Практико-ориентированный проект "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО".
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sotsialno-kommunikativnoe_razvitie_doshkolnikov_v_sootvetstvii_fgos_do.docx | 109.83 КБ |
pamyatka_dlya_vospitateley.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный отдел образования администрации муниципального района
"Тарусский район".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок",
г. Таруса Тарусского района Калужской области
Практико-ориентированный проект
"Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО".
Исполнитель:
Андрюкова Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ д/с "Малышок"
Таруса 2014 г.
Название проекта: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО».
Актуальность темы. Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирования основ уважительного отношения к окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям.
Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, обладающими определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Министерством образования и науки России утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором уделяется особое внимание проблеме социально-коммуникативного развития и представлено как одно из направлений развития и образования детей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Исследованием данной темы занимались такие выдающиеся учёные, как Божович Л.И., Выготский Л.С.,Запорожец А.В., Зеньковский В.В, Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. и другие. Они едины во мнении, что социально-коммуникативное развитие ребёнка необходимо для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-коммуникативного развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных и коммуникационных проблем.
Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.
Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.
Цель – способствовать социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Задачи исследования:
- изучить ФГОС ДО (задачи и содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО; виды и формы организации деятельности детей для реализации содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО; условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования; планируемые результаты освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии ФГОС ДО);
- конкретизировать понятие «социально-коммуникативное развитие ребенка» в соответствии с научной идеей исследования;
- разработать концепцию социально - коммуникативного развития ребенка - дошкольника в соответствии ФГОС ДО, выделить критерии и показатели его развития;
- создание единого воспитательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей и общественные организации на основе взаимодействия всех субъектов.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):
- Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
- Работа с детьми;
- Работа с родителями;
- Работа с коллегами (педагогами).
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО.
Предмет исследования: создание образовательной среды и воспитательного пространства для социально-коммуникативного развития дошкольников.
Методы исследования:
1. Обзорно-аналитическое изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», специальной литературы по теме исследования;
2. Эмпирические методы: анализ педагогической документации, наблюдение за детьми, педагогами в процессе образовательного процесса;
3. Экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;
4. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Участники: коллектив МБДОУ д/с «Малышок», дети, родители.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая.
Вид проекта: практико-ориентированый.
Основные этапы исследования:
Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось в три этапа
Первый этап – обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме социально-коммуникативного развития, изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании».
Второй этап – создание образовательной среды и воспитательного пространства для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Третий этап – оценка эффективности проведенной работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций для родителей и педагогов дошкольных организаций.
Описание продукта, полученного в результате проекта:
- благодаря данному проекту будет видна позитивная динамика по внедрению ФГОС ДО в работу МБДОУ д/с «Малышок».
- повысится профессиональная компетентность педагогов по данному вопросу, материалы исследования будут использованы в образовательной деятельности, в консультационной работе педагога в системе дошкольного воспитания.
- повысится уровень сотрудничества детей, воспитателей, родителей, степень вовлеченности в общую деятельность.
- работа по данному направлению будет продолжаться, так как существует потребность педагогов в совершенствовании профессиональной компетенции молодых специалистов по данному направлению.
Сроки реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
Межпредметные связи:
Название раздела программы | Задачи |
Образовательная область «Познавательное развитие» | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). |
Образовательная область «Речевое развитие» | Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Образовательная область «Физическое развитие» | Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
Формы взаимодействия участников педагогического проекта.
№ | Направления реализации проекта | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Организация работы с педагогами. | Анкетирование и тестирование педагогов. | сентябрь | педагог-психолог, ст. воспитатель |
Консультирование педагогов. | ноябрь, декабрь | педагог-психолог, ст. воспитатель | ||
Организация работы по самообразованию. | в течение года | педагоги | ||
Проведение семинара-практикума по теме «Социально-коммуникативное направление работы ДОУ» | октябрь | заведующая, ст. воспитатель | ||
2 | Организация работы с детьми. | Организация работы по социально-коммуникативному развитию детей в соответствии с перспективными и календарными планами работы. | в течение года | педагоги |
Работа по развитию коммуникативных способностей. | в течение года | педагоги | ||
Изучение детско-родительских отношений совместно с психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители. | август | педагог-психолог, воспитатели | ||
Коррекция агрессивности. | октябрь-апрель | педагог-психолог | ||
Коррекция тревожности, страхов. | октябрь-апрель | педагог-психолог | ||
Коррекционная работа с гиперактивными детьми. | октябрь-апрель | педагог-психолог | ||
Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности. | октябрь-апрель | педагог-психолог | ||
3 | Организация работы с родителями. | Анкетирование и тестирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй. | сентябрь | педагог-психолог, воспитатели |
Организация работы психолого-педагогического лектория для родителей. | в течение года | педагог-психолог, воспитатели | ||
Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности в вопросах воспитания. | ноябрь | педагог-психолог | ||
Помощь родителям в расширении семейной библиотеки (педагогическая, медико-психологическая, юридическая литература, периодическая печать) с целью распространения инновационных подходов к воспитанию детей, а также повышения правовой культуры родителей. | декабрь | воспитатели | ||
Привлечение родителей к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). | в течение года | воспитатели | ||
Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка. | октябрь | воспитатели |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: владение Интернет-пространством, приобретение методической, научной и специальной литературы; использование ИКТ, видеопроектора, видеоэкрана, фотоаппарата, видеокамеры; приобретение необходимых индустриально-эстетических продуктов потребления для художественного творчества детей.
Ресурсное обеспечение проекта (кадровое и материальное).
Кадры.
Коллектив ДОУ имеет большой опыт в плане работы по программам социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Приоритетными направлением для нашего сада является духовно – нравственное и патриотическое воспитание. При работе по данному направлению коллектив пользуется программой «Ладушки» (Программа духовно – нравственного и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры, приобщения детей к истокам русской народной культуры) автором которой является руководитель кружка по духовно-нравственному воспитанию МБДОУ детский сад «Малышок» Н.П. Горынина. И программой «Добрый мир», под ред. Л.Л. Шевченко.
Педагогический состав ДОУ хорошо разбирается в данной проблеме и способен реализовать проект.
Внутренние ресурсы.
- средства из Фонда развития детского сада.
Внешние ресурсы.
- муниципальное финансирование в рамках программы развития дошкольного образования города;
- возможные дополнительные внебюджетные средства.
Механизм реализации проекта.
1. Анкетирование педагогов, родителей.
2. Самоанализ.
3. Собеседование с воспитателями по проблеме социально-личностного развития дошкольников.
4. Самообразование педагогов.
5. Тематическая проверка «Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей культуры общения».
6. Диагностика уровня социально-личностного развития детей.
7. Наблюдение за общением детей, беседы с детьми.
8. Диагностика коммуникативной сферы.
9. Анализ состояния психологического здоровья детей.
10. Создание творческой группы.
11. Создание медико-психолого-педагогического консилиума.
Контроль реализации проекта.
Контроль может осуществляться как администрацией детского сада, так и органами управления образованием различного уровня.
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей
Педагогические условия
для социально – коммуникативного развития дошкольников
Формы работы
по развитию социальных навыков детей
1. Минутки общения: интересные коммуникативные игры, включающие обмен действиями, высказываниями, цель которых - помочь детям снять эмоциональное напряжение после занятия, поддерживать атмосферу доброжелательности и радости.
2. Дружеские посиделки: 10-минутные беседы в конце дня, цель которых - закрепить позитивные переживания детей, полученные в течение дня, развить способность к рефлексии, способность радоваться успехам своим и групповым.
3. Групповые ритуалы: традиционные минутки приветствия, прощания, закрепления позитивных моментов, поздравления с праздниками и т.д. Создают ощущения общности в группе, безопасности, поддержки, способствуют более открытому выражению чувств и эмоций.
4. Групповые дела: предусматривают участие родителей и детей в жизни группы. Это - оформление помещений группы, создание альбомов, стендов, атрибутики, отражающих события в группе, и др.
Методы и приемы
1. Наглядные - реализуются в обучающих ситуациях, направленных на развитие социальных навыков и умений, а также на формирование социальных форм поведения. Показ используется воспитателем и при организации творческих заданий и игр на сотрудничество.
2. Речевые методы - используются при проведении игры в обучающих ситуациях.
3. Практические методы - являются ведущими при организации деятельности, направленной на освоение детьми личного социального опыта в ситуациях игрового взаимодействия, что является важнейшим условием развития социальных способностей и умений.
4. Разнообразные игровые методы, позволяющие создать необходимые условия для личностного развития дошкольника в ведущем для этого возраста виде деятельности - игре.
Средства
развития социальных навыков
1. Различные виды игр:
• интерактивные (включают обмен действиями между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника, получение обратной связи);
• ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма);
• коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов);
• ситуативно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях),
• творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы);
• игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации);
• игры-дискуссии (совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации).
2. Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники):
• упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, их перемещений, пространственного расположения и т.п.;
• упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).
3. Техники сочинения истории как один из способов репрезентации реальности, в которой живет ребенок.
4. Арт-педагогические техники (рисование в парах, тройках, коллективное рисование с творческими заданиями).
5. Техники художественной экспрессии на развитие способности к самовыражению.
6. Техники использования метафор как способа нахождения новых ресурсов, смыслов, эффективных форм поведения.
7. Техника цветописи (использование цвета для обозначения в символической форме настроения и характера переживаний ребенка).
Формы работы с родителями
• анкетирование родителей и совместное заполнение семейной анкеты с ребенком;
• домашние совместные творческие задания;
• родительские собрания;
• открытые или совместные занятия с детьми (с использованием конспектов занятий программы или дополнительные);
• коллективные тематические беседы на интересующие родителей темы;
• выставки работ детей и родителей на темы: «Вот я какой!», «Моя семья» и т.д.;
• проведение Дня семьи с оформлением стенда с совместными работами, с конкурсами, чаепитием;
• индивидуальные беседы и домашние задания по выполнению отдельных упражнений и игр, знакомых детям;
• оформление группы, создание атрибутики группы;
• ведение журналов, отражающих жизнь группы: «Книга добрых дел» с записями о помощи родителей в организации жизни группы, «Наша группа» с отражением летописи группы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В докладе сформулированы задачи, приведены основные направления, виды и формыобразовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию д...
Консультация для воспитателей. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья ...
Доклад "Социально коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО"
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникац...
Краткосрочный практико-ориентированный проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Моя любимая станица Грушевская"
Проект "Моя любимая станица Грушевская"Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружа...
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
Педагогический практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом»
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...