Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Эффективность проводимой в ДОУ работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ»
методическая разработка

Казакова Лидия Владимировна

На основании выполнения годового плана, приказа заведующего МАДОУ от 15.01.2020 г.  с 21 по 28 января 2020 г. проведена тематический контроль – «Эффективность проводимой в ДОУ работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ»

 

Цель: определить  эффективность  воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ по социально-коммуникативному  развитию  дошкольников в ДОУ, выявить причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному развитию детей  по данному вопросу.

.

Методы контроля: наблюдение за педагогическим процессом, анкетирование, собеседование с педагогами, наблюдение, беседы с детьми, изучение документации педагогов, анализ наглядной информации для родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_po_itogam_tematicheskoy_proverki.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам тематической проверки

«Эффективность проводимой в ДОУ работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ»

На основании выполнения годового плана, приказа заведующего МАДОУ от 15.01.2020 г.  с 21 по 28 января 2020 г. проведена тематический контроль – «Эффективность проводимой в ДОУ работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ»

Цель: определить  эффективность  воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ по социально-коммуникативному  развитию  дошкольников в ДОУ, выявить причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному развитию детей  по данному вопросу.

.

Методы контроля: наблюдение за педагогическим процессом, анкетирование, собеседование с педагогами, наблюдение, беседы с детьми, изучение документации педагогов, анализ наглядной информации для родителей.

1.В процессе тематической  проверки были проанализированы

перспективные и календарные планы.

Анализ перспективного и календарного  планирования с детьми по социально-коммуникативному развитию показал, что данная работа ведется систематически и комплексно. В календарных планах всех групп имеется перспективное планирование по данному направлению, включая игры, самообслуживание и трудовую деятельность, нравственное воспитание, знакомство с родным городом и страной, приобщение к основам безопасности. Преобладающими формами ознакомления детей с социальной действительностью являются образовательная деятельность, беседы, целевые прогулки, дидактические, настольные и сюжетно-ролевые игры.

Вопросы социально-коммуникативного развития детей решаются и путем интеграции  по другим образовательным областям. Например, на занятиях художественно-эстетического цикла дети учатся взаимодействовать в парах и подгруппах, а при работе по развитию речи выстраивают диалоги от разных лиц.

Социально-коммуникативное воспитание постоянно ведется и в режимных моментах: гигиенические процедуры, самообслуживание, уход за комнатными растениями, дежурство по столовой и занятиям и т.д.

 В календарном планировании педагогов отражены частично:

  • приёмы, влияющие на содержание сюжетных игр (показ способов действий, обыгрывание, беседы, тематические диалоги),
  • тематические досуги социально-коммуникативного содержания,
  • крайне редко планируются встречи с представителями различных профессий (в том числе из числа родителей)
  • Во всех группах недостаточно внимания уделяется планированию по ознакомлению дошкольников с профессиями и поликультурному воспитанию (знакомство с разными странами и национальностями);
  • Отсутствует планирование экскурсий, целевых прогулок;

При планировании игровой деятельности используются обучающие игры, интеллектуальные, театрализованные, подвижные, сюжетно-ролевые, спортивные.

 Акцентируется внимание в плане формировании  взаимоотношений детей – это нравственные аспекты, воспитание взаимопомощи, поддержки.

Но не указываются приемы, влияющие на содержание самостоятельной сюжетной игры (показ способов действия, обыгрывание, обучение, беседы перед игрой, игровые тренинги).

Работа  родителями планируется регулярно.

2. Анализ условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ.

В группах созданы достаточные условия для социально-коммуникативного развития дошкольников. Имеются разнообразные сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются представления детей о мире взрослых, о профессиях, отрабатываются партнерские взаимоотношения детей (игры, требующие участия и взаимодействия нескольких детей) - «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Мастерская», «Строители».

Созданы условия для развертывания сюжетно-ролевой игры:

  • в наличии атрибуты  для различных сюжетных игр сообразно с возрастом детей,
  • рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей, различные конструкторы, строительный материал для создания игровой среды.
  • Подбор оборудования игры соответствует возрасту детей, программе.
  • При организации игр учитываются санитарно-гигиенические и эстетические условия, принципы организации ПРС,
  •  учитываются поло-ролевая специфика в подборе игрушек.
  • В каждой группе в наличии уголок ряженья;
  • Группы оснащены достаточным количеством игрового материала – куклы, коляски, кукольные  кроватки, строительный материал, машины разных видов, наборы детской посудки, продуктов, мягкой мебелью и т.д.  

Подбор оборудования и атрибутов соответствует возрасту детей, программе. При организации развивающей предметно-пространственной среды, учитывается поло-ролевая специфика в подборе игрушек.

Воспитателями проведена работа по рациональной организации пространства групп: выделены рабочая, спокойная и активная зоны.

Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Во всех группах накоплен материал по ознакомлению дошкольников с родным краем,  людьми, которые его прославили; с настоящим и прошлым; с Россией, культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.

В группах и в методическом кабинете имеется в достаточном количестве методическая литература по игровому развитию детей, подобрана картотека планирования сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, специальных игр на формирование социальных навыков детей, картотеки пальчиковых игр, считалок и т.д.

Решая задачи формирования у детей навыков безопасности жизнедеятельности, в группах созданы уголки безопасности, подобрана методическая литература и художественная  - для чтения детям, в планах отражается работа с детьми по формированию навыков безопасной жизнедеятельности.

Наиболее проблемными  вопросами является наличие наглядного материала и игрушек, изображающих представителей разных рас и национальностей и народов мира, особенности внешнего вида, одежды, типичных занятий.

3. Анализ уровня сформированности  социальной компетентности у дошкольников.

 

В младшем дошкольном возрасте социально-коммуникативное развитие проходит при максимальной поддержке воспитателя, который наравне с родителями воспитанников выступает в качестве образца и эталона для усвоения этических норм и правил для детей младшего дошкольного возраста.

Дети все более активно проявляют интерес к окружающим его людям, в их развитии значимую роль начинает играть общение со сверстниками. Дети 3-5 лет овладевают навыками самообслуживания, в основном, положительно относятся к поручениям и обязанностям дежурных. В игровой деятельности проявляют знания о профессиях и взаимоотношениях взрослых в соответствии с возрастом. При организации игр (подборе атрибутов, распределении ролей, проявлении ролевого поведения) нуждаются в поддержке и помощи взрослого. Недостаточно умеют вести себя в конфликтных ситуациях, проявляют избирательность в общении, однако, доброжелательны к сверстникам (за исключением отдельных случаев). Основные правила безопасности знают в соответствии со своим возрастом.

Дети старшего дошкольного возраста, в основном, овладели навыками самообслуживания. Хорошо знают обязанности дежурных, и с удовольствием их выполняют. Осмысленно подходят к игре, в достаточной мере знают об окружающем мире, о взаимодействии людей, вступают в ролевые диалоги. Проявляют чувства (ответственности, справедливости, привязанности и т.п.), и понимают эмоции окружающих. Проявляют обобщение собственных переживаний, могут анализировать результаты  чужих и своих поступков. Однако, наблюдаются случаи  импульсивности, сиюминутности. Проявляется  способность к отождествлению себя с другими и развитие индивидуальности. Дети достаточно самостоятельны в выборе игр и в организации игрового пространства. Умеют взаимодействовать в парах и подгруппах. Игровое взаимодействие сопровождают речью, свойственной для исполняемой роли. Проявляют навыки делового общения при решении проблемных ситуаций и задач, однако, не всегда могут аргументировать свой ответ. Правила безопасного поведения знают в соответствии с возрастом, однако, не всегда способны осознанно их выполнять.

Уровень социально-коммуникативного развития

Воспитанники младших-средних групп

(от 3до 5 лет)

Воспитанники старших и подготовительных к школе групп (от 5 до 7 лет)

Сформирован - 12%

частично сформирован - 66%

 не сформирован  - 22%

Сформирован - 32%

частично сформирован - 54%

 не сформирован  - 14%

 

4. Анализ оценки профессиональных умений воспитателя.

Анализ профессиональной деятельности педагогов показал, что они умеют устанавливать контакт с детьми с помощью вербальных и невербальных средств общения, организовывают детей как с помощью игровых методов, так и без таковых. Воспитатели умеют создать проблемную ситуацию и подвести детей к правильному её решению, поддерживают их интерес к совместной деятельности, применяют дифференцированный подход к детям. Способствуют развитию гибкого социального поведения; работают при необходимости малыми подгруппами; дают задания, требующие совместных усилий нескольких детей.

На занятиях допускают свободное деловое общение детей, умело сочетают образовательную и игровую деятельность, логично переходят от одного вида деятельности к другому. Педагоги умело оказывают моральную поддержку замкнутым, застенчивым детям, показывают их социальную значимость перед другими детьми, поручая ответственную роль, давая важные поручения.

Педагоги поддерживают и поощряют инициативы детей в эмоциональном общении. Помогают детям наладить положительные контакты со сверстниками. Стремятся установить с детьми доверительные отношения, проявляют внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам. Поощряют самостоятельность детей в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности.

Собственным поведением педагоги демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Побуждают детей к проявлениям сочувствия, жалости, учат радоваться успехам друзей. При организации совместных игр помогают детям координировать свои действия, учитывать желания друг друга.

Педагоги способствуют усвоению детьми общественных норм и правил поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В группах старшего дошкольного возраста воспитатели способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, живое существо, за начатое дело, за данное слово. Развивают уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека (учат не обижать, не унижать другого, не ущемлять его интересов).

Воспитатели видят эмоциональное состояние ребенка, стараются понять его причины; строят эмоционально насыщенное содержательное общение с детьми в любых видах деятельности.

В игровой деятельности с детьми младшего-среднего возраста  воспитатели  занимают позицию «играющего партнера», вовремя включаются в игру и берут на себя инициативу. в старших- подготовительных к школе группах уделяется особое  внимание поиску новых способов построения игры и подбору современной тематики сюжетно-ролевых игр.

При анализе занятий воспитатели дают объективную оценку деятельности детей, которая должна подчеркивает  достижения каждого конкретного ребенка.

Таким образом, педагоги достаточно хорошо знают программное содержание и методические основы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, способны решать программные задачи в практической деятельности, умеют организовать речевое общение и партнерское взаимодействие в различных видах деятельности. Высокий уровень профессионального мастерства проявили 74% педагогов, 26% - средний.

 5. Анализ работы с родителями. 

 Мероприятия, проводимые с семьями, практически во всех группах соответствуют Планам работы с родителями. Анализ планов и методических разработок показал, что практически во всех группах предпочтение отдается традиционным формам работы, таким как: родительское собрание, консультации, беседы, совместные праздники, наглядная пропаганда. Самая активная форма работы – групповые родительские собрания. Они проводятся один раз в квартал. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам детского сада, запросам родителей.

Нетрадиционные формы применяются лишь эпизодически.

Крайне редко проводятся практикумы и мастер-классы для родителей. Не во всех группах запланировано привлечение родителей к участию в социально значимых акциях.

Протоколы родительских собраний ведутся своевременно.

Наглядная информация в уголках для родителей оформляется своевременно. Её содержание отражает основные компоненты жизнедеятельности группы: режим дня, расписание занятие, возрастные особенности детей группы и основные направления их развития на текущий учебный год, тематику образовательной деятельности на месяц. Кроме того, для родителей оформляются выставки детских поделок и игрушек, папки-передвижки по актуальным вопросам социально-коммуникативного развития детей, их безопасности, оздоровления. Анкетирование родителей позволило выявить проблемные вопросы социально-коммуникативного развития детей в семье .

 Таким образом, цель тематического контроля достигнута:

  • изучена  работа,  проводимая  в ДОУ по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ, определена  эффективность  воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ по социально-коммуникативному  развитию  дошкольников в ДОУ, выявлены  причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному развитию детей  по данному вопросу.
  • В группах создана развивающая предметно-пространственная среда, в основном, соответствующая программным задачам образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

Отдельными недочетами  является недостаточное решение таких вопросов, как: систематическая сменяемость материалов в группе, отсутствие фотографий детей и родителей, где проявляется забота родителей и детей друг к другу,  наглядного материала и игрушек, изображающих представителей разных рас и национальностей.

  • Планирование работы по социально-коммуникативному развитию детей в различных видах деятельности ведется систематически и комплексно.

Недостаточным является планирование социально значимых акций и проектной деятельности в каждой конкретной группе.

  • Вопросы социально-коммуникативного воспитания дошкольников отражены в работе с родителями. Преобладают традиционные формы взаимодействия.

Рекомендации.

  1. Продолжить систематическую и планомерную работу по улучшению качества социально-коммуникативного развития детей. 
  1. Педагогам повысить уровень руководства детской игрой путем самообразования и продумать тематику сюжетных игр, соответствующую реалиям современности и интересам детей.
  1. Воспитателям проанализировать по своей группе и пополнить развивающую предметно-пространственную среду недостающими материалами.

  1. При планировании указывать приёмы, влияющие на содержание сюжетных игр, изменения предметно-игровой среды, организацию социально значимых акций, наглядного материала и игрушек, изображающих представителей разных рас и национальностей и народов мира, особенности внешнего вида, одежды, типичных занятий.

  1. Расширить содержание работы с семьями путем применения нетрадиционных форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Значение художественной литературы в воспитании дошкольников через театрализацию»

Цель контроля:·         Использование методов и приемов для  развития у детей интереса к театрализованным играм;·...

Аналитическая справка оп итогам тематической проверки о состоянии работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»

Цель контроля:·         выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;·...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Влияние художественной литературы на становление внутреннего мира дошкольников»

Цель контроля:·         Систематичность и последовательность в работе с детьми  по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;·...

Справка по результатам тематического контроля «Эффективность проводимой в МАДОУ д/с № 373 работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Справка тематического контроля по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".  Справка включает четыре составляющих общего контроля_ планирование, профессио...

План тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Цель:  Определить эффективность воспитательно-образовательной работы по социально-коммуникативному развитию; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному...

Материалы тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»

План тематического контроля«Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»Цель:  О...