Творческий проект "Логопедическая азбука"
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Аникеева Наталья Александровна

Проект для детей старшей и подготовительной логопедической группы детского сада 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект для старших дошкольников

«Логопедическая азбука»

Срок организации и реализации проекта:

сентябрь 2017  –май 2019гг.

Тип проекта:

творческий, групповой, индивидуальный.

Продолжительность:

долгосрочный – 2 года

Авторы, организаторы проекта:

учитель – логопед:  Аникеева Наталья Александровна;

воспитатели: Илюшова Нина Анатольевна; Штабеева Валентина Петровна

Участники проекта:

Воспитанники группы  и их родители

ЗАТО Шиханы, 2017

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Для успешного овладения ребёнком грамотным чтением и письмом необходим определённый уровень сформированности предпосылок этих процессов, а именно –фонетико-фонематических процессов (звукопроизношение, звукоразличение,звуковая аналитико-синтетическая деятельность). Дети группы компенсирующей

направленности – дети с ОНР – в структуре дефекта имеют нарушение (недоразвитие) фонематического восприятия. Опыт работы показывает, что такие дети испытывают значительные затруднения в усвоении знаний, приобретении умений, необходимых для обучения грамоте в общеобразовательной школе. Это обусловлено некоторыми составляющими структуры ОНР:

Фонетическая сторона речи детей характеризуется наличием многочисленных искажений, замен и смешений звуков. Страдает звуконаполняемость слов, состоящих из звуков, даже не нуждающихся в коррекции.

Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки изолированно и их употребления в спонтанной речи. Недостаточность фонематического восприятия является причиной неготовности к самостоятельному (в отличие от детей с нормой речи) овладению звуковым анализом и синтезом.

Задержка в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма, обусловленная клиническими причинами дефекта.

Недоразвитие оптико-пространственного восприятия, недостаточная сформированность слуховой, зрительной, ассоциативной памяти, зрительно-

моторной координации (М.Е.Хватцев 1996г., И.Н.Садовникова – 1995г. и др.) не позволяет детям быстро запоминать буквы, количество и расположение их элементов, соотносить звук и букву.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией проявляющаяся в некритичном отношении ребенка к своему дефекту и слабой

мотивации к его устранению является препятствием получения речевых навыков и умений.

Перечисленные, нескомпенсированные в дошкольном детстве недостатки, в школе становятся причинами нарушений чтения и письма – дислексии и дисграфии.

В виду необходимости принятия мер по оптимизации процесса речевой

 подготовки детей к школе решили разработать и реализовать в старшей и подготовительной логопедической группе образовательный проект «Логопедическая азбука»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование фонетико-фонематических представлений и навыков как предпосылок грамотного чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  •  Учить детей с нарушениями речи правильно произносить и дифференцировать в свободной речи звуки родного языка
  •  Воспитывать у детей речевую мотивацию
  •  Формировать у детей умения и навыки звуко-буквенного анализа
  • Способствовать развитию у детей творческих способностей
  • Привлекать родителей к активному участию в процессе овладением ребенком умениями и навыками в процессе обучения грамоте.

В ходе разработки проекта определили основные проектные направления работы по выбранной стороне речевой деятельности:

I. Формирование произносительных навыков:

  • Коррекция звукопроизношения (постановка,  автоматизация звуков)
  • Дифференциация смешиваемых звуков;

II. Формирование фонематических восприятия и представлений;

III. Развитие навыков и умений звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза.

Определили следующие формы организации для реализации проекта:

  • Занятия по формированию фонетико-фонематических представлений, постановке, автоматизации, дифференциации звуков, подготовке к обучению грамоте (индивидуальные, подгрупповые, групповые) – занятия с логопедом и воспитателем.
  • Свободная деятельность детей – игра.
  • Занятия с родителями дома (выполнение творческих работ)

Этапы проекта:

Старшая группа

1.Подготовительный этап – разработка проекта (сентябрь 2017г.)

2.Технологический этап – основной (октябрь – май 2018г.)

3.Рефлексивный этап – результаты проекта (последняя неделя мая 2018).

Подготовительная  группа

1.Подготовительный этап – внесение корректив в  проект (сентябрь 2018г.)

2.Технологический этап – основной (октябрь – май 2019г.)

3.Рефлексивный этап – результаты проекта (последняя неделя мая 2019).

Предполагаемые продукты проекта:

  • в старшей группе — общая книга «Азбука» со стихами, рисунками и картинками  детей;
  • в подготовительной группе: книжки «Азбука», созданные каждым ребенком индивидуально.

 Предполагаемые  ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ для каждого РЕБЁНКА в конце ПРОЕКТА:

  • проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам
  •  интересуется причинно-следственными связями и самостоятельно делает выводы
  • правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении
  • владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой
  •  способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
  • может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности – навыки звуко-буквенного анализа
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, решения проблемы
  •  демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов
  •  готов к реализации самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной) в отношении «визуализации» букв
  • стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различны

Участие семьи в проекте:

  • Закрепление дома знаний детей, полученных на занятиях по звуковой культуре речи и обучению грамоте в заданиях к « Азбуке»
  • Выполнение заданий логопеда по коррекции звукопроизношения;
  • Обеспечение дома контроля правильной речи и воспитание самоконтроля у ребёнка;
  • Помощь ребёнку в выполнении творческих заданий проекта.

План мероприятий :

Старшая логопедическая группа

Подготовительная

логопедическая группа

I этап. Подготовительный

I этап. Подготовительный

- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Первичное обследование детей.
- Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
- Изготовление наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
- Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
- Изучение методической литературы по обучению грамоте.

- Определение  дальнейших целей и задач проектной деятельности.
- Составление плана деятельности.
- Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
- Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
- Изучение методической литературы по обучению грамоте.

2 этап Технологический

2 этап. Технологический

- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте
- Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
- Подборка стихов о звуках и буквах.

- Вырезание картинок на данный звук.
- Консультация для педагогов  «Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».
- Консультация для родителей «Развиваем фонематический слух»

- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
- Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
- Чтение и/или составление сказок детьми совместно с родителями об изучаемых звуках и буквах.
- Подборка картинок, стихов о звуках и буквах.
- Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов.
- Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР»;  
- Консультации для родителей «

«Учим детей читать»

«Речевая  готовность ребенка к школе»

3 этап. Рефлексивный

3 этап. Рефлексивный


- Презентация совместно сделанной книжки «Азбука»

  • Организация выставки букв, сделанных детьми совместно с родителями
  • Презентация индивидуальных  книжек  «Азбука»
  •  Итоговое занятие по обучению грамоте «В королевстве звуков и букв» для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий проект "Азбука общения"

Проект рассчитан на детей, педагогов,родителей, специалистов. Прописаны этапы работы над проектом, планируемые результаты. содержание работы пообразовательным областям.работа с родителями, итоги проек...

Творческий проект Азбука здорового питания

laquo;Человеку нужно есть,Чтобы встать и чтобы сесть.Чтобы прыгать, кувыркаться,Песни петь, дружить, смеяться.Чтоб расти и развиватьсяИ при этом не болеть –Нужно правильно питатьсяС самых юных ...

Информационно-творческий проект "Азбука безопасности"

Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одн...

Творческая группа "Азбука финансов"

Цель:Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;- раскрыть взаимосвя...

Творческий проект «Азбука потешек»

Педагог-психолог Соколова Л. В.Фольклорные потешки – небольшие стихотворения из двух – четырех, либо восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных ...

Познавательно – творческий проект: «Азбука пожарной безопасности»

Неосторожное обращение с огнем – самая частая причина пожаров. Большинство всех пожаров возникает по вине людей, не знающих правил пожарной безопасности или безответственно относящихся к ним. Мн...