«Театр в чемодане как средство развития речи дошкольников в театрально-игровой деятельности»
статья (средняя группа)

Черечукина Наталья Сергеевна

В настоящее время для нашего педагогического коллектива является актуальным вопрос реализации требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Одним из важных приобретений ребенка в этом возрасте является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников, а ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 115”,

Советского района

Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 169 »

Тема семинара-практикума: «Особенности организации РППС в рамках речевого развития дошкольников»

Тема выступления:

«Театр в чемодане как средство развития речи дошкольников в театрально-игровой деятельности»

Выполнила: Черечукина Наталья Сергеевна,

воспитатель, IКК

Воронеж - 2019 г.


В настоящее время для нашего педагогического коллектива является актуальным вопрос реализации требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Одним из важных приобретений ребенка в этом возрасте является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников, а ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают организация театрализованной деятельности. В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Театрализованная деятельность-это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Мы обратили свое внимание на то, что в самостоятельной игровой деятельности дети редко пользуются центром театра, а также при его оформлении, мы столкнулись с проблемой, что из – за отсутствия достаточного места, не смогли разместить все виды театров. Руководствуясь известным изречением - всё уже придумано до нас, мы воспользовались всемирной сетью интернет и проработали множество сайтов для педагогов с целью перенять опыт своих коллег. Больше всего нам понравилась идея театра в чемодане. Так как это мобильно, компактно, и в то же время многофункционально.

В этом чемодане можно использовать такие виды театра, как :

- пальчиковый

- настольный

- конусный настольный

- Бибабо

- театр ложек

Пальчиковый театр

Способствует развитию речи, внимания, памяти;

формирует пространственные представления;

развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Настольный театр

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

Сопровождать движения пальцев речью;

Конусный настольный театр 

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

 Сопровождать движения пальцев речью;

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр кукол Бибабо

Посредством куклы, одетой на руку,

дети говорят о своих переживаниях,

тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя

(свою руку) с куклой.

Театр на палочках

Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту.

Театр ложек

Театр на ложках развивает у детей моторику, координацию движений, помогает ребёнку выразить эмоции, способствует развитию речи .

          Создавая театр в чемодане, прежде всего я хотела заинтересовать детей сказками, приобщить их к русской народной культуре, воспитать в них любовь к книге. В наш век информационных технологий, с появлением компьютеров, планшетов и других гаджетов детям перестали читать книги, рассказывать сказки на ночь. Дети не знают названий сказок, сказочных героев. Испытывают трудности с пересказом сказок, не могут придумать свою историю, рассказ; продолжить рассказ воспитателя или придумать свой конец сказки. В своей работе с детьми все чаще сталкиваюсь с тем, что у детей ухудшилась память, скудный словарный запас, возникают трудности с пересказом произведений, с составлением рассказов по картине.

Я решила заинтересовать детей через театрализованную игру, с применением кукольного театра, где все дети могут попробовать себя в роли кукловода и погрузиться в мир сказок.

Чемодан очень мобильная вещь, с ним можно найти уединённый уголок в группе, для самостоятельной игры; сходить в соседнюю группу, для показа сказки малышам; вынести на прогулку, просмотреть представление на открытом воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность».

Проект направленный на развитие речевой деятельности...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность....

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Цель проекта:1.     Развитие свободного общения со взрослыми;2.     Развивать монологическую форму  речи.3.     Развитие и профилактика...

Опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»

Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов...

Презентация " «Театр в чемодане как средство развития речи дошкольников в театрально-игровой деятельности»

ull;Проблема образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства актуальна не только как самостоятельный раздел художественно-эстетического воспитания детей, но и как мощное...