Проект: "Мы - будущие железнодорожники!"
проект (средняя группа)

Юманова Елена Сергеевна

Мы живем в интереснейший период. Еще, казалось бы, недавно на железной дороге вовсю использовались медлительные по современным меркам паровозы. А сегодня можно говорить, что на железной дороге действительно наступил XXI век – «полетел» «Сапсан». Соответственно изменилась и система безопасности на железнодорожных объектах – возросла её надёжность, появилась автоматическая управляемость. Но не стоит забывать, что опасность подстерегает человека на каждом шагу, и железная дорога – современная и надёжная – тому не исключение! Этому свидетельствует статистика гибели людей на железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектах. Согласно ей, люди просто не соблюдают элементарных правил поведения на железной дороге. Мы  - взрослые - пренебрегаем своей безопасностью. А что же сказать о детях, ведь у них отсутствует защитная психологическая реакция на проблемную ситуацию, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектов. У дошкольников познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. А учитывая специфику работы родителей наших воспитанников – знакомство с профессиями железнодорожников является ранней профориентационной работой, на которой и будет  строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению уже в старшем дошкольном возрасте.  В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям не только расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе, но и получить некоторые нравственные установки,  включиться в систему взаимоотношений, научится сотрудничать друг с другом. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, в частности, безопасное поведение на железной дороге и  её вблизи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_my-_budushchie_zheleznodorozhniki.docx163.01 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №181 открытого акционерного общества

 «Российские железные дороги»C:\Users\user\Downloads\pngtree-background-design-of-the-atmosphere-of-xiangyun-year-of-the-pig-image_77981.jpg


Проект «Мы - будущие железнодорожники!»

  1. Описание проекта
  1. Название проекта: «Мы - будущие железнодорожники!»
  2. Тема проекта: безопасность и профессии, задействованные на железной дороге
  3. Автор проекта: воспитател  Детского сада №181 ОАО «РЖД» Юманова Е.С.
  4. Тип проекта: информационно - ориентированный
  5. Продолжительность: краткосрочный,  (2 недели)
  6. Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и их  родители
  7. Актуальность: Мы живем в интереснейший период. Еще, казалось бы, недавно на железной дороге вовсю

использовались медлительные по современным меркам паровозы. А сегодня можно говорить, что на железной дороге действительно наступил XXI век – «полетел» «Сапсан». Соответственно изменилась и система безопасности на железнодорожных объектах – возросла её надёжность, появилась автоматическая управляемость. Но не стоит забывать, что опасность подстерегает человека на каждом шагу, и железная дорога – современная и надёжная – тому не исключение! Этому свидетельствует статистика гибели людей на железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектах. Согласно ей, люди просто не соблюдают элементарных правил поведения на железной дороге. Мы  - взрослые - пренебрегаем своей безопасностью. А что же сказать о детях, ведь у них отсутствует защитная психологическая реакция на проблемную ситуацию, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектов. У дошкольников познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. А учитывая специфику работы родителей наших воспитанников – знакомство с профессиями железнодорожников является ранней профориентационной работой, на которой и будет  строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению уже в старшем дошкольном возрасте.  В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям не только расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе, но и получить некоторые нравственные установки,  включиться в систему взаимоотношений, научится сотрудничать друг с другом. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, в частности, безопасное поведение на железной дороге и  её вблизи.

  1. Проблема: дети дошкольного возраста и их родители не знают элементарных правил  безопасного поведения на железной дороге, а большая загруженность взрослых практически исключает возможность рассказывать детям о своей профессии и её достоинствах.
  2. Гипотеза: если создать условия для формирования у детей и их родителей навыков осознанного безопасного поведения на железной дороге, то у них повысится интерес и появится стремление правильно вести себя в железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектах, а также каждый воспитанник осознанно поймёт значимость выбранной той или иной профессии в будущем.
  3. Цель проекта: создать условия для активного сотрудничества с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленного на усвоение и закрепление навыков осознанного безопасного поведения детей и их родителей на железной дороге и представление о профессиях, задействованных на железной дороге.
  4. Задачи проекта:
  • создать условия для расширения кругозора, уточнения представлений детей о истории железной дороги, железнодорожном транспорте, профессиях железнодорожников;
  • познакомить с художественными  произведениями, стихотворениями, и песнями на тему  железной дороги, обогатить словарный запас детей;
  • способствовать формированию  навыков безопасного поведения на железной дороге;
  • создать условия для индивидуально – личностного роста ребёнка через систему внедрения профориентационной работы в  образовательный процесс;
  • воспитывать интерес к профессиям железнодорожников, чувство гордости за своих родителей, работающих на железной дороге;
  • создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных  умений детей и их творческого мышления, а так же познавательного интереса к миру железной дороге;
  • поддерживать инициативу изготовления родителями вместе с детьми  творческих рисунков «Я и железная дорога!»;
  • оптимизировать работу с родителями детей для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах безопасного поведения на железной дороге.
  1. Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта:

  • сформировалась ответственность и самостоятельность в действиях на железной дороге всех участников проекта;
  •  дети имеют представление о элементарных правилах поведения в железнодорожном транспорте и вблизи железной дороге;
  • воспитанники с гордостью представляют профессию своих родителей и знают разнообразие всех профессий на железной дороге;
  • раскрылись возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;
  • родители стали активными участниками педагогического процесса, проявляют заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

II. Календарный план реализации проекта по этапам

Содержание деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями (социальными партнёрами)

1 этап Подготовительный «Что мы знаем о железной дороге?»

Цель: Создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач, привлечь внимание детей и их родителей к проблеме несоблюдения элементарных правил поведения на железной дороге, а также к миру железнодорожных профессий.

Паутинка «Что мы знаем о железной дороге?» (метод трёх вопросов: что вы знаете, что хотите узнать, как это сделать?)

Подвижные игры:

  • “Ехал, ехал паровоз”,

Целевая прогулка с детьми к поезду на участке детского сада

Предложить детям Рассматривание картинок и книг по теме:

  • «От паровоза до сапсана»,
  • «Железная дорога».

Рассматривание макетов железной дороги

Привлечение родителей к совместной с детьми проектной и продуктивной деятельности в детском саду  и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

Беседа «История железной дороги»

Поход в музей детского сада

Дидактическая игра:

  • «Собери поезд», «Кто это» (пазлы)

Выложить Раскраски на  тему железная дорога:

  • «Едим на дачу»,
  • «Самый быстрый поезд »
  • «Мир профессий»

Привлечение родителей к сбору наглядно-тематического материала по теме «Безопасная железная дорога – детям!», «Я – железнодорожник!», «Моя профессия!»

2 этап Основной «Всё о  железной дороге!»

Цель: Создать условия для формирования у детей и их родителей навыков осознанного безопасного поведения на железной дороге, а также чувства гордости за своих родителей и их профессии.

НОД

  •  «Какой он – паровоз!»

Беседа «Правила безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте»

Разучивание стихов и песен о ЖД:

  • «Железная дорога» (Н.П. Туманова),
  • «Голубой вагон» (песня).

Динамические часы: 

  • «Раз вагон, два вагон…!».

Предоставление бросового материала для построения железнодорожной станции

Просмотр мультфильмов по  заданной тематике:

  • «Смышлёный паровозик»,
  •  «Клуб Микки Мауса».

Оформление книжного  уголка по теме

Оформление родительского уголка  по теме: «Безопасная железная дорога – детям!»

Рекомендации родителям по домашнему чтению

НОД

  •  "Геометрические фигуры для паровоза"

Беседа        

  • «Профессия нужная, профессия важная»

Чтение сказок:

  •  «Сборник детских сочинений о железнодорожном транспорте»,
  • «Железная дорога без опасности»

Разучивание стихов и песен о ЖД:

  • «Машинист» (Л. Фадеева),
  • «Паровозик чуки - ту» (песня).

 Динамические часы: 

  • «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…».

Предоставление пластилина и элементов декора детям для творческой лепки «Шлагбаум»

Дидактическая игра:

  • «Покажи то, что назову»

Рассматривание картин:

  • И. Левитан «Полустанок»,
  •  «Поезд в пути»,
  • Г. Нисский «Семафоры».

Буклет:

  • "Будь осторожней на железной дороге" 

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми - создание творческих рисунков: «Железная дорога и я»

НОД

  • "Семафор"

Беседа:

  • «Машинист и поезд»

Динамические часы: 

  • «Грузовой или пассажирский?»

Составление творческих рассказов "Если я поеду на поезде…?»

Предложить атрибуты для сюжетно – ролевой игры: «На вокзале»

Привлечение родителей к подготовке литературного вечера (разучивание стихов)

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

НОД

  •  "Сколько их – сосчитай "

Видео - презентация:

  • «Я – железнодорожник!»

Прослушивание стихов о железной дороге:

  •  «Машинист» (Л. Фадеева),
  • «Железная дорога» (Н.П. Туманова),

Организовать изготовление атрибутов к литературному вечеру

Рассматривание картин:

  • И. Левитан «Вечер после дождя»,
  • Г. Нисский  

«В пути»,

  • В. Поленов «Железная дорога»

Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми

Информирование родителей о важности семейных посещений общественных мест (железнодорожный вокзал)

НОД

  • "Они такие круглые"

Беседа:

  • «Необходимо знать и уважать!»

Динамические часы: 

  • «Переходы»

Прослушивание творческих рассказов: «Если я поеду на поезде…?»

Предложить атрибуты для сюжетно – ролевой игры: «Мы в поезде»

Просмотр мультфильмов по  заданной тематике:

  •  «Фиксики»,
  • «Уроки – тётушки Совы».

Организация выставки в группе "Железная дорога и я"

Литературный вечер:

«Наши родители - железнодорожники»

Организовать «Сюрпризы от Незнайки» для дидактической игры (дети искали по группе  загадки и отгадывали их)

Фоторепортаж для родителей по итогам проекта и выставка портретов родителей железнодорожников

3 этап Заключительный «Всё знаем!»

Цель: создать условия для закрепления знаний о безопасном поведении на ЖД и мира её профессий, а также подведение итогов реализации проекта.

Целевая экскурсия в музей детского сада для просмотра его пополнения

Анализ эффективности проведенной работы

Приготовление рамок к выставке в музее

Совместное с родителями планирование дальнейшей работы по итогам проекта

Презентация проекта на педагогическом семинаре

Предложить для самостоятельного просмотра мультфильмы по тематике:

  • «Томас и его друзья»,
  • «Маленькие Энштейны».

Ориентирование родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка на тему: «Безопасная железная дорога – детям!»

«Я – железнодорожник!»

III.Вывод:

У детей сформированы:

Представления:

 - о роли труда железнодорожников;

 - о разнообразии железнодорожных профессий;

 - о роли современной техники в трудовой деятельности железнодорожников;

 - обобщенное представление о связи труда людей разных профессий;

 - о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда.

Познавательные, речевые, игровые и трудовые компетентности:

 - Умеет строить схематическую (и мысленную) модель трудового процесса;

 - Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников;

 - Соотносит результаты труда, набор трудовых процессов с названием профессии;

 - Пользуется речью, как доказательством суждений о видах труда, профессиях;

 - Владеет соответствующим словарем - профессия, материал, инструменты и т.д.;

 - Включает в игровой процесс деятельность людей железнодорожных профессий;

 - Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных направлений.

 Умения:

 - Переносит знания о взаимоотношениях в труде на детскую деятельность;

 - Знает и называет различные виды железнодорожного транспорта, его назначение;

 - Знает стихи, загадки, песни на железнодорожную тематику;

 - Активен в различных играх на железнодорожную тематику;

 - Знает и умеет объяснить правила поведения на железнодорожном транспорте;

 - Знает и называет знаки "железнодорожный переезд" и др.

Отношение к труду железнодорожников:

 - Проявляет устойчивый интерес к  железнодорожным профессиям;

 - Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим

 трудом разнообразные ценности, необходимые человеку.

 

IV.  Литература:

  1. «Всё о правильном поведении детей на железнодорожном транспорте»  - М.: ООО «Пиар-Пресс», 2009 – 24 с.
  2. «Сборник детских сочинений о железнодорожном транспорте» - М.: 2011, РЖД
  3. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Г.М.Кисилевой, Л.И.Пономаревой. – М.: 2010
  4. «Непослушный вагон», Т.И. Михайлова. – М.:2013
  5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2001
  6. «История железной дороги» - книга – раскраска. – М.:2009
  7.  Ресурсы Интернета, журналы

http://kraeved.ngonb.ru/sites/default/files/a6bca4e2f492babaa96caa8f8075a8a1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для воспитания будущих железнодорожников в детском саду

В статье раскрываются проблемы создания условий для ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожного транспорта. ...

Совместная деятельность детей и родителей "Мы- будущие железнодорожники"

конспект проведения  совместной   деятельности  детей и родителей...

Проект "Мы - будущие железнодорожники"

Профориентационная работа по ознакомлению дошкольников с работой железнодороэного транспорта и профессиями, задействованными на железной дороге....

Сценарий познавательной викторины для родителей и детей "Мы – будущие железнодорожники"

Приобщение к знаниям железнодорожных профессий, традициям компании ОАО "РЖД"....

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Мы - будущие железнодорожники"

Развлечение для детей  старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Мы - будущие  железнодорожники"...

«Мы - будущие железнодорожники»

Развлечение для старших дошкольников...

Журнал для родителей и детей «Семафорик». Тема выпуска: «Мы будущие железнодорожники». Информирование родителей о ранней профориентации дошкольников и рекомендации по воспитанию будущих железнодорожников.

Журнал разработан в целях информирования родителей о ранней профориентации дошкольников и рекомендации по воспитанию будущих железнодорожников. Предлагаются некоторые исторические факты, дидактические...