План углублённой совместной деятельности ребёнка и взрослого по теме: «Мозаичная пластилинография»
учебно-методическое пособие по аппликации, лепке (старшая группа)
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uglublyonnaya_rabota_starshaya_gruppa.docx | 52.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Солнышко»
План углублённой совместной деятельности
ребёнка и взрослого в старшей группе по теме:
«Мозаичная пластилинография»
Воспитатель: Арефьева
Ирина Юрьевна
г. Тихвин
Актуальность темы
Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат. В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.
Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.
Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом, быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.
Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Это относительно новый вид детского творчества, который доступен детям и дома, и в детском саду. Как понятно из названия, основным материалом в пластилинографии становится пластилин, который наносится на горизонтальное плотное основание – картон, стекло, пластик или плотную бумагу.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Занимаясь пластилинографией, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.
Одним из видов пластилинннографии является мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук посредством мозаичной пластилинографии
Задачи:
- Закреплять способ изображения - мозаичная пластилинография;
- Закреплять умение передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Закреплять правила работы с пластилином.
- Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, скатывать из него шарики.
- Учить работать несколькими цветами.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу.
- Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Поддерживать заинтересованность родителей во взаимодействии: поддерживать интерес к совместной с ребёнком деятельности в семье и в дошкольном учреждении.
СЕНТЯБРЬ
1-2 неделя
Тема: «Вот и лето прошло»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Подсолнух» У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь) Сто семян в ладошке щедрой у него! (постучать по ладошке) В тесноте, да не в обиде, все сидят, (сжать ладони в кулак) С ясным солнышком о лете говорят. (поднять обе руки наверх растопырить пальчики) |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Подсолнух» Цель: закреплять умение детей скатывать небольшие шарики, использовать в работе два цвета, заполнять ими изображение, не за контур. |
Чтение художественной литературы | Сказка Ю. Коваля «Тигрёнок на подсолнухе» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: закрепить знания о лете и наступлении осени, учить отражать в рисунке впечатления, полученные летом.
Цель: закреплять представления о явлениях природы и деятельности детей в летний период. |
Работа с родителями |
|
СЕНТЯБРЬ
3-4 неделя
Тема: «Дождливые деньки»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Вышел дождик погулять» Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу, начиная с мизинца) Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальцами по столу) Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (один хлопок) И ушел. (ритмичные хлопки по столу) Газон засох. Я по улице гуляла («шагают» пальчиками по столу) И листочки собирала. (загибают поочередно пальцы) Все в букетик собрала (двумя руками «держат» букет) И ребятам принесла. (показывают ладони) |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Зонтик» Цель: закреплять умение детей скатывать небольшие шарики, использовать в работе несколько цветов, заполнять ими изображение, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Сказка: В.Г. Сутеев «Под грибом» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: расширять и уточнять представления детей о временах года, об изменениях, происходящих в природе осенью.
Цель: предложить детям охарактеризовать погоду, актуализировать представления детей о природных явлениях.
Цель: напомнить детям правила игры, учить организовывать её самостоятельно, способствовать совершенствованию выполнения детьми основных движений при беге. |
Работа с родителями |
|
ОКТЯБРЬ
1-2 неделя
Тема: «Золотая осень»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Листья осенние тихо кружатся» Листья осенние тихо кружатся, (плавные движения кистями рук слева направо) Листья нам под ноги плавно ложатся (плавно опускаем ручки вниз) И под ногами шуршат, шелестят, (трем ладошки друг о друга) Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем) |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Осенний лист» Цель: закреплять умение детей скатывать небольшие шарики, использовать в работе несколько цветов, заполнять ими изображение, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Сказка: В. Степанов «Лесные звёзды» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе.
Цель: закреплять знания о признаках осени в растительном мире; формировать бережное отношение к природе.
Цель: закрепить представление об осенних изменениях в природе; дать представление об отличительных признаках строения дерева и куста. |
Работа с родителями |
|
ОКТЯБРЬ
3-4 неделя
Диагностика
НОЯБРЬ
1-2 неделя
Тема: «Перелетные птицы»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Перелетные птицы» Птицы перелетные (Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз) В стаи собираются, (Сжимают пальцы рук в кулаки) В края теплые летят, (Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз) До весны прощаются. (Двигают пальцами рук – «машут, прощаются») Стаи журавлиные, Стаи лебединые, Стаи соловьиные, Гусиные, утиные – (Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке) К югу все они летят, (Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз) Здесь замерзнуть не хотят. Как наступят холода – Не найдется им еда. |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Ласточка» Цель: учить детей скатывать небольшие шарики, заполнять ими изображение, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: дать детям представление о птицах, их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих птиц.
Цель: учить передавать несложные движения птиц; закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами.
Цель: закрепить в памяти детей названия перелётных птиц. |
Работа с родителями |
|
НОЯБРЬ
3-4 неделя
Тема: «Мамочку любимую крепко поцелую»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Маму я свою люблю» Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: (сжать руки на груди) Я стираю, (потереть кулачок о кулачок) Полоскаю, (кулачки сжимать-разжимать) Воду с ручек отряхаю, (стряхиваем воду с пальчиков) Пол я чисто подмету (погладить одну ладошку другой) И дрова ей наколю. (постучать кулачком по ладони свободной руки) Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. (сложить ладошки вместе и положить под щечку) Я на цыпочках хожу, (указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки) И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (указательный палец к губам) |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Надпись мама» Цель: учить детей скатывать небольшие шарики, заполнять ими изображение, использовать в работе несколько цветов, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Рассказ В. Осеевой «Сыновья» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: развивать связную речь детей, осваивать первоначальные представления социального характера на основе формирования семейной принадлежности.
Цель: учить составлять рассказ о маме по схеме, предложенной педагогом.
Цель: учить выполнять карандашный рисунок в портретном жанре, передавать в рисунке характерные черты определённого человека. |
Работа с родителями |
|
ДЕКАБРЬ
1-2 неделя
Тема: «История Нового года»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Наряжаем елку»Раз, два, три, четыре, пять (Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого) Будем ёлку наряжать (Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны) Мы повесим шарики, (Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики) Яркие фонарики, (Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад) Весёлого Петрушку, (Показывают длинный нос) И разные игрушки: (Вытягивают ладони вперёд) И мишку — шалунишку (Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону) И заиньку – трусишку (Прикладывают раскрытые ладони к голове) |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Ёлочная игрушка» Цель: учить детей скатывать небольшие шарики, заполнять ими изображение, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Сказка Ю. Ивановой «Путешествие по новогодней ёлке» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: учить создавать на рисунке образ нарядной ёлки
Цель: предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье.
Цель: развивать творческие способности детей, поощрять стремление к совместной деятельности |
Работа с родителями |
|
ДЕКАБРЬ
3-4 неделя
Тема: «Новый год»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «На елке» (Ритмичные хлопки в ладоши) (Ритмичные удары кулачками) («Шагают» по столу средним и указательным) (Пальцами обеих рук) («Рисуют» руками большой круг) (Ритмичные хлопки в ладоши) (Загибают пальчики на руках, начиная с больших) |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Новогодний подарок» Цель: учить детей скатывать небольшие шарики, заполнять ими изображение, использовать в работе несколько цветов, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Рассказ В. Голявкина «Как я встречал Новый год» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: актуализировать знания детей о празднике «Новый год», учить соотносить изображения на картинках с определённым праздником.
Цель: обогащать опыт общения, развивать связную речь.
Цель: учить декламировать стихотворные строки выразительно. |
Работа с родителями |
|
ЯНВАРЬ
1-2 неделя
Тема: «Зима»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Головные уборы» В магазине мы купили Шапки Васе и Галине, Вязаный берет Карине И косынку для Марины, Шляпку модную для мамы, А для бабушки панаму. (Соединяем поочерёдно пальцы на обеих руках. На последние две строчки сжимаем и разжимаем пальцы рук.) |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Шапка» Цель: учить детей скатывать небольшие шарики, заполнять ими изображение, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Сказка Т. Кирюшатова «Жила-была шапка» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: активизировать представления детей о правилах безопасного поведения, здоровьесбережения в зимний период.
Цель: уточнить представления детей о признаках зимы, зимних явлениях природы, закреплять знания о свойствах снега.
Цель: учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из коллективного опыта. |
Работа с родителями |
|
ЯНВАРЬ
3-4 неделя
Тема: «Транспорт»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Транспорт» Первый пальчик наш – машина, (Показываем мизинец) Кузов есть и есть кабина. (Руками разводим в стороны, показывает крышу над головой) Этот пальчик – вертолет, (Показываем безымянный палец) Он отправился в полет (Указательным пальцем делаем вращательные движения над головой, имитируя работу пропеллера) Этот пальчик – теплоход, (Показываем средний палец) Он по морю нас везет (Складываем ладоши вместе, большие пальцы соединяем и поднимаем вверх, изображая трубу парохода) Это пальчик – самокат, (Грозим указательным пальцем) Для меня и для ребят. (Жестами обеих рук показываем на себя и на других) Этот пальчик – самолет (Показываем большой палец) Он на море нас везет. (Ладонью правой руки изображаем полет самолета выше головы) |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Воздушный шар» Цель: учить детей скатывать небольшие шарики, заполнять ими изображение, использовать в работе несколько цветов, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Рассказ Б. Житкова «Как в Москве на улице» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: закрепить знания об обобщающем понятии «транспорт», познакомить с классификацией транспорта.
Цель: закреплять знания ПДД
Цель: учить изображать отдельные виды пассажирского транспорта, передавать форму.
Цель: учить детей работать с трафаретами. |
Работа с родителями |
|
ФЕВРАЛЬ
1-2 неделя
Тема: «Зимующие птицы»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Наша кормушка» |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Синичка» Цель: учить детей скатывать небольшие шарики, заполнять ими изображение, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Рассказы о живой природе В. Бианки «Синичкин календарь» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: расширить обобщённые представления детей о зимующих птицах: где они живут и чем питаются.
Цель: уточнить представления детей о птицах, учить детей создавать силуэт птиц.
Цель: продолжать учить детей составлять короткие рассказы по картине, учить использовать в речи разные предложения. |
Работа с родителями |
|
ФЕВРАЛЬ
3-4 неделя
Тема: «23 февраля»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Самолёт» Сяду в быстрый самолет, |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Самолёт» Цель: учить детей скатывать небольшие шарики, заполнять ими изображение, использовать в работе несколько цветов, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Чтение рассказов Л Кассиля «Пехота», «Сестра» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: расширять обобщённые представления детей об армии, её функциях, продолжить знакомство с военными профессиями.
Цель: упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей.
Цель: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя. |
Работа с родителями |
|
МАРТ
1-2 неделя
Тема: «Женский день»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Наши мамы» Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны) Всех их очень любят дети! (затем крепко обхватывают себя за плечи). Журналист и инженер, Повар, милиционер, пальчики, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – (поочерёдно сгибают, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке). Сжимают обе ладошки в «замочек» Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх. |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Цветок для мамочки» Цель: учить детей скатывать небольшие шарики, заполнять ими изображение, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Ненецкая народная сказка «Кукушка» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: учить детей составлять рассказ, упражнять в построении предложений.
Цель: учить отображать содержание для рисунка, самостоятельно выбирать изобразительные материалы.
Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, заботы. |
Работа с родителями |
|
МАРТ
3-4 неделя
Тема: «Весна»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Обувь» Посчитаем в первый раз, (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) (На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого). |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Сапожки» Цель: учить детей скатывать небольшие шарики, заполнять ими изображение, использовать в работе несколько цветов, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Сказка Г. Скребицийо «Сказка о Весне» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц.
Цель: активизировать и дополнить знания детей о явлениях природы, характерных для весны.
Цель: учить детей видеть изменения в природе и передавать их в рисунке, соблюдая колорит, характерный для ранней весны.
Цель: закрепление знаний детей о характерных признаках весны; составление описательного рассказа о весне. |
Работа с родителями |
|
АПРЕЛЬ
1-2 неделя
Тема: «Насекомые»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Божья коровка» Божьей коровки папа идёт. (Всеми пальцами правой руки «шагать по столу») Следом за папой мама идёт. (Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу) За мамой следом детишки идут. («Шагать» обеими руками) Вслед за ними самые малыши бредут. Красные костюмчики носят они. (Пожать самому себе руки, пальцы прижаты друг к другу) Костюмчики с точками чёрными. (Постучать указательным пальцем по столу) Папа семью в детский садик ведёт, после занятий домой заберёт. (Пальцами обеих рук шагать по столу) |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Божья коровка» Цель: учить детей скатывать небольшие шарики, заполнять ими изображение, использовать в работе несколько цветов, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Сказки Д. Дональдсон «Все уловки божьей коровки» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: расширить и уточнить обобщённые представления детей о насекомых, вспомнить, где они живут, чем питаются.
Цель: учить рисовать по выбору насекомых, передавать их характерные особенности строения.
Цели: развивать у детей умение подбирать слова, характеризующие поведение и черты характера разных насекомых, учить придумывать сказку. |
Работа с родителями |
|
АПРЕЛЬ
3-4 неделя
Диагностика
МАЙ
1-2 неделя
Тема: «День Победы»
Игровая деятельность | Игры с пальчиками: «Бойцы-молодцы» Пальцы эти все бойцы (раскрытые ладони вперёд) Удалые молодцы (в кулак) 2 больших и крепких малых, И солдат в боях удалых 2 гвардейца –храбреца 2 метких молодца 2 героя безымянных Но в работе очень рьяных! 2 мизинца –коротышки Очень славные мальчишки! |
Продуктивная деятельность | Лепка: «Георгиевская лента» Цель: учить детей скатывать небольшие шарики, заполнять ими изображение, не выходя за контур. |
Чтение художественной литературы | Рассказ С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» |
Взаимосвязь с другими видами совместной деятельности |
Цель: дать детям представление о праздновании Дня Победы, учить детей принимать участие в беседе.
Цель: познакомить с репродукциями картин о празднике День Победы, учить отражать в рисунке свои впечатления от праздника Победы.
Цель: закреплять представления о том, как защищали русские люди свою Родину в годы ВОВ, как хранят память о них. |
Работа с родителями |
|
МАЙ
3-4 неделя
«Совместная работа с родителями»
Цель: обобщение и систематизация знаний и умений, полученных детьми в течение года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Интернет-ресурсы
- Смирнова Т.В. Художественно – эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией - «Учитель», 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности ребёнка с взрослым
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности (теория+конспект занятия)...
Влияние совместной деятельности ребёнка со взрослыми на его социальное развитие
Консультация на тему:" Влияние совместной деятельности ребёнка со взрослыми на его социальное развитие"....
Проект совместной деятельности детей и взрослых по теме:" Профессия-парикмахер"
В проекте раскрывается его вид, участники, сроки и направления, решены вопросы актуальности проекта, а также цели и условия реализации....
Мастер- класс " Мотивация, как одно из средств организации совместной деятельности ребёнка и взрослого"
Мастер - класс предназначен для воспитателей всех возрастных групп деского сада....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация совместной деятельности ребёнка со взрослыми в доступной форме и средствам – второе условие развития речевой активности детей раннего возраста"
Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личност...
План углублённой совместной деятельности ребёнка и взрослого по теме: «Развитие мелкой моторики руки у детей младшего возраста в процессе работы с бумагой»
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...
План углублённой совместной деятельности ребёнка и взрослого по теме: «Мозаичная пластилинография»
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображени...