Мастер-класс "Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В ходе работы по приобщению дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности у детей воспитывались личностные качества, обеспечивающие успешное развитие и саморазвитие; формировались духовно-нравственные и социальные качества личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям традиций и обычаев родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности»
В нашем детском саду особое внимание уделяется сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в славном регионе, имеющем глубокие исторические корни. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и казачьих обычаев.
Главное направление патриотического воспитания сформулировано следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.
В ходе работы по реализации перспективного плана работы у детей воспитывались личностные качества, обеспечивающие успешное развитие и саморазвитие; формировались духовно-нравственные и социальные качества личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям традиций и обычаев родного края.
Работа велась в системе и комплексно по трём направлениям:
Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.
Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.
Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
Работа с семьями воспитанников.
Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.
Для более глубокого анализа проблемы мы провели анкетирование: «Какие мы родители».
К сожалению, узнали, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.
Мы считаем, что необходимо разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Совместно с родителями мы оформляли в группе уголок по патриотическому воспитанию; приобрели статуэтки - казака и казачки, одетых в казачьи костюмы, собрали стихи, сказки, рассказы, совершили заочную экскурсию в экологический центр.
И сегодня мы хотим показать, как ведется работа в наших группах по приобщению к казачьей культуре в различных видах деятельности.
Любо, а теперь переходим к литературному этапу.
Пословицы.
Не только пословицы и поговорки можно отнести к художественному слову, но и казачьи сказки. И мы хотим вас познакомить с одной из них. Этот материал можно использовать и на казачьих праздниках, и инсценировать в группе, и на занятиях по развитию речи при обогащении словарного запаса воспитанников. Сразу скажем, что сегодня мы используем элементы костюма и предметы-заместители.
Сказка
Ведущая:
-Раннее утро в станице. Неугомонные петухи поют, скотина с базов на выгон потянулась. Над куренями стелется запах свежей выпечки и жареной рыбы.
Две добрые соседки, Алёна и Анна, чуть свет уже на ногах. Работа прямо горит в руках у додельных казачек. Завидев друг друга, спешат как про- между прочим поделиться домашними новостями.
Анна: - Здорово ночевали, соседка!
Алёна: - Да слава Богу!
Анна: - Всю ночь не спала, глаз не сомкнула. Глянь, какие кружавочки на кохту наплела!
Алёна: - Ой, не говори, соседка, я тоже до первых петухов скатёрку вышивала!
Анна: - А я промежду плетеньем ещё варенье варила та люльку качала!
Алёна: - Так я тоже, как пальцы от иголки устанут, пироги вымешивала та узвар варила!
Анна: - А мой вчера такую рыбину поймал, на неделю хватит! Так моя Настасья с утра уже запекла!
Алёна: -Та врёшь!
Анна: -Настасья, тащи! Расскажи, как дело было!
Девочка-казачка выносит поднос с запечённой рыбой и рассказывает:
Рыбка по-кутейниковски
Утром встала спозаранку и не стала есть я манку,
Это что ещё за блюдо? От него мне будет худо!
Рыбки так мне захотелось, что на месте не сиделось!
Чистим, солим и перчим, в печку ставим и глядим:
Зарумянилась чтоб корка, а потом съедаем ловко!
Очень рада вся семья! «Ты кухарочка моя!»-
Ласково сказал отец. Это значит МОЛОДЕЦ!
Про лимон я не сказала–я ним рыбку поливала!
Алёна: - А мы с Катериной тоже сложа руки не сидели, смоквы виноградные засахарили!
Анна: - А ну, покажи!
Алёна: - Катерина, неси!
Дочь Алёны выносит поднос со смоквами и рассказывает, как их готовили.
Ведущая берёт за руки хозяюшек и говорит:
Близкие подружки, добрые соседки,
Дела ваши славны, речи ваши метки,
Но лучше мирно, ладно, за одним столом
Рыбкою да смоквами порадовать наш дом!
Казачки ставят блюда на общий стол и приглашают всех гостей отведать угощения.
Казаки долго не могли на месте сидеть, любили игры разные да забавы, предлагаем вам поиграть.
А теперь давайте поиграем в любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук. Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там?»
Водящий отвечает: «Это я, казачка Настя».Ребенок: - Зачем пришла?
Водящий: - Побежим наперегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.
Казаки очень любили песни, а мы проверим, знакомы ли наши воспитатели с этими произведениями. Если знакомы- поднимайте руку и подпевайте!!!(4 Песни)
Наш мастер – класс подошел к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...
Приобщение дошкольников к истокам кубанской культуры через музыкально-театральную деятельность
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей госуда...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...
Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Методические рекомендации для педагогов «Приобщение детей к истокам казачьей культуры, через дидактические игры»
Актуальность пособия заключается в знакомстве детей через игру с элементами материальной культуры: включает в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одеждой, орудиями труда, помогает во...
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры».
В последнее время большое значение приобретает воспитание у детей чувства патриотизма. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм обретается самостоятельно и пер...
Выступление на МО "Знакомство дошкольников с профессиями через разнообразные виды деятельности"
Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и проф...