Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей группы компенсирующей направленности.
статья (подготовительная группа) на тему
Семья, первая общественная ступень в жизни человека и роль семьи в воспитании детей огромна, т. к. она влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительского слова, действия. На примере родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе, таким образом, формируется основа его мировозрения, усваиваются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». На определенном отрезке времени, ребенок поступает в дошкольное учреждение, что влечет за собой значительные изменения, как в жизни ребенка, так и родителей, это влечет для них все новое, незнакомое. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства становится труднее, поэтому нужно, чтобы родители обеспечивали ребенку защиту, поддержку, эмоциональный комфорт, учитывая и понимая что именно в детском саду возникают первые трудности, связанные с развитием и поведением ребенка, и труднее, если родители не станут и не захотят принимать участия в жизни ребенка, своевременно не смогут оказать помощь, тем самым сформировав негативные черты личности, закрепив нежелательное поведение ребенка.
Работа педагога – психолога важна на всех этапах.
Основными формами взаимодействия с родителями в группе компенсирующей направленности являются: это консультации и родительские гостиные, также беседы с родителями и информационные уголки, а еще выступления на родительских собраниях и участие в театрализованной деятельности родителей вместе с детьми.
Более глубокое взаимодействие педагога-психолога с родителями начинается с поступления ребенка в группу компенсирующей направленности. При первой беседе я стараюсь понять отношение родителей к поступлению ребенка в группу компенсирующей направленности, заполняю анкету индивидуального развития ребенка. В ходе этой работы устанавливаются доброжелательные отношения родителей с педагогом-психологом. Потом родители приглашаются на консультацию «Адаптация к условиям группы компенсирующей направленности», где они в ходе тренинга получают консультацию.
На мой взгляд взаимодействие педагога - психолога с родителями - залог успешной адаптации ребенка. Когда ребенок приходит в группу компенсирующей направленности ему приходится перестраивать не только привычный образ жизни, но и отношения со взрослыми и детьми, ведь все его друзья остались в другой группе. Некоторые дети тяжело входят в новую обстановку. У других она вызывает сильные переживания, снижение активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье и способностях. Поэтому одним из необходимых условий смягчения трудностей адаптационного периода, является согласованность действий воспитателя, психолога и родителей, соблюдение по возможности одинакового подхода к детям в семье и в детском саду.
Во время организации гостиных для родителей мы рассматриваем такие темы:
· «Мы разные…»
· «Учимся общаться со своими детьми»
· «Развиваем память, внимание, мышление у ребенка»
· «Чем занять ребенка дома?»
· «Как провести выходные вместе с детьми»
· «Развиваем мелкую моторику руки»
· «Поможем ребенку расслабиться»
Целью данных гостиных является предоставить родителям возможность получить ответы на их вопросы, научить новым формам взаимодействия с детьми в повседневной жизни, познакомить с практическими приёмами, успокаивать активного ребёнка, участвовать в играх, давать возможность высказываться, общаться, расслабляться. В нашей жизни людей многому обучают, но, как и каким стать родителем - мамой и папой – не учат нигде. Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни так как они считают правильным и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы, папы в жизни бывают моменты, когда они не могут понять своего ребенка, правильно и грамотно оказать ему помощь. Как помочь родителям почувствовать ребенка и его понять? Как приучать и дисциплинировать? Как наказывать? В какие игры играть? На все эти вопросы мы ищем ответы на наших встречах. Родительские гостиные являются тем ценным звеном, которое помогает родителям «доработать» полученные теоретические знания и применить их в практике.
Во время разговоров в гостиной тематика со временем меняется. Мы начинаем обсуждать конкретные проблемы детей, посещающих группу компенсирующей направленности, а потом переходим к обсуждению собственных проблем и особенностей родителей, мешающих им в общении с ребенком. Родители очень любят посещать гостиные. Иногда мы устраиваем родительские гостиные вместе с детьми. На этих встречах мы с детьми показываем отрывки наших занятий, тем самым учим и показываем как правильно необходимо работать с детьми которые посещают группу компенсирующей направленности.
Еще одной формой взаимодействия с родителями, являются – информационные уголки. Я здесь периодически размещаю информацию педагога-психолога на различные тему, предлагаю комплекс игр родителей и детей, в которые они могут поиграть дома.
· «Наблюдатель» Ребенок рассказывает за чем наблюдал в течении дня.
· «Придумай рассказ по картинке»
· «Интервью»
· «Разбери пуговицы» Можно разбирать по цвету и размеру.
· «Придумай рисунок из счетных палочек»
· «Аппликация из рваной бумаги»
· «Рисуем пальчиками»
В нашей группе проходят дни открытых дверей, в эти моменты мы стараемся активно привлекать родителей..
Привлечение родителей в участие театрализованной деятельности помогает сплочать родителей вместе с детьми, решать вместе поставленные задачи, видеть достижения детей, и радоваться успехам вместе с ними.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения данных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования данных форм в работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie.pdf | 780.53 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями
Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе....
Журнал взаимодействия педагогов ДОУ с родителями группы компенсирующей направленности
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка»....
Кружок "Любознайки" по лексическим темам.Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности
Кружок "Любознайки" по лексическим темам. Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности...
Конспект группового занятия учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные»
В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления знаний детей с ОНР о домашних животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя речи....
Статья на тему "Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями"
Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями.По новой федеральной образовательной программе (ФОП) основной целью взаимодействия педагогов и родителей (законных пр...
ФОП ДО и ФАОП ДО: Изменения в работе педагога-психолога в группах комбинированной и компенсирующей направленности в инклюзивной практике
Выступление на городском МО педагогов-психологов...
Взаимодействие педагога-психолога ДОО с родителями
Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с сем...