Познавательно-творческий проект «Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры посредством фольклора»
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно – речевого направления развития воспитанников»
Познавательно – творческий проект
«Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры посредством фольклора»
Автор: Долгова Елена Ивановна,
музыкальный руководитель
СП «Алёнушка»
г. Озёрск, Челябинская область, 2023 год
Актуальность проекта
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».
(Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора)
На сегодняшний день перед нами стоит одна из важнейших задач – духовное и нравственное возрождение.
Именно в раннем детстве через произведения фольклора у малышей формируются элементарные основы нравственного и духовного воспитания, закладывается фундамент психофизического благополучия.
К сожалению, на сегодняшний день фольклор исчезает из современной семьи. Родители редко поют колыбельные песенки своим малышам на ночь, из-за загруженности на работе мало читают потешек, сказок, не играют с ними в пальчиковые игры.
Использование малых форм фольклора является прекрасным речевым материалом, на основе которого у ребёнка начинает отрабатываться понимание текста, и считается доступным и эффективным средством для детей раннего возраста.
С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания детей средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Поэтому у меня возникла необходимость приобщать детей раннего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры - детскому фольклору, как к самому близкому и занимательному жанру, так как он затрагивает интересы и потребности детского возраста.
Занимая детей фольклором в ДОУ, мы формируем у них познавательный интерес к русской национальной культуре, развиваем музыкальные способности, коммуникативные навыки.
Цель проекта: приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры посредством фольклора.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать и обогащать знания детей о предметах быта, активизировать речь детей.
2. Учить детей восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать.
Воспитывающие
3. Воспитывать любовь к русскому национальному искусству через малые формы фольклора.
4. Воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками.
5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к окружающему миру.
Развивающие:
6. Развивать эмоциональную сферу ребёнка посредством фольклора (инсценирование песен, хороводов, пение русских народных песен, потешек, игр-забав).
- Активизировать работу с родителями детей по использованию фольклора в домашних условиях.
Методы проектной деятельности:
Словесный – беседа, рассказ взрослых, чтение художественной литературы во время ООД, использование фольклора в режимных моментах.
Наглядный - рассматривание иллюстраций, предметов быта, игрушек, в совместной деятельности педагога с детьми режимных моментах и ООД.
Практический – продуктивная деятельность, игровые упражнения во время ООД и в режимных моментах.
Срок реализации проекта - долгосрочный - ( 01.09. – 29.04.2023)
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели группы «Карапузы», дети раннего дошкольного возраста с 2-3 лет и их родители.
Формы работы с детьми:
Разучивание песенок, потешек; речевые пальчиковые, народные игры, игры-забавы, инсценирование потешек, игра на музыкальных инструментах, разучивание хороводных плясок, отгадывание загадок.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный - (01.09 -01.10.2023)
- подбор методической и художественной литературы,
- составление перспективного плана
- составление картотеки потешек, народных подвижных игр,
- анкетирование родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в домашних условиях
2. Основной - (01.10 -01.04.2023)
- организация и оснащение предметно- пространственной среды и реализация перспективного плана с детьми и родителями по данной теме проекта
форма работы - проведение занятий, бесед, дидактических игр по ознакомлению произведениями детского фольклора ; рассматривание иллюстраций, чтение потешек, р.н.сказок, исполнение песенок, отгадывание загадок, проведение подвижных народных игр, разучивание хороводных игр.
Творческая мастерская: рисование, лепка.
Создание в группе условий для реализации проекта: подбор произведений фольклора: потешки, р.н.сказки, дидактических игр по теме проекта, муз.инструментов, разных видов тетра.
В муз.зале –создание центра «Русская изба», оснащение предметами быта, подбор русской народной музыки, музыкальных инструментов (шумовых, ударных, озвученных), подбор песенок, потешек, русских народных плясок, хороводов.
3.Заключительный этап – (01.04. -29.04.2023)
Обобщение полученных результатов (знаний, умений, навыков) у воспитанников и их родителей об использовании произведений устного фольклора. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Итоговое фольклорное развлечение «В гости к бабушке-бабуле».
Взаимодействие с семьей
Подбор консультаций для родителей: «Фольклор в жизни детей»,
«Пальчиковые игры для детей 2-3 лет», «Маме о колыбельной» и т.д.
Привлечение родителей к изготовлению муз.инструментов своими руками, к участию поделок с детьми к различным народным праздникам, различным мини-выставкам, к оформлению стенгазет.
Ожидаемые результаты:
У детей:
- повысится познавательный интерес к произведениям устного народного творчества, к заучиванию потешек,
- улучшатся психические процессы: память, мышление, пополнится активный словарный запас,
- сформируется эмоциональная отзывчивость на произведения русского народного творчества ( потешки, сказки, загадки. и т.д.)
- разовьются музыкальные способности: восприятие песенок, потешек, эмоциональная отзывчивость на р.н.музыку, муз - слуховые представления (тембр, динамика, звуковысотность, ритмичность)
- сформируется муз – двигательная активность (пляски, игры, сформируются знания о предметах быта, об окружающем мире, об русских народных инструментах, о характере русской народной музыки;
- улучшатся коммуникативные способности (станут более раскрепощёнными, активными).
Воспитатели:
- приобретут опыт в изготовлении элементов костюмов, бутафории, самодельных детских шумовых инструментов, реквизита в работе с малыми формами фольклора,
- освоят опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Родители:
- получат знания и опыт в вопросах воспитания своих малышей через произведения устного народного творчества, через муз – игровой фольклор.
План реализации проекта
Сроки | Планируемые действия по выполнению задач | Ответственные |
Сентябрь
| Анкетирование родителей. | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
Чтение потешек, закличек, считалок. «Наша Маша маленька…», «Чики, чики, кички…», «Заяц Егорка…». Слушание, пение колыбельных песен. | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Рассказывание русской народной сказки «Теремок». | Воспитатели. | |
Октябрь | Речевое развитие «Малые фольклорные формы». | Воспитатель. |
| Художественно-эстетическое развитие, лепка «Бублики-баранки» | Воспитатели. |
Художественно-эстетическое развитие, музыка. Знакомство с песнями, танцами, играми. | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Показ театра би-ба-бо: р.н.сказка «Колобок». | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Праздник «Осенины» | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Ноябрь
| Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам. | Воспитатели. |
Изготовление масок, костюмов, декораций. | Музыкальный руководитель, воспитатели родители | |
Развлечение «Весела была беседа». | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Показ театра би-ба-бо: р.н.сказка «Маша и медвель». | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Отгадывание загадок. Д/И «Чудесный мешочек». | Воспитатели. | |
Консультация для воспитателей: «Детский фольклор и малыши» | Музыкальный руководитель. | |
Выставка осенних поделок с детьми | Родители |
Декабрь
| Разучивание потешек, считалок, закличек: «Наши уточки с утра…», «Пошел котик на торжок…». | Воспитатели. | |
Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк», обр.К.Ушинского | Воспитатели. | ||
Разучивание народных игр-хороводов | Музыкальный руководитель. | ||
Январь
| Речевое развитие. «Потешки, заклички, поговорки» - «Ой ду-ду, ду-ду,ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Из-за леса, из - за гор…», «Огуречик, огуречик!...» | Воспитатель. | |
Художественно-эстетическое развитие, рисование «Украсим матрёшке сарафан». | Воспитатель. | ||
Выставка стенгазет «Моя семья» | Родители | ||
Художественно-эстетическое развитие, музыка. Разучивание песен, танцев, игр, игра на детских музыкальных инструментах. | Музыкальный руководитель, воспитатели. | ||
Развлечение «В гости к нам пришла Матрёшка». | Музыкальный руководитель, воспитатели. | ||
Февраль
| Вечер слушания русской народной музыки. Игра на музыкальных шумовых и ударных инструментах | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Художественно-эстетическое развитие, музыка. Развлечение «Кукла Катя в гостях у малышей» | Музыкальный руководитель, воспитатели. | ||
Консультация для воспитателей: «Маме о колыбельной» | Музыкальный руководитель. | ||
Март
| Консультация для родителей: «Малый фольклор». | Музыкальный руководитель. | |
Знакомство с предметами быта: русский самовар, коромысло, колыбелька, русская печь. | Музыкальный руководитель, воспитатели. | ||
Речевое развитие. Разучивание потешек, считалок, закличек: «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Как у нашего кота…»,«…»,«Баю-бай,баю-бай…». | Воспитатель. | ||
Художественно-эстетическое развитие, рисование « Разукрасим деревянные ложки» | Воспитатель. | ||
Показ р.н.сказки с использованием пальчикового театра «Курочка Ряба» | Воспитатель. | ||
Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные. Пение потешек, р.н.песенок. | Музыкальный руководитель, воспитатели. | ||
Апрель
| Художественно-эстетическое развитие, музыка. Знакомство с песнями, танцами, играми. | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Мини-выставка поделок к празднику Пасхи | Родители с детьми | ||
Игра на детских музыкальных инструментах. Д/и: «Угадай, на чём играю?» | Музыкальный руководитель. | ||
Оформление папки-передвижки для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». | Музыкальный руководитель. | ||
Итоговое фольклорное развлечение «В гости к бабушке-бабуле» | Музыкальный руководитель Воспитатели | ||
Раздел «Музыка
Темы:
- «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!»
- «Наши уточки с утра…»
- «Баю – баю».
- «Пошла Млада за водой»
- «Сказка, в гости приходи!»
- «В хороводе были мы!»
- «Весёлый оркестр»
- «Уж ты, зимушка-зима!»
- «В печи - калачи, как огонь горячи!»
- «Мы - Матрёшки – маленькие крошки»
- «Тили-бом! Тили-бом!»
- «Посиделки с мамами»
- «Солнышко – вёдрышко»
- «Делу время – потехе час!»
Заключение
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Список литературы:
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010.
2. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,
4. О.Н. Корепанова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.
5. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
8. Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. Кравченко И.В., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора (из опыта работы)
Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные ...

Приобщение детей раннего возраста к истокам народной культуры посредством фольклора»
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные це...
Педагогический проект «Приобщение детей к национальной культуре посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности»
Знакомство детей первой младшей группы с национальной культурой....

Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ
Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре как важное условие единения народов Белоруссии и России
Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активн...

Консультация для педагогов ДОО «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра»
Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает - народная мудрость. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напев...

Презентация к проекту «Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры посредством фольклора»
дл педагогов, работающих с детьми ! младшей группы...