Консультация для воспитателей "Создание РППС группы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с включением регионально-национального компонента"
материал

Шебалина Оксана Владимировна

Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду. Важным является включение в содержание патриотического уголка материалов, отражающих особенности территории, на которой расположен детский сад: природа и животный мир, известные люди и их вклад в процветание Родины, национальности, проживающие в данной местности, их обычаи, ремесла и культура. Ниже представлен примерный перечень материалов, которые можно разместить в патриотическом уголке, учитывая возрастные особенности детей и содержание программы воспитания ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_po_rnk.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Создание РППС группы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с включением регионально-национального компонента»

Воспитание у дошкольников нравственных чувств и патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей с раннего детства под влиянием окружающей действительности. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. Целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма становится актуальным в настоящее время. 

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к представителям других народов, их традициям и обычаям.

Таким образом, можно выделить основные ценностные ориентиры, формирующиеся в ходе нравственно-патриотического воспитания:

  • семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
  • историческое единство русского народа;
  • общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к национальным традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.

В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос: с детским садом, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей. Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели вместе с родителями и детьми могут оформить уголки нравственно-патриотического воспитания в детском саду своими руками.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

  • Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  • Воспитывать уважение к труду.
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
  • Формировать элементарные знания о правах человека.
  • Расширять представлений о городах России.
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в ДОО, развития их активности и познавательного интереса в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду. Оформление патриотических уголков в группе, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.

Принципы организации патриотического уголка.

1.      Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).

2.      Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).

3.      Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также убирать ненужные).

4.      Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).

5.      Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).  

Важным является включение в содержание патриотического уголка материалов, отражающих особенности территории, на которой расположен детский сад: природа и животный мир, известные люди и их вклад в процветание Родины, национальности, проживающие в данной местности, их обычаи, ремесла и культура. Ниже представлен примерный перечень материалов, которые можно разместить в патриотическом уголке, учитывая возрастные особенности детей и содержание программы воспитания ДОУ.

Содержание РППС по РНК (регионально-национальный компонент)

  1. Мини-музей народного быта
  2. Тематические слайды, альбомы, фотографии, которые отражают региональную специфику
  3. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, которые отражают региональную специфику
  4. Сменяемая выставка «Генеалогическое древо семьи» (совместные работы детей с родителями)
  5. Муляжи фруктов и овощей, которые выращивают в регионе
  6. Коллекции семян злаковых культур, которые выращивают в регионе
  7. Гербарий растений данной местности
  8. Фотографии с изображением природных пейзажей местности в разные времена года
  9. Альбомы, слайды с изображением флоры, фауны региона
  10. Фотографии знаменитых земляков
  11. Альбомы, фотографии, слайды с изображением достопримечательностей региона, родного города, села
  12. Коллекции открыток с изображением городов региона
  13. Географическая карта региона
  14. Выставки детского творчества, в том числе совместных работ родителей и детей по мотивам регионального народного творчества
  15. «Уголки детского рукоделья»
  16. Электронные образовательные ресурсы с информацией по региональному компоненту
  17. Аудио- и видеозаписи исполнения народных песен, танцев региона
  18. Изображения национальных музыкальных инструментов региона
  19. Картотека ансамблей народного творчества региона. Фото их выступлений
  20. Фотографии, которые отражают традиции проведения праздников в старину
  21. Картотека художников, писателей, поэтов и композиторов родного края
  22. Репродукции картин местных художников
  23. Кукольный театр по народным сказкам региона (например, кубанским народным сказкам)
  24. Сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков
  25. Книжки-малышки «Костюмы разных народов», «Народные праздники»
  26. Библиотека детской литературы (сказки, рассказы, стихи) местных авторов
  27. Фотографии орудий труда в старину
  28. Альбомы, фотографии, предметы народного искусства и промыслов региона
  29. Куклы в национальных костюмах народов края (области)
  30. Альбомы национальных костюмов родного края
  31. Альбомы, которые отображают символику региона
  32. Тематические макеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...

Положение о проведении смотра-конкурса «Лучшая РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей»

Положение о проведении смотра-конкурса «Лучшая РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей по развитию РППС по формирования нравственно-патриотических ценностей у старших дошкольников

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и изменением соответствия близким по требованиям ФГ...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации регионального компонента

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации регионального компонента...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...