Особенности взаимодействия педагога-психолога с родителями старших дошкольников с различными стилями семейного воспитания
консультация (старшая группа) на тему

Кузьминых Людмила Николаевна

В настоящее время при организации работы с родителями старших дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставится на активных методах взаимодействия родителей со специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_vzaimodeystviya_pedagoga.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Кузьминых Людмила Николаевна,

                                                                                                               воспитатель

                            МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 19 "Сказка"

                                                                        г. Омутнинска Кировской области.

Особенности взаимодействия педагога-психолога с родителями старших дошкольников с различными стилями семейного воспитания

В настоящее время при организации работы с родителями старших дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставится на активных методах взаимодействия родителей со специалистами.

Анализ литературы показывает многообразие существующих методов и форм, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефона доверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы - встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи - практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей), организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация ретро-гостинных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.

Практика организации работы с родителями старших дошкольников, показала, что информация не может быть представлена в полном объёме на родительских собраниях. А слишком большая информация, помещенная на досках объявлений, плохо воспринимается, если условия не располагают к этому. Эффективны информационные письма, которые пришли в практику из школы Марии Монтессори. Информация, касающаяся подготовки ребенка к школе, распечатывается на принтере, ксерокопируется в необходимом количестве и раздаётся психологами родителям. Для большей эффективности специалист через некоторое время может спросить: «Доходчиво ли было составлено сообщение? Заинтересовало ли сообщение родителей? Есть ли необходимость организовать встречу со специалистами по данной проблеме?». Иногда такое письмо соединяется с анкетой, которая составляется для того, чтобы оперативно получить отклик и выяснить позицию родителей по проблеме поступления ребенка в школу.

Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. Работа тренинговой группы предполагает серию занятий-практикумов. Некоторые из них могут включать совместное творчество детей и родителей.

Занятия, проводимые совместно с детьми, имеют своей целью развитие интереса, внимательного отношения к членам своей семьи, эмоциональное сближение членов семьи, сплочение.

Простором для творчества являются деловые игры. Они максимально приближают участников игры к реальной обстановке, формируют навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей деловой игры.

Примерная структура игры такова:

  1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования.
  2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.
  3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации. Деловые игры, проводимые в родительских группах, нацелены на развитие их рефлексивных способностей, входящих в структуру личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу.

Одной из основных форм работы являются родительские собрания. Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад специалиста на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо не заинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний. Поэтому некоторые родительские собрания можно делать открытыми: совместно с методистом, психологом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Вопросники могут быть разными по содержанию.

Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.

На заключительных занятиях по формированию личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу родители сами составляют памятку о взаимодействии с будущим первоклассником. Она может включать конкретные методические требования, характер и содержание взаимодействия, модель межличностных отношений в семье в целом, запреты на различные формы поведения в семье.

В семьях, где растет ребенок, необходимо создавать благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития и воспитания, то есть близкие должны способствовать умственному, физическому и психическому здоровью ребенка. Для того чтобы выполнять условия предыдущего пункта, родителям следует расширять свои педагогические и психологические знания посредством изучения соответствующей литературы и сотрудничеством со специалистами.

Семьям, заинтересованным в достаточной подготовке к школе и успешной социализации своего ребенка, просто необходимо установить тесное сотрудничество с психологами и социальными педагогами, систематически обсуждать проблемы совместно. С этой целью родительские собрания можно проводить в форме вечера вопросов и ответов. Они представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и специалистов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени психологи, методисты, учителя, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов. Встает необходимость в способах организации поступления вопросов от родителей. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже. Вечера ответов и вопросов выполняют просветительскую функцию, а также функцию педагогической пропаганды.

Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания, обучения и подготовки к школе через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по вопросам наиболее актуальным в данный момент. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В старшей группе ДОУ материалы стенда можно посвятить следующим темам: «Чему должны научиться дети в старшей группе к школе», «Совместная подготовка детей к школе в семье и детском саду, в школе».

«Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в работе с родителями старших дошкольников, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов».

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Какие же именно методы и формы работы использовать с родителями с различными стилями семейного воспитания. Данный вопрос мало проработан в литературных источниках. Были проанализированы предложенные методы и формы работы и обобщены:

- авторитарный стиль: индивидуальные консультации с родителями с конкретными советами и предложениями (поставьте себя на его место); тренинги, на которых родители смогли бы почувствовать себя на месте своего ребенка.

- индифферентный стиль: совместные с ребенком, игры и упражнения, направленные на восстановление взаимного доверия и уважения; «Семейные советы», на которых решались бы семейные проблемы.

- отвергающий стиль: совместное проведение досуга, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей.

- гиперопека: тренинги совместно с другими родителями, индивидуальные консультации, цель которых принятие своего ребенка таким, каков он есть, дать ребенку возможность принятия самостоятельных решений.

Таким образом, особенности взаимодействия педагога-психолога с родителями старших дошкольников с различными стилями семейного воспитания заключается в том, что каждый стиль откладывает отпечаток на развитие личности ребенка, формируя ему как положительные, так и отрицательные качества личности, вследствие чего необходимо проводить коррекционно-развивающую работу с родителями, как совместно так и с подгруппой родителей индивидуально, в зависимости от применяемого ими стиля семейного воспитания. При этом методы и формы, использованные  в работе с родителями с различными стилями семейного воспитания могут быть как общими для всех (изучение социального портрета семей воспитанников, беседы, групповые встречи), так и специфическими («Семейные советы», упражнение «Поставь себя на его место», совместные с ребенком упражнения); методы и формы работы зачастую используются одинаковые, не зависимо от стиля семейного воспитания, а вот информация, преподносимая родителям с различными стилями семейного воспитания, отличается.

Библиографический список:

1. Андреева, Т. В. Психология семьи [Текст]: учебное пособие / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

2. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с.

3. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование [Электронный ресурс] / Г. В. Бурменская. – Режим доступа: http://www.klex2.ru/3zx - свободный.

4. Витакер, К. Танцы с семьей: семейная терапия [Электронный ресурс] / К. Витакер, В. Бамберри; пер. с англ. А. З. Шапиро. – Режим доступа: http://www.klex.ru/2hn - свободный.

5. Ждакаева, Е. И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок [Текст] / Е. И. Ждакаева. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 119 с.

6. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания [Текст] / В. М. Минияров. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями

Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии  применении их в системе....

Рабочая программа педагога-психолога по коммуникативному развитию старших дошкольников.

Рабочая программа включает в себя цикл ООД "Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников" для детей старшей группы и  курс ООД по детской философии для подготовительной группы....

Особенности взаимодействия педагога-психолога и инструктора по физической культуре. Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия "Путешествие в Спортландию".

Система разработанных тематических занятий по физической культуре — это первый опыт совместного творчества инструктора по физической культуре и педагога- психолога ДОУ. Они представляют собой иг...

Статья на тему "Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями"

Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями.По новой федеральной образовательной программе (ФОП) основной целью взаимодействия педагогов и родителей (законных пр...

Взаимодействие педагога-психолога ДОО с родителями

Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с сем...