Иформационно - исследовательский, долгосрочный, групповой, творческий проект «Азбука финансов»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
В современном и динамичном мире одной из важнейших категорий является категория товарно-денежных отношений. Но незнание основным населением базовых принципов функционирования рыночной экономики является предпосылкой большинства экономических и социальных проблем, как всего общества в целом, так и отдельных граждан. Отсюда и появляется вопрос актуальности формирования финансовой грамотности и культуры населения нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_finansov.docx | 582.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад № 125»
«Азбука финансов»
творческий, информационно - исследовательский,
долгосрочный, групповой проект
Разработчики:
воспитатели
подготовительной группы «2»
Бахметьева О. В.,
Кондращина Т. В.
Актуальность:
В современном и динамичном мире одной из важнейших категорий является категория товарно-денежных отношений. Но незнание основным населением базовых принципов функционирования рыночной экономики является предпосылкой большинства экономических и социальных проблем, как всего общества в целом, так и отдельных граждан. Отсюда и появляется вопрос актуальности формирования финансовой грамотности и культуры населения нашей страны.
Неразумное потребление финансовых продуктов (займы, кредиты и пр.) приводят к неблагоприятному финансовому положению огромное количество наших сограждан. «По состоянию на 1 июля 2021 г. общий размер долга физических лиц достиг астрономической цифры в 23,9 трлн руб.», — сообщил председатель Совета судей РФ Виктор Момотов (цитата по ТАСС).
Становится совершенно очевидно, что необходима программа по формированию финансовой грамотности населения. Правительством РФ была разработана и принята Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (от 25 сентября 2017 г. №2039-р). Действие таких программ должны быть направлены не только на образование взрослого населения, но и на обучение детей, в т.ч. и дошкольников. Ведь дети практически ежедневно, в процессе жизнедеятельности семьи, слышат такие понятия как деньги, товар, цена, реклама, дорого, дешево, экономить и т.д. К тому же дошкольное детство является благоприятным временем для формирования познавательных процессов. В старшем дошкольном возрасте ребёнок активно начинает осваивать большой мир с его непростым содержанием.
Интеллектуальные умения ребёнка 5—7 лет (анализ, сравнение обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и систематизировать поступающие сведения о нашем мире. Эти процессы и обуславливают актуальность формирования финансовой культуры у дошкольников.
Кроме того обучение финансовой грамотности должно носить преемственный характер. Ведь чем раньше ребенок узнает о роли денег в современном мире, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые послужат фундаментом финансовой безопасности на протяжении всей жизни.
При обучении дошкольников азам финансовой грамотности важно показать взаимосвязь денежных отношений и норм морали, социо-культурных ценностей и общественно полезного труда человека.
Результаты анкетирования показали, что родители считают актуальным вопрос формирования финансовой грамотности у детей-дошкольников, но сами работу в данном направлении не проводят. Поэтому так важно максимально проработать этот вопрос в процессе обучения в дошкольном учреждении.
Гипотеза: Если воспитательно-образовательный работа по данному направлению будет строиться с учетом целенаправленности и взаимодействия содержательных компонентов в системе «педагог-ребенок-семья», то мы сможем сформировать финансовую культуру дошкольников и систематизировать представления о финансово-грамотном поведении уже на этапе дошкольного возраста.
Цель: сформировать представления о финансовой культуре и заложить основы финансовой грамотности через тесное взаимодействие с нравственным воспитанием.
Задачи проекта:
- формировать первоначальные представления об основах финансово-экономических категорий;
- актуализировать знания детей об экономической категории-потребности, о видах потребностей, взаимосвязи потребностей и возможностей;
- закрепить представления о содержании деятельности профессий, о результатах труда, о взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги»;
- познакомить с экономическими категориями:
трудиться, работать, зарабатывать:
деньги, доходы;
покупать, тратить, расходовать;
откладывать, копить, сберегать;
одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
планировать, экономить и пр.
- формировать основы разумного финансового поведения;
- воспитывать нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность .
Методическое обеспечение:
- Теоретический анализ основ изучения необходимости формирования азов финансовой грамотности у дошкольников.
- Изучение и обобщение опыта по заявленной проблематике.
- Создание мультимедийных и демонстрационных материалов.
- Внедрение активных форм обучения (опытно - экспериментальная деятельность, групповая работа, моделирование, детское творчество).
- Отбор дидактического материала по теме.
Пути реализации проекта:
- Разработать и подобрать методическое обеспечение проектной деятельности.
- Выстроить пути взаимодействия в системе «педагог-ребенок-семья».
- Организовать предметно-развивающую среду для стимулирования поисково-исследовательской активности детей.
- Выявить проблемные ситуации и разработать пути их решения.
- Повысить интерес к деньгам, как к неотъемлемой части современного рынка товарно-денежных отношений.
- Качественно изменить представления о финансовой культуре
Предполагаемые результаты:
У детей сформируются представления об экономических понятиях: труд, продукт труда, бюджет, реклама; появится понимание взаимосвязи между базовыми компонентами экономической деятельности людей:
- Сформируются представления о финансовой культуре, как об основе восприятия современного финансового мира.
- Будут развиты представления о базовых экономических категориях.
- Сформируется не только познавательный интерес детей, но и нравственно-этические качества, которые в дальнейшем помогут стать финансово-грамотным человеком.
- Повысится заинтересованность семей воспитанников в формировании основ экономической культуры у дошкольников.
Основные критерии оценки результатов:
- Успешно освоили базовые экономические понятия, сформировали словарный запас по теме.
- Осознали важность экономически грамотного поведения.
- Сформировали эмоционально-положительное отношение к финансовой культуре в целом, уважение и бережное отношение к труду, продукту труда и деньгам в частности.
Возможные риски:
- Экономические:
Нехватка материального обеспечения для наглядной демонстрации ( костюмов для спектаклей, макетов, демонстрационного материала и др.), с целью максимального приближения к экономической действительности. Целесообразно предложить детям такой материал, чтобы они эмпирическим путем могли познакомиться с базовыми экономическими процессами (покупать, тратить, копить, сберегать и пр.).
- Психологические:
Родители воспитанников считают необходимым проводить работу с детьми в направлении по формированию финансовой культуры дошкольников, но сами не готовы участвовать в этой работе. Часть родителей считает эту проблему не актуальной. Кроме того, результаты анкетирования родителей (законных представителей) свидетельствуют о том, что в семейной жизни вопросы финансовой грамотности не обсуждаются осознанно, а дети являются лишь сторонними наблюдателями экономических процессов, происходящих в семье.
Участники проекта:
Дети, педагоги группы, родители.
Соучастники проекта:
Педагоги ДОУ: старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный (сентябрь-октябрь).
2 этап: внедренческий (октябрь-март).
3 этап: экспертно - аналитический (апрель).
Содержание работы:
1 этап - подготовительный: | |
1 | Теоретический анализ основ изучения и опыта. |
2 | Анкетирование родителей. |
3 | Разработка теоретической основы проекта. |
4 | Создание условий для реализации проекта. |
5 | Подбор дидактического материала (конспекты бесед, дидактические игры, сценарии сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов, макетов и т.д.). |
2 этап - внедренческий: | |
1. | Выставка «Копилки-самоделки», «Моя копилка», «Экономические раскраски», «Моя будущая профессия». |
2. | Создание макетов: банкомат, терминал, кошельки в технике оригами. |
3. | Создание альбома «Коллекционные монеты России». |
4. | Просмотр презентаций «История денег», «Деньги мира», «От зерна до каравая»(в целях иллюстрации цепочки продукт-товар-деньги). |
5 | Мини-спектакли «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Приключение копеечки», «Мишкина копилка», «Долг платежом красен». |
6. | Экспериментирование с деньгами. |
7. | Решение ситуационных (проблемных) задач. |
8. | Дидактические игры по тематике (картотека). |
9. | Чтение русских народных, авторских и экономических сказок, стихов, пословиц, загадок. |
10. | Разработка консультаций для родителей «Дети и деньги», «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», памяток «Покупаем. Потребности и желания», «Тратим разумно, сберегаем», «Планирование». |
11. | Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы», «Смешарики. Азбука финансов», «Умный бобренок». |
3 этап - экспертно-аналитический: | |
1. | Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк». |
2. | Конкурс рисунков «Я рекламирую…». |
3. | Итоговое мероприятие |
Для мониторинга с целью оценки эффективности работы в рамках проекта составлен тематический план по ознакомлению с базовыми модулями:
№ | Модуль | Задачи | Формы и методы |
1 | Труд |
|
|
2 | Деньги и цена (стоимость) |
|
поделки «Деньги необычной формы», «Кошелек»;
|
3 | Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности |
|
|
4 | Полезные экономические навыки и привычки в быту: тратим разумно, сберегаем и экономим |
|
|
5 | Планирование |
|
|
Заключение.
Огромное значение в работе над проектом, имеет тесное сотрудничество с родителями. Ведь именно в семье ребенок получеат первый опыт экономического воспитания. Поэтому, постоянно находясь в поиске новых форм работы, надеемся на помощь семей. Родители дома с детьми составляли коллаж «Семейный бюджет»,изготавливали копилки- самоделки, беседовали о своих профессиях.
Таким образом, было создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности. Благодаря тесному взаимодействию с семьей получилось расширить знания дошкольников о мире финансов и систематизировать работу в этом направлении вопросов экономического воспитания на этапе дошкольного возраста.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что раннее знакомство детей финансовой грамотностью позволяет направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса изучения экономических вопросов: труд, деньги, стоимость, планирование, экономические навыки в быту и пр., повышает детскую самосознательность и сознательное отношение деньгам и их рациональному использованию. Таким образом мы можем сделать вывод о том, что раннее знакомство детей с экономическими вопросам позволит им выбрать такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной и станет базой для дальнейшего становления финансово грамотного взрослого .
Приложение №1.
Итоговое мероприятие
«Как Буратино Азбуку продал»
(конспект)
Цель: закрепить знания в области финансовой грамотности, полученные в ходе реализации проекта.
Задачи:
- Расширять активный словарь детей, закрепить знания с экономической терминологии;
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать;
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом;
- Развивать логическое мышление, память, внимание при решение экономических задач;.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- Воспитывать морально-нравственные качества дошкольников: трудолюбие, бережливость, взаимовыручку, желание помочь и др.
Предварительная работа: см. основную часть проекта.
Оборудование: музыкальная колонка, подборка музыкальных произведений, макет Денежного Дерева, муляжи монет, Азбука, шапочки Лягушки, портреты писателей и миллионеров, массажные коврики-кочки, нарисованная рыба, узелок с яблоками, карта, альбом «Деньги разных стран», костюм Буратино, рыбака, купца, мешок с монетами.
Играет музыкальное сопровождение из телепередачи «В гостях у сказки».
В: Ребята слышите, эта волшебная музыка приглашает нас в сказку.
Произносят волшебные слова:
Если дружно встать на ноги,
Топнуть, прыгнуть - не упасть,
То в страну веселой сказки
Можно сразу же попасть
Дети входят в группу и попадают в сказку.
Локация 1. Денежное дерево
Под деревом сидит Буратино и плачет.
Ребята и воспитатель подходят к нему.
В: Здравствуй, Буратино! Что случилось? Почему ты плачешь?
Б: Здравствуйте, ребята! Да вот беда у меня приключилась! Захотел я разбогатеть и отдал в залог Денежному дереву свою Азбуку. Получил за нее 3 монеты! Но Лиса Алиса и Кот Базилио обманом заманили меня на Поле Чудес, сказали закопать монеты, а, когда я приду утром, там будет целое денежное дерево и я стану самым богатым. Пришел я утром, а там ни дерева, ни денег! А Азбуку мне Дерево назад не отдает, ведь за нее выкуп нужен! А где мне теперь деньги взять? (плачет)
В: Подожди, Буратино, не расстраивайся! Мы с ребятами тебе обязательно поможем! Вот у меня есть 1 монетка, я ведь хожу на работу. Уважаемое Дерево, не могли бы вы вернуть нашему другу Азбуку, ведь без нее никак нельзя идти в школу! (крепит монету к кроне дерева)
Играет волшебная музыка, в корнях дерева дети находят карту.
В: Да, ребята, ничего не вышло. Азбуку Дерево не вернуло, ведь заплатить за нее нужно в пять раз больше! Давайте посчитаем, сколько же монет нужно собрать Буратино, чтобы выкупить Азбуку.
Дети считают и отвечают:15 монет.
В: Вы правы, это очень много! Но Дерево дало нам подсказки, как заработать монеты! Смотрите, вот карта и узелок.
Дети рассматривают карту и понимают, что, двигаясь по ней, можно заработать монеты. Открывают узелок, а там яблоки. (для чего остается загадкой).
В: Спасибо тебе Дерево! Ну, а нам, ребята пора выдвигаться в путь!
Все отправляются по карте к следующей локации «Дом Мальвины»,
Локация 2. Дом Мальвины
В доме Мальвины оборудован школьный уголок. И на мольберте висит картина, изображающая как Буратино, во время уроков, засунул нос в чернильницу и заляпал одежду и стол.
В: Ой, ребята, куда это мы с вами попали? Какой красивый дом, все прибрано и аккуратно расставлено! Как вы думаете, кто здесь живет?
Д: Мальвина, девочка с синими волосами - подруга нашего Буратино!(если дети затрудняются, подсказывает Буратино)
В: Я думаю, что вы правы! Посмотрите, вот картина висит. Но, что же мы здесь видим?
Дети описывают содержание картины.
В: Буратино, а как ты относишься к своим вещам?
Б: Да, как?! Отношусь и отношусь-есть вещь отношусь, нет- не отношусь.
В: Вот тут даже вещи кое-какие лежат. Давайте подумаем, какие вещи принадлежат Буратино, а какие Мальвине?
Дети распределяют вещи для Мальвины(туфли, карандаши и мяч) и Буратино(порванная книга, сломанный чемодан, пыльная шляпа)
В: Ребята, что мы можем сказать о нашем друге?
Д: Он не аккуратный, рассеянный, не бережливый, не экономный…
В: А о Мальвине?
Дети: Ответственная, старательная, экономная….
В: А как нужно обращаться со своими вещами и игрушками?
Д: Не ломать, вещи не нужно разбрасывать, одежду нужно во время стирать и т.д.
После ответов детей воспитатель обращает внимание на монетку, которая появилась в руке куклы - учителя.
В:Ой, ребята, за то, что вы знаете как нужно правильно обращаться с вещами нам Учительница дала нашу первую монетку! (Берут монетку - убирают в кошелек)А Буратино все поймет и исправится. Правда, Буратино!
Б: Конечно!
В: А нам пора идти дальше!
Итого: 1 монета.
Локация 3. Поле Чудес
Ребята видят, что на «Поле Чудес» (стол) беспорядок
В: Ребята, посмотрите, вот мы и попали на нужное место. Только мне кажется, что тут был ураган. Посмотрите, какой беспорядок!
Вот и портреты какие-то разбросаны.
Игра-сортировка «Портреты»
Дети начинают присматриваться к портретам и понимают, что на них изображены детские писатели ( Агния Барто, Самуил Маршак, Виталий Бианки, Евгений Чарушин) и самые богатые люди мира ( Джон Рокфеллер- осоновал нефтяную компанию, Генри Форд- изобретатель, Джон Астер- семейный гостиничный бизнес, Эндрю Корнеги- производство чугуна и стальных рельсов).
Называют и тех и других, вспоминают, на чем разбогатели миллионеры.
За каждый правильный портрет получают монету.
В: Ребята, вы такие молодцы! Своими собственными знаниями, заработали целых 4 монеты. Куда же нам теперь предстоит пойти?
Дети еще раз рассматривают карту и дальнейший путь.
Итого: 5 монет.
Локация 4. Болото.
Звучит «Лягушачий танец», по болоту прыгают лягушки.
Воспитатель и дети осматриваются по сторонам.
В: Здравствуйте, лягушки!
Л1: Здравствуйте! Какими судьбами вас в наше болото занесло?
В: Да, вот друг наш Буратино Азбуку свою продал, а чтобы ее назад выкупить нам надо денег собрать, вот и путешествуем мы по сказке в поисках монет.
Дети видят посреди болота 2 монетки.
В: Увидели мы в вашем болоте 2 монетки, только вот как до них добраться.
Л2: А чтобы их заработать - потрудиться нужно! Готовы?
Д: Конечно, готовы!
На болоте лежат кочки (массажные коврики), которые ведут к монеткам и обратно, под каждым загадка. Если дети отгадывают загадки, то лягушки оставляют кочку, если нет- то кочку убирают.
Загадки по теме
Дети отгадывают загадки и получают за это 2 монетки.
В: Спасибо, вам подружки-лягушки за помощь!
Л1: Ребята, нам тоже ваша помощь нужна!
Л2: Хитрый Рыбак поймал нашу волшебную Щуку и совсем волшебство из болота пропала, стало серо и скучно вокруг. Поможете Щуку вернуть?
Д: Поможем.
Дети отправляются в лавку Рыбака.
Итого: 7 монет.
Локация 5. Лавка Рыбака.
Ребята подходят к лавке с надписью «Живая рыба!»
1 рыба=2 яблока
За прилавком стоит рыбак, на прилавке разложена разная рыба.
В: Здравствуй, Рыбак! Нам лягушки на болоте рассказали, что ты Щуку волшебную поймал.
Р: Может и поймал, какая мне разница Щука или карась, поймал и все!
В: Может ты все-таки ее отпустишь, а то на болоте все волшебство пропало, скучно там и серо!
Р: Как это отпущу, я не отпускаю- я продаю! Не мешайте торговать! Рыба, живая рыба!!!!
В: Ребята, что ж нам делать?
Д: Мы можем выкупить Щуку, у нас же есть узелок с яблоками!
В: Мы готовы выкупить Щуку. Вот тебе два яблока!
Р: А я по одной рыбе не продаю, только по три! Вот и давайте мне за 3 рыбы 9 яблок!
Дети начинаю считать и понимают,
что Рыбак хочет их обмануть и на самом деле нужно 6 яблок.
Отдают 6 яблок, забирают рыбу, в т.ч. и Щуку.
И несут ее лягушкам на болото, там их встречают лягушки.
Л: Спасибо вам большое, ребята! Вы нам очень помогли! Вот у нас еще монеты есть, возьмите, ведь они вам очень нужны!
Лягушки дают детям 2 монеты.
Ребята благодарят их и отправляются дальше.
Путь лежит снова на Поле Чудес!
Итого: 9 монет.
Локация 6. Поле Чудес.
Дети подходят к Полю Чудес, по которому разложены изображения денег разных стран.
В: Ребята, Поле Чудес приготовила нам еще оно трудное задание. Нужно назвать деньги разных стран и только тогда оно нас пропустит дальше.
Дети берут картинки с изображением денег и стран
и начинают называть их.
- Белорусский рубль, Украинская гривна, Китайский юань, Российский рубль
- Американский доллар, Евро, деньги Европейских стран
На изображении с Российским рублем прикреплена еще одна монета.
После того, как дети все верно называют, они берут эту монету, еще раз рассматривают карту и идут дальше.
Итого: 10 монет.
Локация 7. Денежное Дерево.
Ребята возвращаются к денежному дереву. Пересчитывают деньги. Понимают, что им все равно не хватает.
Б: Ну, вот так и останусь я без Азбуки, не смогу учиться!(плачет).
В: Что ж нам делать?
Все внимательно смотрят на дерево и видят, что там появились не обычные листочки. По два листочка, а между ними монетка.
В: Ребята, мне кажется, что Дерево хочет нам помочь. Давайте посмотрим, что под этими листочками?
Воспитатель срывает листочки, а там проблемные ситуации на экономическую тему.
- Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы:
- Что придумал Карабас-Барабас?
- Выгодно ли продавать товар со скидкой?
- Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы:
- Какой материал самый дешёвый?
- Какой самый прочный?
- Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?
- Семеро козлят захотели помочь своей маме управиться по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов и яблок — всё сложили в кастрюлю, добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковёр, они стали по нему бегать, прыгать и кувыркаться. Конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил ведения домашнего хозяйства. Вопросы:
- Почему Коза огорчилась?
- Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?
- Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы:
- Как жители королевства узнали о новом салоне?
- Что такое реклама?
Про помощи ответов дети зарабатывают еще 2 монеты.
Итого: 12 монет.
Тут звучит музыка и входит в группу купец.
К: Здравствуй честной народ! Что это вы тут собрались?
Д: Да вот Буратино хотели помочь Азбуку выкупить, старались, все задания выполнили, а денег все равно не хватает.
К: А я вот весь мир объехал! И камни драгоценные у меня есть, и перо Жар-Птицы нашел, и цветочек аленький добыл, и денег вот у меня целый мешок. А кошелек для дочери любимой так и не нашел!
В: Да, это не беда! Наши ребята вмиг тебе кошелек сделают, да такой, что ни у кого на всем белом свете такого не будет!
К: Правда! Да я вам целый мешок денег за это дам!
Дети делают кошелек - оригами, украшают его и отдают купцу.
К: Вот спасибо! Выручили, так выручили. Берите(мешок с деньгами), за такую красоту ничего не жалко!
Купец уходит. Дети открывают мешок. Отсчитывают недостающие монеты(3). Отдают Дереву 15 монет, а Дерево отдает Азбуку Буратино.
Б: Спасибо, ребята вам за помощь!
В: А ты, Буратино, впредь будь внимательным, аккуратным, осторожным, грамотно распоряжайся своими деньгами и все у тебя будет Хорошо!
Б: Ребята, ну я побежал учиться. До свидания!
Д: До свидания, Буратино!
Играет музыка «В Гостях у сказки».
В: Ребята, слышите опять это волшебная музыка, но теперь она зовет нас домой в детский сад! Нам пора отправляться.
Произносят волшебные слова:
Если дружно встать на ноги,
Топнуть, прыгнуть - не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
Дети выходят из «сказки».
Рефлексия.
В: Понравилось вам наше путешествие? Что запомнилось? Что бы вы хотели повторить и пр.
Приложение №2.
Анкета для родителей
«Мой ребенок и финансовая грамота»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты «Мой ребенок и финансовая грамота».
1.Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
- считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
- положительно;
- отрицательно;
- не готов оценить значимость курса.
2.Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
- до 3-х лет;
- в старшем дошкольном возрасте;
- в школе;
- не вижу необходимости в таком обучении.
3.Знает ли ваш ребёнок, что такое экономика?
- Да - Нет
4.Нужно ли детей знакомить с экономикой?
- Да. - Нет.
5.Прививаете ли вы ребёнку первоначальные экономические навыки в быту?
- Да - Нет
6.Знает ли ваш ребёнок, что такое потребности?
- Да - Нет
7. Знает ли Ваш ребенок о деньгах (что такое «деньги», какие они бывают (например, копейки, рубли), откуда берутся деньги, кто их зарабатывает в вашей семье и т.п.?
- Да - Нет.
8.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
- Да - Нет.
9.Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?
- Положительно. - Отрицательно.
10.Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
- Да. - Нет.
11.Даете ли Вы ребенку деньги (например, чтобы он расплатился в магазине или, чтобы мог самостоятельно что-то купить)?
- Да - Нет.
12.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?
- Да. - Нет.
13.Как ребенок относится к труду?
- Охотно принимается за дело.
-Неохотно принимается за дело.
14.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
- Да. - Нет.
15.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
- Да. - Нет.
16.Знают ли дети профессии родителей?
- Да. - Нет.
17.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?
-- Да. - Нет.
18.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
- Да. - Нет.
19.Формируете ли вы у ребенка основы финансовой грамотности? (Например, объясняете ему, что не можете купить слишком дорогую игрушку, или что родители ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги)?
- Да. - Нет.
20.Считаете ли вы необходимым привитие ребенку основ финансовой грамотности? Если нет, то почему?
- Да. - Нет.
21.Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
- готовы;
- не готовы;
- возможно.
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.САД-ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями...
Исследовательско-творческий проект "Азбука общения"
Проект рассчитан на детей, педагогов,родителей, специалистов. Прописаны этапы работы над проектом, планируемые результаты. содержание работы пообразовательным областям.работа с родителями, итоги проек...
Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду яв...
Семинар по проекту "Азбука финансов"
Семинар-практикум для воспитателейОбучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»Цель: повысить знания и умения воспитателей в экономич...
В рамках проекта "Азбука финансов" занятие № 6 в подготовительной группе № 3 "Почемучки" ДО 2. Провела: Азизова С.Г. 05.11.2019
quot;Азбука финансов"....
Творческая группа "Азбука финансов"
Цель:Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;- раскрыть взаимосвя...
Групповой проект исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я- исследователь- 2024г.
Участие детей в разновозрастной группе....