Познавательно-творческий проект «Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры посредством фольклора»
проект

Долгова Елена Ивановна

для детей 1 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznav-tvorch_proekt_po_folklorui.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

познавательно – речевого направления  развития воспитанников»

 Познавательно – творческий    проект 

«Приобщение детей раннего  дошкольного возраста к  истокам русской национальной культуры посредством фольклора»

Автор: Долгова Елена Ивановна,

музыкальный руководитель

СП «Алёнушка»

г. Озёрск, Челябинская область, 2023 год

Актуальность проекта

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».
(Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора)

На сегодняшний день перед нами стоит одна из важнейших задач – духовное и нравственное возрождение.

Именно в раннем детстве через произведения фольклора у малышей формируются элементарные основы нравственного и духовного воспитания, закладывается фундамент психофизического благополучия.

К  сожалению, на сегодняшний день фольклор исчезает из современной семьи. Родители редко поют колыбельные песенки своим малышам на ночь, из-за загруженности на работе мало читают потешек, сказок, не играют с ними в пальчиковые игры.

Использование малых форм фольклора является прекрасным речевым материалом, на основе которого у ребёнка начинает отрабатываться понимание текста, и считается доступным и эффективным средством для детей раннего возраста.

С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания детей средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Поэтому у меня  возникла необходимость приобщать детей раннего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры - детскому фольклору, как к самому близкому и занимательному жанру, так как он затрагивает интересы и потребности детского возраста.

Занимая детей фольклором в ДОУ, мы формируем у них познавательный интерес к русской национальной культуре, развиваем музыкальные способности, коммуникативные навыки.

Цель проекта: приобщение детей раннего  дошкольного возраста к  истокам русской национальной культуры посредством фольклора.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать и обогащать знания детей о предметах быта, активизировать речь детей.

2. Учить детей восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать.

Воспитывающие

3. Воспитывать любовь к русскому национальному искусству через малые формы фольклора.

4. Воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками.

5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к окружающему миру.

                           Развивающие:

6. Развивать эмоциональную сферу ребёнка посредством фольклора (инсценирование песен, хороводов, пение русских народных песен, потешек, игр-забав).

  • Активизировать работу с родителями   детей по использованию фольклора  в домашних условиях.

Методы проектной деятельности:

Словесный – беседа,  рассказ взрослых, чтение художественной литературы во время ООД, использование фольклора в режимных моментах.

Наглядный - рассматривание иллюстраций, предметов быта, игрушек, в совместной деятельности педагога с детьми режимных моментах и ООД.

Практический – продуктивная деятельность, игровые упражнения  во время ООД и в режимных моментах.

Срок реализации проекта - долгосрочный - ( 01.09. – 29.04.2023)

Участники  проекта: музыкальный руководитель, воспитатели группы «Карапузы»,  дети раннего дошкольного возраста с 2-3 лет и их родители.

Формы работы с детьми:

Разучивание песенок, потешек; речевые пальчиковые, народные игры, игры-забавы, инсценирование потешек, игра на музыкальных инструментах, разучивание  хороводных плясок, отгадывание загадок.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный -  (01.09 -01.10.2023)

  • подбор методической и художественной литературы,
  • составление перспективного плана
  • составление картотеки потешек, народных подвижных игр,
  • анкетирование родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в домашних условиях

2. Основной - (01.10 -01.04.2023)

  • организация и оснащение предметно- пространственной среды и реализация перспективного плана с  детьми и родителями по данной теме проекта

форма работы - проведение занятий, бесед, дидактических игр по ознакомлению произведениями детского фольклора ;  рассматривание иллюстраций,  чтение потешек, р.н.сказок,  исполнение песенок, отгадывание загадок, проведение подвижных народных игр, разучивание хороводных игр.

Творческая мастерская: рисование, лепка.

Создание в группе условий для реализации проекта: подбор  произведений фольклора: потешки, р.н.сказки, дидактических игр по теме проекта, муз.инструментов, разных видов тетра.

В муз.зале –создание центра «Русская изба», оснащение предметами быта,  подбор русской народной музыки, музыкальных инструментов (шумовых, ударных, озвученных), подбор песенок, потешек, русских народных плясок, хороводов.

3.Заключительный этап – (01.04. -29.04.2023)

Обобщение полученных результатов (знаний, умений, навыков) у воспитанников и их родителей об использовании произведений устного фольклора. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

Итоговое фольклорное развлечение  «В гости к бабушке-бабуле».

Взаимодействие с семьей

Подбор  консультаций для родителей: «Фольклор в жизни детей»,

«Пальчиковые игры для детей 2-3 лет»,  «Маме о колыбельной» и т.д.

Привлечение родителей  к изготовлению муз.инструментов своими руками, к участию поделок с детьми  к различным народным праздникам,  различным мини-выставкам, к оформлению стенгазет.

Ожидаемые результаты:

У детей:

  • повысится познавательный интерес к произведениям устного народного  творчества,  к заучиванию потешек,
  • улучшатся психические  процессы: память, мышление, пополнится активный словарный запас,
  • сформируется эмоциональная отзывчивость на произведения русского народного творчества ( потешки, сказки, загадки. и т.д.)
  • разовьются музыкальные способности: восприятие песенок, потешек, эмоциональная отзывчивость на р.н.музыку, муз - слуховые представления (тембр, динамика, звуковысотность, ритмичность)
  • сформируется муз – двигательная активность  (пляски, игры, сформируются знания о предметах быта, об окружающем мире, об  русских народных инструментах, о характере русской народной музыки;       
  • улучшатся  коммуникативные способности (станут более раскрепощёнными, активными).

Воспитатели:

  •  приобретут опыт в изготовлении элементов костюмов, бутафории, самодельных детских шумовых инструментов, реквизита в работе с малыми формами фольклора,
  • освоят опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Родители:

  • получат знания и опыт в вопросах воспитания своих малышей  через произведения устного народного творчества, через муз – игровой фольклор.

План реализации проекта

Сроки

Планируемые действия по выполнению задач

Ответственные

Сентябрь

 

 

Анкетирование родителей.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Чтение потешек, закличек, считалок.

«Наша Маша маленька…», «Чики,  чики, кички…», «Заяц Егорка…».

Слушание, пение колыбельных песен.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

   Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

Воспитатели.

Октябрь

 Речевое развитие «Малые фольклорные формы».

Воспитатель.

 

 

 

 

 Художественно-эстетическое развитие,  лепка «Бублики-баранки»

Воспитатели.

 Художественно-эстетическое развитие, музыка.  Знакомство с  песнями, танцами, играми.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Показ театра би-ба-бо: р.н.сказка «Колобок».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Праздник  «Осенины»

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Ноябрь

 

 

Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам.

Воспитатели.

Изготовление масок, костюмов, декораций.

Музыкальный руководитель, воспитатели

родители

Развлечение «Весела была беседа».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Показ театра би-ба-бо: р.н.сказка «Маша и медвель».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Отгадывание загадок. Д/И «Чудесный мешочек».

Воспитатели.

Консультация для воспитателей: «Детский фольклор и малыши»

Музыкальный руководитель.

Выставка осенних поделок с детьми

Родители

Декабрь

 

 

Разучивание потешек, считалок, закличек:

«Наши уточки с утра…», «Пошел котик на торжок…».

Воспитатели.

Рассказывание русской  народной  сказки «Козлятки и волк», обр.К.Ушинского 

Воспитатели.

Разучивание народных игр-хороводов

Музыкальный руководитель.

Январь

 

 

 

 Речевое развитие. «Потешки, заклички, поговорки» -  «Ой ду-ду, ду-ду,ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Из-за леса, из - за гор…», «Огуречик, огуречик!...»

Воспитатель.

 Художественно-эстетическое развитие, рисование «Украсим матрёшке сарафан».

Воспитатель.

 Выставка стенгазет «Моя семья»

Родители

 Художественно-эстетическое развитие, музыка. Разучивание песен, танцев, игр, игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Развлечение «В гости к нам пришла Матрёшка».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Февраль

 

 

Вечер слушания русской народной музыки. Игра на музыкальных шумовых и ударных инструментах

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Художественно-эстетическое развитие,  музыка.  Развлечение  «Кукла Катя в гостях у малышей»

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Консультация для воспитателей: «Маме о колыбельной»

Музыкальный руководитель.

Март

 

 

Консультация для родителей: «Малый фольклор».

Музыкальный руководитель.

 Знакомство  с предметами быта: русский самовар, коромысло, колыбелька, русская печь.  

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Речевое развитие. Разучивание потешек, считалок, закличек: «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Как у нашего кота…»,«…»,«Баю-бай,баю-бай…».

Воспитатель.

Художественно-эстетическое развитие, рисование « Разукрасим деревянные ложки»

Воспитатель.

Показ р.н.сказки с использованием пальчикового театра «Курочка Ряба»

Воспитатель.

Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные. Пение потешек, р.н.песенок.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Апрель

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие, музыка.  Знакомство с  песнями, танцами, играми.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Мини-выставка  поделок к празднику Пасхи

Родители с детьми

Игра на детских музыкальных инструментах.

 Д/и: «Угадай, на чём играю?»

Музыкальный руководитель.

Оформление папки-передвижки для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Музыкальный руководитель.

Итоговое фольклорное развлечение «В гости к бабушке-бабуле»

Музыкальный руководитель

Воспитатели

 

Раздел «Музыка

Темы:

  • «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!»
  • «Наши уточки с утра…»
  • «Баю  – баю».
  • «Пошла Млада за водой»
  • «Сказка, в гости приходи!»
  • «В хороводе были мы!»
  • «Весёлый оркестр»
  • «Уж ты, зимушка-зима!»
  • «В печи -  калачи, как огонь горячи!»
  • «Мы - Матрёшки – маленькие крошки»
  • «Тили-бом! Тили-бом!»
  • «Посиделки с мамами»
  • «Солнышко – вёдрышко»
  • «Делу время – потехе час!»

Заключение

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Список литературы:

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010.

2. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,

 4. О.Н. Корепанова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.

5. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.

8. Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. Кравченко И.В., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора (из опыта работы)

Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные ...

Приобщение детей раннего возраста к истокам народной культуры посредством фольклора»

Федеральный государственный образовательный стандарт   ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные це...

Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре как важное условие единения народов Белоруссии и России

Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активн...

Консультация для педагогов ДОО «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра»

Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает - народная мудрость. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напев...