Иформационно - исследовательский, долгосрочный, групповой, творческий проект «Азбука финансов»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ольга Викторовна Бахметьева

В современном и динамичном мире одной из важнейших категорий является категория товарно-денежных отношений. Но незнание основным населением базовых принципов функционирования рыночной экономики является предпосылкой большинства экономических и социальных проблем, как всего  общества в целом, так и отдельных граждан. Отсюда и появляется вопрос актуальности формирования финансовой грамотности и культуры населения нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_finansov.docx582.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад № 125»C:\Users\Иван\Desktop\depositphotos_5746291-stock-photo-money-frame.jpg

 «Азбука финансов»

творческий, информационно - исследовательский,

долгосрочный, групповой проект

C:\Users\Иван\Desktop\hello_html_m3f183bb4.jpg

                  Разработчики:

 воспитатели  

подготовительной группы «2»

Бахметьева О. В.,

Кондращина Т. В.

Актуальность:

В современном и динамичном мире одной из важнейших категорий является категория товарно-денежных отношений. Но незнание основным населением базовых принципов функционирования рыночной экономики является предпосылкой большинства экономических и социальных проблем, как всего  общества в целом, так и отдельных граждан. Отсюда и появляется вопрос актуальности формирования финансовой грамотности и культуры населения нашей страны.

Неразумное потребление финансовых продуктов (займы, кредиты и пр.) приводят к неблагоприятному финансовому положению огромное количество наших сограждан. «По состоянию на 1 июля 2021 г. общий размер долга физических лиц достиг астрономической цифры в 23,9 трлн руб.», — сообщил председатель Совета судей РФ Виктор Момотов (цитата по ТАСС).

Становится совершенно очевидно, что необходима программа по формированию финансовой грамотности населения. Правительством РФ была разработана и принята Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (от 25 сентября 2017 г. №2039-р). Действие таких программ должны быть направлены не только на образование взрослого населения, но и на обучение детей, в т.ч. и дошкольников. Ведь дети практически ежедневно, в процессе жизнедеятельности семьи, слышат такие понятия как деньги, товар, цена, реклама, дорого, дешево, экономить и т.д. К тому же  дошкольное детство является благоприятным временем для формирования познавательных процессов. В старшем дошкольном возрасте ребёнок активно начинает осваивать большой мир с его непростым содержанием.

Интеллектуальные умения ребёнка 5—7 лет (анализ, сравнение обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и систематизировать поступающие сведения о нашем мире. Эти процессы и обуславливают актуальность формирования финансовой культуры у дошкольников.

Кроме того обучение финансовой грамотности должно носить преемственный характер.  Ведь чем раньше ребенок узнает о роли денег в современном мире, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые послужат фундаментом финансовой безопасности на протяжении всей жизни.

При обучении дошкольников азам финансовой грамотности важно показать взаимосвязь денежных отношений и норм морали, социо-культурных ценностей и общественно полезного труда человека.

Результаты анкетирования показали, что родители считают актуальным вопрос формирования финансовой грамотности у детей-дошкольников, но сами работу в данном направлении не проводят. Поэтому так важно максимально проработать этот вопрос в процессе обучения в дошкольном учреждении.

Гипотеза: Если воспитательно-образовательный работа по данному направлению будет строиться с учетом целенаправленности и взаимодействия содержательных компонентов в системе «педагог-ребенок-семья», то мы сможем сформировать финансовую культуру  дошкольников и систематизировать представления о финансово-грамотном поведении уже на этапе дошкольного возраста.

Цель: сформировать представления о финансовой культуре и  заложить основы финансовой грамотности через тесное взаимодействие с нравственным воспитанием.

Задачи проекта:

  • формировать первоначальные представления об основах финансово-экономических категорий;  
  •  актуализировать знания детей об экономической категории-потребности, о видах потребностей, взаимосвязи потребностей и возможностей;
  • закрепить представления о содержании деятельности профессий, о результатах труда, о взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги»;
  • познакомить с экономическими категориями:

трудиться, работать, зарабатывать:

деньги, доходы;

покупать, тратить, расходовать;

откладывать, копить, сберегать;

одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

планировать, экономить и пр.

  • формировать основы разумного финансового поведения;   
  • воспитывать нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность .

Методическое обеспечение:

  1. Теоретический анализ основ изучения необходимости формирования азов финансовой грамотности у дошкольников.
  2. Изучение и обобщение опыта по заявленной проблематике.
  3. Создание мультимедийных и  демонстрационных материалов.
  4. Внедрение активных форм обучения (опытно - экспериментальная деятельность, групповая работа, моделирование, детское творчество).
  5. Отбор дидактического материала по теме.

Пути  реализации проекта:

  1. Разработать и подобрать  методическое  обеспечение проектной деятельности.
  2. Выстроить пути взаимодействия в системе «педагог-ребенок-семья».
  3. Организовать предметно-развивающую среду для стимулирования поисково-исследовательской активности детей.
  4. Выявить проблемные ситуации и разработать пути их решения.
  5. Повысить интерес к деньгам, как к неотъемлемой части современного рынка товарно-денежных отношений.
  6. Качественно изменить представления о финансовой культуре

Предполагаемые результаты:

У детей сформируются представления об экономических понятиях: труд, продукт труда, бюджет, реклама; появится  понимание взаимосвязи между базовыми компонентами экономической деятельности людей:

  1. Сформируются представления о  финансовой культуре, как об основе  восприятия современного финансового мира.
  2. Будут развиты представления о базовых экономических категориях.
  3. Сформируется не только познавательный интерес детей, но и  нравственно-этические качества, которые в дальнейшем помогут стать финансово-грамотным человеком.
  4. Повысится  заинтересованность семей воспитанников в формировании основ экономической культуры у дошкольников.

Основные критерии оценки результатов:

  1. Успешно освоили базовые экономические понятия, сформировали словарный запас по теме.
  2. Осознали важность экономически грамотного поведения.
  3. Сформировали эмоционально-положительное отношение к финансовой культуре в целом, уважение и бережное отношение к труду, продукту труда и деньгам в частности.

Возможные риски:

  1. Экономические:

Нехватка материального обеспечения для наглядной демонстрации ( костюмов для спектаклей, макетов, демонстрационного материала и др.), с целью максимального приближения к экономической  действительности. Целесообразно  предложить детям такой материал, чтобы они эмпирическим путем могли познакомиться с базовыми экономическими процессами (покупать, тратить, копить, сберегать и пр.).

  1. Психологические:

Родители воспитанников считают необходимым проводить работу с детьми в направлении по формированию финансовой культуры дошкольников, но сами не готовы участвовать в этой работе. Часть родителей считает  эту проблему не актуальной. Кроме того, результаты анкетирования родителей (законных представителей) свидетельствуют о том, что в семейной жизни вопросы финансовой грамотности не обсуждаются осознанно, а дети являются лишь сторонними наблюдателями экономических процессов, происходящих в семье.

Участники проекта:

Дети, педагоги группы, родители.

Соучастники проекта:

Педагоги ДОУ: старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный (сентябрь-октябрь).

2 этап: внедренческий (октябрь-март).

3 этап: экспертно - аналитический (апрель).

Содержание работы:

1 этап - подготовительный:

1

Теоретический анализ основ изучения и опыта.

2

Анкетирование родителей.

3

Разработка теоретической основы проекта.

4

Создание условий для реализации проекта.

5

Подбор дидактического материала (конспекты бесед, дидактические игры, сценарии сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов, макетов и т.д.).

2 этап - внедренческий:

1.

Выставка «Копилки-самоделки», «Моя копилка», «Экономические раскраски», «Моя будущая профессия».

2.

Создание макетов: банкомат, терминал, кошельки в технике оригами.

3.

Создание альбома «Коллекционные монеты России».

4.

Просмотр презентаций «История денег», «Деньги мира», «От зерна до каравая»(в целях иллюстрации цепочки продукт-товар-деньги).

5

Мини-спектакли «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Приключение копеечки», «Мишкина копилка», «Долг платежом красен».

6.

Экспериментирование с деньгами.

7.

Решение ситуационных (проблемных) задач.

8.

Дидактические игры по тематике (картотека).

9.

Чтение русских народных, авторских и экономических сказок, стихов, пословиц, загадок.

10.

Разработка консультаций для родителей «Дети и деньги», «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», памяток «Покупаем. Потребности и желания», «Тратим разумно, сберегаем», «Планирование».

11.

Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы», «Смешарики. Азбука финансов», «Умный бобренок».

3 этап - экспертно-аналитический:

1.

Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк».

2.

Конкурс рисунков «Я рекламирую…».

3.

Итоговое мероприятие

Для мониторинга с целью оценки эффективности работы в рамках проекта составлен тематический план по ознакомлению с базовыми модулями:

Модуль

Задачи

Формы и методы

1

Труд

  • формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, опираясь на  профессии родителей;
  • дать понятие, что «работать» означает трудиться за вознаграждение;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;  
  • стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
  • рисование по теме «Моя будущая профессия», «Добрые дела»;
  • поделка «Подарок своими руками», «Мой товар на ярмарку»;
  • чтение стихов о труде «Все для всех» Ю.Тувим, «Выбор за тобой» Н. Харитонова, «Чем пахнут ремесла» Дж.Родари и др., худ. произведений «Два плуга» К.Ушинский, «Заплатка» Н.Носов, «Колосок» укр. нар. сказка и др.;
  • пословицы и поговорки о труде, загадки;
  • беседы «О труде», «Все профессии важны»,
  • игра «Что перепутал художник», «Как продукт превращается в товар», «Мои домашние обязанности» и др.;
  • мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

2

Деньги и цена

(стоимость)

  • сформировать представление о деньгах, как о мере стоимости, познакомить с историей возникновения;
  • способствовать пониманию взаимосвязи «деньги-труд»;
  • познакомить с условиями хранения денег дома и в специальном учреждении - банке;
  • закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности;
  • способствовать развитию представления о формировании стоимости: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение;
  • закрепить понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле»;
  • формировать представления о том, что не все можно купить;
  • воспитывать уважение к трудовым деньгам.
  • рисование «Деньги для нашей группы», «Мой любимый магазин»;

поделки «Деньги необычной формы», «Кошелек»;

  • чтение стихов о деньгах и стоимости «Хищница» А.Барто, «Три копейки на покупки» Ш.Галиев, «Обойдусь и без покупок» Е.Степанова и др., худ. произведений «Муравей и старый горшочек» Б.Минин, «Клад» Т.Грекова, «Трудовые деньги» кабард. сказка и др.;
  • пословицы и поговорки о деньгах, цене, загадки;
  • беседы «В общем о деньгах», «Откуда берутся деньги и на что тратятся», «История денег в России» и т.д;
  • игра «Как потопаешь…», «Выбираем самое важное», «Дорого-дешево, выгодно-невыгодно» и др.;
  • решение арифметических задач;
  • викторина «О какой сказке речь?»;
  •  Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили».

3

Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

  • дать представление о рекламе, ее назначении;
  • поощрять объективное отношение детей к рекламе;
  • развивать у детей способность различать рекламные уловки;
  • учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
  • учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
  • рисование «Фантастическая реклама», «Моя любимая реклама»;
  • самостоятельная работа - просмотр рекламных буклетов;
  • чтение сказок «Новое платье короля» Г.Х. Андерсен, «Кот в сапогах» Ш.Перро, «Каша из топора», «Как старик корову продавал» русская народная сказка и др.;
  •  загадки про рекламу;
  • беседы «О рекламе», «Реклама в быту», и т.д;
  • творческое задание «Сочини свою рекламу».

4

Полезные экономические навыки и привычки в быту: тратим разумно, сберегаем и экономим

  • формировать рациональный подход к выбору товара;
  • воспитывать нравственные качества- экономность, бережливость;
  •  развивать осмотрительность в денежных тратах через понятие «хочу-могу»;
  • способствовать развитию представлений, что сбережения- это полезная привычка;
  • стимулировать познавательный интерес к значению слов копить, сберегать, откладывать, экономить;
  • воспитывать бережное отношение к своим вещам, природным ресурсам.
  • рисование «Мамина любимая игрушка», «Моя копилка»;
  • мастерская по ремонту книг и игрушек;
  • чтение стихов о бережливости «Крестьянские дети»- отрывок Н.Некрасов, «Что такое хорошо, что такое плохо» В.Маяковский, «Песня игрушек» Б.Заходер и др., худ. произведений «Федорино горе» К.Чуковский, «Бережливая птица» И.Ревю, «Муравей и пшеничное зернышко» басня и др.;
  • пословицы и поговорки о бережливости, загадки;
  • беседы «Полезные экономические навыки в быту», «Хочу и могу», «Что можно экономить?» и т.д;
  • игра «Хорошо - плохо», «Разумные траты сказочных героев» и др.;
  • решение арифметических задач;
  • Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо?»;
  • Мини - спектакль «Мишкина копилка».

5

Планирование

  • Знакомить детей с понятиями планирование, план;
  • формировать способность анализировать ход плана, подводить итого;
  • учить включать планирование в систему ценностей как способ контроля и поиска наиболее эффективных решений;
  • воспитывать желание и потребность ставить цели и строить планы.
  • рисование «Список покупок», «План на следующий день»;
  • чтение худ. произведений «План» Л.Стахович и др.;
  • пословицы и поговорки о планировании, загадки;
  • беседы «Что такое планирование?», «Сделал дело- гуляй смело» и т.д;
  • игра «План на следующий день», «План покупок» и др.;
  • Мини - спектакль «Все по плану».

Заключение.

Огромное значение в работе над проектом, имеет тесное сотрудничество с родителями. Ведь именно в семье ребенок получеат первый опыт экономического воспитания. Поэтому, постоянно находясь в поиске новых форм работы, надеемся на помощь семей. Родители дома с детьми составляли коллаж «Семейный бюджет»,изготавливали копилки- самоделки, беседовали о своих профессиях.

Таким образом, было создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности. Благодаря тесному взаимодействию с семьей получилось расширить знания дошкольников о мире финансов и систематизировать работу в этом направлении  вопросов экономического воспитания на этапе дошкольного возраста.

       Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что раннее знакомство детей финансовой грамотностью позволяет направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса изучения  экономических вопросов: труд, деньги, стоимость, планирование, экономические навыки в быту и пр., повышает детскую самосознательность и сознательное отношение деньгам и их рациональному использованию. Таким образом мы можем сделать вывод о том, что раннее знакомство детей с экономическими вопросам позволит им выбрать такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной и станет базой для дальнейшего становления финансово грамотного взрослого .

Приложение №1.

Итоговое мероприятие

«Как Буратино Азбуку продал»

(конспект)

Цель: закрепить знания в области финансовой грамотности, полученные в ходе реализации проекта.

Задачи:

  • Расширять активный словарь детей, закрепить знания  с экономической терминологии;
  • Формировать умения выражать свои мысли и анализировать;
  • Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом;
  • Развивать логическое мышление, память, внимание при  решение экономических задач;.
  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  • Воспитывать морально-нравственные качества дошкольников: трудолюбие, бережливость, взаимовыручку, желание помочь и др.

Предварительная работа: см. основную часть проекта.

Оборудование: музыкальная колонка, подборка музыкальных произведений, макет Денежного Дерева, муляжи монет, Азбука, шапочки Лягушки, портреты писателей и миллионеров,  массажные коврики-кочки, нарисованная рыба, узелок с яблоками, карта, альбом «Деньги разных стран», костюм Буратино, рыбака, купца, мешок с монетами.

Играет музыкальное сопровождение из телепередачи «В гостях у сказки».

В: Ребята слышите, эта волшебная музыка приглашает нас в сказку.

Произносят волшебные слова:

Если дружно встать на ноги,

Топнуть, прыгнуть - не упасть,

То в страну веселой сказки

Можно сразу же попасть

 Дети входят в группу и попадают в сказку.

Локация 1. Денежное дерево

Под деревом сидит Буратино и плачет.

Ребята и воспитатель подходят к нему.

В: Здравствуй, Буратино! Что случилось? Почему ты плачешь?

Б: Здравствуйте, ребята! Да вот беда у меня приключилась! Захотел я разбогатеть и отдал в залог Денежному дереву свою Азбуку. Получил за нее 3 монеты! Но Лиса Алиса и Кот Базилио обманом заманили меня на Поле Чудес, сказали закопать монеты, а, когда я приду утром, там будет целое денежное дерево и я стану самым богатым. Пришел я утром, а там ни дерева, ни денег! А Азбуку мне Дерево назад не отдает, ведь за нее выкуп нужен! А где мне теперь деньги взять? (плачет)

В: Подожди, Буратино, не расстраивайся! Мы с ребятами тебе обязательно поможем! Вот у меня есть 1 монетка, я ведь хожу на работу. Уважаемое Дерево, не могли бы вы вернуть нашему другу Азбуку, ведь без нее никак нельзя идти в школу! (крепит монету к кроне дерева)

Играет волшебная музыка, в корнях дерева дети находят карту.

В: Да, ребята, ничего не вышло. Азбуку Дерево не вернуло, ведь заплатить за нее нужно в пять раз больше! Давайте посчитаем, сколько же монет нужно собрать Буратино, чтобы выкупить Азбуку.

Дети считают и отвечают:15 монет.

В: Вы правы, это очень много! Но Дерево дало нам подсказки, как заработать монеты! Смотрите, вот карта и узелок.

Дети рассматривают карту и понимают, что, двигаясь по ней, можно заработать монеты. Открывают узелок, а там яблоки. (для чего остается загадкой).

 В: Спасибо тебе Дерево! Ну, а нам, ребята пора выдвигаться в путь!

Все отправляются по карте к следующей локации «Дом Мальвины»,

Локация 2. Дом Мальвины

В доме Мальвины оборудован школьный уголок. И на мольберте висит картина, изображающая как Буратино, во время уроков, засунул нос в чернильницу и заляпал одежду и стол.

В: Ой, ребята, куда это мы с вами попали? Какой красивый дом, все прибрано и аккуратно расставлено! Как вы думаете, кто здесь живет?

Д: Мальвина, девочка с синими волосами - подруга нашего Буратино!(если дети затрудняются, подсказывает  Буратино)

В: Я думаю, что вы правы! Посмотрите, вот картина висит. Но, что же мы здесь видим?

Дети описывают содержание картины.

В: Буратино, а как ты относишься к своим вещам?

Б: Да, как?! Отношусь и отношусь-есть вещь отношусь, нет- не отношусь.

В: Вот тут даже вещи кое-какие лежат. Давайте подумаем, какие вещи принадлежат Буратино, а какие Мальвине?

Дети распределяют вещи для Мальвины(туфли, карандаши и мяч) и Буратино(порванная книга, сломанный чемодан, пыльная шляпа)

В: Ребята, что мы можем сказать о нашем друге?

Д: Он не аккуратный, рассеянный, не бережливый, не экономный…

В: А о Мальвине?

Дети: Ответственная, старательная, экономная….

В: А как нужно обращаться со своими вещами и игрушками?

Д: Не ломать, вещи не нужно разбрасывать, одежду нужно во время стирать и т.д.

После ответов детей воспитатель обращает внимание на монетку, которая появилась в руке куклы - учителя.

В:Ой, ребята, за то, что вы знаете как нужно правильно обращаться с вещами нам Учительница дала нашу первую монетку! (Берут монетку - убирают в кошелек)А  Буратино все поймет и исправится. Правда, Буратино!

Б: Конечно!

В: А нам пора идти дальше!

Итого: 1 монета.

Локация 3. Поле Чудес

Ребята видят, что на  «Поле Чудес» (стол) беспорядок

В: Ребята, посмотрите, вот мы и попали на нужное место. Только мне кажется, что тут был ураган. Посмотрите, какой беспорядок!

Вот и портреты какие-то разбросаны.

Игра-сортировка «Портреты»

Дети начинают присматриваться к портретам и понимают, что на них изображены детские писатели ( Агния Барто, Самуил Маршак, Виталий Бианки, Евгений Чарушин) и самые богатые люди мира ( Джон Рокфеллер- осоновал нефтяную компанию, Генри  Форд- изобретатель, Джон Астер- семейный гостиничный бизнес, Эндрю Корнеги- производство чугуна и стальных рельсов).

Называют и тех и других, вспоминают, на чем разбогатели миллионеры.

За каждый правильный портрет получают монету.

В: Ребята, вы такие молодцы! Своими собственными знаниями, заработали целых  4 монеты. Куда же нам теперь предстоит пойти?

Дети еще раз рассматривают карту и дальнейший путь.

Итого: 5 монет.

Локация 4. Болото.

Звучит «Лягушачий танец», по болоту прыгают лягушки.

Воспитатель и дети осматриваются по сторонам.

В: Здравствуйте, лягушки!

Л1: Здравствуйте! Какими судьбами вас в наше болото занесло?

В: Да, вот друг наш Буратино Азбуку свою продал, а чтобы ее назад выкупить нам надо денег собрать, вот и путешествуем мы по сказке в поисках монет.

Дети видят посреди болота 2 монетки.

В: Увидели мы в вашем болоте 2 монетки, только вот как до них добраться.

Л2: А  чтобы их заработать - потрудиться нужно! Готовы?

Д: Конечно, готовы!

На болоте лежат кочки (массажные коврики), которые ведут к монеткам и обратно, под каждым загадка. Если дети отгадывают загадки, то лягушки оставляют кочку, если нет- то кочку убирают.

Загадки по теме

Дети отгадывают загадки и получают за это 2 монетки.

В: Спасибо, вам подружки-лягушки за помощь!

Л1: Ребята, нам тоже ваша помощь нужна!

Л2: Хитрый Рыбак поймал нашу волшебную Щуку и совсем волшебство из болота пропала, стало серо и скучно вокруг. Поможете Щуку вернуть?

Д: Поможем.

Дети отправляются в лавку Рыбака.

Итого: 7 монет.

Локация 5. Лавка Рыбака.

Ребята подходят к лавке с надписью «Живая рыба!»

1 рыба=2 яблока

За прилавком стоит рыбак, на прилавке разложена разная рыба.

В: Здравствуй, Рыбак! Нам лягушки на болоте рассказали, что ты Щуку волшебную поймал.

Р: Может и поймал, какая мне разница Щука или карась, поймал и все!

В: Может ты все-таки ее отпустишь, а то на болоте все волшебство пропало, скучно там и серо!

Р: Как это отпущу, я не отпускаю- я продаю! Не мешайте торговать! Рыба, живая рыба!!!!

В: Ребята, что ж нам делать?

Д: Мы можем выкупить Щуку, у нас же есть узелок с яблоками!

В: Мы готовы выкупить Щуку. Вот тебе два яблока!

Р: А я по одной рыбе не продаю, только по три! Вот и давайте мне за 3 рыбы 9 яблок!

Дети начинаю считать и понимают,

что Рыбак хочет их обмануть и на самом деле нужно 6 яблок.

Отдают 6 яблок, забирают рыбу, в т.ч. и Щуку.

И несут ее лягушкам на болото, там их встречают лягушки.

Л: Спасибо вам большое, ребята! Вы нам очень помогли! Вот у нас еще монеты есть, возьмите, ведь они вам очень нужны!

Лягушки дают детям 2 монеты.

Ребята благодарят их и отправляются дальше.

Путь лежит снова на Поле Чудес!

Итого: 9 монет.

Локация 6. Поле Чудес.

Дети подходят к Полю Чудес, по которому разложены изображения денег разных стран.

В: Ребята, Поле Чудес приготовила нам еще оно трудное задание. Нужно назвать деньги разных стран и только тогда оно нас пропустит дальше.

Дети берут картинки с изображением  денег и стран

и начинают называть их.

  • Белорусский рубль, Украинская гривна, Китайский юань, Российский рубль
  • Американский доллар, Евро, деньги Европейских стран

На изображении с Российским рублем прикреплена еще одна монета.

После того, как дети все верно называют, они берут эту монету, еще раз рассматривают карту и идут дальше.

Итого: 10 монет.

Локация 7. Денежное Дерево.

Ребята возвращаются к денежному дереву. Пересчитывают деньги. Понимают, что им все равно не хватает.

Б: Ну, вот так и останусь я без Азбуки, не смогу учиться!(плачет).

В: Что ж нам делать?

Все внимательно смотрят на дерево и видят, что там появились не обычные листочки. По два листочка, а между ними монетка.

В: Ребята, мне кажется, что Дерево хочет нам помочь. Давайте посмотрим, что под этими листочками?

Воспитатель срывает листочки, а там проблемные ситуации на экономическую тему.

  1. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы:
  • Что придумал Карабас-Барабас?
  • Выгодно ли продавать товар со скидкой?
  1. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы:
  • Какой материал самый дешёвый?
  • Какой самый прочный?
  • Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?
  1. Семеро козлят захотели помочь своей маме управиться по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов и яблок — всё сложили в кастрюлю, добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковёр, они стали по нему бегать, прыгать и кувыркаться. Конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил ведения домашнего хозяйства. Вопросы:
  • Почему Коза огорчилась?
  • Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?
  1. Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы:
  • Как жители королевства узнали о новом салоне?
  • Что такое реклама?

Про помощи ответов  дети зарабатывают еще 2 монеты.

Итого: 12 монет.

Тут звучит музыка и входит в группу купец.

К: Здравствуй честной народ! Что это вы тут собрались?

Д: Да вот Буратино хотели помочь Азбуку выкупить, старались, все задания выполнили, а денег все равно не хватает.

К: А я вот весь мир объехал! И камни драгоценные у меня есть, и перо Жар-Птицы нашел,  и цветочек аленький добыл, и денег вот у меня целый мешок. А кошелек для дочери любимой так и не нашел!

В: Да, это не беда! Наши ребята вмиг тебе кошелек сделают, да такой, что ни у кого на всем белом свете такого не будет!

К: Правда! Да я вам целый мешок денег за это дам!

Дети делают кошелек - оригами, украшают его и отдают купцу.

К: Вот спасибо! Выручили, так выручили. Берите(мешок с деньгами), за такую красоту ничего не жалко!

Купец уходит. Дети открывают мешок. Отсчитывают недостающие монеты(3). Отдают Дереву 15 монет, а Дерево отдает Азбуку Буратино.

Б: Спасибо, ребята вам за помощь!

В: А ты, Буратино, впредь будь внимательным, аккуратным, осторожным, грамотно распоряжайся своими деньгами и все у тебя будет Хорошо!

Б: Ребята, ну я побежал учиться. До свидания!

Д: До свидания, Буратино!

Играет музыка «В Гостях у сказки».

В: Ребята, слышите опять это волшебная музыка, но теперь она зовет нас домой в детский сад! Нам пора отправляться.

Произносят волшебные слова:

Если дружно встать на ноги,

Топнуть, прыгнуть - не упасть,

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

Дети выходят из «сказки».

Рефлексия.

В: Понравилось вам наше путешествие? Что запомнилось? Что бы вы хотели повторить и пр.

Приложение №2.

Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты                                                                      «Мой ребенок и финансовая грамота».

1.Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

- считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;

- положительно;

- отрицательно;

- не готов оценить значимость курса.

2.Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

- до 3-х лет;

- в старшем дошкольном возрасте;

-  в школе;

- не вижу необходимости в таком обучении.

3.Знает ли ваш ребёнок, что такое экономика?

- Да             - Нет

4.Нужно ли детей знакомить с экономикой?

- Да.           - Нет.

5.Прививаете ли вы ребёнку первоначальные экономические навыки в быту?

- Да             - Нет

6.Знает ли ваш ребёнок, что такое потребности?

- Да            - Нет

7. Знает ли Ваш ребенок о деньгах (что такое «деньги», какие они бывают (например, копейки, рубли), откуда берутся деньги, кто их зарабатывает в вашей семье  и т.п.?

- Да            - Нет.

8.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- Да          - Нет.

9.Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.                   - Отрицательно.

10.Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- Да.         - Нет.

11.Даете ли Вы ребенку деньги (например, чтобы он расплатился в магазине или, чтобы мог самостоятельно что-то купить)?

- Да          - Нет.

12.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

- Да.         - Нет.

13.Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

14.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

- Да.             - Нет.

15.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

- Да.            - Нет.

16.Знают ли дети профессии родителей?

- Да.            - Нет.

17.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

-- Да.           - Нет.

18.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- Да.            - Нет.

 19.Формируете ли вы у ребенка основы финансовой грамотности? (Например, объясняете ему, что не можете купить слишком дорогую игрушку, или что родители ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги)?

- Да.             - Нет.

20.Считаете ли вы необходимым привитие ребенку основ финансовой грамотности? Если нет, то почему?

- Да.            - Нет.

21.Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?

- готовы;

- не готовы;

- возможно.

Спасибо за сотрудничество!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.САД-ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями...

Исследовательско-творческий проект "Азбука общения"

Проект рассчитан на детей, педагогов,родителей, специалистов. Прописаны этапы работы над проектом, планируемые результаты. содержание работы пообразовательным областям.работа с родителями, итоги проек...

Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»

Заканчивается  зима. Солнышко с  каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду яв...

Семинар по проекту "Азбука финансов"

Семинар-практикум для воспитателейОбучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»Цель:  повысить знания и умения воспитателей в экономич...

Творческая группа "Азбука финансов"

Цель:Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;- раскрыть взаимосвя...