Познавательно-творческий проект "Масленица. Традиции русской народной культуры"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Одним из самых ярких и запоминающихся праздников в нашей стране по праву считается Масленица! Ярмарками, танцами, песнями, скоморохами, чучелами, и, конечно же, блинами вот уже многие поколения провожают зиму и встречают весну!
Имея богатейшие народные традиции в праздновании Масленицы, можно не только повысить уровень духовно-нравственной культуры детей, но и ознакомиться с лучшими примерами устного, музыкального и художественного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Масленица проект Попова И. А. | 675.5 КБ |
diplom.pdf | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
|
Познавательно-творческий групповой краткосрочный проект
«Масленица. Традиции русской народной культуры»
Руководитель (разработчик) проекта:
воспитатель
Попова Ирина Александровна
г. Реутов
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………...3
Визитная карточка проекта………………………………………………….4
План (схема) реализации проекта………………………………………….5
Список использованной литературы……………………………………...11
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из самых ярких и запоминающихся праздников в нашей стране по праву считается Масленица! Ярмарками, танцами, песнями, скоморохами, чучелами, и, конечно же, блинами вот уже многие поколения провожают зиму и встречают весну!
Имея богатейшие народные традиции в праздновании Масленицы, можно не только повысить уровень духовно-нравственной культуры детей, но и ознакомиться с лучшими примерами устного, музыкального и художественного народного творчества.
Цель: Формирование интереса к русским народным традициям на примере празднования Масленицы.
Исходя из поставленной цели, определились следующие задачи:
- Познакомить детей с русским народным праздником Масленица, его традициями и обычаями;
- Разучить потешки, песенки, пословицы, правила народных игр;
- Развивать творческие способности и эстетический вкус детей и родителей;
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;
- Воспитывать духовно-нравственные качества.
Ожидаемые результаты проекта:
Развитие духовно-нравственной культуры детей и их родителей, повышение уровня знаний о традициях и обычаях русской народной культуры, привлечение родителей воспитанников к активному участию в воспитании и развитии детей посредством организации совместных видов творческой и игровой деятельности.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
Название проекта | Вид и тип проекта | Участники | Возраст детей | Продукты деятельности | Сроки реализации проекта |
«Масленица. Традиции русской народной культуры» | Познавательно-творческий; Краткосрочный; Групповой | Дети; Родители; Специалисты ДОУ. Руководитель проекта: Попова Ирина Александровна, воспитатель | от 5 до 6 лет | Творческие индивидуальные и коллективные работы детей, родителей и педагогов. Итоговый продукт проекта: чучело Масленицы для городской выставки. | 05.02.2018-18.02.2018 |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы работы:
I этап. Подготовительный:
1. Определение темы, проблемы проекта, её актуальности, постановка цели.
2. Анализ пространственно-предметной среды группы.
3. Выявление уровня знаний о праздновании Масленицы.
4. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
II этап. Основной:
1. Создание творческой группы педагоги – родители - специалисты и планирование ее работы.
2. Разработка календарно-тематического плана проекта.
3. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.
III этап. Заключительный:
1. Создание творческого продукта (чучело Масленицы для городского конкурса).
2. Проведение тематического досуга.
3. Подведение итогов проекта, обсуждение перспектив реализации проекта в других возрастных группах.
Пути реализации проекта:
Содержание работы с детьми:
1. Беседа о Масленице;
2. Проведение тематических бесед о значении праздника;
3. Чтение пословиц, поговорок, потешек;
4. Разучивание песен, потешек;
5. Знакомство с традициями празднования Масленицы;
6. Оформление уголка народных промыслов в группе;
7. Разучивание народных игр, забав;
8. Прослушивание народных песен на музыкальных занятиях и прогулке;
9. Рисование народных узоров, изучение значения цвета.
Взаимодействие с родителями:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Домашние задания родителям и детям.
3. Помощь в пополнении уголка народных промыслов.
4. Рекомендации чтения поговорок, потешек с детьми.
5. Изготовление декораций и атрибутов к чучелу.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
Музыкальный руководитель:
прослушивание русских народных песен;
разучивание танцев.
Инструктор по физкультуре:
проведение спортивных игр, забав, основанных на народных традициях празднования Масленицы.
Календарно-тематический план реализации проекта (основных мероприятий)
Сроки | Содержание работы | Деятельность | Ответственные |
05.02.2018-06.02.2018 | 1. Выявление интереса детей, создание условий для развития детской инициативы; 2.Анализ РППС в соответствии с тематикой проекта, подборка литературы. | 1.Педагогический мониторинг. | Руководитель проекта Попова И. А. |
07.02.2018-08.02.2018 | 1. Обсуждение с родителями темы и содержания проекта; 2. Обсуждение со специалистами их роли и работы в реализации проекта; 3.Разработка календарно-тематического плана проекта с поиском необходимого методического материала для проведения образовательной деятельности с детьми. | 1.Родительское совещание 08.02.2018 2.Педминутка с муз.руководителем и инструктором по ФИЗО 3. Закупка и поиск методического и дидактического материала по тематике проекта | Руководитель проекта Попова И. А. |
09.02.2018 | 1.Оптимизация РППС под тематику проекта, 2.Создание календаря Масленицы совместно с родителями и детьми. 3.Разработка диагностического материала педагога для определения успешности реализации проекта. | 1. Оформление уголка народных промыслов; 2. Оформление календаря масленицы. 3.Разработка диагностического инструмента. | Руководитель проекта Попова И. А., воспитатель Быкова О. И., родители воспитанников. |
12.02.2018 | Знакомство с первым днем масленичной недели. | 1.Беседа «Понедельник-встреча» 2.Чтение пословиц, поговорок, потешек, 3. Игра «Угадай сказку» (по мотивам русских народных сказок) 4.Музыкальные игры «Ложкари» | Руководитель проекта Попова И. А., муз. руководитель Толкачева Э. Е., воспитанники. |
13.02.2018 | Знакомство с вторым днем масленичной недели; Экскурсия в мини-музей «Русская изба». | 1.Беседа «Вторник-заигрыш» 2.Экскурсия в мини-музей «Русская изба». 4. Рисование элементов русских народных узоров. 5. Подвижная игра «Катаемся на карусели». 6. Сюжетно-ролевая игра «Девочки и мальчики». | Руководитель проекта Попова И. А., муз. руководитель, инструктор по ФИЗО |
14.02.2018 | Знакомство с третьим днем масленичной недели. | 1. Беседа «Среда-лакомка» 2. Просмотр презентации «Угощения» 3. Сюжетно-ролевая игра «Поварята» 4. Подвижная игра «Блинчики на сковородке» 5. Разучивание танца «Хоровод» 6. Лепка из пластилина «Угощения для гостей» | Руководитель проекта Попова И. А, муз. руководитель Толкачева Э.Е., инструктор по ФИЗО Зайцева Д. В. |
15.02.2018 | Знакомство с четвертым днем масленичной недели. | 1.Беседа «Четверг-разгул» 2. Досуг для детей и родителей «Масленица широкая» 3. Подвижная игра «Скоморохи» 4.Чтение русских народных сказок 5. Раскрашивание сюжетных изображений. | Руководитель проекта Попова И. А, муз. руководитель Толкачева Э.Е., инструктор по ФИЗО Зайцева Д. В. |
16.02.2018 | Знакомство с пятым днем масленичной недели. | 1.Беседа «Тещины вечерки» 2. Просмотр презентации «Мои родные». 3. Прослушивание народных песен, частушек. 4. Подвижная игра «Раздувайся, пузырь» 5. Игра-забава «Старушка Маланья» | Руководитель проекта Попова И. А, муз. руководитель Толкачева Э.Е., инструктор по ФИЗО Зайцева Д. В., родители воспитанников. |
17.02.2018- 18.02.2018 | Заключительная часть проекта. | 1. Знакомство с шестым и седьмым днями масленичной недели. 2. Изготовление чучела Масленицы. 3. Участие в городских мероприятиях, представление готовых изделий на городской выставке. 4. Подведение итогов проекта | Руководитель проекта Попова И. А, воспитанники, родители воспитанников |
Анализ:
В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить представления о русских народных традициях, народной культуре, узнали о народных играх, забавах, познакомились с традицией празднования Масленицы. Воспитанники узнали много нового о культуре своей страны. Привлечение родителей к активному участию в реализации данного проекта позволило не только наладить более тесный контакт семьи и дошкольного учреждения, но и укрепить детско-родительские взаимоотношения, а также привлечь родителей воспитанников к участию в городских мероприятиях.
Вывод:
Цель проекта: Формирование интереса к русским народным традициям на примере празднования Масленицы-достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998\
2. Боронина, Е.Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999
3.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988
4.Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004.
5.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
6.Калинина Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОУ 2008
7.Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
8. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении, ООО «Гном-Пресс» 2000г.
Приложение 1
Беседа о масленичной неделе.
Понедельник — это «встреча Масленицы». Взрослые и ребятня начинали строить горки и крепости, качели и балаганы и пр. Мальчики, парни и мужчины сравнивали силу в кулачных боях — согласно возрасту и весовой категории. Хозяюшки же принимались печь блины, причём первый обычно отдавали нищим — на поминовение усопших.
Вторник — «Заигрыши». Молодёжь принималась кататься на санях, они украшались пёстрыми лоскутами, бубенцами, колокольчиками. Коней также наряжали разноцветными сбруями и дугами. Накатавшись же на санях, молодые шли угощаться блинами. На заигрышах также было принять выбирать себе невесту — молодцы приглашали понравившуюся девушку покататься с горки, чтобы получше присмотреться друг к другу.
Среда — «Лакомка». Женатые мужчины шли к своим тёщам на блины (приглашались и прочие гости) — угощение символизировало взаимную симпатию мужа и мамы жены, ведь с давних времён отношения зятя и тёщи были непростыми, становились предметом шуток и анекдотов. Такая традиция есть и сегодня: масленичную среду ещё называют «тёщины блины».
Четверг — «Разгул». Начало массовых гуляний. Весь день по улицам катали соломенное чучело Масленицы, его сопровождали ряженые. Русский народ отправлялся на улицу с песнями и плясками. Самая главная забава в четверг — это взятие снежной крепости, при этом команде победителей предстояло с почётом искупаться в проруби и испить вина.
Пятница — «тёщины вечёрки». На этот раз тёща отправлялась в гости к семье дочери, причём приглашал её лично зять, кланяясь в пояс. С собой мама жены приносила различную утварь, необходимую для приготовления блинов (тарелки, сковородки и пр.), тесть же передавал муку с молоком. Все эти действия символизировали лад в семейных отношениях, почёт и уважение.
Суббота — «золовкины посиделки». Новоиспечённые жёны приглашали в гости сестёр мужа (а также прочую родню). Если золовка была не замужем, она могла взять с собой подруг, невестка также приглашала незамужних подружек. По традиции новобрачная одаривала сестру мужа подарками, угощала блинами, а после угощения все отправлялись на гулянья.
Воскресенье — «проводы Масленицы» и «Прощёное воскресенье». Куклу Масленицу опять-таки возили по селу, а потом вывозили на околицу и под песни, хороводы и прочее веселье сжигали. Затем народ расходился по домам. В воскресенье было (раньше и сейчас) принято просить друг у друга прощение за все принесённые обиды.
Приложение 2
Пословицы, поговорки, потешки.
Пословицы, поговорки:
- Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
- Не житьё, а Масленица.
- Боится Масленица горькой редьки да пареной репы.
- Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
- Блины и поцелуи счёта не любят.
- Масленица — объедуха, деньги приберуха.
- Масленица не на век даётся.
Масленичные попевки:
- Вот приехала Масленица!
Сударыня-боярыня Масленица!
С сыром, маслом, и блином,
И румяным пирогом! - Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных,
Чтобы слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи
К нам в окошко мечи!
Приложение 3
Подвижные игры
«Катаемся на карусели»
Классическая подвижная игра для дошколят любого возраста, хорошо известная детворе по детскому саду. Ведущий (взрослый или старший дошкольник) поднимает вверх палку с привязанными к ней разноцветными ленточками. Участники выбирают себе ленточку, ведущий крутится на месте, изображая карусель. Игроки исполняют ритмичные действия, подпевая ведущему:
Еле - еле, еле - еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот закончилась игра.
«Блинчики на сковородке»
Развлечение нравится ребятишкам любого возраста. Взрослые принимают в нем активное участие, подготовка минимальная: расчертить круглое игровое поле (сковородку). Участники держатся крепко за руки и стараются вытолкнуть друг друга в круг, чтобы игрок-блинок «испекся» на сковородке. Побеждает участник, который ни разу не оказался в кругу. По окончании игры все угощаются блинами.
«Развеселые скоморохи»
В этом театрализованном действии родители готовят шапочки, разучивают песенку, например, на стихотворение Л. Орловой:
Я - веселый Скоморох!
Посмотрите, я не плох.
За копейку (лучше пять)
Буду прыгать и плясать.
Вам не дам я заскучать!
Кто готов озорничать?
На игроков надеваются шапочки скоморохов, можно просто пришить яркие шарики (бубенчики) к шапочке ребенка. Под припевку дети имитируют развалистые повадки медведя на ярмарке, важную походку петушка, борьбу козликов лбами. Хорошо использовать веселое музыкальное сопровождение.
«Раздувайся, пузырь»
Классическое старинное развлечение, знакомое и любимое всеми дошколятами. Игру-хоровод часто проводят в детском саду. Для игрового действия нужно встать всем в круг и выполнять определенные движения в соответствии со словами:
Раздувайся, пузырь,
Большой-пребольшой, (участники постепенно расширяют хоровод, «пузырь» раздувается)
Оставайся такой
И не лопайся!
Он летел, летел, летел (играющие держатся за руки, бегут по кругу)
И за ниточку задел.
Ниточка упала, (все останавливаются)
Пузыря не стало!
Бах! Лопнул: ш-ш-ш (круг сужается, пузырь «лопается»)!
«Старушка Маланья»
Забава для всех ребятишек, очень веселит играющих. Хорошо, если примут участие взрослые, которым дети могут подражать. Поначалу водящим («Маланьей») выбирается родитель, затем можно передать роль старшему дошкольнику. Игроки стоят в кругу, водящий - в центре. Под слова потешки (ее можно пропевать хором) водящий изображает разные веселые действия, остальные участники воспроизводят их:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (брови прикрываются руками).
С такими глазами («Маланья» показывает смешные глазищи, играющие копируют),
С такими ушами, с такими носами, (водящий строит озорные рожицы),
С такими усами, с такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее глядели, делали вот так… (изображается веселая поза, которую копируют все игроки).
Выигрывает и получает приз участник, веселее всех показывающий «Маланью».
ФОТООТЧЕТ
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Познавательно - творческий проект в подготовительной группе "Народная культура и традиции"
Познавательно - творческий проект в подготовительной группе "Народная культура и традиции"...
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»
Педагогическая проблема - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Росс...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...