Презентация "ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС"
презентация на тему
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_vzaimodeystviya_pedagoga-psihologa.pptx | 1.74 МБ |
osnovy_vzaimodeystviya_pedagoga-psihologa.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посещая детский сад, ребенок становится частью всей системы образования, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками и гармонично развиваться зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, а также от активного участия в родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Именно семья является главным транслятором воспитательных идей и ценностей. В семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, к окружающим людям, природе и предметному миру. Социально-экономические перемены в обществе влияют, прежде всего, на институт семьи. Отмечается консерватизм, инертность в принятии новых веяний и изменений в психике современного ребенка, сохраняется стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.
Появление психологов в детских садах способствовало ориентации коллектива на интересы развития каждого ребенка; переосмыслении понятия "педагогика сотрудничества". Сотрудничество воспринимается как системное явление, включающее в структуру сотрудничества и родителей, и психологов как полноправных представителей образовательной системы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс».
Цели и задачи работы психолога с родителями зависят: от общей и профессиональной подготовленности психолога; от особенностей родителей (образования, степени заинтересованности и воспитании ребенка, материального положения и многих других), от отношения администрации к формированию единого образовательного пространства в ДОУ, объединяющего усилия педагогов, родителей, администрации.
В работе с родителями психолог : осуществляет просвещение по вопросам обучения детей; решает частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает индивидуализированные программы занятий с ребенком в домашних условиях; проводит индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей; проводит диагностику эмоционального, воспитательного и терапевтического потенциала семьи; обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких; проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей; обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество.
Взаимодействие психолога с родителями Научно-исследовательское направление включает изучение законов обучения взрослых (родителей), проведение исследований по проблемам методологии, разработке оптимальных методов и форм совместной работы. Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний родителями, которые в содружестве с психологом изучают психологические закономерности развития ребенка, участвуют в решении его проблем в образовательном учреждении. Практический аспект включает в себя работу с родителями по решению конкретных проблем ребенка, используя научные знания, методы, психологические закономерности. Изучение проблем ребенка может в целом способствовать укреплению сотрудничества с образовательным учреждением.
Деятельность педагога-психолога Психологическое просвещение Психологическая профилактика Психологическая диагностика Психологическая коррекция Психологическое консультирование
Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем: помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала. Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой организуемый процесс работы будет укреплять или достраивать структуры самосознания и тем самым активизировать и оптимизировать процессы самоорганизации и саморазвития.
Таким образом, педагог-психолог призван оказать действенную помощь не только в процессе эффективного развития детей, но и становления личностной позиции родителей и педагогов, а также организации процесса взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ребенка дошкольного возраста
Взаимодействие с родителями ФОТОАЛЬБОМ
Тренинг «Цветок желаний»
Творческая мастерская «Подарок для ребенка»
Семинар «Совместные игры с ребенком»
«Театральная гостиная»
Круглый стол «Откровенный разговор»
Семинар «Скоро в школу»
Тренинг «Мы вместе»
Семинар «Коммуникативные игры»
Деловая игра «Как разрешить конфликт»
Творческая гостиная «Фото - коллаж «Наши дети»»
Предварительный просмотр:
МБДОУ – детский сад «Малыш»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на ГМО педагогов-психологов
ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС
Составил: педагог-психолог
Соколова Н.В.
30.08.2017г.
В настоящее время дошкольное учреждение призвано стать помощником семьи, а основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка обязаны заложить родители. Вместе с тем, именно дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, ребенок становится частью всей системы образования, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками и гармонично развиваться зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, а также от активного участия родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Именно семья является главным транслятором воспитательных идей и ценностей. В семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, к окружающим людям, природе и предметному миру. Социально-экономические перемены в обществе влияют, прежде всего, на институт семьи. Ярко проявляется кризис семьи в целом, и в деле воспитания, в частности. Отмечается консерватизм, инертность в принятии новых веяний и изменений в психике современного ребенка, сохраняется стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.
Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Учитывая, что для ребенка дошкольного возраста важен каждый день, час, минута в развитии и общении с близкими людьми, необходимо оказать действенную помощь семье в приобщении к современным условиям воспитания.
Введение должности психолога в систему образования позволило раскрыть новые пути взаимодействия между образовательным учреждением и семьей в контексте гуманистической парадигмы. Появление психологов в детских садах способствовало ориентации коллектива на интересы развития каждого ребенка; переосмыслении понятия "педагогика сотрудничества". Сотрудничество воспринимается как системное явление, включающее в структуру сотрудничества и родителей, и психологов как полноправных представителей образовательной системы.
Необходимость организовать взаимодействие педагога-психолога с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды важно для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс».
Перечисленные документы определяют роль психолога в образовательном процессе и обеспечении психологического благополучия каждого ребенка, создании благоприятных условий для участия семьи в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Цели и задачи работы психолога с родителями зависят:
- от общей и профессиональной подготовленности психолога,
- от особенностей родителей (образования, степени заинтересованности и воспитании ребенка, материального положения и многих других),
- от отношения администрации к формированию единого образовательного пространства в ДОУ, объединяющего усилия педагогов, родителей, администрации.
В работе с родителями психолог:
• осуществляет просвещение по вопросам обучения детей;
• решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;
• проводит по их просьбе индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.
- проводит диагностику эмоционального, воспитательного и терапевтического потенциала семьи;
• обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких;
• проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей;
• обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество.
Взаимодействие психолога с родителями позволяет решать задачи в нескольких направлениях: научно-исследовательском, прикладном, практическом.
Научно-исследовательское направление включает изучение законов обучения взрослых (родителей), проведение исследований по проблемам методологии, разработке оптимальных методов и форм совместной работы. Одна из задач здесь – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ и др.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний родителями, которые в содружестве с психологом изучают психологические закономерности развития ребенка, участвуют в решении его проблем в образовательном учреждении.
Практический аспект включает в себя работу с родителями по решению конкретных проблем ребенка, используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы, психологические закономерности. Изучение проблем ребенка во взаимоотношениях со школой может стать дополнительным поводом для самоосознания и личностного роста родителей, развития самоконтроля, рефлексии и др., и в целом способствовать укреплению сотрудничества с образовательным учреждением.
Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении строится по следующим направлениям:
- Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей осуществляется в следующих формах: тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительский клуб, информирование о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии детей дошкольного возраста, психологической готовности к ДОУ, к обучению в школе и др.
- Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.
- Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.
- Психологическая коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а так же в форме психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
- Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем: помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала.
Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях образовательной организации является частью общей задачи осуществления работы с родителями. Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой организуемый процесс работы будет укреплять или достраивать структуры самосознания и тем самым активизировать и оптимизировать процессы самоорганизации и саморазвития. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов и психолога будут эффективнее решаться задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Таким образом, педагог-психолог призван оказать действенную помощь не только в процессе эффективного развития детей, но и становления личностной позиции родителей и педагогов, а также организации процесса взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ребенка дошкольного возраста.
Список литературы
- Взаимодействие педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников: учебно-методическое пособие. Авт.-сост. Удова О.В., Коломиец Е.В. – Иркутск : ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. – 156 с.
- Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказ Минздравсоцразвития России от 28.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
- Хухлаева, О.В. Работа психолога с родителями: концепция и технологии. – М. Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 60 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС
В этой презентации я раскрыла направления и формы взаимодействия ДОУ и с семьёй в рамках ФГОС...
Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию....
Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС
В данной презентации я показала, какие формы взаимодействия педагогов, родителей и детей существуют в нашем детском саду на примере одной единственной группы "Лучики", основным воспитателем которой я ...
"Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС"
В даннм материале воспитателю удобно рассказать о своей работе, а родителям в доступной форме понять цель работы ДОУ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОСКонсультация ля воспитателей...
Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС
Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требуетвзаимодействие всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослыенепосредственно причастны к созданию бл...
Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС
Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС...