Справка по результатам тематического контроля «Эффективность проводимой в МАДОУ д/с № 373 работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Вязникова Наталья Александровна

Справка тематического контроля по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".  Справка включает четыре составляющих общего контроля_ планирование, профессиональная компетентность педагогов, анализ РППС по "соц.-коммуникативному развитию", взаимодействие с родителями воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тематический контроль25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Справка по результатам тематического контроля
«Эффективность проводимой в МАДОУ д/с № 373 работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

                                                                                                 от 22.02.2019г.

        В соответствии с планом работы МАДОУ на 2018-2019 учебный год в рамках подготовки к педсовету по теме «Современные тенденции социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях МАДОУ д/с № 373 с 19.02.2019 по 20.02.2019 года проведена тематическая проверка по теме «Эффективность проводимой в МАДОУ работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников».

Цель проверки:

— изучение состояния работы по развитию навыков общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками через реализацию образовательной области «Социально — коммуникативное развитие»;

—акцент на эффективность работы педагогов по трудовому воспитанию;

Задачи:

-анализ условий, способствующих социализации, нравственному и патриотическому воспитанию детей;

-анализ условий направленных на развитие навыков самообслуживания, самостоятельности, трудовое воспитание детей.

-качество созданных в МАДОУ условий, направленных на реализацию содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разных видах детской деятельности

       Социально-коммуникативное развитие как образовательная область введена в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из пяти основных образовательных областей. Задачами социально – коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС являются:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Комиссия в составе:
-Вязникова Н.А., ст. воспитатель,

-Панкова О.А., воспитатель, председатель методического совета

-Дьячкова О.Б., воспитатель, член методического совета

-Потапова М.В., учитель-логопед, член методического совета

-Кост Е.В., воспитатель, член методического совета в ходе проведения тематического контроля проанализировала следующие направления:

1. Оценка планирования работы: изучение перспективных и календарных планов работы

-Наличие картотеки дидактических игр и игровых упражнений на развитие социально — коммуникативных навыков дошкольников в соответствии с возрастной группой и требованиями программы.

-Отражение в календарных планах организации работы по социально — коммуникативному развитию дошкольников, в т.ч. по трудовому воспитанию детей.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя: анализ занятия, анализ профессионального мастерства воспитателя — методы, приемы, формы работы, используемые воспитателями.

3. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме: анализ наглядной информации для родителей по данному вопросу.

-Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей.

4.Создание условий для социального развития детей, анализ предметно-пространственной среды в группах:

-методическое обеспечение, наличие разнообразных игр, пособий таблиц, схем, макетов, моделей, иллюстративного материала, фотоальбомы).

-с/р игры — наличие худ. и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей.

- уголки дежурств.

- уголки для мальчиков и девочек.

Тематический контроль  был проведен в форме посещения и анализа непосредственно образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, обследования материальной базы и развивающей среды в группах.

     Во всех возрастных группах создана достаточная нормативно-правовая база, обеспечивающая качественную работу педагогов по организации работы в реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Педагоги организуют работу в соответствии со следующими документами:

— ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 23.07.2013г.);

— Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от 17.10. 2013 № 1155);

— Санитарно-эпидемеологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (9.05.2013 N 28564).

— Перспективное и календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год.

     Имеется методическая литература: «Программа от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, «Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева, «Игра и развитие ребенка» под ред. А.В. Запорожца», «Организация сюжетной игры в детском саду» Михайленко Н.Я., «Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет), Р.С. Буре, «Этические беседы с детьми», В.И. Петрова и др.

     В ходе проверки были проанализированы перспективные и календарные планы индивидуальной работы с детьми по развитию социальных навыков. В ходе реализации основной образовательной программы МАДОУ д/с №373 по решению задач социально-коммуникативного развития не достаточное внимание уделяется воспитанию социальной компетенции детей.

     В календарных планах педагогами отражены все направления образовательной области «социально-коммуникативное развитие». В группах - № 5 первой младшей (воспитатели Клыбан Н.А., Жексембенова А.Ж.), № 4 средней (воспитатели Висмантнек Н.П.) № 10 подготовительная (воспитатели Панкова О.А., Морковина Е.И.), № 2 старшая (воспитатели Дьячкова О.Б., Веденеева Е.В.), № 6 старшая (воспитатели Безрядина Е.А., Андреева В.А педагоги регулярно планируют работу по трудовому, нравственному воспитанию. В группах № 3 вторая младшая (воспитатели Козлова Е.Л., Крист Т.С.), № 9 вторая младшая (воспитатели Ларина М.М., Гавриленко О.В.) недостаточно планируются дидактические игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков или отсутствуют цели.

Работа по воспитанию трудовых навыков в планах на начало месяца прописывается не во всех группах, хотя в ДОУ все виды труда:

• Самообслуживание

• Хозяйственно-бытовой труд

• Труд в природе

• Ручной труд (ОО «ХЭР»).

   Оценка профессиональных умений воспитателя. Методы, приемы, формы работы.

Для формирования у воспитанников социальных навыков педагоги используют следующие формы и методы работы:

дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, народные игры;

• непосредственно образовательная деятельность;

• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

• рассматривание картин и иллюстраций;

• организация выставок детского творчества;

• метод проектов и др.

развлечения и праздники.

   В группах проводятся индивидуальные беседы с детьми по формированию дружеских отношений, детей учат играть, не обижая других детей, не отбирая игрушки, но редко используют игровые ситуации. Педагоги поощряют желания детей делиться игрушками, делать общие постройки, побуждают детей к совместным сюжетным действиям. Проводится индивидуальная работа по формированию элементарных знаний о безопасности жизнедеятельности (поведение в детском саду, дома, на улице), что отражается в календарном планировании.

     Не все педагоги уделяют внимание такой педагогической деятельности как: занятия по ознакомлению детей с профессиями; беседам о труде взрослых; чтению художественной литературы о людях разных профессий-группа № 1 средняя (воспитатели Кост Е.В., Лоншакова И.П.), группа № 8 средняя (воспитатели Буренок К.В., Кичимбаева Ю.С.)

    Задачи социально-коммуникативного развития решаются и в процессе организации трудовой деятельности: организации дежурства детей, оказании помощи воспитателю в ремонте книг и коробок к дидактическим играм, работе в уголке природы — уходе за комнатными растениями, формированию навыков самообслуживания, развитие самостоятельной детской деятельности. В группах оборудованы уголки дежурств.

     Организация дежурств в каждой возрастной группе соответствует возрасту и возможностям детей. Во всех возрастных группах дежурства организуют по подгруппам, устанавливая очередность (один день в неделю).   Во второй младшей группе № 3 малыши начали дежурить по столовой со второй половины учебного года.  В средних группах № 1, № 4, № 8 в первую половину года дежурство по столовой всей подгруппой. Воспитатели усложняют объем работы (полная сервировка стола). Со второй половины года детей начинают обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям, поэтому трое ребят дежурят по столовой (объем работы увеличивается—каждый ребенок накрывает два стола) и трое —по занятиям. На следующей неделе вид труда для дежурных меняется и т. д. В старших группах № 2, № 6 вводится дежурство по природному уголку.  

    Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Так, во второй младшей группе № 3 она проводится часто — 1 раз в неделю с каждой подгруппой. По мере приобретения детьми навыков объем плановой работы уменьшается в средней, старшей и подготовительной группах до 2 раз в месяц с каждой подгруппой.

     Работа по привитию детям навыков самообслуживания в процессе игровой и трудовой деятельности (убрать на место игрушки, подготовить к занятиям свое рабочее место и убрать его и пр.) в группах младшего и среднего дошкольного возраста планируется в игровой деятельности, в поручениях и на занятиях.

      Но не во всех группах № 8, № 4, № 9 методически грамотно организованы дежурства, трудовые поручения, хозяйственно-бытовой труд, работа ведется не всегда регулярно.

    Учитывая, что игра – основной вид деятельности детей, педагоги используют различные игры для формирования социально-коммуникативных качеств у детей. Так во всех возрастных группах организованы зоны для сюжетно-ролевых игр, где дети могут разворачивать любой сюжет игры, в зависимости от возраста и поставленных целей. Созданы в каждой группе условия для настольно-печатных развивающих игр, уголки книги, театрализованной деятельности, где дети объединяются в подгруппы, учатся действовать согласовано, дружно, выполнять правила, уважать мнения других, выслушивать других и высказывать свое мнение.      Оборудованы уголки для полоролевых игр.

      Наблюдения за играми детей показали, что дети могут организовать сюжетно- ролевые игры, создать игровое пространство, распределить роли (старший возраст), принимать определенные игрой роли: врача, мамы, водителя и др. В большинстве случаев дети доброжелательны, могут уступать в игре друг другу.    Педагогам необходимо больше уделять внимания руководству игрой в соответствии с методикой и возрастными особенностями, работать над воспитанием доброжелательных отношений, используя дидактические игры на развитие коммуникативных отношений.

     Наблюдение работы педагогов показало, что воспитателям необходимо больше использовать методов, направленных на повышение эмоциональной активности при усвоении знаний о социальном мире, а также игровые приемы — воображаемая ситуация, составление рассказов по пословицам и поговоркам о труде, дружбе детей, придумывание сказок, игры драматизации коллективные виды продуктивной деятельности (аппликация, коллаж). В старших и подготовительной группах чаще использовать метод коррекции и уточнения представлений о социальном мире. В младших и средних группах чаще включать сюрпризные моменты и элементы новизны, использование различных персонажей.

      Решая задачи формирования у детей навыков безопасности жизнедеятельности, в группах созданы уголки безопасности, подобрана литература методическая и художественная для чтения детям, в планах отражается работа с детьми по формированию навыков безопасной жизнедеятельности. Согласно перспективному планированию проводятся занятия по ПДД, ОБЖ, ПБ. В группах имеются дидактические игры по данному разделу образовательной области «социально-коммуникативное развитие»

       Во всех дошкольных группах оборудованы уголки патриотического воспитания. Имеется достаточное методическое и дидактическое обеспечение в 2 младших группах № 3, № 9; средних группах № 1, № 8; старшей группе № 2, подготовительной № 10. Богатый материал художественной и познавательной литературы имеется во 2 младших  группах  № 3 и № 9  и старшей группе № 6, средней группе № 4. Обновлены фотоальбомы, альбомы с иллюстрациями.

    Во группах имеется материал для работы с родителями по формированию у детей патриотических чувств, позитивных социально-личностных качеств.

     Во всех возрастных группах планируется взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников (папки-передвижки, статьи, консультации, стендовая информация). Анализ материалов родительского уголка показал, что в группах имеется перспективное планирование работы с родителями на 2018-2019 учебный год. Во всех возрастных группах имеется подборка методических консультаций и рекомендаций для родителей по социально-личностному развитию детей. В целях повышения эффективности нравственного развития детей воспитатели в работе с родителями применяют памятки в форме буклетов.

      Результаты тематического контроля показали, что в детском саду созданы условия социально-коммуникативного развития воспитанников: группы обеспечены методической литературой и наглядным дидактическим материалом по направлениям социально-коммуникативного развития.

      Несмотря на имеющиеся методические замечания, комиссия отметила, что планирование и организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию находится на удовлетворительном уровне.

    Вывод: В МАДОУ д/с № 373 проводится работа по формированию социальной компетентности дошкольников; в образовательно-воспитательном процессе прослеживается интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; в группах создаются условия для развития общения и игровой деятельности как основных видов, способствующих социально-коммуникативному развитию. Выявленные замечания предложено исправить в указанные сроки.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Воспитателям всех возрастных групп:

1.1. Продолжать использовать в работе вариативные формы и методы по ознакомлению воспитанников с социальной действительностью.

1.2. Своевременно обеспечивать сменяемость в игровых зонах для обеспечения интереса детей к сюжетно-ролевым играм, наполнить предметную среду предметами заместителями.

1.3. Один раз в месяц обеспечивать сменяемость имеющейся информации в уголках для родителей во всех возрастных группах. Использовать буклеты и памятки в работе с родителями.

1.4. Пополнить картотеку дидактическими играми, альбомами о профессиях, о труде взрослых   на развитие социально – коммуникативных качеств, изготовить дидактические игры на развитие эмоциональной сферы и навыков общения с учетом комплексно-тематического планирования и возрастной группой.

1.5. Формы работы по воспитанию трудовых навыков прописывать в календарных планах.

1.6. Следовать методике организации трудового воспитания в соответствии с возрастом детей.

                                                                                         Срок- постоянно

                                                                                         Ответственные- воспитатели

2. Воспитателям групп № 3 вторая младшая (Козлова Е.Л., Крист Т.С.), № 9 вторая младшая (Ларина М.М., Гавриленко О.В.), № 8 (Кичимбаева Ю.С., Буренок К.В.) внести исправление в календарное планирование и далее в системе планировать дидактические игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и прописывать цели; методически грамотно подходить к организации трудовых поручений.

                                                                                         Срок до 2019г.до 01.03.2019г.

      Ответственные- воспитатели группы № 3 и группы № 9

3.   Признать работу МАДОУ д/с № 373 по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» удовлетворительной.

Справку подготовил старший воспитатель                                        Н.А. Вязникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам тематического контроля«Эффективность образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».

1.Название: «Эффективность образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников». 2.Цель: Выявить уровень эффективности образовательного проц...

План тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Цель:  Определить эффективность воспитательно-образовательной работы по социально-коммуникативному развитию; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному...

Материалы тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»

План тематического контроля«Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»Цель:  О...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи»

Данный материал будет полезен старшим воспитателям и специалистам ДОУ. Справка содержит в себе результаты педагогической деятельности в дошкольном учреждении по речевому развитию дошкольников....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля«Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей» Цель: Определить эффек...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность внедрения STEM-технологии как инновационного подхода в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».

Цель: проанализировать эффективность  работы  по использованию STEAM -технологии в воспитательно- образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаи...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Эффективность проводимой в ДОУ работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ»

На основании выполнения годового плана, приказа заведующего МАДОУ от 15.01.2020 г.  с 21 по 28 января 2020 г. проведена тематический контроль – «Эффективность проводимой в Д...