиях ;
- формировать у детей положительные личностные качества, такие, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
- развивать навыки самоорганизации работы;
- воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предлагать помощь.
Особое внимание уделила развитию таких интегративных качеств личности дошкольников, как «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками », «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Овладевший предпосылками самоорганизации деятельности» .
Работу по выполнению выше поставленных задач я начала с создания необходимых условий в группе.
Изучив литературу и используя интернет-ресурсы, я составила картотеку дидактических игр по ознакомлению детей с трудом взрослых «Кому что нужно для работы», «Что хочет делать Маша?», «Кукла заболела», «Врач и медсестра», «Накроем стол для куклы», «Назови профессию», «Угадайте, что я делаю» и другие. Также собрала альбом иллюстраций «Профессии детского сада», «Профессии». Создала картотеку пословиц и поговорок о труде, презентации «Вкусная профессия», «Кому что нужно для работы», «Поможем доктору собрать чемоданчик» и другие.
Разнообразила предметно-развивающую среду настольно-печатными играми «Кем быть», «Почтальоны», «Поликлиника», атрибутами для сюжетно-ролевых игр: наборы парикмахера, продавца, доктора, повара, плотника, муляжи овощей и фруктов. Совместно с родителями сшили костюмы доктора, парикмахера, моряка, продавца.
Пополнила оборудование для ухода за растениями в группе и в огороде: фартуки, лейки, опрыскиватели, салфетки, грабли, лопатки.
В работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:
- природный, бросовый;
- развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- материал для развития мелкой моторики рук;
- различные конструкторы.
При организации образовательного процесса я учитываю принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
При интеграции с образовательной областью «Физическая культура» - развиваю физические качества в процессе освоения разных видов труда, формирую навыки по уходу за физкультурным инвентарем и спортивной одеждой.
«Коммуникация» - уделяю внимание развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности, знакомлю с трудом взрослых.
«Познание» - расширяю кругозор детей, знакомя с многообразием профессий.
«Чтение художественной литературы» - использую художественные произведения для воспитания уважения к повседневному труду родителей, их жизненному опыту, знакомлю с трудом и профессиями взрослых.
«Безопасность» - формирую основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
«Здоровье» - воспитываю у детей культурно-гигиенические навыки.
«Художественное творчество» - расширяю знания детей о творческих профессиях, их особенностях.
«Музыка» - знакомлю с профессиями музыкант, композитор, певец.
«Социализация» - формирую первичное представлений о себе, гендерных особенностях, о труде в семье, социуме, государстве, а также соблюдение элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых.
Особое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм. Игры в среднем возрасте становятся разнообразнее, дети могут строить сюжет игры, опираясь на личный опыт.
При использовании мультимедийного оборудования в работе с детьми дидактические игры становятся более интересными и увлекательными, появляется атмосфера волшебства: «Если вы ответили правильно на вопрос, что нужно доктору, то лишние предметы исчезнут с экрана». Наиболее оживленной и продуктивной становится беседа о каком-нибудь трудовом процессе, когда используется презентация, видеоролик или просматривается отрывок из мультипликационного фильма.
Часто в совместной деятельности с детьми в режимных моментах я использую такой методический приём, как решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если б не было строителей (врачей, водителей, парикмахеров и т.п.)?». ребятам очень нравится рассуждать на предложенные темы, строить предположения. Тем самым мы приходим к выводу о необходимости и важности труда людей разных профессий.
Для ознакомления детей с профессиями ближнего окружения я проводила с детьми экскурсии по детскому саду: прачечная, пищеблок, кабинеты медицинской сестры, наблюдения за работой помощника воспитателя. На прогулках организовывались наблюдения за трудом дворника. Дети оказывали посильную помощь: зимой расчистка дорожек о снега, в тёплое время года уборка веток, сухих листьев.
Очень любимый детьми вид трудовой деятельности - это труд в природе. Дети с особым теплом заботятся о растениях: протирают листья комнатных цветов от пыли, опрыскивают, поливают, удаляют сорняки с грядок с овощами и на клумбах. Труд в природе особенно ответственен, потому что небрежность и забывчивость могут нанести вред растениям. Дети видят непосредственный результат своего труда – собранный урожай и радующие глаз цветочные клумбы.
Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей. Он постоянен и необходим: приготовить рабочее место, убрать всё по окончанию работы, вымыть и аккуратно составить игрушки и спортивный инвентарь, протереть полки с игрушками. Приучая детей к хозяйственно-бытовому труду, я формирую бережное отношение к вещам, умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление.
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.
Поэтому особое внимание в вопросах трудового воспитания детей уделяю взаимодействию с родителями.
Я обмениваюсь с родителями рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды, папки-передвижки, буклеты, анкетирование).
Родители принимают активное участие в педагогическом процессе: изготавливают игровое оборудование , атрибуты, костюмы для сюжетно-ролевых игр, дидактических и развивающих игр, инвентарь для организации трудовой деятельности (лопаты, мётлы), оформляют участок; участвуют с детьми в совместных творческих выставках рисунков и поделок.
Организуя трудовую деятельность, я стараюсь обеспечивать всестороннее развитие детей, помогаю им обрести уверенность в своих силах, формирую жизненно необходимые умения и навыки, воспитываю ответственность и самостоятельность. Стараюсь так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.
Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.
Проведя в конце года мониторинг интегративных качеств, я отметила заметный рост показателей. Количество детей , у которых интегративные качества развиты на высоком уровне увеличилось на 36% по сравнению с 2011 г. и составило 44% (11 чел), со средним уровнем развития - уменьшилось на 9 % и составило 56% (14чел). Детей с низким уровнем развития интегративных качеств нет.
Таким образом, можно сделать вывод, что методы и приемы, которые я использовала в своей работе, достаточно эффективны.
В рамках тематической недели открытых мероприятий «Формирование социальной компетентности дошкольников в трудовой деятельности» провела мероприятие по реализации образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Здоровье» «Вкусная профессия». В ходе которого дети больше узнали о профессии повара и сами побывали в роли поваров и приготовили булочки для куклы Тани.
Конспект этого мероприятия был представлен на всероссийском интернет-конкурсе педагогического мастерства.
На педсовете «Формирование социальной компетентности дошкольников в трудовой деятельности», я представила вниманию коллег консультацию «Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников» и опубликовала ее в социальной сети работников образования nsportal.ru на своей персональной странице.
В перспективе я планирую начать работу по созданию долгосрочного проекта «Такие разные профессии». Ребята смогут познакомиться с разнообразием профессий взрослых, рассказать сверстникам о труде своих родителей и посетить разные организации, чтобы увидеть важность и необходимость труда взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Нравственно – правовое становление личности ребенка в процессе совместной деятельности взрослого и детей»
Проект направлен на формирование нравственно-правовой компетентности воспитанников: достаточного уровня основ правового самосознания, знаний об основных положениях Конвенции о правах ребёнка, умений и...
мастер класс«Формирование интегративных качеств личности дошкольников путем опытно-экспериментальной деятельности»
мастер класс проводился на конкурсе " Воспитатель года"...
диагностический инструментарий для изучения интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №48 «Пчелка»»г. Тамбов Диагностический инструмент...
Актуальность и перспективность использования опыта работы по развитию творческой личности ребенка в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятель...
Консультация для родителей: «Развитие нравственных качеств личности ребенка в процессе участия в детском волонтёрском движении»
Родителям о детском волонтерстве....
Консультация для родителей «Развитие нравственных качеств личности ребенка в процессе участия в детском волонтёрском движении»
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура ребенка складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости ...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование активного общения в совместной трудовой деятельности»
ФГОС ДО рассматривает трудовое воспитание ребенка в рамках области «Социально-коммуникативное развитие».Освоение детьми социального опыта, включение их в существующую с...