Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Знакомство с народными игрушками» группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет
план-конспект занятия (младшая группа)

Ельцова Елена Владимировна

Знакомство с народной игрушкой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 447 «Семицветик»

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Знакомство с народными игрушками»

группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет

Автор: Ельцова.Е.В.., воспитатель

Новосибирск

2024 год.

Цель: Формирование представления о народных игрушках.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с русской народной игрушкой. Рассказать о самой популярной русской игрушке – матрешке.
  2. Развивать эстетическое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
  3. Приобщить детей к национально-культурным традициям,  развивать интерес к народным игрушкам
  4. Создать эмоциональное настроение.

Оборудование: пятиместная матрёшка, сундук, тряпичная кукла, деревянная свистулька, дымковские игрушки, иллюстраций к книге А. Барто «Игрушки», раскраски «матрёшки»

Предварительная работа с детьми: чтение стихотворений А.Барто «Игрушки»

Словарная работа: матрёшка, свистулька, тряпичная кукла, ярмарка

Технологическая карта фрагмента совместной деятельности

Части занятия

Этапы занятия

Время

Содержание деятельности, приёмы

Деятельность воспитателя

Действия детей

Планируемый результат

I. Вводная

часть

Мотивация, создание проблемной ситуации

0900 0903

Погружение в игровую ситуацию.

Предлагает обратить внимание на гостей, поздороваться.

Стоят в кругу.

Готовность к предстоящей деятельности, внутренняя мотивация на деятельность.

Коммуникативная игра

Предлагает детям поиграть пальчиками, настроится на игру.

Стоят в кругу.

II. Основная часть.

1.Совместная деятельность

0903–0905

Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки»

Читает стихотворения и показывает картинки к стихам.

Сидят на стульчиках.

Дети вспоминают и проговаривают знакомые стихотворения.

0905– 0908

Знакомство с народными игрушками из сундучка.

Показывает игрушки

Рассматривают.

Дети знакомятся с игрушками.

0908– 0910

Рассказывание о истории матрёшки

Рассказ о Матрёшке

Сидят на стульчиках.

Дети познакомятся с историей Матрёшки

Совместная деятельность

0910– 0913

Игра с матрёшкой.

Берёт матрёшки встаёт в центр.

Стоят в кругу.

Эмоционально откликаются на народную игрушку.

III. Заключительная часть

Рефлексия

0913–0915

Самооценка деятельности.

Предлагает детям вспомнить с чем сегодня познакомились

Говорят, какие игрушки им понравились больше.

Умение оценить свое эмоциональное состояние.

Самостоятельная деятельность

Обратить внимание на грустных матрёшек.

Предлагает детям разукрасить сарафаны матрёшек

Берут карандаши для самостоятельного разукрашивания матрёшек.

Умение  детей разукрашивать карандашами готовые формы, не заходя за контур. Анализировать, выделять основные признаки предметов. Упражнять в различении основных цветов, в правильном их назывании.

Коммуникативная игра

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики

1-2-3-4-5 – начинаем мы играть.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

II Основная часть:

Воспитатель: - Ребята, вы любите игрушки? (Да) 

-А что вы с ними делаете? (Играем) А я слышала, что вы стихи знаете об игрушках. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы почитаете стихи.

Показ иллюстраций к книге А. Барто «Игрушки». Дети читают стихи:

1. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший!

2. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

3. Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

4. Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Воспитатель. Вот какие разные игрушки бывают.

-Ой, Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок? Давайте

посмотрим, что там внутри.

-Да здесь же игрушки, но необычные, а старинные, с которыми давным-давно играли наши пробабушки, когда были маленькими. В старину не было магазинов, где продавали такие игрушки, с которыми вы сейчас играете в детском саду и дома. Поэтому игрушки делали своими руками.

 Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получались свистулька, из деревяшки – занятные медвежата и курочки.

А вот это тряпичные куклы. Сделаны они из тряпочек и лоскутков

ткани.

(Рассказ воспитатель сопровождает показом игрушек)

Воспитатель- Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках? (матрешка)

 (Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает.)

Воспитатель: Правильно, матрёшка! Это матрешка, народная игрушка.

Матрешка эта с секретом, любит пошутить и повеселиться.

Матрешка пришла не одна, а со своими сестричками.

 -«Сестрички, ау, ау! Где вы спрятались?

-А вот мы их сейчас найдем»

 Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите -была одна матрешка,

                          а теперь, сколько их стало?"

Дети:

-"Много"

-Ребята, посмотрите какие они красивые! Все они отличаются росписью, но у каждой свой наряд: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

- А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. У одного мужика захворала дочка любимая. Захворала от того, что грустно ей было без веселых игрушек. Долго-долго ходил мужик по ярмарке и увидел картинку на ней смешная, нарядная куколка. Купил он дочке картинку и довольный пошел домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, захотела она с ней поиграть, да не может – куколка ведь нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда взял ее батюшка деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешка все ее звали. И стала девочка выздоравливать. А отец стал такую же куколку для всех детишек точить. Получались забавные деревянные игрушки, разрисованные цветами да букетами. Вот так ребята родилась матрешка. Матрешка старинная традиционная, народная игрушка, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

Воспитатель:

"А из чего сделаны матрешки?"

Дети:

"Из дерева"

Воспитатель:

"Значит, они какие?"

Дети:

"Деревянные"

Воспитатель: Давайте все вместе посмотрим на матрёшку и расскажем о ней.

Воспитатель:

Кто это? (матрёшка)

Что у неё на голове? (платочек)

А во что же одели мастера матрешку? в сарафан

Чем украшен сарафан? (цветами)

Сколько у нас матрёшек? (одна – или много)

Эта матрёшка какая? (большая)

Какой секрет есть у Матрёшки? внутри спрятаны ещё матрёшки

Сколько сейчас у нас матрёшек? Много

Это матрешка какая? – Маленькая!

Воспитатель: Матрёшки очень любят играть, поиграем?

Ну-ка за руки беритесь,

В круг скорее становитесь.

Вы, ребята, не зевайте.

Вместе с Матрёшкой всё выполняйте!

Физминутка

-В старину любили водить хороводы. Давайте и мы вместе с матрешкой встанем в хоровод:

Куколке - матрешке строим дом хороший:  Стучат кулачками

Вот такой высокий, вот такой широкий!    Руки вверх

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка. Руки в стороны

Весело так пляшет, вам платочком машет. Топают ногами и машут    

                                                                         рукой

-А теперь возьмите матрешку в руки, а другую руку прижмите   к сердцу. Чувствуете, как в сердце становится тепло?

-Как вы думаете почему? (Ответы детей)

-Потому что игрушку делали мастера с любовью, вкладывали в неё свою душу.  

А теперь доброта и любовь этой игрушки поселилась в нашем сердце!

Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились.

А вы хотите поиграть с матрешкой, вставайте в круг.

Игра с матрёшкой.

(Воспитатель берет 2 матрешки встает в центр и говорит слова, в это время звучит народная мелодия.)

Я к вам собиралась,

Долго-долго наряжалась.

Поиграть хочу немножко!

У кого в руках матрешка,

Тот попляшет с ней немножко. 

Двое детей, взяв матрешек, выходят в круг и под русскую народную мелодию пляшут, остальные хлопают в ладоши. Танец повторяется несколько раз. 

III Заключительная часть:

Рефлексия

Воспитатель:

 -Сегодня мы узнали, с какими же игрушками играли наши бабушки.

- Ребята, вам понравилось, о чем мы сегодня говорили?

- Что именно понравилось?

Молодцы !

А вы хотели бы поиграть с такими игрушками?

(Ответы детей).

Самостоятельная часть (рисование)

Воспитатель достает из сундучка заготовки матрёшек.

Воспитатель: Посмотрите, а эти матрешки грустные? Как вы думаете почему?

Дети: потому что у них сарафаны не украшены.

Воспитатель: Что же нам делать? Как же быть? Как нарядить матрешек?

Дети: нужно разукрасить сарафаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации декоративной (прорезной декор) в группе общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет № 6 на тему: «Узорчатые полотенца»

Обучающие задачи: продолжать формировать у детей уважительное отношение к любой профессии; продолжать знакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором («бу...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» в младшей группе общеразвивающей направленности для детей младшей группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» в младшей группе общеразвивающей направленности для детей младшей группы...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область «Художественно – эстетическая деятельность». Тема: «Ветка рябины» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет

Цель: Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе, учить рисовать ягоды рябины используя пальцем. Задачи:Образовательные:Учить детей передавать характерные особен...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Путешествие на ферму» группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет

Цель: Закрепить понятия количества: один - много, размера: большой - маленький, длины: широкий - узкий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Счёт до трёх.Задачи:Воспитательные:Воспитыват...

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию «Цветок здоровья» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Цель: Развитие у детей интереса к разным видам и формам двигательной активности и стремления к физическому самосовершенствованию.Задачи:Образовательные:     ...

Конспект НОД по познавательному развитию. «Что такое дружба?» в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет с использованием ИКТ - технологии

Формировать у детей представления о дружбе; закрепить знания детей о положительных и отрицательных ситуациях; добиваться усвоения детьми умений оценивать поступки сверстников, в совместных играх и сит...