Творческий проект "Логопедическая азбука"
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Проект для детей старшей и подготовительной логопедической группы детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект для старших дошкольников
«Логопедическая азбука»
Срок организации и реализации проекта:
сентябрь 2017 –май 2019гг.
Тип проекта:
творческий, групповой, индивидуальный.
Продолжительность:
долгосрочный – 2 года
Авторы, организаторы проекта:
учитель – логопед: Аникеева Наталья Александровна;
воспитатели: Илюшова Нина Анатольевна; Штабеева Валентина Петровна
Участники проекта:
Воспитанники группы и их родители
ЗАТО Шиханы, 2017
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Для успешного овладения ребёнком грамотным чтением и письмом необходим определённый уровень сформированности предпосылок этих процессов, а именно –фонетико-фонематических процессов (звукопроизношение, звукоразличение,звуковая аналитико-синтетическая деятельность). Дети группы компенсирующей
направленности – дети с ОНР – в структуре дефекта имеют нарушение (недоразвитие) фонематического восприятия. Опыт работы показывает, что такие дети испытывают значительные затруднения в усвоении знаний, приобретении умений, необходимых для обучения грамоте в общеобразовательной школе. Это обусловлено некоторыми составляющими структуры ОНР:
Фонетическая сторона речи детей характеризуется наличием многочисленных искажений, замен и смешений звуков. Страдает звуконаполняемость слов, состоящих из звуков, даже не нуждающихся в коррекции.
Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки изолированно и их употребления в спонтанной речи. Недостаточность фонематического восприятия является причиной неготовности к самостоятельному (в отличие от детей с нормой речи) овладению звуковым анализом и синтезом.
Задержка в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма, обусловленная клиническими причинами дефекта.
Недоразвитие оптико-пространственного восприятия, недостаточная сформированность слуховой, зрительной, ассоциативной памяти, зрительно-
моторной координации (М.Е.Хватцев 1996г., И.Н.Садовникова – 1995г. и др.) не позволяет детям быстро запоминать буквы, количество и расположение их элементов, соотносить звук и букву.
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией проявляющаяся в некритичном отношении ребенка к своему дефекту и слабой
мотивации к его устранению является препятствием получения речевых навыков и умений.
Перечисленные, нескомпенсированные в дошкольном детстве недостатки, в школе становятся причинами нарушений чтения и письма – дислексии и дисграфии.
В виду необходимости принятия мер по оптимизации процесса речевой
подготовки детей к школе решили разработать и реализовать в старшей и подготовительной логопедической группе образовательный проект «Логопедическая азбука»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование фонетико-фонематических представлений и навыков как предпосылок грамотного чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Учить детей с нарушениями речи правильно произносить и дифференцировать в свободной речи звуки родного языка
- Воспитывать у детей речевую мотивацию
- Формировать у детей умения и навыки звуко-буквенного анализа
- Способствовать развитию у детей творческих способностей
- Привлекать родителей к активному участию в процессе овладением ребенком умениями и навыками в процессе обучения грамоте.
В ходе разработки проекта определили основные проектные направления работы по выбранной стороне речевой деятельности:
I. Формирование произносительных навыков:
- Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация звуков)
- Дифференциация смешиваемых звуков;
II. Формирование фонематических восприятия и представлений;
III. Развитие навыков и умений звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
Определили следующие формы организации для реализации проекта:
- Занятия по формированию фонетико-фонематических представлений, постановке, автоматизации, дифференциации звуков, подготовке к обучению грамоте (индивидуальные, подгрупповые, групповые) – занятия с логопедом и воспитателем.
- Свободная деятельность детей – игра.
- Занятия с родителями дома (выполнение творческих работ)
Этапы проекта:
Старшая группа
1.Подготовительный этап – разработка проекта (сентябрь 2017г.)
2.Технологический этап – основной (октябрь – май 2018г.)
3.Рефлексивный этап – результаты проекта (последняя неделя мая 2018).
Подготовительная группа
1.Подготовительный этап – внесение корректив в проект (сентябрь 2018г.)
2.Технологический этап – основной (октябрь – май 2019г.)
3.Рефлексивный этап – результаты проекта (последняя неделя мая 2019).
Предполагаемые продукты проекта:
- в старшей группе — общая книга «Азбука» со стихами, рисунками и картинками детей;
- в подготовительной группе: книжки «Азбука», созданные каждым ребенком индивидуально.
Предполагаемые ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ для каждого РЕБЁНКА в конце ПРОЕКТА:
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам
- интересуется причинно-следственными связями и самостоятельно делает выводы
- правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении
- владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
- может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности – навыки звуко-буквенного анализа
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, решения проблемы
- демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов
- готов к реализации самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной) в отношении «визуализации» букв
- стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различны
Участие семьи в проекте:
- Закрепление дома знаний детей, полученных на занятиях по звуковой культуре речи и обучению грамоте в заданиях к « Азбуке»
- Выполнение заданий логопеда по коррекции звукопроизношения;
- Обеспечение дома контроля правильной речи и воспитание самоконтроля у ребёнка;
- Помощь ребёнку в выполнении творческих заданий проекта.
План мероприятий :
Старшая логопедическая группа | Подготовительная логопедическая группа |
I этап. Подготовительный | I этап. Подготовительный |
- Определение целей и задач проектной деятельности. | - Определение дальнейших целей и задач проектной деятельности. |
2 этап Технологический | 2 этап. Технологический |
- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте - Вырезание картинок на данный звук. | - Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв». «Учим детей читать» «Речевая готовность ребенка к школе» |
3 этап. Рефлексивный | 3 этап. Рефлексивный |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-творческий проект "Азбука общения"
Проект рассчитан на детей, педагогов,родителей, специалистов. Прописаны этапы работы над проектом, планируемые результаты. содержание работы пообразовательным областям.работа с родителями, итоги проек...
Творческий проект Азбука здорового питания
laquo;Человеку нужно есть,Чтобы встать и чтобы сесть.Чтобы прыгать, кувыркаться,Песни петь, дружить, смеяться.Чтоб расти и развиватьсяИ при этом не болеть –Нужно правильно питатьсяС самых юных ...
Грамота коллективу "Искорка", занявшему I место в районном детском творческом конкурсе "Азбука пожарной безопасности"
Номинация "Хореографическое искусство"...
Информационно-творческий проект "Азбука безопасности"
Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одн...
Творческая группа "Азбука финансов"
Цель:Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;- раскрыть взаимосвя...
Творческий проект «Азбука потешек»
Педагог-психолог Соколова Л. В.Фольклорные потешки – небольшие стихотворения из двух – четырех, либо восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных ...
Познавательно – творческий проект: «Азбука пожарной безопасности»
Неосторожное обращение с огнем – самая частая причина пожаров. Большинство всех пожаров возникает по вине людей, не знающих правил пожарной безопасности или безответственно относящихся к ним. Мн...