Проект: "Мы - будущие железнодорожники!"
проект (средняя группа)
Мы живем в интереснейший период. Еще, казалось бы, недавно на железной дороге вовсю использовались медлительные по современным меркам паровозы. А сегодня можно говорить, что на железной дороге действительно наступил XXI век – «полетел» «Сапсан». Соответственно изменилась и система безопасности на железнодорожных объектах – возросла её надёжность, появилась автоматическая управляемость. Но не стоит забывать, что опасность подстерегает человека на каждом шагу, и железная дорога – современная и надёжная – тому не исключение! Этому свидетельствует статистика гибели людей на железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектах. Согласно ей, люди просто не соблюдают элементарных правил поведения на железной дороге. Мы - взрослые - пренебрегаем своей безопасностью. А что же сказать о детях, ведь у них отсутствует защитная психологическая реакция на проблемную ситуацию, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектов. У дошкольников познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. А учитывая специфику работы родителей наших воспитанников – знакомство с профессиями железнодорожников является ранней профориентационной работой, на которой и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению уже в старшем дошкольном возрасте. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям не только расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе, но и получить некоторые нравственные установки, включиться в систему взаимоотношений, научится сотрудничать друг с другом. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, в частности, безопасное поведение на железной дороге и её вблизи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_my-_budushchie_zheleznodorozhniki.docx | 163.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №181 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Проект «Мы - будущие железнодорожники!»
- Описание проекта
- Название проекта: «Мы - будущие железнодорожники!»
- Тема проекта: безопасность и профессии, задействованные на железной дороге
- Автор проекта: воспитател Детского сада №181 ОАО «РЖД» Юманова Е.С.
- Тип проекта: информационно - ориентированный
- Продолжительность: краткосрочный, (2 недели)
- Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и их родители
- Актуальность: Мы живем в интереснейший период. Еще, казалось бы, недавно на железной дороге вовсю
использовались медлительные по современным меркам паровозы. А сегодня можно говорить, что на железной дороге действительно наступил XXI век – «полетел» «Сапсан». Соответственно изменилась и система безопасности на железнодорожных объектах – возросла её надёжность, появилась автоматическая управляемость. Но не стоит забывать, что опасность подстерегает человека на каждом шагу, и железная дорога – современная и надёжная – тому не исключение! Этому свидетельствует статистика гибели людей на железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектах. Согласно ей, люди просто не соблюдают элементарных правил поведения на железной дороге. Мы - взрослые - пренебрегаем своей безопасностью. А что же сказать о детях, ведь у них отсутствует защитная психологическая реакция на проблемную ситуацию, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектов. У дошкольников познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. А учитывая специфику работы родителей наших воспитанников – знакомство с профессиями железнодорожников является ранней профориентационной работой, на которой и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению уже в старшем дошкольном возрасте. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям не только расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе, но и получить некоторые нравственные установки, включиться в систему взаимоотношений, научится сотрудничать друг с другом. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, в частности, безопасное поведение на железной дороге и её вблизи.
- Проблема: дети дошкольного возраста и их родители не знают элементарных правил безопасного поведения на железной дороге, а большая загруженность взрослых практически исключает возможность рассказывать детям о своей профессии и её достоинствах.
- Гипотеза: если создать условия для формирования у детей и их родителей навыков осознанного безопасного поведения на железной дороге, то у них повысится интерес и появится стремление правильно вести себя в железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектах, а также каждый воспитанник осознанно поймёт значимость выбранной той или иной профессии в будущем.
- Цель проекта: создать условия для активного сотрудничества с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленного на усвоение и закрепление навыков осознанного безопасного поведения детей и их родителей на железной дороге и представление о профессиях, задействованных на железной дороге.
- Задачи проекта:
- создать условия для расширения кругозора, уточнения представлений детей о истории железной дороги, железнодорожном транспорте, профессиях железнодорожников;
- познакомить с художественными произведениями, стихотворениями, и песнями на тему железной дороги, обогатить словарный запас детей;
- способствовать формированию навыков безопасного поведения на железной дороге;
- создать условия для индивидуально – личностного роста ребёнка через систему внедрения профориентационной работы в образовательный процесс;
- воспитывать интерес к профессиям железнодорожников, чувство гордости за своих родителей, работающих на железной дороге;
- создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений детей и их творческого мышления, а так же познавательного интереса к миру железной дороге;
- поддерживать инициативу изготовления родителями вместе с детьми творческих рисунков «Я и железная дорога!»;
- оптимизировать работу с родителями детей для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах безопасного поведения на железной дороге.
- Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта:
- сформировалась ответственность и самостоятельность в действиях на железной дороге всех участников проекта;
- дети имеют представление о элементарных правилах поведения в железнодорожном транспорте и вблизи железной дороге;
- воспитанники с гордостью представляют профессию своих родителей и знают разнообразие всех профессий на железной дороге;
- раскрылись возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;
- родители стали активными участниками педагогического процесса, проявляют заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
II. Календарный план реализации проекта по этапам
Содержание деятельности | ||
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями (социальными партнёрами) |
1 этап Подготовительный «Что мы знаем о железной дороге?» | ||
Цель: Создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач, привлечь внимание детей и их родителей к проблеме несоблюдения элементарных правил поведения на железной дороге, а также к миру железнодорожных профессий. | ||
Паутинка «Что мы знаем о железной дороге?» (метод трёх вопросов: что вы знаете, что хотите узнать, как это сделать?) Подвижные игры:
Целевая прогулка с детьми к поезду на участке детского сада | Предложить детям Рассматривание картинок и книг по теме:
Рассматривание макетов железной дороги | Привлечение родителей к совместной с детьми проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. |
Беседа «История железной дороги» Поход в музей детского сада Дидактическая игра:
| Выложить Раскраски на тему железная дорога:
| Привлечение родителей к сбору наглядно-тематического материала по теме «Безопасная железная дорога – детям!», «Я – железнодорожник!», «Моя профессия!» |
2 этап Основной «Всё о железной дороге!» | ||
Цель: Создать условия для формирования у детей и их родителей навыков осознанного безопасного поведения на железной дороге, а также чувства гордости за своих родителей и их профессии. | ||
НОД
Беседа «Правила безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте» Разучивание стихов и песен о ЖД:
Динамические часы:
| Предоставление бросового материала для построения железнодорожной станции Просмотр мультфильмов по заданной тематике:
| Оформление книжного уголка по теме Оформление родительского уголка по теме: «Безопасная железная дорога – детям!» Рекомендации родителям по домашнему чтению |
НОД
Беседа
Чтение сказок:
Разучивание стихов и песен о ЖД:
Динамические часы:
| Предоставление пластилина и элементов декора детям для творческой лепки «Шлагбаум» Дидактическая игра:
Рассматривание картин:
| Буклет:
Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми - создание творческих рисунков: «Железная дорога и я» |
НОД
Беседа:
Динамические часы:
| Составление творческих рассказов "Если я поеду на поезде…?» Предложить атрибуты для сюжетно – ролевой игры: «На вокзале» | Привлечение родителей к подготовке литературного вечера (разучивание стихов) Информирование родителей о ходе образовательного процесса |
НОД
Видео - презентация:
Прослушивание стихов о железной дороге:
| Организовать изготовление атрибутов к литературному вечеру Рассматривание картин:
«В пути»,
| Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми Информирование родителей о важности семейных посещений общественных мест (железнодорожный вокзал) |
НОД
Беседа:
Динамические часы:
Прослушивание творческих рассказов: «Если я поеду на поезде…?» | Предложить атрибуты для сюжетно – ролевой игры: «Мы в поезде» Просмотр мультфильмов по заданной тематике:
| Организация выставки в группе "Железная дорога и я" |
Литературный вечер: «Наши родители - железнодорожники» | Организовать «Сюрпризы от Незнайки» для дидактической игры (дети искали по группе загадки и отгадывали их) | Фоторепортаж для родителей по итогам проекта и выставка портретов родителей железнодорожников |
3 этап Заключительный «Всё знаем!» | ||
Цель: создать условия для закрепления знаний о безопасном поведении на ЖД и мира её профессий, а также подведение итогов реализации проекта. | ||
Целевая экскурсия в музей детского сада для просмотра его пополнения Анализ эффективности проведенной работы | Приготовление рамок к выставке в музее | Совместное с родителями планирование дальнейшей работы по итогам проекта |
Презентация проекта на педагогическом семинаре | Предложить для самостоятельного просмотра мультфильмы по тематике:
| Ориентирование родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка на тему: «Безопасная железная дорога – детям!» «Я – железнодорожник!» |
III.Вывод:
У детей сформированы:
Представления:
- о роли труда железнодорожников;
- о разнообразии железнодорожных профессий;
- о роли современной техники в трудовой деятельности железнодорожников;
- обобщенное представление о связи труда людей разных профессий;
- о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда.
Познавательные, речевые, игровые и трудовые компетентности:
- Умеет строить схематическую (и мысленную) модель трудового процесса;
- Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников;
- Соотносит результаты труда, набор трудовых процессов с названием профессии;
- Пользуется речью, как доказательством суждений о видах труда, профессиях;
- Владеет соответствующим словарем - профессия, материал, инструменты и т.д.;
- Включает в игровой процесс деятельность людей железнодорожных профессий;
- Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений.
Умения:
- Переносит знания о взаимоотношениях в труде на детскую деятельность;
- Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение;
- Знает стихи, загадки, песни на железнодорожную тематику;
- Активен в различных играх на железнодорожную тематику;
- Знает и умеет объяснить правила поведения на железнодорожном транспорте;
- Знает и называет знаки "железнодорожный переезд" и др.
Отношение к труду железнодорожников:
- Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям;
- Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим
трудом разнообразные ценности, необходимые человеку.
IV. Литература:
- «Всё о правильном поведении детей на железнодорожном транспорте» - М.: ООО «Пиар-Пресс», 2009 – 24 с.
- «Сборник детских сочинений о железнодорожном транспорте» - М.: 2011, РЖД
- Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Г.М.Кисилевой, Л.И.Пономаревой. – М.: 2010
- «Непослушный вагон», Т.И. Михайлова. – М.:2013
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2001
- «История железной дороги» - книга – раскраска. – М.:2009
- Ресурсы Интернета, журналы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для воспитания будущих железнодорожников в детском саду
В статье раскрываются проблемы создания условий для ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожного транспорта. ...
Совместная деятельность детей и родителей "Мы- будущие железнодорожники"
конспект проведения совместной деятельности детей и родителей...
Проект "Мы - будущие железнодорожники"
Профориентационная работа по ознакомлению дошкольников с работой железнодороэного транспорта и профессиями, задействованными на железной дороге....
Сценарий познавательной викторины для родителей и детей "Мы – будущие железнодорожники"
Приобщение к знаниям железнодорожных профессий, традициям компании ОАО "РЖД"....
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Мы - будущие железнодорожники"
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Мы - будущие железнодорожники"...
«Мы - будущие железнодорожники»
Развлечение для старших дошкольников...
Журнал для родителей и детей «Семафорик». Тема выпуска: «Мы будущие железнодорожники». Информирование родителей о ранней профориентации дошкольников и рекомендации по воспитанию будущих железнодорожников.
Журнал разработан в целях информирования родителей о ранней профориентации дошкольников и рекомендации по воспитанию будущих железнодорожников. Предлагаются некоторые исторические факты, дидактические...