Консультация для воспитателей Индивидуализация РППС
консультация

Михайлюкова, Наталья, Александровна

Консультация для воспитателей Индивидуализация РППС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_individualizatsiya_rpps.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей. Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации, как эффективное условие полноценного развития личности ребенка.

Подготовила воспитатель: Михайлюкова Наталья Александровна

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО принципом индивидуализации дошкольного образования.

В соответствии с принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и весь спектр поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая основная образовательная программа дошкольного образования (т. е. образовательная программа дошкольной организации) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Любое дело, требующее взаимопонимания и согласования позиций, основано на единстве смыслов, которые разные люди вкладывают в одно и тоже понятие, поэтому нужно определиться в сущности понятия индивидуализация.

Содержание термина «индивидуализация» многозначно и, несмотря на его частое использование, достаточно расплывчато. Как правило, при изучении процесса индивидуализации развития личности на первый план выходит обсуждение феномена индивидуальности. Достаточно часто это понятие используется как синоним понятия «индивидуальный подход». А. В. Петровский определяет индивидуализацию как открытие и утверждение своего «я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т. е. становление и осмысление индивидуальности. Мы будем использовать понятие, сформированное С. М. Юсфиным и Н. Н. Михайловой: «индивидуализация – это процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности».

Таким образом, индивидуализация – это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – не потакание собственным капризам. Это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу – не могу», «можно - нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.

В целом индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором, что создает особую психологическую ситуацию между выбирающим (ребенком) и тем, кто стремится повлиять на его выбор. Ребенку важно иметь реальную возможность свободного выбора, чувствовать уверенность в своих силах. Тот, кто пытается помешать этому, доказывая обратное, вольно или невольно закрывает путь к развитию ребенка. Тот, кто целенаправленно сохраняет эту возможность, помогая сделать выбор, принять решение, проявить себя в действии, пусть даже ошибочном, оказывает поддержку его развитию.

Одним из факторов, обуславливающих индивидуализацию образования является образовательная среда.

Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из детей индивидуального стиля деятельности и общения. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача педагога, исходя из индивидуальных особенностей воспитанника, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.

Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, - обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Акцентировать внимание следует на когнитивных компонентах развития, умении выполнять операции классификации, дифференциации и обобщения. Проектируя и создавая РППС, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться. Идеи, предложенные в ходе консультации должны найти воплощение в оформлении РППС всех помещений групп.

Рассмотрим некоторые предложения по индивидуализации предметно-пространственной среды, которые можно реализовать в группах. У нас уже в основу оформления каждой группы легло название группы, имеются визитные карточки с фотографиями детей и педагогов.

Можно дополнить раздевалку стендом «Здравствуйте, я пришел!». Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного коллектива детей и взрослых.

В каждой группе может быть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа (с целью познавательного развития). Там могут размещаться желания детей ко дню рождения, записанные с их слов воспитателем. Атмосфера дня рождения может создаваться с помощью красочного стула именинника, персональной именинной посуды или чудесного мешочка для подарков.

Рубрика «Герой дня» вывешивается на самом видном месте с фотографией дошкольника. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я концепции», развитие самосознания и самооценки.

Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Моё настроение». В специально организованные уголки помещают фишки или магниты на каждого дошкольника. Дети таким образом учатся определять не только свое настроение, но и других детей. Так в группах младшего возраста ребенок может различить два состояния настроения: плохое и хорошее, а в старших группах – значительно больше.

Исходя из того, что группа должна принадлежать детям, должна помогать глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников целесообразно создать «Панораму добрых дел», в которой отмечаются достижения детей в течение месяца и стимулируют желание дошкольника присоединиться к интересам и деятельности сверстников. Для воспитателей и родителей такая «Панорама добрых дел» - метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями (ребенок научился завязывать шнурки, застегать молнию на куртке, рисовать домик)

Можно оформить коробочку «Деловые хлопоты», которая будет заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «главный строитель», «директор гаража», «эколог», «гардеробщик», «счетовод» и др. поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Материалы в группе могут также присутствовать периодически, например коллекции. Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ». Этот уголок можно так и назвать «Островок сокровищ». В процессе коллекционирования ребенок учиться систематизировать и изучать собираемые предметы. Воспитатель, представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, вызывает у сверстников интерес к созданию собственной.

Помимо создания коллекций дети могут поочередно, вместе с родителями или воспитателями, оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. Такой способ организации предметно-пространственной среды также содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской деятельности можно отразить в постоянно действующей «Стене творчества».

А для творческих работ (картины, аппликации, алмазная мозаика, работ, выполненных в нетрадиционной технике) родителей, родственников ребенка совместно с самим ребенком можно создать персональные выставки. Оформление таких выставок развивает и вызывает у ребенка чувство гордости за свою семью.

Возможно оформление стены «Наши достижения», на которой вывешиваются достижения детей в городских, районных конкурсах и выставках или награды, полученные в кружках или секциях. Современный способ информирования родителей о достижениях и успехах ребенка – короткие сообщения о новостях и событиях, произошедших в течение дня в детском саду можно назвать «СМС-почта». Для индивидуальных занятий с ребенком можно сделать «Окошкодошкольника» в который будут вставляться карточки с фотографией ребенка и индивидуальным заданием.

Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация РППС в соответствии с ФГОС ДО

Представлены методические рекомендации к организации современной РППС в ДОО в соответствии с ФГОС ДО...

Консультация для воспитателей "Индивидуализация работы с детьми"

Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования, в том числе:-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам реб...

консультация для воспитателей особенности РППС по финансовой грамотности

консультация для воспитателей особенности РППС ПО финансовой грамотности...

Консультация для воспитателей: "Организация РППС в ДОУ при формировании первичных представлений о финансовой грамотности"

Консультация для воспитателей: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ при формировании первичных представлений о финансовой грамотности»Формирование основ фин...

Консультация для воспитателей «Организация РППС в ДОУ, ориентированной на ознакомление дошкольников с миром профессий»

Чтобы первичное знакомство детей с многообразием профессий прошло продуктивно, чтобы дошкольное детство действительно послужило первой ступенью профессионального самоопределения, чтобы ребенок получил...

Консультация для воспитателей "Создание РППС группы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с включением регионально-национального компонента"

Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду...