Взаимодействие педагога-психолога ДОО с родителями
методическая разработка

Кузьменкова Ольга Васильевна

Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.

Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности, с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых.  Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».

"Дружить - не тужить" - совместное занятие для родителей и детей по воспитанию толерантности и развитию коммуникативных навыков

Конспект занятия психолога «Ребята и зверята»

Понятие и способы развития внимания у детей дошкольного возраста

Профилактический семинар-практикум (для педагогов) «Я и моё психологическое здоровье»

Совместное занятие для родителей и детей «Счастливы вместе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога-психолога ДОО с родителями

Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.

Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности, с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых.  Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».

Приведем пример. Часто воспитатели и родители приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, психолог выясняет, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны».  Итак, с кого же начинать работу педагогу-психологу? Конечно, со взрослых. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.

Эффективность работы педагога-психолога в ДОО во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.

Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

  1. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОО (группы).  Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.  

Перечислю некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:

  • Дни открытых дверей;
  • родительские собрания, включающие выступление психолога;
  • анкетирование/опрос родителей;
  • групповые беседы, лекции и консультации психолога
  • психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
  • Родительские гостиные;
  • проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

При проведении Дня открытых дверей психолог знакомит родителей с основными направлениями свой работы, со своим кабинетом, расписанием работы, рассказывает о том, с какими вопросами можно обращаться к психологу. Нередко родители не видят разницы между психологом и психиатром и не хотят идти на консультацию к педагогу-психологу.

На первых встречах с родителями (часто это бывают родительские собрания) проводятся анкетирования/опросы родителей, проводится сбор информации о семье, о запросах, интересах, потребностях в психолого-педагогической информации. Как показывают проведённые опросы родителей, они не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а также есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей (особенности того, или иного возрастного периода). Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка дома. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трёх лет, капризами и упрямством. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с ранней готовностью к школе. Эти темы можно обсудить и на индивидуальной беседе с родителем, а также на родительских собраниях и поместить информацию в уголок для родителей.

Анкетирование родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребёнок к школе?» актуализирует некоторые аспекты школьной готовности ребенка.

В конце учебного года проводится опрос родителей, позволяющий оценить результаты работы психолога (родители указывают темы наиболее удачных выступлений психолога, выделяют «трудные» вопросы, оценивают результат практического применения полученных знаний, сообщают о произошедших переменах в семейном взаимодействии)

Анализируя анкеты родителей, психолог подбирает темы групповых консультаций, лекций, бесед.

Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:

 «Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок лжет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Женские роли в семье»

«Капризы ребенка»

«Ребенок и компьютер»

«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»

«Типы семейного воспитания»

Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, Родительской гостиной, групповых семейных консультаций. Они направлены на знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы), на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов. Психологические игры, упражнения помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей.

 Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей - совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.

  1. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.  

Педагог-психолог широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОО к психологу, можно выделить наиболее часто встречающиеся:

- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

- детские страхи;

- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);  

- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

- воспитание ребенка в неполной семье;

- нарушения речи у ребенка;

- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

На индивидуальных консультациях психолог применяет все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы психолога: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение психологом верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка. При проведении индивидуальных консультаций особенно ярко виден уровень профессионализма психолога.

К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

3. Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.

Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие:

  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты.

С целью психологического просвещения родителей в приемных групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:

- «Детские страхи»;

- «Как заучивать наизусть стихи с детьми (рекомендации психолога)»;

- «Причины детской агрессии»;

- «Поиграем вместе с детьми»;

- «Игры и упражнения для развития памяти»;

- «Ребенок и ТВ»;

- «Как помочь ребенку полюбить детский сад»;

- и другие.

В заключение необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов психологической работы с родителями в ДОО привело к следующим положительным результатам:

  1. Родители стали проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в ДОО.
  2. Возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.).
  3. Увеличилось число вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности.
  4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.



Предварительный просмотр:

«Дружить - не тужить»

Занятие психолога с детьми старшего дошкольного возраста

с участием родителей

https://www.maam.ru/detskijsad/sovmestnoe-zanjatie-dlja-detei-i-ih-roditelei-druzhit-ne-tuzhit.html

Состав:

4-6 воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет) вместе с родителями.

Цели занятия:

Формирование группового единства, развитие групповой сплоченности, воспитание толерантности;

Создание положительного эмоционального настроя;

Развитие коммуникативных навыков;

Обучение родителей приемам работы с детьми;

Развитие творческого мышления и способностей;

Укрепление детско-родительских отношений.

Задачи:

Воспитание умения контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других, учиться согласовывать свои действия при совместной работе;

Коррекция устной речи посредством ответно-вопросной системы;

Воспитание доброжелательности друг к другу, милосердия и любви к близким.

Оборудование:

«Сказка про друга» (по мотивам А. де С. -Экзюпери, мяч, запись м/ф «Птичка Тари», колокольчик, тарелка или барабан, плед, запись африканской музыки и спокойной мелодии для релаксации.

Ход ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Психолог: «Здравствуйте уважаемые родители и дети. Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы приятно провести время, поиграть, насладиться компанией друг друга, научиться работать сообща, в группе, то есть вместе. Но сначала нам нужно познакомиться».

1. УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО»

Участники (взрослые и дети) стоят или сидят на стульях, образуя круг. Затем каждый из участников по очереди должен постучать себя ладошкой по груди, назвать свое имя (как он хочет, чтобы его называли) и сказать несколько слов о себе.

2. БЕСЕДА О ДРУЖБЕ.

Психолог: «Уважаемые дети и родители, наше занятие посвящено очень важной теме. Разговор сегодня пойдет о дружбе. В жизни каждый человек окружен разными людьми. Это могут быть родные, знакомые и малознакомые люди и т. д. С некоторыми из них интересно проводить время. С ними можно пойти в кино, поиграть в любимые игры, обсудить какую-нибудь книгу и т. д. Друг - это человек, близкий вам по духу, по взглядам, интересам, по убеждениям, на которого можно во всем положиться, которому можно доверить самые сокровенные тайны и мечты. Тот, кто всегда придет на помощь и никогда не предаст. Здорово, когда есть друг! С ним вместе даже помолчать приятно. Мы все знаем, что жизнь – это постоянное общение. Без общения в жизни приходится очень непросто.

Как вы думаете, дружить можно только с людьми или животные тоже умеют дружить, могут быть друзьями?

(Ответы участников)

Психолог: «А с родителями можно дружить или они всего лишь соседи по квартире?»

(Ответы участников).

Психолог: «Сегодня мы все вместе: взрослые и дети будем делать одно общее дело - учиться общаться, взаимодействовать, играть сообща. Мы будем делать это для того, чтобы научиться лучше понимать друг друга и стать ещё ближе».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3. УПРАЖНЕНИЕ «Я ДРУЖУ, МЫ ДРУЖИМ…»

(Участники сидят на стульях полукругом или стоят в круге).

Психолог предварительно говорит: «Я буду бросать мяч кому-то из вас. Тот, кто его поймал, должен рассказать нам (сделать небольшое сообщение) о своём лучшем друге или компании друзей или семье, с которой вы дружите уже давным-давно, а, может быть, совсем недавно начали дружить или хотели бы подружиться и т. д.»

Психолог: «Спасибо большое! Сегодня мы много узнали о ваших друзьях. Помните:

Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт.

А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг!

Надёжный, верный, добрый друг ему протянет руку».

4. «СКАЗКА ПРО ДРУГА» (По мотивам А. де С. -Экзюпери).

Психолог читает текст. Участники слушают, затем совместное обсуждение.

«На одной далёкой планете жили-были мальчик и его папа с мамой. Все они очень любили друг друга, ссорились, конечно, но это бывало очень редко. Всё вроде бы хорошо было в жизни мальчика, но чего-то ему всё время не хватало. «Наверно, мне нужен друг», - подумал он. Но на его родной планете кроме папы и мамы никого больше не было, вот он и отправился в далёкое путешествие по другим планетам. И случайно звёздный ветер принёс его на нашу Землю. Мальчик приземлился в пустыне, где на множество километров никого больше не было, только какой-то странный пушистый зверёк. Он сидел шагах в десяти от него и внимательно смотрел:

- Ты кто? – спросил мальчик.

- Я – кошка, - ответил зверёк.

- А почему ты не подходишь ближе? – спросил мальчик.

- Но мы не знакомы! Я не знаю, как тебя зовут, что ты умеешь, зачем пришёл. Разве можно сразу садиться рядом?

- Да, ты прав. Сначала надо познакомиться. Меня зовут Мальчик, а прилетел я сюда, чтобы найти друга. Подскажи, где его можно найти?

- Я могу быть твоим другом, но сначала ты должен меня приручить. Несколько дней подряд приходи к моему дому, садись у дверей и жди, а когда я выйду, угощай всякими лакомствами и говори ласковые слова, а самое главное – думай обо мне.

Мальчик так и сделал, и через несколько дней они стали друзьями. Они стали вместе гулять, играть в разные игры. И тут мальчик понял. Что то же самое делали его родители  они говорили ему ласковые слова, приносили вкусные вещи и вообще, любили его. «Значит, там, у себя на планете я оставил друзей», - подумал мальчик и загрустил. Кошка, конечно, заметила это, ведь от друга ничего не утаишь, потому что он понимает всё сердцем.

- Пришло время прощаться, - сказала кошка, - ты скоро вернёшься домой, а напоследок пойдём, я тебе что-то покажу.

Долго они шли по пустыне и наконец пришли в деревню, где было очень много таких же пушистых кошек, но они были какие-то чужие. И здесь наша кошка сказала:

- Все зверюшки, которых ты сейчас видишь, похожи на меня, но я для тебя единственная в целом мире, потому что ты меня приручил, и мы стали друзьями.

- Также и с родителями, есть много пап и мам, но мои – единственные, потому что мы любим друг друга, - продолжил мальчик.

- Конечно, ты прав, и поэтому нам нужно с тобой расстаться. Я буду скучать по тебе, - вздохнула кошка.

- Но я не хотел, чтобы тебе было плохо, ты сама пожелала, чтобы я тебя приручил.

- Да, конечно.

- Значит, тебе от этого плохо.

- Нет, - сказала кошка, - мне хорошо, ведь у меня теперь есть друг, и когда я буду смотреть на звёзды, то вспомню о тебе. А ещё я хочу подарить тебе на память свой секрет – зорко одно лишь сердце, самое главное глазами не увидишь. Если бы ты не полюбил меня, то не смог бы многому научиться и понять, что твои родители – единственные в мире. А теперь прощай!

Мальчику тоже было очень грустно, но ничего не поделаешь, нужно было лететь домой, ведь там его ждали папа и мама, которые тоже любили его.

Вернувшись на свою планету, он понял, что там очень хорошо, но иногда ночью мальчик смотрит на звёзды и вспоминает своего друга – кошку, и думает, что кошка тоже думает о нём».

5. М/Ф «ПТИЧКА ТАРИ».

(Совместный просмотр мультфильма, обсуждение).

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Психолог: Предлагаю вам выполнить небольшую гимнастику. Я буду говорить текст, а вы дружно, все вместе будете имитировать движения, о которых говорится в нём. Начали:

Вместе весело шагать. Вместе весело играть,

Прыгать, бегать, загорать, плавать, кушать, спать, мечтать

И картины рисовать, всё на свете сосчитать. Вместе весело учиться. И всё может получиться. (Выполнить 2 раза)

7. УПРАЖНЕНИЕ «КТО С КЕМ ДРУЖИТ?»

(Участники стоят в кругу).

Психолог «Я знаю, что все очень любят сказки и мультфильмы. А вы любите?» (Ответы участников: да, конечно и т. д.)

Психолог: «Замечательно, значит, вы легко справитесь со следующим заданием. Я буду кидать по очереди мяч каждому из вас и называть сказочного героя, а тот, кто поймал его должен называть друга (друзей) этого сказочного персонажа. Начали:

Малыш и (Карлсон). Буратино и (Мальвина, Пьеро).

Бурундуки Чип и (Дейл). Белоснежка и (семь гномов).

Вини Пух и (Пятачок). Герда и (Кай)

Дядя Федор и (Матроскин, Шарик)

Крокодил Гена и (Чебурашка).

Баба – яга и (Кощей, Леший)»

8. АФРИКАНСКАЯ ИГРА.

Игра способствует развитию самоконтроля.

В первой части этой игры, чтобы на очень тесном пространстве избежать столкновений, участники должны хорошо сосредоточиться.

Чтобы наградить участников за проявленную выдержку, во второй части игры им будет разрешено касаться друг друга и насладиться чувством общности.

Инструкция:

1 часть. На середину комнату мы поставим стул, на него положим тарелку или любой другой круглый предмет (барабан и т. д.).

Когда я включу музыку – вы будете танцевать вокруг. Когда музыка прекращается, все должны дотронуться до тарелки, стараясь при этом, не касаться друг друга.

Делайте это очень медленно и осторожно, а я посмотрю: у кого получится дотронуться до тарелки, никого не задев.

Здорово! У вас хорошо получилось! А почему же нельзя никого трогать? Давайте сделаем что-то такое, чтобы все могли касаться всех.

2 часть.

Я положу на пол плед. И теперь, когда музыка будет останавливаться, вы все должны будете встать на одеяло. В этот раз вы должны вплотную приближаться друг к другу. Потеснитесь, если надо, постарайтесь встать так, чтобы всем хватило места.

9. РЕЛАКСАЦИЯ.

Психолог: Мы с вами замечательно играли, общались и я предлагаю вам также хорошо отдохнуть. Для этого нужно сесть на стулья, занять положение ближе к краю стула, обпереться на спинку, закрыть глаза, слегка расставить ноги и свободно положить руки на колени.

ЭТО – ПОЗА ПОКОЯ!

Далее ведущий: негромким успокаивающим голосом читает строфы стиха, указанные ниже (при этом речь должна быть четкой и неторопливой, способствующей появлению приятных ощущений и представлений об отдыхе и спокойствии).

Все умеют танцевать, прыгать, бегать и играть.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Все реснички опускают, свои глазки закрывают

И спокойно отдыхают.

Шея не напряжена, а расслаблена она.

Дышится легко, ровно, ровно, глубоко.

Напряженье улетело и расслабилось всё тело.

Хорошо нам отдыхать, но пришла пора вставать.

10. УПРАЖНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ «ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ».

(Участники сидят на стульях полукругом или стоят в круге).

Психолог: «Наша сегодняшняя встреча была посвящена дружбе. У дружбы есть свои законы, которые нужно помнить и соблюдать. Это:

Друзья играют честно и никогда не предают.

Друзья не обижаются друг на друга, понимают друг друга.

Друзья не ссорятся и в трудную минуту всегда бывают рядом.

Если друг обиделся, надо извиниться.

Друзья делятся друг с другом всем: и секретами, и конфетами».

(Далее участники по желанию пополняют список законов дружбы).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЕ «УЛЫБКА».

Психолог: «Уважаемые участники! Как вы думаете, с чего начинается дружба?» (Ответы: с улыбки и т. д.)

Психолог : Совершенно верно – дружба начинается с улыбки. Но хорошим друзьям мы обычно дарим улыбки при встрече, во время неё и, конечно же, на прощание.

Я предлагаю каждому из вас по очереди, повернуться к своему соседу справа, подмигнуть ему левым глазом и улыбнуться на прощание.

12. РЕФЛЕКСИЯ.

Психолог: «Наша встреча подошла к концу. Хотелось бы услышать ваше мнение о ней».

(Сидя в круге, участники передают из рук в руки колокольчик. Тот, у кого в руках колокольчик, высказывает свое мнение о занятии).

Психолог: «Уважаемые взрослые и дети! Спасибо вам за активную работу на занятии! Желаю вам быть настоящими друзьями! Будьте всегда добры друг к другу и к окружающим вас людям! Берегите себя, свои семьи, цените и оберегайте отношения со своими друзьями и близкими.

А теперь давайте вместе хором скажем друг другу«Спасибо!»».

Конец.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия психолога «Ребята и зверята»

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-rebjata-i-zverjata.html

Цель: снижение уровня тревожности, раздражительности, двигательного беспокойства, преодоление барьеров в общении у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе;

- формирование позитивной я-концепции, повышение самооценки;

- развитие координации движений, внимания, воображения, восприятия;

- преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, коррекция девиаций поведения;

- развитие эмоционально-выразительных движений, речи.

Материалы к занятию: керамический ёж, запись спокойной и весёлой танцевальной музыки, лист формата (А 4) и цветные карандаши (по количеству детей, игрушка или картинка с изображением пингвина, набор картинок с изображением домашних и диких животных.

Адресат: занятие составлено для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжительность: 20-25 минут. Состав группы: 8-10 человек.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ведущий говорит:

- Ребята, мы собрались с вами в игровой комнате. Как вы думаете, зачем?

(Ответы детей: «Играть, заниматься…».)

Давайте придумаем правила игры, чтобы всем было приятно, радостно и весело играть.

Предлагаю следующие правила: «Нельзя: драться, толкаться и обзываться. Можно и нужно: дружно и весело играть)

1. УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО».

Ведущий говорит: «Мы сегодня будем вместе играть. Давайте познакомимся. Для этого нужно встать в круг. Каждый будет по очереди передавать из рук в руки своему соседу справа маленького керамического ежа, затем надо улыбнуться, назвать своё имя и самое любимое своё лакомство. Начну я….»

2. РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ».

Участники становятся в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д.»


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3. УПРАЖНЕНИЕ «ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ».

Ведущий говорит: «Ребята, вы знаете какое сейчас время суток? Утро, день, вечер или ночь?». (Ответы детей) «Как вы догадались, по каким признакам?» (Ответы детей).

Ведущий: «Сейчас утро. А утром все взрослые и дети, чтобы быть красивыми, здоровыми, сильными и выносливыми должны делать зарядку. Вы любите делать зарядку?»

(Ответы детей) «Предлагаю сделать её вместе».

4. УПРАЖНЕНИЕ «ЗАРЯДКА».

Дети внимательно слушают ведущего и выполняют движения, о которых говорится в тексте.

Наклонитесь все вперёд, а потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь. Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди, да смотри, не упади!

Руки вверх, руки в бок, и на месте - скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом. Дышим глубже…. А потом…

Марш на месте не спеша.

Как зарядка хороша!

5. РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ».

Дети сидят на стульях, образуя круг.

Ведущий предлагает им вспомнить: кто такие дикие животные, кто такие домашние животные. Почему они так называются? Затем детям предлагается поиграть в игру.

Ведущий говорит: «Ребята, когда я буду показывать вам картинки с изображением домашних животных, вы должны похлопать руками по своим коленям, а когда диких животных – топать ногами».

6. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ РЕЧЕВАЯ ИГРА.

Ведущий читает отрывок из произведения Н. Заболоцкого

«Как мыши с котом воевали», а дети, по его просьбе, в определённых местах показывают жестами и мимикой события, о которых говорится в стихотворении.

Жил-был кот. Ростом он был с комод.

Усищи – с аршин. Глазищи – с кувшин. Хвост – трубой. Сам рябой.

Ай да кот! Пришёл тот кот к нам в огород.

Залез кот на лукошко. С лукошка прыгнул в окошко.

Углы в кухне обнюхал. Хвостом по полу постукал.

Эге, пахнет мышами! Поживу-ка я недельку с вами!

Испугались в подполье мыши – от страха мыши чуть дышат!

Братцы, что же это такое?

Не будет теперь нам покоя.

Не пролезть нам теперь к пирогу.

Не пробраться теперь к творогу.

Не отведать теперь нам каши.

Пропали головушки наши! Пи, пи, пи!

А котище лежит на печке. Глазища горят, как свечки.

Лапками брюхо поглаживает, на кошачьем языке приговаривает.

Здешние мышата вкуснее шоколада.

Поймать бы их мне штук двести…

Так бы и съел их всех вместе! Мяу!

А мыши в мышиной норке доели последние корки.

Построились в два ряда и пошли войной на кота.

УР-я-я-я! УР-я-я-я! УР-я-я-я!

Ведущий спрашивает: «Ребята, как вы думаете, кто кого победил?» (Ответы детей).

Ведущий предлагает детям нарисовать персонажей отрывка.

Те ребята, которые считают, что победит кот – рисуют кота, а те, кто считает, что победят мыши – рисуют мышей.

По окончании рисования, рисунки вывешиваются на магнитную доску для просмотра.

7. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «СОЛНЦЕ. КАМЕШКИ. ЗАБОРЧИК»

(Имитация движений по ходу текста). Ведущий:

«Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте и за мною повторяйте

Всё, что вам сейчас скажу и при этом покажу.

Солнце (ладони приближены друг к другу, пальцы расставлены в

стороны, как солнечные лучики);

Камешки (пальцы сжаты в кулак);

Заборчик (ладони обеих рук приближены друг к другу, пальцы вытянуты).

8. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПИНГВИНЫ».

Ведущий говорит: «Ребята, на планете Земля живёт много разных насекомых, животных и птиц. Далеко на холодном Севере обитают пингвины. Вы знаете, кто это? Вы когда-нибудь их видели?» (Ответы детей). Далее ведущий демонстрирует игрушку и картинку с изображением пингвина. «Они так же, как вы умеют играть и дружить. Днём они веселятся, танцуют и поют. А когда наступает ночь и становится очень холодно, они помогают друг другу не замёрзнуть. Тогда они собираются в стайку, тесно прижимаясь, согревают друг друга своим теплом».

«Давайте поиграем в игру. Представьте, что вы – маленькие пингвины. Днём пингвины гуляют, передвигаясь «по-пингвиньи» под весёлую музыку. А когда наступает ночь, то они по команде: «Греться!» - собираются в стайку». (Повторить несколько раз).


9. РЕЛАКСАЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ СОН».

Дети садятся на стулья в «позу покоя»: (ноги слегка разведены, руки свободно лежат на коленях, спина не напряжена, глаза закрыты). Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит:

«Маленькие пингвины очень устали, набегались, наигрались, теперь отдыхают. Им снятся волшебные сны. Снится голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, золотые и серебристые рыбки, друзья, знакомые животные, мама и т. д.

Здесь дышится легко, ровно, ровно, глубоко.

Вот и лёгкий ветерок мордочек касается,

Солнышко лучистое пингвинам улыбается.

Чудесный сон, но пора просыпаться. Пингвины открывают глаза, потягивается, встают».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

10. ПРОЩАНИЕ. УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ».

Ведущий говорит: - «Ребята! Мы сегодня с вами прекрасно позанимались, поиграли. Давайте на прощание встанем в круг, возьмёмся за руки. Сосредоточьте внимание на моих словах:

«У друга мягкая и тёплая ладошка. (Дети держатся за руки)

Поглажу друга по руке немножко. (Поглаживают руки, стоящих рядом, сосредоточив внимание на теплоте рук)

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом,

Ни ссориться, ни драться нам не надо!»

Ведущий: «А теперь давайте хором скажем друг другу «Спасибо!»».



Предварительный просмотр:

Понятие и способы развития внимания у детей дошкольного возраста

https://www.maam.ru/detskijsad/-vnimanie-ponjatie-i-sposoby-razvitija-vnimanija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Что же такое внимание?

Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного психического процесса.

Оно характеризует динамику любого психического процесса, обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, любых психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых).

Существует несколько форм внимания. К ним относится:

Сенсорное внимание - зрительное, слуховое, тактильное и др.

Двигательное внимание - внимание, проявляющееся в моторных процессах, их осознании и регуляции.

Эмоциональное внимание привлекается эмоционально значимыми стимулами (имеет тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации).

Интеллектуальное внимание – проявляется в интеллектуальной деятельности, т. е. - к предмету обдумывания, интеллектуальным операциям.

Проблема внимания - одна из самых сложных проблем психологии.

Хорошо изучено сенсорное и двигательное внимание. Хуже – эмоциональная и интеллектуальная его формы.

Внимание имеет внешние и внутренние проявления.

К внешним относятся: напряженная поза, сосредоточенный взгляд…

К внутренним - изменения в организме (например, учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и др.)

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.

Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.

Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Существует несколько видов внимания. А именно:

Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.

Непосредственное внимание – оно не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов и тд.)

Непроизвольное внимание не связано с участием воли. Это то внимание, с которым человек рождается. Оно не требует усилий для того, чтобы удерживать в течение определённого времени, сосредотачивать на чём-то внимание, а произвольное внимание обладает всеми этими качествами.

Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию и формируется по мере становления всех психических функций. Это социально опосредованный вид внимания.

Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств:

концентрации; устойчивости; распределения и переключения.

Концентрация определяется тем, насколько человек углублён в работу.

Устойчивость. Её показателем выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него.

Переключение проявляется при переходе от одного объекта или деятельности к другому.

Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий ( например: рассказывает стих, перемещаясь по комнате).

Внимание является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение.

Противоположностью внимания является рассеянность. Это состояние, когда человек ни на чём основательно и долго удерживать внимание не может, всё время отвлекается посторонним, причём ничто не привлекает к себе надолго его внимания, а сейчас же уступает своё место чему-либо другому.

Развитие внимания у дошкольников.

Развитие внимание у дошкольников связано с тем, что с каждым последующим годом изменяется организация жизни детей.

Они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

Ребёнок направляет свои действия под влиянием взрослого (воспитателя, родителя, педагога, который всё чаще говорит дошкольнику: «Будь внимателен»«Слушай внимательно»«Смотри внимательно».

Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием.

Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им.

Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребёнка, которая приобретает планирующую функцию (например: «Я хочу посмотреть сначала обезьян, а потом крокодилов», - говорит ребёнок по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты).

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием её цели.

Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия (например: ребёнку хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурный. Сначала надо помочь взрослому накрыть на стол. Ребёнок сосредотачивается на выполнении этой задачи.

Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы. И волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Важным значением для развития внимания дошкольников имеет режим дня. Он создаёт опорные точки в жизни детей, служит внешним средством её организации; облегчает переключение, распределение и концентрацию внимания.

Главную роль в помощи развития внимания у детей играет, конечно, взрослый (родитель, воспитатель и т. д.)

На всём протяжении дошкольного детства детей притягивает эмоционально насыщенный материал.

Взрослый, помня об этом, должен создать зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая внимание детей.

При изучении нового материала большое значение имеют способы его подачи. Это всегда нужно учитывать!

Внимание детей привлекает рассказ педагога, воспитателя, родителя, который отличается живостью, динамичностью.

Также для детей очень важно понимать то, о чём им говорят, что это обозначает.

Большое значение для привлечения и удержания внимания имеет активность детей. Надо стараться сделать так, чтобы они были не пассивными слушателями и зрителями, а ещё и действовали сами, т. е. задавали вопросы, интересовались, делали собственные умозаключения и т. д.

Огромную роль в развитии внимания детей-дошкольников выполняет игра, как основной вид деятельности в этом возрасте.

В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость.

Игры и упражнения, включающие в себя умственную и двигательную активность, требуют от ребёнка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Ну и конечно взрослые должны помнить, что важным условием внимания является: общий культурный уровень детей; расширение их познавательных интересов; увеличение круга представлений; обогащение знаниями, умениями и навыками; общая осведомлённость и широта кругозора.

В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать её можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка: если ты держишь его как птичку, то оно плохой твой помощник».

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующее заключение: конечно развитие внимания у детей-дошкольников во многом зависит от нас - взрослых, непосредственно от нашего участия в этом процессе. Так как он требует большого терпения, квалифицированного и грамотного подхода, а главное – любви к детям, ведь это - кропотливое и продолжительное занятие, если есть желание помочь.

Советы родителям и воспитателям, которые помогут в развитии внимания у детей – дошкольников.

1. В каждое занятие включайте игры и упражнения на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

2. Включайте в занятия с ребёнком задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, послушать и пересказать сказку и т. д.

3. Предлагайте ребёнку следующее упражнение: в газете, старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «б», подчеркнуть все буквы «д»).

4. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.

5. Регулярно включайте ребёнка в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструктора, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

6. Тренируйте ребёнка в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

7. Предлагайте детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами, неоконченные фразы, которые надо закончить, вопросы, на которые нужно ответить, поощряя ребёнка, когда тот верно справляется с заданием.

8. Учите анализировать и сравнивать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

9. Учите переключать внимание с помощью двигательных упражнений по команде или сигналу взрослого: прыгать, останавливаться, шагать и т. д.

10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для ребёнка, что само по себе будет способствовать организации его внимания.



Предварительный просмотр:

Профилактический семинар-практикум (для педагогов) «Я и моё психологическое здоровье»

https://www.maam.ru/detskijsad/profilakticheskii-seminar-praktikum-dlja-pedagogov-ja-i-mo-psihologicheskoe-zdorove.html

Цель: профилактика эмоционального «выгорания» педагогов, сохранение психического здоровья и душевного благополучия.

Задачи:

- информирование о понятии «психологическое здоровье»;

- развитие коммуникативных и творческих способностей;

- определение уровня умения проявлять заботу о себе;

- снятие эмоционального напряжения. Время проведения: 45 минут.

Материалы: бланки для теста (по кол-ву участников)

План:

1. Вступление. Знакомство. Упр. «Имя».

2. Теоретическая часть.

А) Что такое эмоциональное «выгорание» и «психологическое здоровье»!

Б) Способы снятия усталости и восстановления сил.

В) Любить и быть любимым.

3. Практическая часть.

А) Тест доктора Тревора Повела.

Б) Игра «Я дарю тебе звёзды»

(Модификация упражнения В. А. Соснина и П. А. Лунева).

4. Заключение. Упр. «Подведение итогов».

Ход семинара.

1. Вступление. «Добрый день! Давайте все вместе возьмёмся за руки, образуя круг, и поприветствуем друг друга, передавая по очереди улыбку соседу справа.

Начать нашу встречу я хочу с

упр. «Имя». Цель

знакомство с особенностями характера участников, подчёркивание индивидуальности каждого.

Каждому предлагается назвать своё имя и охарактеризовать себя с первой его буквы. Например, Женя - жизнерадостная, т. д.

Наша встреча посвящена профилактике эмоционального «выгорания» педагогов, сохранению психического здоровья и душевного благополучия.

2. Теоретическая часть.

А) По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может иметь различные характеристики. В зависимости от этого, оно выражается эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.

Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.

Профессия педагога и воспитателя является одной из очень сложных, так как в процессе работы происходит взаимодействие и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причём иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрёстное воздействие со стороны.

Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, безболезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек-человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.

Эмоциональное «выгорания» - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определённом этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску эмоционального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии воспитателя и педагога ДОУ относятся именно к такой категории.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Однако, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут себя и чувствуют по-разному.

На одних жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния.

У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию, как бы вопреки экстремальным ситуациям.

Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость, даёт силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях?

И наконец, что надо делать, чтобы находить опору в себе самом?

Ответ: нужно наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности.

Основой здесь является – психологическое здоровье, от которого зависит здоровье целом.

Что такое «психологическое здоровье»?

Этот термин был введён в научный лексикон И. В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Что включает в себя это понятие?

Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны являясь условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой - обеспечивает возможность не прерывного развития в течение всей жизни. Насколько психологическое здоровье взаимосвязано с физическим?

Проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной. Поэтому влияние психологических факторов на развитие и течение болезней достаточно очевидно.

В качестве примера можно привести "психологические" характеристики людей, доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к ложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека. А это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный, весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей.

Такой человек берёт ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций.

Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей.

Можно сказать, что «ключевым» для описания психологического здоровья являются слова «гармония» и «баланс».

Гармония между различными сторонами человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Гармония между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом.

Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети часто:

- нарушают дисциплину; между ними возникают непредвиденные конфликты;

- они могут не понимать объяснения педагога, т. д.

Профессиональное общение с коллегами и руководством часто связано с конфликтами по поводу нагрузки и перегруженности разными поручениями.

Не всегда получается найти общий язык с родителями по поводу поведения, воспитания и обучения детей.

Многие педагоги, сталкиваясь с этим, испытывают сильнейший стресс, находясь в напряжении долгое время. Они сдерживают вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния. Это повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье.

Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка становятся профессиональными заболеваниями педагогов.

Существует такое высказывание: «Чему бывать – того не миновать».

Оно очень распространено у русских людей, которые привыкли «махать рукой» на своё здоровье и всё пускать «на самотёк».

Поэтому я призываю вас быть людьми благоразумными и со всей ответственностью подходить к вопросам здоровья в целом.

Известно, что российские педагоги очень много времени посвящают работе, а про себя любимых вспоминают редко и, чаще всего, забывают совсем. А это совсем неправильно!

В виду этого, хочется предложить вашему вниманию список способов снятия усталости и восстановления сил:

солнце, классическая музыка, сон, вера, хобби, арттерапия, баня, шоппинг, смехотерапия, ароматерапия, «смена мундира» (одежда для работы и дома, чистая одежда, всегда выглядеть на «5» (т. е. не обязательно дорого, но обязательно - опрятно и свежо, природа, рыбалка, путешествия, чтение, спорт, костёр, поход на концерт или в театр, решение задач на логику, контакт с землёй (сад, дача, огород, разные виды рукоделия, танцы, гости и много чего ещё… И, конечно же, любовь!

В) Лев Толстой сказал: «Не надо заботиться о том, чтобы любили Вас. Любите сами и вас будут любить».

Педагог-психолог:

«Все мы, конечно, желаем, чтобы нас любили и уважали наши друзья, родственники, знакомые, муж, дети, родители и т. д. Совершенно верно. Это понятно. А сами-то мы как к себе относимся? Умеем ли радоваться жизни, стараться видеть в людях хорошее? Не для того, чтобы их превозносить, льстить, если надо, а потому, что в каждом из нас, на самом деле, есть много чего хорошего, надо только приглядеться и, в первую очередь, к себе любимым.

Любить нужно учиться и себя в том числе! Нужно научиться прислушиваться к себе, понять, чего мы хотим, о чём грезим и однажды порадовать себя, т. е. осуществить давнюю мечту. Поверьте, не всегда это бывает дорого и неисполнимо. Просто многие из нас привыкли жить, ставя на «себе крест», постоянно издеваясь над собой и насилуя, придумывая какие-то сложности, чтобы оправдаться. А порой бывает всё гораздо проще, если очень захотеть! Ведь для человека почти нет ничего невозможного».

Как сказал Пауло Коэльо: «Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твоё осуществилось».

А вот что гласит восточная мудрость:

«Лишь тот вкушает высшее блаженство,

Лишь тот ведёт достойный образ жизни,

Кто, радуясь, вокруг счастливых видит,

Любя себя и сам любим другими».

3. Практическая часть.

А) Хочется сосредоточить ваше внимание на самих себе. В виду этого предлагаю вам пройти тест доктора Тревора Повела. Он называется «Как вы заботитесь о себе?»

Его целью является определение уровня умения проявлять заботу о себе. Тест поможет Вам задуматься над таким важным вопросом, как забота о своём психологическом здоровье и благополучие.

(См. «Коммуникативный тренинг для педагогов, психологов, родителей». Авторы: Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. СПб. : Речь - 2010 год, стр. 148, приложение 21).

Педагогам раздаются бланки для прохождения теста, индивидуально. Затем подводятся итоги (подсчитывается сумма набранных баллов самими педагогами, воспитателями, а педагог- психолог, озвучивает результаты.

В итоге у каждого участника появляется возможность сделать соответствующие выводы и начать жить по-новому.

Б) Предлагаю вашему вниманию игру. Она называется «Я дарю тебе звёзды» (модификация упражнения В. А. Соснина и П. А. Лунева).

Её цель: отработать умение принимать похвалу и положительную информацию о себе. Давайте вместе поиграем в эту игру.

Правила игры: педагоги сидят в кругу. Каждый участник делает какой-либо воображаемый подарок соседу справа (пример: остров в Индийском океане, квартиру, самолёт и т. д.). Т.к. это подарок воображаемый, то необходимо подробно его описать. Обладатель подарка высказывает своё мнение о том, насколько он доволен «приобретением», подчёркивая детали, используя любую форму благодарности. Затем мы решим, чей подарок оказался самым лучшим по общественному мнению. Победитель получит небольшую награду за изобретательность и щедрость.

4. Заключение.

Упр. «Подведение итогов».

Прошу поднять руки тех:

- кто считает актуальным проведение таких мероприятий;

- кому понравился информационный материал;

- кому было скучно и неинтересно (Почему);

- кто зря потратил время;

- кто уходит с благодарностью и хорошим настроением.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Совместное занятие для родителей и детей «Счастливы вместе»

https://www.maam.ru/detskijsad/sovmestnoe-zanjatie-dlja-roditelei-i-detei-schastlivy-vmeste.html

Совместное занятие для родителей и детей, направленное на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей «Счастливы вместе».

Состав:

4-6 воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет) вместе с родителями.

Цели занятия:

Формирование группового единства, развитие групповой сплоченности;

Создание положительного эмоционального настроя;

Развитие коммуникативных навыков;

Обучение родителей приемам работы с детьми;

Развитие творческого мышления;

Укрепление детско-родительских отношений.

Оборудование:

4 листа ватмана, гуашь, кисточки, ёмкости для воды;

простые и цветные карандаши, фломастеры;

цветная бумага, мишура, клей, ленты, лоскутки ткани; нитки;

интересная вещица или игрушка (для передачи из рук в руки);

свеча, запись детской песенки «У жирафа пятна…»;

яблоки на нитке (по количеству детей).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий:

Здравствуйте уважаемые родители и дети. Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы приятно провести время, поиграть, насладиться компанией друг друга, научиться работать сообща, в группе, то есть вместе. Но сначала нам нужно познакомиться.

1. УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО»

Участники стоят или сидят на стульях, образуя круг, держась за руки. Затем каждый из участников по очереди должен подмигнуть соседу справа и назвать свое имя (как он хочет, чтобы его называли) и несколько слов о себе.

2. УПРАЖНЕНИЕ «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ, КТО.»

Ведущий поочередно дает задание: встаньте те, кто., похлопайте в ладоши те, кто., потопайте ногами те, кто:

• любит смеяться, спать;

• любит смотреть мультики;

• любит плавать и нырять;

• у кого светлые волосы; у кого темные глаза;

• больше всех любит мороженое;

• любит нарушать дисциплину;

• радуется плохой погоде;

• у кого дома живет крокодил, попугай и т. д.

3. УПРАЖНЕНИЕ «МЫ ЛЮБИМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ…»

Участники сидят на стульях в круге, передавая из рук в руки какой-нибудь интересный предмет (колокольчик, ракушку) или игрушку, по очереди делают следующие сообщения:…

Ведущий предварительно говорит:

Вспомните свои замечательные умения и навыки, чем вы

гордитесь и занимаетесь вместе всей семьёй, общие дела, хобби и т. д. Может быть, вы любите путешествовать вместе или ловить рыбу, ходить в бассейн, лепить пельмени, собирать грибы, играть в лото или делать зарядку вместе и т. д. После окончания упражнения, все хором говорят: «МЫ - МОЛОДЦЫ. МЫ – УМНИЦЫ»!

4. УПРАЖНЕНИЕ «ЯБЛОКО НА НИТКЕ»

Ведущий говорит:

Ребята, когда вы были маленькими, ваши родители ухаживали за вами, помогали одеваться, раздеваться, кормили с ложечки и т. д. Теперь вы подросли и многому научились. Я предлагаю вам угостить своих пап и мам яблоками, но необычным способом. Правила кормления: держать яблоко можно только за нитку, которая к нему привязана, то есть, на висе, по очереди поднося то к папе, то к маме, а они в свою очередь должны будут откусить кусочек. Каждый ребёнок кормит своих родителей. Через 5 минут мы вместе определим: чья семья больше съела.

5. ИГРА «ПУТАНКА».

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Ведущий говорит:

Дети, вы видели когда-нибудь пауков? Какие они? (Ответы детей) Они очень ловко умеют плести свою паутину. Сейчас я выйду из кабинета, а вы вместе с родителями попробуете, как пауки, сплести большую, красивую, ажурную паутину, а я потом постараюсь осторожно распутать её так, чтобы никому не было больно или неприятно. (Ведущий выходит за дверь).

Дети и родители берутся за руки, становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась «путанка», ведущий возвращается в кабинет и пытается распутать то, что получилось, так же, не разнимая рук участников игры.

6. УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ СЧАСТЬЯ»

Цель: развитие творческих способностей.

Упражнение выполняется в подгруппах. В каждую подгруппу входят члены одной семьи. Каждой подгруппе выдается по большому листу ватмана. По команде ведущего все начинают рисовать, клеить, мастерить, создавать свой остров счастья. Через определенное время (5-7 минут) ведущий просит участников поменяться листами ватмана и продолжить работу над созданием теперь уже другого острова. Затем снова происходит обмен листами. Работа продолжается до тех пор, пока к каждой подгруппе не вернется их произведение. По окончании проводится обсуждение (Например: Что общего на всех этих картинах? Что такое счастье?)

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ведущий включает запись детской песенки «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…» и просит всех участников дотрагиваться до тех частей тела, о которых поётся в песне, имитируя движения, по желанию - можно подпевать.

8. УПРАЖНЕНИЕ «ПИРАМИДА ЛЮБВИ».

Участники стоят в кругу,

ведущий говорит:

Каждый из нас что-то и кого-то любит, всем нам присуще это чувство и все мы его выражаем.

Давайте встанем и построим пирамиду любви из наших рук. Я назову что-то любимое и положу руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть руку поверх моей по очереди.

Почувствуйте тепло рук, сосредоточьтесь на прикосновении!

Посмотрите, какая большая получилась пирамида! Большая потому, что в каждом нашем сердце живёт много, много любви. И ещё потому, что мы любим друг друга.

9. РЕФЛЕКСИЯ. УПРАЖНЕНИЕ «СВЕЧА»

Сидя в круге, участники передают друг другу зажженную свечу. Тот, у кого в руках свеча, высказывает свое мнение о занятии.

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЕ «РУКА В РУКЕ»

Ведущий:

наше занятие подошло к концу. Прошу вас взяться за руки и сосредоточить внимание на моих словах:

«Мы стоим рука в руке, вместе мы большая сила.

Не оставим вдалеке мы друг друга. Нам под силу!»

А теперь давайте вместе хором скажем друг другу: «Спасибо!».

Конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия педагога-психолога с родителями старших дошкольников с различными стилями семейного воспитания

В настоящее время при организации работы с родителями старших дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставит...

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей группы компенсирующей направленности.

Семья, первая общественная ступень в жизни человека и роль семьи в воспитании детей огромна, т. к. она влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительск...

Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями

Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии  применении их в системе....

Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями через интернет-ресурсы

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...

Презентация "ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС"

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родите...

"Творческая мастерилка" как форма взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ в рамках ФГОС

Презентация представляет собой опыт работы педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....

Клуб-общение "Влияние взаимодействия педагога-психолога с родителями и педагогами на речь и психологическое здоровье детей"

Цель:  выработка внутренней позиции профессиональной деятельности, ориентирующей психологом на построение взаимоотношений с педагогами и с родителями на основе сотрудничества.Задачи:Актуализирова...