«Театр - как средство развития речи у дошкольников»
методическая разработка

Анна Александровна Лысенко

«Театр - как средство развития речи  у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazov_2024-2029g.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Солнышко»п. Красноармейский

347500 Ростовская область, Орловский район, п. Красноармейский, ул. Кирова, 45

e-mail: detsadsoln@mail.ru

ПРИНЯТА:

на заседании Педагогического совета

МБДОУ детский сад № 7

«Солнышко» п. Красноармейский

Протокол № __от «  »августа 2024г.

УТВЕРЖДЕНА:

приказом заведующего

МБДОУ детский сад № 7

«Солнышко» п. Красноармейский

№______от «   »августа 2024г.

____________ В.В. Лысенко

СОГЛАСОВАНА:

с советом родителей

МБДОУ детский сад № 7

«Солнышко» п. Красноармейский

Протокол №__  от «  »августа 2024г.

План по самообразованию на 2024–2029 год

                     

                         воспитателя

        Лысенко Анны Александровны

Тема: «Театр - как средство развития речи  у дошкольников»

                                             2024 г.,

Проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания педагогов. В последнее время значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями с пониженной культурой речи. Общая культура речи характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка.

Театр для детей – это игра, развлечение, которое всегда привлекает детей. В нём заложены большие возможности для развития речи ребёнка: ведь любое знание, которое даёт театр, усваивается в словесной форме.

Актуальность темы. Анализируя работу с детьми, я поняла, что средствами театрального искусства можно развивать творческие и артистические способности детей.  Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски. Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи. В театрализованной деятельности ребенок решает многие проблемные ситуации от какого-либо лица персонажа. Ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Необходимо стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира посредством театрализованной деятельности. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. Познакомить детей с различными видами театра. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из  окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Значение театрализованной деятельности:  помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;  появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствует артикуляционный аппарат; формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь; улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий; дети получают эмоциональный подъём; способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса; позволяет формировать опыт социального поведения; стимулирует активную речь.

Этап реализации  Сроки

Этап работы над темой: 5 лет

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024г.

Предполагаемая дата окончания работы: май  2029г

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.

Задачи для педагога:

  • Повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
  • Содействовать сотрудничеству детей и взрослых.
  • Определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
  • Создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности

Форма самообразования:

 Индивидуальная – через индивидуальный план самообразования

 Групповая – через участие в деятельности методических и педагогических советах педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет, участие в курсах повышения квалификации

 Условия, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

 Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы, опыта работы педагогов-практиков

 Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки.

 Распространение собственного опыта работы, посредством ведения личной странички на сайте образовательного учреждения

  Ознакомление с вебинарами, видеолекциями по данной теме

Предполагаемый результат:

 Повышение качества собственной профессиональной, научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей младшего возраста посредством использования театрализованной деятельности

 Пополнение информационно-методической и нормативно-правовой базы по исследуемой теме

 Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы

 Напечатать сборники по театрализованной деятельности: «В гостях у сказки» (по изготовлению авторских театральных игрушек), «Этюдная работа», «Театр и дети», а также, публикация научных статей по итогам работы с детьми.

Дети научатся пользоваться разными видами театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Театральный центр, при активном участии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами для театрализованных игр детей. Театрализованная деятельность поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе, а также будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при проигрывании ролей.

Задачи для родителей:

- Привлечение родителей к изготовлению театральных костюмов и атрибутов к играм.

- Использование разнообразных форм работы с родителями для привлечения их к деятельности группы.

Также, в рамках самообразования, предполагается работа с коллегами-педагогами.

    Цель: Создать условия для развития речи детей через творческую активность

в театрализованной деятельности.

    Задачи:

• воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

• воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

• совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

                                     

                         План самообразования 2024-2025 год

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь

Подготовить и обновить каталог пальчиковых игр.

Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми.

Октябрь

Упражнения на активизацию словарного запаса.

Разговор по телефону «Как Машеньке выбраться из леса?», «Лес-тёмный», «Небо голубое», «Солнце жаркое», «Избушка-…»

Январь

Формировать навык мягкого голосоведения, воспитывать правильный умеренный темп речи

Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

Март

Развивать двигательную активность,  совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов

Этюды на пластику: «Медведь рассердился», «Рыба плавает по дну», «Кошка просит молока», «Мышонок радуется».

Апрель

Подготовить анкеты для родителей.

Анкетирование родителей на тему:  «Театр и дети» 

Декабрь

Привлечение родителей к созданию  театрального уголка, оборудовать ширмой , собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров.

Создание и оборудование уголка «Театр».

Ноябрь

Работа в творческой мастерской родителей и детей «Праздник старой перчатки».

Выставка работ «Праздник старой перчатки»

Февраль

Открытый показ образовательной деятельности. Показ спектакля по сказке «Три поросёнка»

День открытых дверей.

Май

Подготовка фотографий детей во время театрализованнной деятельности.

Фотовыставка «Юные актёры».

                                             

                          План самообразования 2025-2026 год

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1.Изучать теоретический материал по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2.Разработать и провести диагностику детей с целью выявления уровня развития речи детей

сентябрь

Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики.

3.Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для театрализованной деятельности детей

В теч. года

Оформление:

- театрального уголок с разнообразными видами театров.

-театральные игры:

* «Из какой сказки этот герой?»

* «Угадай настроение»

* «Для какой сказки подходят эти атрибуты?»  

4.Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

5.Составить перспективный план

октябрь

6.Разработать конспекты НОД с элементами театрализации

В теч. года

 Конспекты ООД на темы: «Чья мама лучше», «Поиграем в театр», «Инсценировка сказки «Три поросёнка»,

«От игры до спектакля»…

7.Создать картотеку скороговорок и чистоговорок

В теч. года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

Просмотр инсценировки сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Итоговое занятие «Поиграем в театр»

В теч. года

Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»

9.Работа с родителями:

Консультации:

-«Организация театрализованной деятельности в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

В теч. года

Папка-передвижка «Мир театра»

План самообразования 2026-2027 год

Срок

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Расскажи детям сказку»

Октябрь

Изучение места детской драматизации в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение театрализованной  деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Изучение условий организации театрализованной деятельности детей в группе, создание разных видов театров;

Консультация для родителей на тему:

«Домашний кукольный театр».

Январь

Приобретение навыков работы с театральными атрибутами.

Тематическое занятие «Поиграем в театр».

Февраль

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «От игры до театра»

Март

Создание «копилки сценариев и инсценировок»

Проведение драматизации на занятиях и в свободное время

Апрель

Поиск интересной информации о театрах

Папка-передвижка для родителей и детей

Апрель

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в театрализованной деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

В течение года

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Май

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее

                                   

                    

                     План самообразования 2027-2028 год

Срок

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подготовить и обновить каталог пальчиковых игр.

Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми.

Октябрь

Упражнения на активизацию словарного запаса.

Разговор по телефону «Как Машеньке выбраться из леса?», «Лес-тёмный», «Небо голубое», «Солнце жаркое», «Избушка-…»

Январь

Формировать навык мягкого голосоведения, воспитывать правильный умеренный темп речи

Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

Март

Развивать двигательную активность,  совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов

Этюды на пластику: «Медведь рассердился», «Рыба плавает по дну», «Кошка просит молока», «Мышонок радуется».

Апрель

Подготовить анкеты для родителей.

Анкетирование родителей на тему:  «Театр и дети» 

Декабрь

Привлечение родителей к созданию  театрального уголка, оборудовать ширмой , собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров.

Создание и оборудование уголка «Театр».

Ноябрь

Работа в творческой мастерской родителей и детей «Праздник старой перчатки».

Выставка работ «Праздник старой перчатки»

Февраль

Открытый показ образовательной деятельности. Показ спектакля по сказке «Три поросёнка»

День открытых дверей.

Май

Подготовка фотографий детей во время театрализованнной деятельности.

Фотовыставка «Юные актёры».

                                                 

                            План самообразования 2028-2029 год

Срок

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Расскажи детям сказку»

Октябрь

Изучение места детской драматизации в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение театрализованной  деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Изучение условий организации театрализованной деятельности детей в группе, создание разных видов театров;

Консультация для родителей на тему:

«Домашний кукольный театр».

Январь

Приобретение навыков работы с театральными атрибутами.

Тематическое занятие «Поиграем в театр».

Февраль

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «От игры до театра»

Март

Создание «копилки сценариев и инсценировок»

Проведение драматизации на занятиях и в свободное время

Апрель

Поиск интересной информации о театрах

Папка-передвижка для родителей и детей

Апрель

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в театрализованной деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

В течение года

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Май

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее

Литература:

1.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г

2.Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г

3.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

4.Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985

6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

7. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка « Теневой театр как средство развитие речи дошкольников»

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

«Театр в чемодане как средство развития речи дошкольников в театрально-игровой деятельности»

В настоящее время для нашего педагогического коллектива является актуальным вопрос реализации требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Образовательная среда в детском саду пр...

План самообразования «Театр – как средство развития речи у дошкольников»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее.Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банкжизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы ос...

«Театр — как средство развития речи у дошкольников»

Речь – величайшее богатство, данное человеку.И её, как и любое богатство, можно либоприумножить, либо незаметно растерять.«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокров...

План работы над темой «Театр – как средство развития речи у дошкольников»

План работы над темой «Театр – как средство развития речи у дошкольников»...

План по самообразованию на тему: «Театр- как средство развития речи у дошкольников»

План  по самообразованию на тему: «Театр- как средство развития речи у дошкольников»...