Познавательно - творческий проект "У истоков казачьей культуры"
методическая разработка (старшая группа)
Проект предназначен для организации различных форм работы с детьми в ДОУ казачьей направленности, желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры донского казачества, призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия донского казачества подрастающему поколению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_u_istokov_kazachey_kultury.docx | 146.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 3 города Данкова Липецкой области
Познавательно – творческий проект
«У истоков казачьей культуры»
Разработали:
Ширнина С.А. - музыкальный руководитель
Шебанова А.И. – воспитатель
Введение. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Важно с ранних лет научить ребенка понимать культуру своего народа, создать фундамент для последующего развития детей, потому, что только зная историю своего края, ребенок сможет полюбить его.
Для воспитательного процесса в детском саду проект является новым, и преимущества его заключается в возможности воспитать у дошкольников высокое чувство патриотизма и гражданской ответственности, формировать чувство уважения, гордости, бережного отношения к родной станице, краю, Отечеству на основе местных традиций и ценностей.
Проект предназначен для организации различных форм работы с детьми в ДОУ казачьей направленности, желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры донского казачества, призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия донского казачества подрастающему поколению.
Цель. Формирование личности воспитанника, как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
Задачи.
- Образовательные:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование знаний о природных и социальных явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о своих земляках, их традициях, об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
2. Воспитательные:
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, активной жизненной позиции;
- воспитание уважения к культурным национальным традициям своего и других народов, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношение к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
3. Развивающие:
- развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей;
- формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве, для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранении и развития историко-культурного потенциала Донского края;
- способствовать формированию творческих способностей детей.
Актуальность проблемы:
С возрождением казачества стала актуальной проблема духовно-нравственного воспитания детей. В настоящее время у нового поколения отсутствует интерес к познанию ценностей культуры и истории родного края; наблюдается заметное снижение качества духовно-нравственного воспитания.
Гипотеза проекта:
Реализация данного проекта позволит воспитать и сохранить «человеческое» в наших детях, заложить начало народной казачьей культуры, нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, что невозможно без воспитания любви к маме, семье, родному донскому уголку, родной стране – Родине.
Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Сроки проведения: 9 месяцев (с 1.09.2021 г. по 31.05.2022 г.)
Средства реализации проекта: познавательные занятия, разучивание песен, игр и других форм казачьего фольклора, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видео презентаций «Река Дон», «Донские казаки», «Чудеса Донского края», художественно-творческая деятельность, экскурсия в «Казачий курень», просмотр иллюстраций о жизни донских казаков.
Направления работы проекта:
- Семья. Семейные традиции.
- Красота и разнообразие природы Дона.
- Культура и быт народов Дона.
- Важнейшие события в истории Дона.
В проекте запланированы мероприятия по воспитанию уважительного отношения к пожилым людям; общение детей с заслуженными казаками станичных казачьих обществ, знатоками казачьей истории и обычаев.
Условия реализации проекта.
Данный проект реализуется в совместной деятельности с детьми. Непосредственная образовательная деятельность по краеведению проводится для детей старшего возраста 2 раза в месяц. Длительность занятий 25-30 мин.
Совместная деятельность предусматривает различные формы работы.
- В ДОУ создан выносной мини музей казачьей направленности
- Музыкальный зал оснащён техническим оборудованием для реализации проекта: музыкальный центр, DVD, проектор
- Для организации воспитательного процесса имеются:
а) для ведения занятий по казачеству – видеоматериалы, методическая литература;
б) для занятий по фольклору – литература по теме: фольклорные тексты (песен, игр, танцев, сказок, пословиц, поговорок, загадок), видеозаписи выступлений фольклорных коллективов).
Аналитический этап:
- Подбор художественной и научно-популярной литературы, музыкального репертуара, иллюстраций с изображением реки Дон, быта донских казаков, казачьих гуляний, посиделок и т. д.
- Продумать и составить конспекты НОД, досугов, по ознакомлению детей с Донским краем: его традициями, песнями, главной рекой Дон.
- Разработать сценарии праздников «Мать – казачка», «Зимние казачьи посиделки», «Пасха казачья», «Казаки – воины».
- Организовать совместный поиск информации и сбор предметов старины, чтобы лучше проникнуть в быт Донского народа – казаков. Обратиться за помощью к родителям, бабушкам.
Основной этап.
План реализации проекта с детьми:
«Познание».
1.«Мы живём на Дону»
2. «Знакомство с традициями родного края»
3. «Как воспитывали мальчика – казака и девочки - казачки»
4. «Мой край на карте нашей страны»
5. «Без прошлого нет будущего»
6. «Мать – казачка»
7. «Рождество Христово»
8. «Масленица»
9. «Пасха на Дону»
10. «Наша гордость – наши земляки – казаки»
«Художественное творчество»:
1. «Один день из жизни казака»
2. «Мать - казачка»
3. «Казачьи святки»
4. «Казачья пасха»
5. «Бабушкин сундук»
6. «Казачья удаль»
7. «Творчество казаков»
8. «Костюм казака»
«Экскурсии»: в выносной мини-музей детского сада «Казачий курень»
«Чтение художественной литературы»: Н. Костарев «У нас на Дону», казачьи сказки и былины, стихотворения донских поэтов, пословицы и поговорки о казаках.
«Музыка»: Слушание музыкальных произведений: В. Красноскулов «Донские песни», И. Шишов «Степная симфония», народные донские песни. Разучивание частушек, хороводов, игр «донских казачат».
Работа с родителями: привлечь родителей к сбору предметов казачьего быта для создания и пополнения выносного мини-музея детского сада «Казачий курень»; изготовлению казачьих костюмов для праздников, подбору музыкального и художественного материала.
К концу реализации проекта у воспитанников должна быть:
- воспитана активная жизненная позиция;
- сплочен дружный детский коллектив;
- приобретены практические навыки следования традициям казачества, умения участвовать в донских обрядах, способности украсить свой быт в народном стиле.
Ожидаемые результаты:
Знают:
- происхождение реки Дон, природу и животных донского края, а также первых жителей Донской стороны;
- традиции донского народа, костюмы казаков, произведения донских писателей и музыкантов.
Методическое обеспечение
1. Занимательный материал для работы с детьми дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию;
2. Степаненко Л.Г. «Степные загадки».Ростов-на-Дону, ООО «Багир» 2004;
3. Астапенко Г. И. « Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков». Ростов-на-Дону НПК «Гефест» 2011;
4. Мовчан А.С. «Казаки (быт и традиции». Ростов-на-Дону НПК «Гефест» 2004;
5. Филлипов К.С. «Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм». Учебное пособие. ООО «Издательство Артель» 2010;
6.» Вешенский вестник №7» Сборник музейных образовательных программ и методических материалов. Ростов-на-Дону. ООО «Ростиздат» 2007;
7. Т.И. Агуреева, Л.А. Баландина, Г.Ю.Цветкова « Казачий костюм». Учебно-методическое пособие под редакцией И.А.Лыковой, А.Х.Сундуковой. издательский дом «Цветной мир» Москва 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Месячник казачьей культуры"
Формирование у детей представлений о быте и культуре Донских казаков...
Познавательно-творческий проект "Масленица. Традиции русской народной культуры"
Одним из самых ярких и запоминающихся праздников в нашей стране по праву считается Масленица! Ярмарками, танцами, песнями, скоморохами, чучелами, и, конечно же, блинами вот уже многие поколения провож...
Долгосрочный познавательно-творческий проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии"
Паспорт проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного...
Познавательно - творческий Проект в ср.гр «Знакомство детей с семейской культурой и традициями »
Познавательно - творческий Проект в ср.гр«Знакомство детей с семейской культурой и традициями »...
Методические рекомендации для педагогов «Приобщение детей к истокам казачьей культуры, через дидактические игры»
Актуальность пособия заключается в знакомстве детей через игру с элементами материальной культуры: включает в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одеждой, орудиями труда, помогает во...
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры».
В последнее время большое значение приобретает воспитание у детей чувства патриотизма. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм обретается самостоятельно и пер...
Мастер-класс "Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности"
В ходе работы по приобщению дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности у детей воспитывались личностные качества, обеспечивающие успешное развитие и самор...