Творческий проект «Азбука потешек»
проект

МАДОУ Детский сад №4  Золотая рыбка  Пионерского городского округа

Педагог-психолог Соколова Л. В.

Фольклорные потешки – небольшие стихотворения из двух – четырех, либо восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

«Азбука потешек»

Пояснительная записка

Фольклорные потешки – небольшие стихотворения из двух – четырех, либо восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах.

Для потешек характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые, добрые прозвища: котя – коток, курочка – рябушечка, сова – совинька, бабочка – коробочка, стрекоза – колечко, коза – хлопота, сорока – белобока. Потешки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, объем, цвет и даже вкус.

Потешка предлагает детям увидеть смешное в жизни, и научиться это смешное передавать в слове. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи и ЗПР, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны потешки. Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, потешки, пословицы. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом потешки.

Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове. Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

В связи с этим возникла идея создания творческого проекта «Азбука потешек». К участию в проекте приглашены дети старшей логопедической группы, подготовительной логопедической группы, группы «Развитие».

Цель:

- Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

  • Развивать творческое воображение, память, мышление.
  • Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников.
  • Развивать коммуникативные способности.
  • Закреплять знания о жизненных ситуациях.

- Развивать координацию движений, общей и мелкой моторики; умения согласовывать свои движения с ритмом потешки.

- Овладение детьми родным языком.

Предлагаемые ниже игры и упражнения помогают эффективно справиться с этой задачей. Они ориентированы на занятия в небольших (2-3человека) группах детей старшего дошкольного возраста, а также на индивидуальную работу с детьми. Освоить технологию применения этих игр и упражнений несложно педагогам детских дошкольных учреждений. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:

не допускать скуки во время занятий, постоянно подогревая интерес детей
новыми творческими идеями;

- отложить занятие, если ребенок расстроен, устал или хочет заняться делом,
которое ему больше нравится;

  • знать меру и не перегружать малыша. Помнить, норма — понятие весьма
    относительное;
  • забыть о своем возрасте и с удовольствием включиться в работу с детьми;
  • искренне гордиться ребенком, ценить и уважать его успехи.
    Иными словами, добиваться того, чтобы занятия были бы для всех не в
    тягость, а в радость.

Прежде всего необходимо иметь «банк потешек» . Очень полезно к поиску новых потешек подключать самих ребят. Как правило, они делают это с огромным удовольствием.

На одно занятие следует выносить не больше одной потешки. В этом случае она глубже прорабатывается, четче усваивается и остается в памяти на более длительное время. Начать лучше с того, что педагог, достаточно громко, не спеша, внятно читает текст потешки. Затем дети хором вместе с преподавателем повторяют текст еще раз. После такого первичного знакомства спотешкой начинается основная работа по ее лучшему запоминанию и проговариванию. дня этого имеется много различных приемов.

Этапы работы:

I. Пропевка потешек.

Любую потешку можно пропеть, главное — подобрать к каждой в отдельности «свою мелодию». И вариантов здесь великое множество: в виде любимой эстрадной песни, оперы, романса, частушки, в стиле «рэп», речетативом и др. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например, как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка (писклявым голоском), или как котенок (ласково и нежно) и т. д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим. Ребенок, предложивший идею, становится руководителем или 'дирижёром', а все остальные дети составляют небольшой хор. Желательно, чтобы в роли дирижера мог выступить каждый ребенок. Есть и другой вариант — один воплощает свой замысел «на импровизированной сцене», а остальные дети — «зрители». И так все по очереди.

Подобная работа тренирует память дошкольников, раскрывает их творческий потенциал, повышает настроение.

2. Инсценировка потешки.

Этот прием очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все потешки можно «показать», инсценировать. Поэтому необходимо заранее все продумать и отобрать подходящие.

Дети могут показывать потешку все сразу, одновременно, а педагог в это время произносит слова, наблюдает за малышами и выбирает особо старательного. Или другой вариант — один ребенок выступает в роли актера, показывая инсценировку, а остальные ребята они же — зрители, громко, хором проговаривают (пропевают) потешку. Причем в роли актера должен побывать по очереди каждый ребенок. Следовательно, потешка будет произнесена, как минимум, столько раз, сколько детей в группе. Этот прием, как и предыдущий, раскрепощает детей, раскрывает их актерские способности.

3. Ответь на вопрос.

Работа в этом ключе подразумевает, что потешка может служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чем (о ком) повествует эта потешка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Значение какого слова вам непонятно? Какое настроение передает потешка?

Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы-рассуждения на подобные вопросы развивают мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащают словарный запас детей.

4. 3адай вопрос.

Если предыдущий прием предполагал, что вопросы продумывает и задает взрослый, то в данном случае сам ребенок после знакомства с потешкой формулирует свой вопрос и адресует его сверстнику или взрослому, по своему усмотрению. Затем выслушивают всех, кто желает что-то добавить, высказать свою точку зрения, после чего автор вопроса сам анализирует оценивает полученные ответы.

Подобная работа в сочетании с предыдущим обучением дошкольников умению наблюдать, слушать, оперировать понятиями, характеризовать, изъяснять, рассуждать, делать выводы и умозаключения, оформлять свои мысли, формулируя их в виде грамотных размышлений правильных вопросов и достойных ответов, В результате ребенок накапливает и обогащает знания и представления о самом себе, об окружающих его людях, о животном и растительном мире, о явлениях природы и о многом другом.

5. Диалог.

В проговаривании (пропевании) потешки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы каждая пара детей стремилась произнести потешку четко, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (петушка, лисичку, птичек, комарика и др.).

Данный прием развивает у малышей навыки общения и актерское мастерство. Следует помнить о том, что не всякая потешка подойдет для этого упражнения, поэтому материал следует отобрать заранее.

6. Зеркало.

Дети, как и в предыдущем приеме, группируются по парам. Один ребенок в

паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен

произноситьпотешку, широко открывая рот и четко выговаривая

каждый звук:

второй ребенок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее

зеркальное отражение. Его задача — беззвучно, одними губами, точно

повторить текст. Затем следует поменяться ролями.

Для данного приема, который великолепно развивает внимание

дошкольников, подходит любая потешка, лишь бы она была интересна

детям.

#1069;хо.

^*.

Один ребенок достаточно громко, медленно, с паузами после каждого слова проговаривает (пропевает) потешку; ладони можно приложить к губам. По длительности паузы должны быть достаточными для эхо-повтора произнесенного слова всеми остальными детьми. Интересно и занимательно при этом внести элемент игры, например, «Заблудившийся в лесу» или «Мы в горах». Приём способствует развитию навыков работы в коллективе, умению слушать и слышать не только себя, но и других.

8. Иллюстрация.

Этот способ еще называется «Зарисовка». Его можно использовать как на занятиях, так и в качестве домашнего задания. Дети записывают изученную потешку на отдельном листе и делают к ней иллюстрацию. При этом не имеет значения, есть у ребенка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребенок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, только приветствуется.

Таким образом после серии занятий у ребят формируется свой «банк потешек». Этот прием развивает воображение, дает бескрайний простор для творчества.

9. Книга потешек.

Когда наберется достаточное количество иллюстрированных потешек, дети выпускают книгу, для этого надо всего лишь с выдумкой и фантазией оформить обложку. Книга может называться, например, «Азбука потешек»,

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и педагога.

Анкета для родителей

  • Какое значение в воспитании детей имеют малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины)?
  • При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам?
  • Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?
  • Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества?

Критерии оценки результатов анкетирования
1б - нет, 2б – сомнения, 3б - да

Низкий уровень: родители не проявляют интереса к малым фольклорным жанрам. (4б)

Средний уровень: родители частично проявляют интерес к малым фольклорным жанрам, знакомят детей в домашних условиях с русским народным творчеством. (5-10б)

Высокий уровень: родители приобщают детей к истокам русской народной культуры, сами интересуются доисторическим прошлым. (10-12б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, творческий проект "Начинаем с Азбуки"

Изучение азбуки – начальный этап овладения ребенком огромным богатством русского языка. Этот процесс сложен, особенно на начальном этапе, поэтому задача педагога заключается не только в том, чтобы пер...

Творческий проект "Логопедическая азбука"

Проект для детей старшей и подготовительной логопедической группы детского сада...

Исследовательско-творческий проект "Азбука общения"

Проект рассчитан на детей, педагогов,родителей, специалистов. Прописаны этапы работы над проектом, планируемые результаты. содержание работы пообразовательным областям.работа с родителями, итоги проек...

Творческий проект Азбука здорового питания

laquo;Человеку нужно есть,Чтобы встать и чтобы сесть.Чтобы прыгать, кувыркаться,Песни петь, дружить, смеяться.Чтоб расти и развиватьсяИ при этом не болеть –Нужно правильно питатьсяС самых юных ...

Информационно-творческий проект "Азбука безопасности"

Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одн...

Познавательно – творческий проект: «Азбука пожарной безопасности»

Неосторожное обращение с огнем – самая частая причина пожаров. Большинство всех пожаров возникает по вине людей, не знающих правил пожарной безопасности или безответственно относящихся к ним. Мн...

Иформационно - исследовательский, долгосрочный, групповой, творческий проект «Азбука финансов»

В современном и динамичном мире одной из важнейших категорий является категория товарно-денежных отношений. Но незнание основным населением базовых принципов функционирования рыночной экономики являет...