Консультация для воспитателей "Индивидуализация работы с детьми"
консультация
Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования, в том числе:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Поскольку «…ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще», можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_individualizatsiya.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«Индивидуализация работы с детьми»
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования, в том числе:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Поскольку «…ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще», можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Сравним, что же такое индивидуальный подход и индивидуализация
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных (чаще всего) или сильных сторон в развитии ребенка (реже; как правило, под сильными сторонами подразумеваются способности, склонности к чему-либо) и определение путей коррекции (чаще) или дальнейшего развития.
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка.
В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности.
Краткий сравнительный анализ двух подходов
Индивидуализация образования | Индивидуальный подход в образовании |
Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности | Цель: организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии |
Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности | Способы общения: прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата |
Тактика: сотрудничество и партнерские отношения | Тактика: диктат и опека |
«Хороший ребенок» инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий | «Хороший ребенок» следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия |
Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта | Убеждение: ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития |
Вывод: индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего | Вывод: индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы) |
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития.
Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст, здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития, пол, стиль учения, способности (его сильные стороны), характер и темперамент, интересы, и самосознание.
Индивидуальности невозможно обучить и невозможно воспитать ее извне. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того, чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он имеет возможность сталкиваться не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников), но и со своими собственными.
Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников (Г.М. Коджаспирова Педагогический словарь)
Для обеспечения индивидуализации учения необходимо, чтобы ребенок:
-имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерств и т. п.);
-получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовываются в «могу»;
-получал опыт кооперации с другими людьми.
Соответственно, педагогические условия индивидуализации образования должны включать:
•Создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими.
•Поддержку или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и другими членами семей, представителями социокультурного окружения), включенными в образовательную деятельность ДОУ.
•Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребенка.
•Готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми.
•Обеспечение времени для свободной игры.
Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
Реализация принципа индивидуализации в ДОУ через:
-изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка (личностно- ориентированная модель, не над ребенком, а вместе сообща)
-организация предметно-пространственной среды
-изменение содержания образовательной деятельности (проблемное обучение, деятельностный подход, проектная деятельность)
-взаимодействие детского сада с семьей
Что представляет собой индивидуализированное обучение?
Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами группы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.
Для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать среду, стимулирующую активность детей.
Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или танцам.
Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.
В чем состоят некоторые методы индивидуализированного обучения?
1.Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.
2. Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.
3. Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются.
4.Индивидуализация образования может быть обеспечена за счет принципиально нового метода использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями. Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках активно внедряемого в ДОУ проектного метода.
Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в символах, в цифрах.
Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком на карточке действия будут обучающими (развивающими).
Опыт показывает, что по каждой теме целесообразно готовить от 30 до 50 карточек – из расчета по 2–3 на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и максимальное разнообразие заданий.
Вместе с тем, задания на карточках должны повторяться – счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном, интересном для них содержании.
Компоновка заданий на карточке оставляет ребенку возможность выбора – рисовать, считать, рассматривать, обсуждать, писать.
Продуманы задания, основанные на работе в команде (формирование навыков сотрудничества).
Карточка – «личная, индивидуальная», а весь комплект – общий. В этом случае у детей формируется представление о личном вкладе в общее дело: каждый, выбирая карточку, выполняет свое задание, а все вместе работают над одной темой. В результате появляется целостный образ темы и персонифицированный вклад в нее. У всех карточек разное содержание, что стимулирует детей к использованию всего комплекта – «иначе не узнаем, пропустим что-то важное, интересное».
Применение карточек
Во многих детских садах, вне зависимости от возрастной группы и программы, практикуются интегрированные занятия, тематические блоки, метод проектов. В основе – комплексная реализация содержания через различные виды деятельности. Комплект тематических карточек обеспечивает интегрированность содержания и видов деятельности, обучение с учетом индивидуальных возможностей, интересов и потребностей. Так как в комплекте карточек много, появляется необходимость длительной работы с темой, постепенного освоения содержания – основа тематического блока или проекта, в ходе которого завершенность темы достигается только совместными усилиями и не одномоментно.
Для успешной работы нужно познакомить детей с видом карточек, договориться о том, какие условные знаки и символы будут использоваться. При планировании темы можно разделить комплект карточек на три части: для занятий, для совместной деятельности, для самостоятельной работы детей.
«Индивидуальность» карточки достигается тем, что каждый ребенок обязательно подписывает свою карточку, ставит дату работы. Если дети не умеют писать, используется метод копирования – предлагаются готовые таблички с именами, датами. Индивидуализация образования предполагает индивидуальный темп и последовательность работы с заданиями, получение своего результата. Не следует говорить ребенку, что ему нужно сделать. Правильнее использовать метод комментирования: «Я вижу, ты уже закрасил барашков. А сколько их всего? Ты планируешь только посчитать домики или будешь рисовать? Ты хочешь сегодня выполнить все задания или продолжишь работать завтра?»
Фиксация и предъявление результатов
Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми результатов своей деятельности. Это может быть, например, обсуждение в конце занятия или проговаривание в ходе совместной деятельности: «Какую карточку ты выбрал? Почему ты решил выполнить эти задания (чем они тебя привлекли)? Что успел сделать? С чего ты начал? Когда ты планируешь завершить работу?» и т. п. И обязательно, вопросы для общего обсуждения: «Что мы вместе узнали о птицах (домах, транспорте)? Что мы вместе сделали сегодня (нарисовали и закрасили животных, написали названия, сосчитали животных в зоопарке)» и т.п.
Так как содержание карточек предполагает задания различной направленности, может сложиться такая ситуация, когда ребенок, переходя от темы к теме, выполняет что-то одно, близкое и понятное ему (интересное, легкое в исполнении). Для того чтобы помочь ребенку практиковаться и совершенствоваться в разных видах деятельности, можно использовать специальные «листы учета». В этом случае, в конце работы (занятия) дети отмечают в своем листе, что именно они сегодня делали. А в конце темы (или месяца) и дети, и взрослые подводят итоги – считают пометки на листе учета. Помимо работы с листами учета, карточки (все или по выбору детей) экспонируются в уголке учебной деятельности. В этом случае у детей формируется представление о важности и ответственности этой работы. Когда все (или большинство) карточек будут использованы и работы над темой будет завершена, их можно перенести из группы в раздевалку. А затем, часть «проработанных» карточек можно поместить в тематическую коробку (своего рода отчет о выполненной работе и одновременно образцы заданий на будущее), часть вложить в личные портфолио детей.
Отличие карточек от рабочих тетрадей, альбомов-раскрасок
Как правило, тетрадь воспринимается педагогом и ребенком (детьми) как персональный игровой или учебный материал и подразумевает индивидуальную работу. Дети весьма ревностно относятся к попыткам других оставить в их тетради хотя бы одну линию.
Тетрадь предполагает (отчасти) последовательную работу с заданиями, как правило, они и формируются по принципу усложнения. Ребенок может «перепрыгивать» со страницы на страницы, но это не одобряется.
Тетрадь не предполагает открытой демонстрации ребенком своих успехов – она хранится в закрытом виде и ее нужно раскрывать на выбранной странице и показывать выполненное задание или же рвать, чтобы вынуть лист.
При работе в тетради дети часто пользуются фломастерами и сочный жирный след остается на последующих листах.
Тетрадь подписывается (если это вообще предполагается) только на обложке и вынутые из нее страницы быстро «теряют автора», становятся анонимными и бесполезными с точки зрения анализа и оценки динамики развития ребенка.
Ребенок может «перепрыгивать» с задания на задание – выбирать в тетради отдельные интересные ему задания и тогда она становится «недоиспользованной», теряет обучающий ресурс – самому ребенку прочие задания в ней неинтересны, а другие дети ее использовать не могут – она «чужая», а им «хотелось именно то задание, которое было у …».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей"Работа с детьми раннего возраста в период адаптации в ДОУ"
Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье,особенно,если ребенок единственный.В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потреб...
Консультация для педагогов "Работа с детьми зимой на прогулке"
Чем занять и увлечь детей зимой на прогулке, как создать среду для двигательной деятельности....
Консультация для родителей "Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ"
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования....
консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...
Консультация для педагогов Работа с детьми по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия в ДОУ.
С каждым годом медицинские работники выявляют все больше детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и т. ...
Консультация для родителей "Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ"
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное образование? Инклюзивное или включенное образование - т...
Консультация для педагогов "Работа с детьми по формированию знаний по правам ребенка"
Консультация поможет педагогам организовать работу с воспитанниками по изучению прав ребенка....