Исследовательско-творческий проект "Азбука общения"
проект (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательско-творческий проект "Азбука общения" | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Азбука общения»
(Проект краткосрочный – 1 неделя,
Исследовательско - творческий)
Актуальность темы
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формулы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как знакомиться и общаться и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать культуру общения, то ребёнок будет сознательно вежлив, сдержан в общении с людьми. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. У них углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений, к способам определения настроения и эмоционального состояния человека. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к жизни разных народов: социальное происхождение, расовая и национальная принадлежность, язык, пол, возраст, личностное и поведенческое своеобразие. У детей развивается способность в проявлении сознательного доброжелательного внимания, сочувствия, сопереживания к взрослым, сверстникам, малышам, умение строить общение, используя речевые формулы этикета.
Но у некоторых детей возникают трудности в построении общения с людьми. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. Задача взрослых убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Цель проекта: воспитание навыков эмоционально-доброжелательного общения с людьми.
Задачи: 1.Обогащать представления детей об этикетных формулах речевого общения с людьми в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, национальности собеседника, цели взаимодействия.
2.Развивать умение отбирать речевые формы этикета для эмоционального расположения собеседника в разнообразных жизненных ситуациях, навыки практического владения средствами человеческого общения.
3.Развивать творческие способности и воображение, умения отражать свои впечатления в разных видах детской деятельности.
4.Воспитывать интерес к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
Этапы работы над проектом.
Проект «Азбука общения» реализуется в ІV этапа
Формирование мотива к предстоящей деятельности
по модели трёх вопросов
Вывод: у детей имеются представления о нормах и правилах общения и взаимоотношениях со сверстниками, близкими взрослыми знакомыми людьми, умеют оценить эмоциональные состояния.
Недостаточно представлений о взаимоотношениях людей в обществе, о способах общения с незнакомыми людьми с целью знакомства, ведения беседы, затрудняются использовать вспомогательные средства общения для выражения своих эмоций в разнообразных жизненных ситуациях.
Взрослые мало рассказывают об особенностях общения людей других национальностей, стран, внутреннего мира человека.
Планируемые результаты
Знания | Умения | Представления |
|
|
|
Формы организации работы с детьми по проекту.
*Непосредственно-образовательная деятельность (НОД)
*Совместная деятельность педагога с детьми (проблемная, познавательная, игровая, творческая, продуктивная).
*Самостоятельная деятельность детей (рассматривание иллюстраций, альбомов, наглядно-дидактического материала, плакатов, произведений детской художественной, познавательной литературы, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, режиссёрские игры).
Продукты проекта:
- Выставка рисунков «Город волшебных слов»
- Оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости», «Стихотворения на тему: «Этикет общения».
- Конспекты НОД с детьми.
- Музыкальный праздник «Праздник Вежливости»
- Коллаж «Дерево дружбы»
- Выставка плакатов «Волшебные слова»
Участники проекта:
Дети, педагоги, специалисты, родители группы.
Срок реализации проекта: 1 неделя (краткосрочный)
Содержание работы над проектом по этапам
І этап – Подготовительный
Цель: формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, подборка необходимого материала по теме проекта.
Содержание:
- Формировать мотив к деятельности детей, специалистов, родителей.
- Подобрать фотоматериал, иллюстрации, альбомы.
-Подобрать произведения детской художественной литературы по теме.
-Подбор методической литературы.
-Рекомендации для выполнения заданий с родителями дома.
-Сбор информации о содержании этикета людей разных национальностей, о способах эмоционального взаимодействия, о навыках общения в различных жизненных ситуациях с взрослым и детьми.
-Подбор иллюстративного и фотоматериала.
-Отбор художественной литературы, художественного материала.
-Выставки.
-Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные и др.
-Создание развивающей среды.
-Презентация проекта.
- Разработать план тематической недели «Азбука общения».
- Составить план взаимодействия с социумом.
- Оформить наглядную информацию для родителей.
- Подбор песен, стихов, загадок, пословиц, поговорок по теме.
-Подбор дидактических, настольно-печатных, словесных, пальчиковых, подвижных игр.
-Подбор и изготовление пособий, атрибутов.
-Составление анкет для детей, родителей.
- Разработка конспектов НОД.
- Составление сценария музыкального Праздника Вежливости.
- Определение тематики бесед, проблемных вопросов, ситуаций, этикетных задач, этюдов.
- Оформление наглядной информации для детей и родителей по теме.
- Работа с родителями: обсуждение плана мероприятия, содержания тематической недели.
- Подбор ТСО (технические средства обучения): телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, набор аудиозаписей, набор видеокассет, дисков с мультфильмами, компьютер, фотоаппарат.
-Подбор учебно-наглядных пособий: магнитная доска, мольберт, фланелеграф, фигурки персонажей, средства для художественного творчества, плакаты, энциклопедии.
- Взаимодействие с социумом: библиотека, Дом культуры.
ІІ этап – Практический
Цель: обогащение представлений детей о формулах речевого этикета людей разных национальностей, о способах эмоционального взаимодействия с взрослыми, сверстниками, о навыках общения в различных жизненных ситуациях.
Содержание работы по образовательным областям:
« Социально-коммуникативное развитие»
*Беседа на тему: «Здравствуйте!» (музыка волшебных слов)
*Беседа на тему: «Мир эмоций».
Беседа на тему: «Этот странный взрослый мир».
*Беседа на тему: «Дружат дети всей Земли».
*Рассказ педагога о содержании этикета людей разных национальностей.
*Рассматривание фотографий людей разных национальностей.
*Составление творческих рассказов: «Город вежливости», «Мой друг»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Путешествие», «Библиотека», «Школа».
Режиссёрская игра: «Крокодил Гена, Чебурашка и все-все», «Необыкновенные встречи»
«Моя любимая сказка»
Игра-фантазирование: «Город волшебных слов»
Дидактические игры: «Пиктограмма», «Кто, где живёт?», «Путешествие по сказкам».
Работа с родителями:
- Совместный труд с родителями по благоустройству игровой площадки детского сада.
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Игровая ситуация: «Если ты потерялся», «К тебе приехал друг»
Целевая прогулка «По улицам села»
«Художественно-эстетическое развитие»
Лепка: «Встанем в дружный хоровод»
Коллаж: «Дерево дружбы»
Пение песен: «Что такое этикет», «Песенка о вежливости», танец «Танец друзей»І
« Познавательное развитие»
Целевые прогулки: по улицам села; в гости к малышам
Экскурсии: библиотека, Дом культуры
«Физическое развитие»
- Подвижные игры детей разных народов, национальностей.
- Семейные походы «Вместе весело шагать»
«Речевое развитие»
Чтение произведений детской художественной литературы, беседы, обсуждения. Выразительное чтение поэтических произведений наизусть по теме проекта.
Алгоритм проведения тематической недели проекта «Азбука общения»
Важно, чтобы и дети, и родители, и педагоги, и специалисты положительно отнеслись к «Событиям недели», заразились идеей дня и осознали важность совместных мероприятий.
ІІІ этап – Оценочно-рефлексивный
Цель: обобщение знаний, представлений о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром, о важности и значительности эмоций, жестов, движений в процессе общения.
ІV этап – Презентационный
- Оформление опыта работы в методическом кабинете по проекту «Азбука общения».
- Презентация проекта на групповом родительском собрании.
- Презентация проекта на педагогическом совете.
Работа с родителями
Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс на основе педагогического сотрудничества.
Задачи:
1.Повысить компетентность родителей в вопросе по воспитанию культуры общения и поведения детей. Обогатить теоретическими и практическими знаниями о культуре общения.
2.Привлечь родителей к участию в разных видах совместной деятельности с детьми. Развивать умение использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
3.Привлечь родителей к обмену опытом семейного воспитания.
4.Привлечь родителей к подготовке, сбору материалов, пособий, атрибутов.
Содержание работы с родителями
Итоги проекта
Проект «Азбука общения» реализовался со всеми воспитанниками подготовительной группы, специалистами и родителями (законными представителями). В ходе реализации проекта опыт детей обогащался новыми знаниями и представлениями о содержании этикета людей разных национальностей, правилами, формулами, формами речевого этикета общения для эмоционального расположения собеседника в зависимости от ситуации общения, возраста, пола собеседника, цели взаимодействия. Совместная и самостоятельная деятельность детей обогащалась яркими впечатлениями, новыми способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных жизненных ситуациях.
Дети учились анализировать, сравнивать, оценивать свои действия, прогнозировать результаты, пополнялся словарный запас, развивалось мышление, воображение, любознательность, обогащался их опыт.
В процессе наблюдения манеры общения детей друг с другом в процессе игр и повседневного общения отмечалось, что дети проявляют творчество в процессе общения: предлагают интересные оригинальные темы для обсуждения, задают интересные вопросы, предлагают творческие варианты решения проблем, умеют отстаивать свою позицию, используют речевые формы убеждения, владеют культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника, умеют принять позицию собеседника. Дети стали внимательнее к эмоциональному состоянию людей, проявляют участие, заботу, сочувствие.
Проявился познавательный интерес к нравственным качествам людей, их проявлениям, к взаимосвязям людей в современном обществе. Дети стали активнее проявлять себя в творческой деятельности: сочиняют творческие сказки, играют в режиссёрские игры, игры-фантазирования, с удовольствием поют песни, читают стихи, обсуждают пословицы и поговорки. В трудных случаях взаимоотношений со сверстниками обращаются к правилам, используют разные приёмы справедливого разрешения возникших проблем. Осуществляют перенос опыта этикета общения в повседневную жизнь.
Проект «Азбука общения» позволил повысить компетентность родителей в области соблюдения этикета общения с детьми и взрослыми. Опрос родителей показал, что решение задач по воспитанию культуры общения возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе найдём выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся.
Критерием оценки реализации проекта, явилось, что дети и взрослые соблюдают правила этикета общения в повседневной жизни.
Список литературы
- Журнал «Детский сад. Всё для воспитателя» №10, 2013
- Интернет ресурсы
- Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» Москва, 2011
- Пекушева Е.В. Ситуации общения. Практическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – Омск, 2008
- Петрова В. И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. М.: Мозаика-Синтез, 2016
- Шорыгина Т.А «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский творческий проект "Путешествие в мир музыки"
Совместный проект взрослых, детей и их родителей "Путешествие в мир музыки". Дети очень любят слушать музыку, петь, танцевать и часто задавали вопросы о музыке, о том как она появилась, сами сочиняли ...
Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫
Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...
Исследовательско - творческий проект "КЕМ БЫТЬ?"
Исследовательско - творческий проект позволил создать условия для автоматизации звуков и развития связной речи детей логопатов посредством обогащения и активизации социальных знаний....
Исследовательско-творческий проект "Огород на окне"
хочу предлжить вниманию коллег небольшой исследовательский проект "Огород на окне". Может быть для кого то это уже хорошо знакомая тема, а для кого то подсказка для будущей работы.Надеюсь , что данный...
Историко-патриотический, исследовательский, творческий проект "Русь сильна богатырями"
«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед ребятами на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «был...
Исследовательско-творческий проект на тему: «Индивидуальный подход в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе их общения со сверстниками»
Изучение форм и методов развития связной речи старших дошкольников в процессе общения со сверстниками"....
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...