Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»
методическая разработка (младшая группа)
Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет по самообразованию 2020-2021г. | 989.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ПГО «Детский сад №43 общеразвивающего вида»
Отчет по самообразованию
Лепихиной Светланы Евгеньевны
за 2020 – 2021 учебный год
Полевской
Актуальность и перспективность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с использованием изобразительной деятельности способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития детей.
В работе, по изобразительной деятельности использую нетрадиционные техники рисования это и пальчиком, и ладошкой у воспитанников развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию к деятельности, вызывает радостное настроение у воспитанников, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Данные техники не утомляют воспитанников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»
Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность по теме самообразования.
Задачи:
-повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;
-разработать перспективный план работы с детьми;
-подготовить и провести консультации, беседы с родителями;
-участвовать в конкурсах.
Изучив методическую литературу по теме самообразования
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009 г. – 144 с.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – синтез. 2007. – 56 с.
- Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – синтез. 2006. – 64 с.
И обозначив проблему, я приняла для себя решение обратить особое внимание в воспитательно-образовательной работе с детьми на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.
Разработала перспективное планирование по нетрадиционному рисованию с детьми раннего возраста на 2020-2021 учебный год.
Участвовали и стали победителями в Международном творческом конкурсе «Снеговик и его друзья» получили диплом лауреата I степени.
Также провела работу с родителями в виде индивидуальных бесед «Давайте дома детям краски».
Консультация для родителей «Рисование в раннем возрасте».
Подобрала и наполнила информационный стенд для родителей «КАЛЯКА-МАЛЯКА или учимся, рисуя», «Использование нетрадиционных техник рисования», «Как научить ребенка рисовать».
Так же для родителей вывешивались все работы детей.
По итогам диагностики художественно-эстетического развития
Критерии:
- Ребенок рисует каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в зависимости от движения руки, начинает давать им название;
- Возникают простейшие изображения (домик в виде полукруга, квадратик – машина и др.)
- Ребенок контролирует зрением; овладевает приемами раскатывания (колбаски), сплющивания (тарелочки, блины), круговыми движениями (яблочки, шарики) и т.д.
Показало что:
Высший уровень у 6 детей – 40%
Средний уровень у 9 детей – 60%
Низкий уровень 0%
За прошедший период освоили с детьми такие нетрадиционные техники рисования как, рисование пальчиком, ладошкой и отпечаток мятой бумагой.
Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей сформировалось положительное отношение к рисованию, они самостоятельно могут выбирать цвета для рисования. С интересом относятся к занятиям с применением нетрадиционных техник рисования.
Поставленная цель и задачи выполнены мной в полном объёме.
Завершающим этапом моей работы по самообразованию было написание отчета с кратким анализом проделанной работы в 2020-2021 учебном году.
Показ открытого, итогового занятия по теме «Вышла курочка гулять».
Перспективы работы по теме: я продолжу работать по данной теме в период 2021-2022 учебный год, но с внедрением других техник рисования как обычных это рисование карандашами, красками, так и нетрадиционными техниками.
Приложение 1
Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию с детьми раннего возраста на 2020 -2021 учебный год
Сентябрь (адаптация детей) | |||
Октябрь | |||
1 | Цыплята | Отпечаток мятой бумагой | Листы бумаги формата А5 на каждого ребенка, желтая краска, комочки мятой бумаги, влажные салфетки. |
2 | Цифра | Рисование пальчиком | Раскраски цифра один формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, краска на выбор детей |
3 | Листопад | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
4 | Ягодки и яблочки | Рисование пальчиком, отпечаток мятой бумагой | Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска |
Ноябрь | |||
1 | Солнышко лучистое | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением желтого круга, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
2 | Варежка | Рисование пальчиком | Раскраска с изображением варежки формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
3 | Коллективная работа. Подарок для мамы | Рисование ладошкой | Лист бумаги формата А3, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска |
4 | Снежные сугробы | Отпечаток мятой бумагой | Листы бумаги формата А5 на каждого ребенка, влажные салфетки, голубая краска |
Декабрь | |||
1 | Снег идет | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, голубая краска |
2 | Елочные шары | Отпечаток мятой бумагой | Листы бумаги формата А5 на каждого ребенка, влажные салфетки, краска красного и синего цветов |
3 | Коллективная работа. Снеговик | Рисование ладошкой | Лист бумаги формата А3 влажные салфетки на каждого ребенка, голубая краска |
4 | Огоньки на елке | Рисование пальчиком | Раскраска елки формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, синяя, красная) |
Январь | |||
1 | |||
2 | |||
3 | Варежки | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением варежки, влажные салфетки на каждого ребенка, синяя краска |
4 | Одежда | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением шапки и шарфика, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, синяя) |
Февраль | |||
1 | Покормим птичек | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением тарелочки, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
2 | Солнышко Коллективная работа | Рисование ладошкой | Лист бумаги формата А3 с изображением желтого круга «Солнышка» влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
3 | Моя любимая чашка | Рисование пальчиком | Раскраски формата А5 с изображением чашки, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской на выбор детей (желтая, зеленая, красная) |
4 | Звездочки на небе | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 синего цвета, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
Март | |||
1 | Тюльпаны для мамы | Рисование ладошкой | Листы бумаги формата А5 с изображением стебелька и листьев для тюльпанов, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска |
2 | Бусы для куклы Кати | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением ниточки, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, синяя, красная) |
3 | Букет тюльпанов Коллективная работа | Рисование ладошкой | Лист бумаги формата А3 с изображением вазы с зеленью для цветов, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска |
4 | Веточка мимозы | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением веточки мимозы без цветов, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
Апрель | |||
1 | Травка | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, зеленая краска |
2 | Дождик | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, голубая краска |
3 | Украсим крылья бабочки | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением бабочки, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, зеленая, красная) |
4 | Весенняя полянка Коллективная работа | Рисование ладошкой | Лист бумаги формата А3 с изображением травы, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, синяя, красная) |
Май | |||
1 | Цветы Победы | Отпечаток мятой бумагой | Листы бумаги формата А5 с изображением стебелька для гвоздики, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска |
2 | Божья коровка | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением божьей коровки без пятен, влажные салфетки на каждого ребенка, черная краска |
3 | Желтые цыплята | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением цыплят, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
4 | Носит одуванчик желтый сарафанчик | Отпечаток мятой бумагой | Листы бумаги формата А5 с изображением стебелька для одуванчика, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
Приложение 2
Консультация для родителей
«Рисование в раннем возрасте»
Даже в раннем возрасте ребенка можно и нужно увлечь рисованием, естественно, с учетом его возможностей. Рисование прекрасно развивает мелкую моторику, воображение, знакомит с цветом, формой, наконец, просто доставляет удовольствие.
Чем и на чём рисовать ребёнку 2-3-х лет?
В 2 года рисовать ваш малыш может пальчиковыми красками, восковыми карандашами, жирными фломастерами, мелками на асфальте или специальной доске, подойдет также и знакомые нам с детства акварель и гуашь при условии, что вы будете следить за тем, чтобы малыш не попробовал их на вкус. Обычные деревянные карандаши и тонкие фломастеры пока лучше отложить на более поздний срок, т.к. из-за слишком сильного нажима грифель карандаша будет постоянно ломаться, а у фломастера - вдавливаться внутрь.
Учтите еще и то, что 2-3-х летнему художнику трудно впихнуть свое творчество в стандартный формат А4 и не испачкать стол, пол, обои. Ваши одергивания типа «Рисуй на бумаге!», «Не пачкай!» вряд ли подействуют, а могут вообще отбить охоту к рисованию, поэтому лучше сразу же подготовить бумагу большого формата, прекрасно подойдут для этой цели рулоны старых обоев.
Уроки рисования для ребёнка 2-3-х лет
В возрасте 2-3-х лет с ребёнком можно рисовать следующее:
Зачеркивания (штрихование). Нарисуйте (приклейте) несколько зайчиков (мышек, рыбок) и предложите малышу «спрятать» их от лисы (кошки, акулы) путем зачеркивания. Подсказывайте малышу в игровой форме: «Ну-ка спрячь ушки зайки», «А хвостик у мышки виднеется, кошка вот-вот схватит».
Линии. Попросите ребенка нарисовать спокойное море (прямая линяя), но вот подул сильный ветер, и море заволновалось (волнистые линии). Изобразите (приклейте) в центре листа ежика, а вокруг него яблоко, грушу, грибочек, пусть малыш поможет ежику добраться до лакомства, проводя линии от зверька до яблока, груши, грибочка. При этом обращайте внимание маленького художника, что груша находится дальше всего, поэтому дорожка получилась длиннее, яблоко - ближе, поэтому дорожка – короче и т.д.
Возможны и такие игры:
вы рисуете цветы, ребенок - стебли (поставили цветы в вазу для бабушки, или посадили на клумбу),
вы - шары, ребенок - веревочки (чтобы не улетели),
вы - человечка, ребенок - ручки и ножки,
вы - солнышко, ребенок - его лучики и т.д.
Точки. Попросите ребенка «наполнить» нарисованный пустой пузырек цветными витаминками, нарисовать ягодки на полянке или в корзинке, листочки на дереве, изобразить глазки, носик на лице человечка или мордочке животного, нарисовать как падает снег, капает дождь и т.д.
Ставить печати. Для этого подойдут как готовые заготовки, так и самодельные: вырезанные из поролона, картофеля, моркови в виде кружка, звездочки, цветка, квадрата и т.д. Не забывайте и об отпечатках пальцев, ладони, ступней. Обычно такие занятия вызывают бурю положительных эмоций. Кроме того, Вы сможете сохранить отпечатки на память или, оформив красивой рамкой, подарить произведение искусства на день рождения любимой бабушке.
Приложение 3
МБДОУ ПГО «Детский сад №43 общеразвивающего вида»
Конспект итогового занятия
«Вышла курочка гулять»
для детей раннего возраста
Подготовила: Лепихина С.Е.
Полевской, 2021
Цель: Обобщить знания детей о курице и цыплятах.
Задачи:
- Продолжать знакомить с домашней птицей -курица, с частями её тела (голова, гребешок, крылья, ноги).
- Продолжать формировать навык работы с краской, Закрепить с детьми способ рисования - отпечатывание пальцами.
- Формировать умение выполнять движения под музыку, повторяя за взрослым.
Материал: игрушка «Курочка», раскраска – цыплята по количеству детей, мультимедиа музыкальный мультфильм «Вышла курочка гулять», краска желтого цвета, влажные салфетки.
Предварительная работа:
- Чтение стихотворения «Вышла курочка гулять»
- Знакомство с домашней птицей — курица и её детьми — цыплятами
- Знакомство с желтым цветом и рисование пальчиком
Ход НОД:
В: Ребята посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости, (Воспитатель показывает детям игрушку «Курочка») Кто пришел к нам в гости, ребята?
Д: Это Курочка.
В: Правильно, это Курочка. Посмотрите, какая она красивая. Какая красивая у неё голова, гребешок, крылья, как она машет ими? (выполняют движения). А как говорит курочка?
Д: Ко-ко-ко
В: А как зовут деток у Курочки?
Д: Цыплята.
В: Какого цвета цыплята?
Д: Желтого
В: А как цыплята говорят?
Д: Пи-пи-пи
В: Правильно, молодцы!
А давайте поиграем, потанцуем.
(Физминутка с музыкальным сопровождением. Песня «Вышла курочка гулять»).
Вышла курочка гулять
свежей травки пощипать,
(шаги на месте с высоким подниманием колена, руками — махи вверх-вниз)
а за ней ребятки —
- желтые цыплятки.
(прыжки на месте, руки сложены в виде крылышек)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко
не ходите далеко!
(грозим пальчиком)
Лапками гребите,
зернышки ищите!
(в приседе имитируем разгребание лапами земли)
Съели толстого жука
(руками показать толстого круглого жука)
дождевого червяка
(руки разводим в стороны, показываем длинного жука)
Выпили водицы
целое корытце.
(наклоны головы вперед-назад).
В: Молодцы! Отлично потанцевали. Сейчас я вам предлагаю нарисовать цыпляток для нашей курочки. Вы хотите рисовать?
В: Сейчас, я вам раздам вот такие листочки на них уже нарисованы цыплята, но есть пустые кружочки вам нужно будет их раскрасить пальчиком. Для этого вам нужно обмакнуть пальчик сначала в краску, а потом приступить к раскрашиванию цыплят. Кто всё нарисует, вытирает пальчик салфеткой.
Продуктивная часть.
Дети рисуют. Воспитатель помогает детям, у которых возникли затруднения. Далее вытирает руки тем детям, кто справился с заданием.
(Выставка работ) Какие вы – молодцы! Посмотрите, как много красивых цыплят вы нарисовали, и Курочка вам говорит «Спасибо!». А сейчас вы можете идти играть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В статье представлен опыт работы по ра...
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...
План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого, п...
Отчет по самообразованию Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах....
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельно
Для работы по этому направлению я поставила себе цель: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.Для достижения цели я определила, следующ...
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности
Процесс изобразительной деятельности – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. В нижеприведенной статье мы рассмотрим важность развития мелкой...
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Цент...