План углублённой совместной деятельности ребёнка и взрослого по теме: «Развитие мелкой моторики руки у детей младшего возраста в процессе работы с бумагой»
учебно-методический материал (младшая группа)
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uglublyonnaya_rabota_vtoraya_mladshaya_gruppa.docx | 47.64 КБ |
otchet_po_uglublenke_vtoraya_mladshaya_gruppa.pptx | 782.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Солнышко»
План углублённой совместной деятельности
ребёнка и взрослого по теме:
«Развитие мелкой моторики руки у детей младшего возраста в процессе работы с бумагой»
Воспитатель: Арефьева
Ирина Юрьевна
г. Тихвин
Актуальность темы
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель:
развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного творчества детей и взрослых.
Задачи:
- Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации.
- Учить детей складывать круг пополам, создавать простейшую аппликацию из полукруга.
- Формировать умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой.
- Учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции).
- Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер.
- Развитие речевых навыков.
- Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия.
- Воспитание навыков аккуратной работы с бумагой.
- Поддерживать заинтересованность родителей во взаимодействии: поддерживать интерес к совместной с ребёнком деятельности в семье и в дошкольном учреждении.
ОКТЯБРЬ
3-4 неделя
Диагностика
НОЯБРЬ
1-2 неделя
Тема: «Золотая осень»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки) Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. (пальчики «шагают» по столу)
|
Продуктивная деятельность | Аппликация «Оденем дерево в осенний наряд» Цель: учить детей наклеивать готовые формы, аккуратно пользуясь кистью и клеем. |
Чтение художественной литературы | Сказка: Н. М. Грибачев "Рыжие листья" |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: выявлять изменения которые произошли с растениями осенью.
Цель: учить детей составлять описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям.
Цель: учить детей находить и называть листья березы, клена, рябины, сравнивать их по величине, форме, окраске. |
Работа с родителями | Прогулка в осенний парк |
НОЯБРЬ
3-4 неделя
Тема: «День Матери»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Кто приехал?»Кто приехал? Мы, мы, мы.(хлопать кончиками пальцев) Мама, мама, это ты? Да, да, да. (хлопать кончиками больших и указательных пальцев) Папа, папа, это ты? Да, да, да. (большие и средние пальцы) Братец, братец, это ты? Да, да, да. (большие и безымянные пальцы) Ах, сестричка, это ты? Да, да, да. (большие пальцы и мизинцы) Игра с бумагой: «Угадай пальчиками» |
Продуктивная деятельность | Аппликация «Открытка для мамы» Цель: учить детей наклеивать готовые формы, аккуратно пользуясь кистью и клеем. |
Чтение художественной литературы | Сказка: О. Дмитриева «Как котёнок искал маму» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: учить детей запоминать короткое стихотворение.
Цель: совершенствовать свободную ориентацию на листе бумаги, учить рисовать портрет, передавая части лица. |
Работа с родителями | Праздник «День матери» |
ДЕКАБРЬ
1-2 неделя
Тема: «У кого какая шубка»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Зайцы» |
Продуктивная деятельность | Аппликация «Зайка беленький сидит» Задачи: учить детей наклеивать готовые формы по образцу, аккуратно пользуясь кистью и клеем |
Чтение художественной литературы | Сказка: Г. Скребицкий «Белая шубка» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: дать детям представление об «одежде» зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов.
Цель: учить детей рисовать методом тычка.
Цель: формировать у детей подбирать прилагательные для того, чтобы охарактеризовать диких животных. |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Прогулка в природу» |
ДЕКАБРЬ
3-4 неделя
Тема: «Новогодняя ёлка»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: « Чудеса Деда мороза» Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши) Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу) Висят на ёлке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар) Светятся фонарики. (фонарики) Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки) Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями) В гости Дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям) Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони) Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям) 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (по очереди массажируем каждый палец) Игра с бумагой: «Дождь и снег» |
Продуктивная деятельность | Аппликация «Новогодняя открытка» Задачи: учить детей наклеивать готовые формы по образцу, аккуратно пользуясь кистью и клеем |
Чтение художественной литературы | Стихотворение: А. Л. Барто «Ёлка» |
Взаимосвязь с другими вилами совместной деятельности |
Цель: учить детей составлять описательный рассказ.
Цель: учить изображать округлые формы, закреплять приёмы закрашивания гуашью, не выходя за контур. |
Работа с родителями | Новогодний утренник |
ЯНВАРЬ
1-2 неделя
Тема: «Полотенце для зайчат»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Зайка умывается» (дети имитируют движения умывания и вытирания.) Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается. Вымыл носик, вымыл ухо, Полотенцем вытер сухо. Игра с бумагой: «Обед для кукол» |
Продуктивная деятельность | Аппликация «Полотенце для зайчат» Задачи: учить детей чередовать геометрические фигуры (круг, квадрат), располагая их на середине основы |
Чтение художественной литературы | Сказка: И. В. Гурина «История мышонка» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятнльности |
Цель: закреплять представления о необходимости соблюдать правила гигиены.
Цель: учить детей рисовать узоры из прямых линий на длинном прямоугольнике.
Цель: формировать у детей КГН, учить правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место. |
Работа с родителями | Дома показать узоры на полотенце |
ЯНВАРЬ
3-4 неделя
Тема: «Гости»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Новый дом» Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют, чередуя, кулачком о кулачок) Молоток бери, мой друг! Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки «стены») Есть окошко в доме том. (складывают указательные пальцы палочкой, остальные соединяют «крышей») Есть ещё одно повыше, Есть труба вверху на крыше. (мизинец отставляют в сторону – труба) Дом готов, зовём гостей: (показывают оба указательных пальца) «Проходите поскорей!» (делают приглашающий жест рукой) Игра с бумагой: «Обед для кукол» |
Продуктивная деятельность | Аппликация «Красивая салфеточка» Задачи: учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам маленькие кружки одного цвета, а в середине большой кружок другого цвета. |
Чтение художественной литературы | Стихотворения: Е. Адарич «О вежливых манерах на нескольких примерах» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: учить детей составлять вместе со взрослыми короткий рассказ; учить правильно называть определённые предметы посуды.
Цель: научить ребёнка вежливо беседовать со своим гостем, познакомить с правилами поведения в гостях.
Цель: упражнять детей в расположении предметов в соответствии с заданными пространственными ориентирами. |
Работа с родителями | Предложить сходить в гости с ребёнком к друзьям |
ФЕВРАЛЬ
1-2 неделя
Тема: «Защитники Отечества»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Наша армия»Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! (поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки) Игра с бумагой: «Скатываем рулончики» |
Продуктивная деятельность | Аппликация «Открытка для папы» Цель: учить детей наклеивать готовые формы по образцу, аккуратно пользуясь кистью и клеем. |
Чтение художественной литературы | Стихи о папе |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, закрепить умение работать по схеме, составлять описательный рассказ.
Цель: совершенствовать свободную ориентацию на листе бумаги, учить рисовать портрет, передавая части лица.
Цель: учит детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, закрепить умение раскатывать пластилина между ладоней и сплющивать. |
Работа с родителями | Съездить к памятнику «Самолет» |
ФЕВРАЛЬ
3-4 неделя
Тема: «Для любимой мамочки»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Наши мамы»Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – (поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек») Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики») Игра с бумагой: «Скатываем рулончики» |
Продуктивная деятельность | Аппликация «Открытка для мамы» Цель: учить детей наклеивать готовые формы по образцу, аккуратно пользуясь кистью и клеем. |
Чтение художественной литературы | Стихотворение: Н. Мигунова «Мамины помощники» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом.
Цель: развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. |
Работа с родителями | Праздник 8 марта |
МАРТ
1-2 неделя
Тема: «Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!.»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Луна и звезды» Звездочки сияют, (сжимаем-разжимаем пальцы – это звезды мерцают) Путь нам освещают. А еще горит луна. (складываем ладонь полукругом, поднимаем руку вверх– это луна) Высоко висит она. Тучка выплывает, (второй ладошкой закрываем луну) Месяц закрывает. Плачут звезды: где луна? (звезды мерцают) Где же спряталась она? Сильный ветер набежал, (дуем) Тучку серую прогнал. (убираем ладошку) Вновь луна сияет, (показываем луну) Путь нам освещает. Игры с бумагой: Д/и «Круг – полукруг» |
Продуктивная деятельность | Оригами «Месяц» Цель: научить детей складывать бумагу пополам делая из круга полукруг, закреплять умение приклеивать готовую форму на фон. |
Чтение художественной литературы | Отрывок из сказки: А. Пушкин «Месяц, месяц,..» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: учить детей определять контрастные части суток, опираясь на знания о том, что люди делают в разное время суток.
Цель: учить детей в игре использовал свои знания о частях суток, их последовательности, названии, характерных признаках, связанных с природными явлениями и деятельностью людей. |
Работа с родителями | Предложить рассмотреть с детьми вечернее небо |
МАРТ
3-4 неделя
Тема: «Дождик, дождик,
Кап, кап, кап..»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Зонтик для мышонка» По листьям дождик застучал. (стучат пальчиком право руки по левой ладони) Мышонок быстро гриб сорвал И спрятался под ним у пня. (на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой.) - Хороший зонтик у меня! («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки). Игра с бумагой: Д/и «Круг – полукруг» |
Продуктивная деятельность | Оригами «Зонтик» Цель: научить детей складывать бумагу пополам делая из круга полукруг, закреплять умение приклеивать готовую форму на фон. |
Чтение художественной литературы | «Сказка про Мышку с Зонтиком или Волшебный зонтик» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: учить детей характеризовать погоду (пасмурно, небо серое, много туч), обратить внимание на то, как идёт дождь.
Цель: упражняться детей в беге, развивать координацию движений, базовые физические качества.
Цель: учить детей передавать капельки дождя ритмом штрихов, знакомить с природным явлением – дождём. |
Работа с родителями | Наблюдение за дождём, за прохожими в дождливый день |
АПРЕЛЬ
1-2 неделя
Тема: «Пожарная безопасность»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Пожарные» С огнем бороться мы должны, (поочередное соединение всех пальцев с большим) Мы смелые работники, (по очереди, начиная с мизинца и заканчивая мизинцем) С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны (в обратном направлении – от мизинца к указательному пальцу) Так кто же мы? - Пожарные (соединяют пальчики двух рук одновременно) Игра с бумагой: «Смятая бумага» |
Продуктивная деятельность | Аппликация: «Пожарная машина» Цель: учить детей наклеивать готовые формы по образцу, аккуратно пользуясь кистью и клеем. |
Чтение художественной литературы | Сказка о пожарной безопасности |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя, правильно использовать в речи названия предметов.
Цель: дать детям понятие о пользе и вреде огня, закрепить знания о том, что горит, что не горит, вызвать у детей желание быть всегда осторожным с огнем.
Цель: знакомить с правилами пожарной безопасности, учить рисовать поролоном. |
Работа с родителями | Сходить до пожарной части, рассказать о работе пожарных. Консультации в родительском уголке: «Пожарная безопасность», «Как научить ребёнка правильному поведению при пожаре» |
АПРЕЛЬ
3-4 неделя
Тема: «День Победы»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «День победы» Что такое день победы? (рисуем вопрос пальцами в воздухе) Это праздник, ордена (кулачок прикладываем к груди) И награды боевые, и салюты золотые, (руки вверх, пальцы растопырив на обеих руках) И тюльпанчики цветные, (покажу руками бутон) И чистая земля. (рисуем большой круг в воздухе) Игра с бумагой: «Смятая бумага» |
Продуктивная деятельность | Аппликация из смятой бумаги: «Салют» Цель: учить детей наклеивать готовые формы по образцу, учить сминать бумагу и приклеивать на основу. |
Чтение художественной литературы | Стихи о войне, Дне Победы |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: учить детей рисовать прямые линии гуашевыми красками, дополнять рисунок элементами аппликации.
Цель: рассказать детям о празднике, воспитывать чувство гордости за свою страну. |
Работа с родителями | Сходить 9 мая к памятнику «Звезда», возложить цветы, рассказать о родствениках участвовавших в ВОВ, сходить на салют |
МАЙ
1-2 неделя
Тема: «По дороге с облаками»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Облака» Облака, как паруса, (изобразить треугольник указательными пальцами) Мчит их ветер, гонит, (резко выдвинуть вперед одну руку, потом другую) Если много облаков — (руку выставить перед собой, все пальцы раздвинуты) Будет точно дождик. (постукивание указательным пальцем одной руки по ладони друго.) Ну а если облака, Как перо жар-птицы, (правую руку поднять вверх, пальцы раздвинуть) Будет солнышко с утра, (обе руки вверх, раздвинуть пальцы, развести руки в стороны) Защебечут птицы. (изобразить руками крылья) А столкнутся лоб об лоб — (кулак ударить о кулак) В тучу превратятся, (изобразить в воздухе большой круг) И тогда грохочет гром — (хлопки в ладоши) Это тучи злятся. (кулаки сжать, руки выставить перед собой) Игра с бумагой: «Волшебный сгиб» |
Продуктивная деятельность | Оригами «Облака» Цель: научить детей складывать бумагу пополам делая из круга полукруг, закреплять умение приклеивать готовую форму на фон. |
Чтение художественной литературы | Сказка: Г.М. Цыферов «Облачковое молочко» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: расширять представления детей о явлениях природы.
Цель: учить детей согласованно двигаться в заданном направлении, реагировать на словесные сигналы воспитателя. |
Работа с родителями | Рассматривание облаков, пофантазировать – на что похоже облако. |
МАЙ
3-4 неделя
Диагностика
Итоги деятельности.
Поставленные на год задачи выполнены.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного творчества детей и взрослых .
Задачи: Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации. Учить детей складывать круг пополам, создавать простейшую аппликацию из полукруга. Формировать умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой. Учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции). Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер. Развитие речевых навыков. Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия. Воспитание навыков аккуратной работы с бумагой. Поддерживать заинтересованность родителей во взаимодействии: поддерживать интерес к совместной с ребёнком деятельности в семье и в дошкольном учреждении.
«ОДЕНЕМ ДЕРЕВО В ОСЕННИЙ НАРЯД»
«ОТКРЫТКА ДЛЯ МАМЫ»
«ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ»
«НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА»
«ПОЛОТЕНЦЕ ДЛЯ ЗАЙЧАТ»
«КРАСИВАЯ САЛФЕТОЧКА»
«ОТКРЫТКА ДЛЯ ПАПЫ»
«ОТКРЫТКА ДЛЯ МАМЫ»
«МЕСЯЦ»
«ЗОНТИК»
«ПОЖАРНАЯ МАШИНА»
«САЛЮТ»
«ОБЛАКА»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В статье представлен опыт работы по ра...
презентация "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста в процессе дидактических игр и игрушек"
презентация "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста в процессе дидактических игр и игрушек" (из опыта работы)...
План работы по самообразованию Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста"
laquo;План по самообразованию »2018-2019 учебный год2018г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» АктуальностьФГОС предъявляет определенн...
«План по самообразованию » 2018-2019 учебный год 2018г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Актуальность ФГОС предъявляет определенные требования к дошкольному образованию. Для этого были определены основные направления в раб
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста"______Дата начала работы над темой___Сентябрь...
Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»
Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»...
План углублённой совместной деятельности ребёнка и взрослого по теме: «Мозаичная пластилинография»
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображени...
План углублённой совместной деятельности ребёнка и взрослого по теме: «Мозаичная пластилинография»
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изобр...