Индивидуализация РППС в соответствии с ФГОС ДО
презентация на тему
Представлены методические рекомендации к организации современной РППС в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации воспитателям | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА… ДОО –«из 19 века» Педагоги–«из 20 века» Дети –«из 21-22 века»
Важным критерием оценки деятельности дошкольной организации является созданная предметно-пространственная развивающая среда. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) Среда должна обеспечивать: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых двигательной активности детей возможности для уединения.
Насыщенность Трансформируемость Полифункциональность Вариативность Доступность Безопасность требования к развивающей среде ФГОС ДО
Насыщенность соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Наличие средств обучения (в том числе технических) разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Трансформируемость возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Доступность - свободный доступ всех (и с ОВЗ) воспитанников к играм, игрушкам, материалам. Безопасность - соответствие всех элементов среды требованиям надёжности и качества Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Полифункциональность ● возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности . Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Вариативность среды предполагает: ● наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) ● разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования ● периодическую сменяемость и появление новых предметов Требования к развивающей предметно-пространственной среде
3 основных направления перестройки работы ДОО по ФГОС ДО : Переориентация на индивидуальность каждого ребенка (ребенок – не пустая корзина); Создание РППС, стимулирующей индивид. развитие каждого ребенка (обеспечить личное пространство для каждого ребенка); Пересмотр подходов взаимодействия с семьей (индивид. подход к каждой семье, сведение к минимуму фронтальных и групповых форм работы). СОТРУДНИЧЕСТВО – общение на равных.
Ориентиры для построения РППС: учет программных задач; учет возрастных особенностей; учет интересов детей, в т.ч. гендерный подход; учет особенностей индивидуального развития каждого ребенка в группе
3 кита формирования РППС: Наличие условий для освоения содержания 5 образовательных областей; Обеспечение эмоционального благополучия; Поддержка детской инициативы
Зонирование Пространство группы следует организовать в виде разграниченных зон ( «центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов ( книги, игрушки, материалы для творчества и пр. )Оснащение их должно меняться в соответствии с тематическим планированием образ.процесса. Уголок для сюжетно- ролевых игр; Уголок ряжения ( театрализованные игры); Книжный уголок; Зона для настольно-печатных игр; Выставка (рисунка, детского творчества и др.): Уголок природы; Спортивный; Уголок для игр с песком; Уголок для СДД (конструкт., изобр., музык. и др.); Центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.); Игровой уголок ( с игрушками, строит. материалом).
Возрастные особенности РППС Младшие группы: В основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.) Старшие группы: Замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная среда пробуждает активное воображение детей.
Отличительные признаки РППС в каждой возрастной группе Третий год жизни — это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении 2 мл. гр. — это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами Средняя группа - учет потребности детей в игре со сверстниками и особенность уединяться Старшая группа - игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д. Организация среды Младшая группа - определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста Средняя группа - организуется воспитателем вместе с детьми Старший дошкольный возраст - дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих детских интересов
Особенности современной РППС Обеспечивает доступ к объектам природного характера: - наблюдение на участке ДОУ - опыты и эксперименты -элементарный труд Культурное пространство -изделия народного искусства; -репродукции: -портреты великих людей; -предметы старинного быта и пр.
Особенности организации РППС для обеспечения эмоционального благополучия Уют, комфорт, «домашняя обстановка», ребенок может занять себя интересным, любимым делом , свободно выразить эмоции.
Особенности организации РППС для развития самостоятельности Вариативная среда, состоит из различных площадок ( мастерских, исследовательских, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.). Среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем 1 раз в несколько недель.
Особенности организации РППС для развития свободной игровой деятельности Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно, легко трансформируемо. Дети и родители имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды
Особенности организации РППС для развития познавательной деятельности Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования ( природа, ближайшее окружение)
Модель времен года
Особенности организации РППС для самовыражения средствами искусства: Наличие необходимых материалов; Возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Темы сюжетно-ролевых игр (анализ материалов программы, рекомендаций А.А.Чеменевой) Младший дошкольный возраст : ознакомление с трудом воспитателя, повара, помощника воспитателя, музыкального руководителя, врача, продавца, шофера, строителя. «Семья», «Парикмахерская» , «Кухня», «Магазин», « Больница», «Корабль», «Машина». Средний дошкольный возраст : + «Детский сад», «Путешествие». Старший дошкольный возраст: ознакомление с трудом воспитателя, учителя, врача, строителя; работника сельского хозяйства, транспорта, связи, художника, писателя, композитора, артиста, мастера народно- прикладного искусства, воина, космонавта, архитектора, библиотекаря. + «Школа», «Библиотека» , «Почта», «Космос», « Моряки», «Военные», «Спасатели», «Ателье», «Кафе», «Салон красоты».
Классификация ( типы) игрового материала Игрушки-персонажи ( куклы, фигурки людей и животных; ролевые атрибуты - шапочка врача, каска пожарного и др.) Игрушки-предметы оперирования (имитируют реальные предметы-чайник, утюг, молоток, руль и т.д.) Игрушки-маркеры ( знаки) игрового пространства ( указывают на место действия, обстановку в которой оно происходит- игрушечная плита, дом теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.) ( по материалам книги Материалы и оборудования для детского сада : Пособие для воспитателей и заведующих/ под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой, 2003г.)
Маркеры игрового пространства предметы, указывающие на место событий , в которых разворачивается сюжет игры (автобус, театр, больница) Виды: напольные, настольные. Преимущества: легко перемещаются с места на место, не боятся случайных сотрясений(в условиях большой группы детей это особенно важно), служат длительное время и в любой момент могут быть доступны дошкольникам для игры. Изготовление : из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой и других подходящих материалов.
Маркеры игрового пространства первая, вторая младшая группа: Кукольный стол (крупный)-1 Кукольный стул (крупный)-4 Кукольная кровать-2 Кукольный диванчик -1 Кухонная плита /шкафчик( соразмерная ребенку)-1 Шкафчик для кукольного белья-1 Ширма- остов домика-1 Ширма-остов автобуса ( вагончика )с рулем-1 Ширма-прилавок-1 Набор мебели для кукол среднего размера-1 Бензоколонка крупная-1 Домик-теремок или ширма - остов домика-1
Маркеры игрового пространства средняя группа Кукольный стол ( крупный)-1 Кукольный стул-4 Кукольная кровать или диванчик ( крупный)-1 Кухонная плита/шкафчик ( на колесах, крупная)-1 Набор мебели для кукол среднего размера-2 Скамеечка на колесах со съемным рулем-1 Руль на подставке-1 Штурвал на подставке-1 Универсальная складная рама/ширма-пятистворчатая (30-50см. высотой)-1 , обозначающая по желанию детей контур корабля или самолета, и т.п. Трехстворчатая ширма/театр ( 70см.) Кукольный дом для кукол среднего размера-1 Бензозаправочная станция-гараж ( для мелких автомобилей)-1 Макет «скотный двор»-1; Ландшафтный макет( коврик)-1; Светофор-1 Тематические строительные наборы: город, замок, крепость
Маркеры игрового пространства старшая, подготовительная к школе группа: Набор мебели для кукол среднего размера-2; Стойка с рулем/штурвалом ( съемным)-1; Стойка -флагшток-1; Объемные или силуэтные деревья на подставках мелкие ( для ландшафтных макетов)-10-20; Набор мебели «школа» для мелких персонажей-14; Набор мебели для мелких персонажей-1; Универсальная складная рама/ширма-1; Трехстворчатая ширма/театр -1; Набор мебели для кукол среднего размера-1; Кукольный дом (макет) для кукол среднего размера/для мелких персонаж. Бензозаправочная станция-гараж (сборно-разборная)-1; Набор дорожных знаков и светофор для мелкого транспорта-1; Макет «замок/крепость»-1; Ландшафтный макет( коврик)-1; маяк-1; Тематические строительные наборы: город, ферма, зоопарк, крепость,
Поддержка детской инициативы Уголок «Я хочу рассказать…»
Полифункциональные материалы Объемные модули ( крупных размеров, разных форм)-10; Ящик с мелкими предметами-заместителями-1; Крупный строительный набор-1; Куски ткани, разного цвета, 1х1м-5; Емкость с лоскутами , мелкими и средними, разного цвета и фактуры-1
Взаимодействие с семьей Содержание родительских уголков : психологические особенности детей; уголок краткой информации (высказывания великих людей, яркие строки стихов, меткие народные пословицы и поговорки по вопросам воспитания и обучения); послушайте вместе с детьми (специальная запись песен или стихов для прослушивания дома); уголок здоровья; наши успехи; знаете ли вы (рубрика содержит сообщения о новых исследованиях в области медицины, психологии); права детей (помещается информация по соблюдению прав детств а в ДОУ и семье. объявления
Методическая литература Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. - .: Просвещение, 2014. В.П. Быстров. Перечень целевых комплектов игровых средств для оснащения дошкольных образовательных организаций.М.: ФИРО, 2014. Материалы и оборудование для детского сада» / ред.Т.Н.Дороновой, Н.А. Коротковой, М.: ЗАО « Элти-Кудиц», 2003. А.А. Чеменева .Рекомендации по построению предметно- развивающей среды ДОУ. НИРО, 2011. Материалы с курсов НИРО, 09-10. 2014г.
Задание на лето Составить план подготовки к новому учебному году Составить план индивидуальной работы с детьми (см.мониторинг) Изготовить маркер игрового пространства Продумать учет в среде группы детских интересов и инициативы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принцип содержательности и насыщенности в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО
В публикации кратко описано, в чём заключается принцип содержательности и насыщенности....
Реализация принципа содержательность-насыщенность в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО
Материал был представлен на груглом столе в ДОУ....
РППС в соответствии с ФГОС
Развивающие центры в ДОО...
Методические рекомендации для воспитателей по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО
Цель: Оказание теоретической помощи педагогам в создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО. Задачи: 1. Актуализировать знания педагогов о принципах, асп...
Индивидуализация образования в соответствии с ФГОС ДО
Работа направлена на индивидуализацию образовательного процесса по образовательным областям и по интересам ребенка....
Индивидуализация образования в соответствии с ФГОС ДО
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, кото...
«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...