Программа по самообразованию - Гендерное воспитание дошкольников в д/с
рабочая программа (младшая группа)

Виктория Викторовна Котова

Гендерное воспитание - целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, который заключается в содействии накопления социального опыта, выполнению гендерных ролей, осознание себя как представителя определенного  пола с позиции духовно - нравственных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» Артемовского городского округа

Программа Самообразования: Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

Подготовила воспитатель 1 категории: Котова В.В.

                                                            Артем 2024 г.

Опыт работы по теме: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

Пояснительная записка

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, способствующее развитию каждого ребенка, своевременному выявлению и становлению его способностей. Важную роль играет личность педагога.

Воспитателю самому необходимо быть личностью, иметь высокий нравственный, культурный и профессиональный уровень, быть оптимистом, потому что «личность формирует личность».

 

Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Настоящим выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Гендерное воспитание детей.

Что такое гендерное воспитание?

- Процесс привития ребенку осознания того, к какому полу он относиться, развитие устоявшихся культурных и моральных ценностей.

Гендерный подход в воспитании дошкольника волнует каждого родителя, так как каждый ребенок должен осознавать свою принадлежность к своему биологическому полу.

В обратном случае у таких детей будут проблемы с самоидентификацией, что приведет к непониманию во многих кругах общества.

 Формирование гендерной идентичности – важный этап в жизни дошкольника. Девочек с раннего возраста учат быть мягкой, женственной, но целеустремленной. Мальчиков учат проявлять мужественность, стремиться к достижению своих целей, заботиться о девочках, чтобы в дальнейшем стать примерным семьянином и отцом.

Принцип индивидуализации дошкольного образования и принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предполагает включение гендерного компонента в развитии ребёнка. 

Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта специфики гендерной принадлежности, а социализация ребёнка не может осуществиться без формирования гендерной идентичности.

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.

Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Во-вторых, в условиях образовательного пространства ДОУ девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.

В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.

В-четвёртых, имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие, суть которого состоит в значимости дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, стремлении оказать содействие детям в процессе гендерной социализации и отсутствием в педагогической практике гендерных технологий.

В основе педагогического процесса с учётом гендерных особенностей дошкольников лежат личностно-ориентированные технологии, основанные на адекватных возрасту формах организации и видах детской деятельности.

Гендерная технология – это личностно — ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком с учётом гендерного подхода. Таким образом, гендерным технологиям, соответствуют все виды детской деятельности и, прежде всего, игра.

Мною было принято решение разработать стратегию создания и внедрения педагогической технологии дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в детском саду и семье, способную обеспечить гендерный подход в образовательной деятельности.

Цель - Повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.

Задачи:

1) Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.

2) Формирование у родителей гендерной компетентности.

3) Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.

4) воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками, доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.

Организация гендерной направленности предметно-развивающей среды:

- Среда является одним из основных средств социального развития личности ребёнка, основой для деятельности с учётом гендерных особенностей.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности, является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).

Принципы организации гендерной направленности развивающей среды:

• принцип единого подхода к гендерному воспитанию со стороны

родителей, педагогов, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

• принцип дифференцированного и поэтапного характера полового

воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

• принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации,

которую получают дети. (этот и следующий принцип тесно);

• принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном

характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

• принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий

(невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

Формы и методы:

- Игра 

- Наблюдения

- Беседы (этические, эстетические)

- Проблемные ситуации

- Чтение художественной литературы

- Художественно продуктивная деятельность

- Трудовая деятельность

- Диалоги (игровые, диалоги с самим собой)

- Эксперименты

- Викторины

Методы:

• познавательно-развивающие

• диалогово-рефлексивные

• театрально-игровые

• состязательные

Образовательная среда в группе создана с учётом возрастных возможностей детей. В оформлении помещения группы, использую простейшие маркеры гендерных различий: дифференцируем на шкафчиках для одежды метки: мальчик – девочка; стульчики двух цветов; разное постельное бельё; полотенце для вытирания рук двух разных цветов; на дверях туалетной комнаты имеются картинки, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам, или девочкам. Содержание игровых и развивающих центров обеспечивает удовлетворение интересов и свободу выбора деятельности для мальчиков и девочек.

• Произведения фольклора: сказки, пословицы, поговорки, поэзия пестования («Наша доченька в дому, что оладушек в меду»«Всякий дом хозяином держится»).

• Произведения, отражающие традиционные мужские и женские виды деятельности (профессии, спорт). («Рассказ о неизвестном герое»«Вертолетчики»).

• Произведения о детях, проявлении мальчиками и девочками качеств мужественности, женственности. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Снегурочка»).

• Произведения о семье, знакомящие дошкольников с семейными ролями и ценностями («Папа дома»«Трудный вечер»).

В произведениях фольклора, сказках, пословицах, поговорках отражен опыт народной педагогики, представления народа о назначении мужчины и женщины, о том, какими качествами они должны обладать, об особенностях воспитания мальчиков и девочек.

Каждый фольклорный жанр обладает специфическими возможностями в решении задач поло ролевого воспитания дошкольников.

 Важным средством полоролевого воспитания является «поэзия пестования» (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки). Потешки и прибаутки не только знакомят с окружающим миром, забавляют и развлекают ребенка, создают у него бодрое и радостное настроение, но и способствуют половой идентификации ребенка, так как содержат гендерно-ориентированные обращения к детям: «сынок»«доченька»«внучок»«Наша доченька в дому, что оладушек в меду»«Уж я Ванюше пирог испеку, уж я внученьке румяненький». Произведения фольклора знакомят детей с половыми семейными ролями, распределением трудовых обязанностей в семье.

В пословицах и поговорках отражены не только важность семьи, но и народные идеалы «настоящего мужчины» – главы семьи, хозяина, защитника отечества, мужественного воина: «Всякий дом хозяином держится», а также идеал «настоящей женщины» – заботливой матери, хорошей хозяйки: «Нет такого дружка, как родная матушка».

Важное место в полоролевом воспитании дошкольников принадлежит сказкам. Сказка вводит ребенка в мир социальных взаимоотношений, знакомит с образцами мужского и женского поведения, социально ценными мужскими и женскими качествами. В сказках отражены народные идеалы семейной жизни, которые помогают детям понять важность семьи в жизни человека, знакомят с семейными функциями, взаимоотношениями («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Снегурочка» и др.). Волшебные сказки позволяют формировать у детей представления о качествах мужественности, женственности. Герои сказок обладают лучшими мужскими и женскими качествами. В сказках в художественных образах «доброго молодца» и «красной девицы» отражены народные представления об идеальных мужских и женских образах. «Добрый молодец» – сильный, смелый, отважный защитник родины и народа, храбрый воин, борец со злом.

В формировании представлений детей о профессиональных мужских и женских ролях важное место занимают произведения о представителях мужских и женских профессий, которые знакомят детей со спецификой мужского и женского труда, расширяют их кругозор. Дети узнают, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины – пожарные, летчики, спасатели (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», В. Бахревский «Вертолетчики»).

Важная роль в полоролевом воспитании принадлежит произведениям, которые дают дошкольникам представления о счастливой семье, в которой все любят друг друга, заботятся друг о друге (Н. Артюхова «Трудный вечер», С. Маршак «Счастливый день», Е. Серов «Папа дома», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Эти произведения помогают формированию у детей образа семьи, семейных идеалов

Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям позволяет обогащать представления детей об особенностях внешнего вида мужчин и женщин, помогает понять их эмоциональное состояние.

Гендерное воспитание в игровой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра – это и незаменимая школа полоролевой социализации. Дети, выполняя в игре роли, идентифицируют себя с мужскими или женскими образами, подражают модели их поведения.

Особо благоприятны совместные игры, в которых как мальчики, так и девочки имеют возможность проявить свои мужские и женские качества. Так, в игре «Переезд на новую квартиру» мальчики в роли папы могут выполнять типичную мужскую работу (грузить мебель на машину и перевозить на машине в новую квартиру). Девочки в роли мамы выполняют типичные женские функции (собирают детей, домашнюю утварь, одежду, наводят порядок в новом доме, украшают дом, сервируют стол и др.).

Эффективными методами обогащения представлений детей о жизни семьи являются: чтение произведений художественной литературы соответствующей тематики; просмотр анимационных фильмов, кукольных спектаклей; рассматривание иллюстративного материала (картины, иллюстрации, фотографии); обращение к личному опыту детей. Богатый материал для обогащения содержания игр семейной тематики дают произведения художественной литературы и фольклора.

Разнообразить тематику детских игр, а также игровые действия персонажей помогает рассматривание с детьми иллюстративного материала.

В игре-драматизации происходит идентификация ребенка с героем, поэтому художественную основу игр составляют произведения, в которых представлены образы героев, обладающих ярко выраженными положительными мужскими и женскими качествами.

В методику руководства игрой-драматизацией включается проведение предварительной работы: чтение детям художественного произведения (сказки, рассказа) на занятии или в свободное время; проводятся беседы по содержанию сказки, направленной на выявление отношения детей к героям сказки, выяснению мотивов поступков героев.

 В беседе акцентируется внимание детей на мужские и женские качества героя, мотивах его поступков. В беседу вносим элементы драматизации (воспроизведение реплик героев с нужной интонацией). Для углубления понимания образа героя используется рассматривание иллюстраций, рисование детьми понравившихся эпизодов. Большое значение в играх-драматизациях имеют атрибуты. Так, девочек очень привлекают костюмы героинь сказок, различные аксессуары – головные уборы, веера, сумочки и др. Для мальчиков привлекательно оружие героев – мечи, сабли, щиты, палицы и др. К изготовлению атрибутов привлекаю самих детей. В игре-драматизации необходимы действия особенно эмоционально привлекательные для мальчиков и девочек, позволяющие продемонстрировать качества мужественности, женственности.

Дидактические игры – это обучающие игры, созданные взрослыми в целях воспитания и обучения детей. С помощью дидактических игр решаются задачи формирования представлений детей об особенностях внешнего вида мужчин и женщин (одежда, прически, атрибуты, половозрастных особенностях, специфических видах деятельности (спорт, труд, отдых).

В полоролевом воспитании использую различные виды дидактических игр: игры с куклой; настольно-печатные игры типа «Лото»«Разрезные картинки»«Домино»; словесные игры.

Игры девочек с куклами – «пеленашкам» готовят к выполнению материнской функции. Любимые народные игрушки мальчиков-дошкольников – лошадки, солдатики – способствуют ориентировке детей в традиционных мужских видах деятельности.

Народные подвижные игры часто имеют дифференциацию по половому признаку. Игры мальчиков в казаков-разбойников, в городки требуют проявления силы, ловкости, быстроты, включаются элементы соревнования. Фольклорные народные игры, построенные на совместных действиях представителей одного пола («А мы просо сеяли», способствуют освоению детьми своей половой роли и идентификации с представителями своего пола: «мы мальчики»«мы девочки».

Одним из методов, обеспечивающим реализацию сформированных представлений о качествах мужественности, женственности, упражнение в типичном для пола поведении, является разрешение проблемных ситуаций. Например, для реализации представлений детей о семейных отношениях рекомендуются ситуации: «Помощь мальчику»«Плачет малыш»«Уговори малыша съесть кашу» и др. Так, в ситуации «Просьба о помощи» девочка должна обратиться к мальчику с какой- либо просьбой. Просьба должна быть выражена в доброжелательной форме, с обращением к мальчику по имени и с выражением благодарности за выполнение просьбы. Педагогическая ценность подобных упражнений заключается в активизации полоролевых представлений детей, формировании способов взаимодействия со сверстниками противоположного пола

Реализация гендерного направления предполагает создание уголков мужского и женского труда. В уголках труда есть всё необходимое для мужского и женского труда оборудование: инструменты (молоток, пила, лобзик – для мальчиков; пяльцы, швейная машинка – для девочек, заготовки, выкройки и др.

Мальчиков углубленно знакомлю с мужскими видами труда, а девочек – с женскими. Существующее разделение труда на «мужской» и «женский» объясняю детям тем, что мужской труд требует большей физической силы, выносливости, а женский труд, как правило, физически более легкий.

Трудовые поручения, используемые в повседневной жизни, также планируются с учетом пола детей (для девочек – украшение салфеток и т. д.; для мальчиков – починка кукольной мебели). Совместный труд мальчиков и девочек - эффективное средство полоролевого воспитания. Эффективность полоролевого воспитания возрастает, если мальчики и девочки объединены в процессе труда. Совместный труд позволяет воспитывать отношение к представителям противоположного пола как к носителям определенных «мужских» и «женских» умений и качеств. Участие детей в разных видах труда определяется интересами и желаниями самих детей. При этом важно обеспечить привлекательность трудового задания для детей разного пола.

Создание РППС с учётом гендерных особенностей:

Задача педагогики состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон ( «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Условно групповое помещение подразделяется на зоны:

- зона умеренной активности («Уголок познания»«Книжный уголок»);

- зона средней активности («Центр конструирования»«Уголок творчества»«Уголок безопасности»);

- зона повышенной активности («Центр двигательной активности»«Центр театра»«Центр игры»«Центр дежурства»)

Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия с учетом индивидуальных и гендерных особенностей.

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра - значимое условие формирования половой идентичности. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики - шумные, наполненные движениями. Для развития творческого замысла в игре девочкам предлагаем предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, веера, и т. д.; мальчикам – разнообразные технические игрушки.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»«Парикмахерская»«Магазин»«Больница»«Ателье», и т. д. отражают разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе.

При организации сюжетно-ролевых игр важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между мальчиками и девочками. В процессе игр дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом построена и театрализованная деятельность.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Рядом расставлены машины, которые мальчики используют в играх со строительным материалом.

Для реализации гендерного подхода в приобщении к азам трудовой деятельности взрослых оснастили необходимым оборудованием, набором игрушечных инструментов и материалами.

В «Уголке творчества» и в «Книжном уголке» созданы условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Поэтому мальчики выбирают книги и раскраски героического цикла, в которых показаны образы мужественного, отважного. А девочкам ближе книги, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Поэтому они выбирают раскраски Золушки, принцесс, феи и т. д.

Для девочек организован «Уголок рукоделия», в котором находятся швейная машинка, различные ткани, клубки ниток.

В «Уголке познания» имеются различные логические, речевые, развивающие, интеллектуальные игры. Такие игры помогают расширить представления детей об окружающем мире, формировать умения, обеспечивающие самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.

Материалы и оборудование, которыми пользуются и девочки, и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, комплекты-заместители, познавательные книги, энциклопедии) располагаются в группе по договоренности.

Использования гендерного воспитания в формировании культурно-гигиенических навыков.

- Во время утренней гимнастики мы предлагаем выполнить отдельные упражнения сначала девочкам, а потом мальчикам, чтобы обратить внимание детей друг на друга. Этот прием очень стимулирует детей на качественное выполнение упражнений.

-После возвращения с прогулки в детский сад первыми проходят девочки, а мальчики ждут и пропускают их. Это стало хорошим правилом для детей группы.

- После дневного сна мальчикам предлагается расставить модули и мебель в игровом уголке. А девочки рассаживают кукол и расставляют аккуратно посуду.

-Дети помогают друг другу следить за своим внешним видом: поправляют воротнички, застегивают пуговицы (если нужна помощь, завязывают пояса на платьях и завязки на шапках.

- После дневного сна, пока воспитатель причесывает девочек, мальчикам предлагается самостоятельно взять расчески, подойти к зеркалу и красиво причесаться. Девочки отмечают, какие красивые стали наши мальчики, а мальчики обращают внимание на красивые прически у девочек.

Использование гендерного воспитания в художественно-продуктивных видах деятельности.

Различия в восприятии окружающего мира находят отражение в художественно-творческой деятельности детей, особенно в рисунках. Поэтому с детьми сделан альбом, в котором представлена подборка рисунков на темы: «Моя семья»«Мой портрет!»«Моя любимая игрушка» и д. р, что даёт возможность, и детям, и родителям, и педагогам глубже понять внутренний мир ребёнка, его сознание себя как представителя определённого пола в семье, среди других людей: взрослых и сверстников.

Средства реализации гендерной технологии в образовательной деятельности:

Так же использую все виды и формы образовательной деятельности:

— Комплексно — тематическое планирование: тема «Мальчики и девочки».

— Проведение образовательной деятельности (например, изо - деятельность) отдельно с мальчиками, отдельно с девочками.

— Оформление выставок детской художественной литературы в книжном уголке, ориентированной на девочек и мальчиков.

— Проводим «Секретные совещания» с мальчиками и отдельно с девочками, где обсуждаем такие темы: («Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком?»; «Как я помогаю маме (папе?»; «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка?»; «Как поступать по отношению к девочкам, мальчикам?».

— Обогащение словаря детей через знакомство с мужскими и женскими профессиями, увлечениями, особенностями внешнего вида мужчин и женщин, с закономерностями родственных связей.

— Изготовление дидактических игр, универсального методического пособия «Волшебный цветок»«Цветок Дружбы»«Кому, что нужно для игры?», символическая игра «Кто живёт в твоём сердце?»«Расскажи о себе».

— Овладение опытом мужского и женского поведения в хозяйственно – бытовой деятельности.

— Ведётся подбор музыкальных номеров (совместно с музыкальным руководителем) для праздников, досугов с учетом гендерной дифференциации.

 — Осуществляется дифференцированный подход в процессе физического воспитания (совместно с инструктором по физической культуре), девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

Методические приёмы для учёта гендерных особенностей дошкольников:

- различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек;

-различия в дозировке;

- различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке — девочкам);

- распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)

Работа с родителями:

Пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе.

Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.

Алгоритм взаимодействия с семьями воспитанников:

  1. Поиск контактов при первой встрече.
  2. Обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке.
  3. Установление общих требований к воспитанию ребенка.
  4. Уточнения сотрудничества в достижении общей цели.
  5. Реализация индивидуального подхода.
  6. Совершенствование педагогического сотрудничества.

С этой целью проводятся различные формы работы с родителями:

1. Наглядная информация по темам: «Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?»

2. Консультации, советы, рекомендации по темам: «Семья – главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка»; «Как воспитывать девочку»«Психологическое развитие мальчиков»; «Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию».

Вывод:

Через детскую субкультуру дошкольник принимает возрастные и гендерные нормы поведения в группе сверстников, опираясь на гендерную идентификацию, и приобретает социальную компетентность. Вместе с познанием мира сверстников у ребёнка формируется собственная система ценностей, т. е. происходит процесс индивидуализации.

Отношение ребенка к самому себе как к представителю определенного пола, формируется под влиянием чутких и тактичных родителей.

 Все представленные формы работы с семьей целесообразно использовать и для решения проблемы взаимодействия с родителями по вопросам формирования гендерной принадлежности у детей.

Детская художественная литература и фольклор как средства гендерного воспитания.

Произведения фольклора и художественной литературы служат одним из важных источников формирования детских представлений о мужских и женских социальных ролях, о качествах мужественности и женственности, так как отражают существующие в обществе гендерные стереотипы. В поло ролевом воспитании использую художественные произведения разных жанров и тематики.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по гендерному воспитанию в образовательной деятельности, открытые показы. («Семья – главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка», «Дидактические игры по гендерному воспитанию»)

Работа с родителями носит информационно-практический характер. В работе с ними использую различные методы

- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

- беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;

- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования) («А ну-ка мамочки», выставка «Кормушек» и т. д)

- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка) : выставки детских работ, рисунки «Портрет мамы»«Добрые дела!».

- проведение опросов, экспресс-тестов, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в нашей группе функционирует «Уголок для родителей», где помещается наглядная информация по данной проблеме.

Также были выработаны основные направления организации работы с семьей:

1. Анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и

девочек в семье.

2. Использование индивидуальных бесед и групповых консультаций

в работе с семьей. Организация педагогического просвещения родителей.

3. Организация мероприятий с родителями- вовлечение семьи в образовательный процесс: спортивное развлечение -«А ну-ка мамочки!», праздник «8 Марта!».

4. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания: выставка рисунков «Портрет мамы», выставка подделок из подручного материала, и т. д.

5. Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета: праздник «День защитника Отечества».

6. Создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ.

Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому мы рассказывали родителям «Как воспитывать девочек и мальчиков?». Составили перспективный план по работе с родителями. Провели консультацию «Семья главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка». Для родителей оформила папку-передвижку «Гендерное воспитание в детском саду. Что это и для чего?».

Отчет по самообразованию воспитателя младшей группы № 6

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности»

Цель: повысить свой уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании ДОУ.

Задачи:

1. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей;

2. Формирование у родителей гендерной компетентности.

План работы по теме:

1. Изучить литературу по теме;

2. Ознакомиться с требованиями ФГОС по гендерному подходу и воспитанию детей;

3. Подготовить консультации для родителей: «Как воспитывать мальчиков»«Как воспитывать девочек».

4. Внедрить в работу с детьми новые игры и пособия.

Отчет:

В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:

• Женственность мужчин и мужественность женщин;

• Притупление чувств гендерной принадлежности;

• Рост неадекватных форм поведения среди молодежи;

• Рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируется, прежде всего, на психологические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психофизиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способов восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола.

 В дошкольном возрасте происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3года дети начинают осознавать свой пол и идентифицировать себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость.

Гендерное воспитание – комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности.

В процессе обучения важно учитывать, что мальчики и девочки воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

 Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата.

Игры у мальчиков и девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны, более шумные, подвижные игры, для девочек - более тихие, на семейно-бытовые темы.

…Весь процесс воспитания ребенка важно рассматривать как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.

В Федеральных государственных образовательных стандартах Дошкольного Образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

Наш детский сад придерживается цели игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Поэтому модель педагогического процесса следует выстраивать через применение игровых технологий в образовательном процессе, чтобы при обучении и воспитании осуществлялся дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности.

Игровая технология включает в себя:

-Игровые тренинги

-Сюжетно-ролевые игры

-Театрализованные игры

В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностямиМальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подбираются с учетом полового признака.

Мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу.

Нужно предоставить им это пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Девочкам для игр требуется меньшее пространство. Организуя игровую среду, нужно иметь это в виду. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочих атрибутов.

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры).

Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле.

Овладению традиционными свойствами личностимужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации, посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок.

Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Одним из эффективных средств социализации как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья»«Мои любимые игрушки»«Одежда»«Я сам» и т. д.).

Игра - интересна и значима для ребёнка.

 Хотим познакомить вас с игрой, на примере которой могут быть использованы игры для социально-коммуникативного развития наших воспитанников.

Игра «Волшебный цветок» (с детьми младшей группы)

1-й вариант. «За что нам нравятся мальчики (девочки

Целивоспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками; формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съёмные, вставляются в серединку.

Ход игры: можно проводить игру индивидуально с ребёнком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребёнку взять лепестки назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

Итак, девочек и мальчиков следует воспитывать по-разному, потому что они испытывают разные чувства и переживания, по-разному говорят и молчат. Нам, взрослым, важно принимать их такими, какими их создала природа. Мы можем только помочь раскрыть в них заложенный потенциал. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить задатки в ребёнке, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами.

Вспомните, как вы реагируете, когда мальчик начинает плакать. Чаще всего мы говорим: «Прекрати, ты же мальчик. Мальчики не плачут!» А что мы говорим, когда девочка начинает кричать или драться. Вспоминаете? «Ты же девочка! Разве так можно?» И куда, по вашему мнению, ребенку девать свой гнев или слезы? Ведь они есть. Они уже возникли.
   С детства мы приучаем мальчика не проявлять свои слабости. Говорим: «Ты должен быть сильным!» И это нормально. Мужчина должен быть сильным. Но потом мы жалуемся на бездушие наших сыновей. Возможно, вместе с необходимыми словами о силе, важно сочувствовать парню тогда, когда ему тяжело. Можно сказать: «Я знаю, что ты сильный. Я верю, что ты обязательно решишь эту проблему. И я сочувствую тебе. Я знаю, что тебе сейчас очень тяжело. Чем я могу тебе помочь?»
 Это очень важно делать. Тогда мальчик будет расти вместе с Вами сильным, и чувствительным. Он будет уверен в себе и в своих силах, с одной стороны. А с другой, он будет знать, что он может обратиться за помощью, если ему будет трудно.
   Когда мы говорим девочке: «Не злись. Не дерись» тем самым приучаем ее молчать, когда ее обижают, скрывать свои чувства, терпеть. Обычно не принято приучать девочку защищаться кулаками. 
Но все же, очень важно научить ее защищаться.   Девочка имеет право чувствовать злость. Давайте признаем, что даже выражать ее, так же, как и парень. И даже когда не хватает слов, она имеет право применить силу для защиты себя. Мы не хотим убедить вас в том, что нужно учить девочку драться. Важно учить ее и другим средствам защиты. Можно сказать ей: «Я вижу, что ты злишься и это нормально. Не надо драться. Есть другие способы защищать себя. Ты можешь сказать обидчику: «Мне не нравится, что ты меня обижаешь. Если ты будешь делать это дальше, я буду защищаться. «Можно сказать также, что вы готовы помочь ей придумать вместе, как нужно было поступить в том или подобном случае. Таким образом, вы покажете девочке, что защищать себя - хорошо. Только важно выбрать подходящую форму.
Попробуйте увидеть в своей дочери или в своем сыне не только объект воспитания, но и человека, с которым можно о чем-то просто поговорить. Подумайте вместе с ребенком, и у вас появится много общих занятий. Папа с сыном могут вместе ходить на футбол, на рыбалку. Мама с дочкой могут, например, вместе пройтись по магазинам, зайти в парикмахерскую.
Если мальчик интересуется куклами или девочка играет в ковбоев -  вовсе не повод для волнений. В каждом из нас есть черты, присущие противоположному полу, и их ребенок тоже должен освоить. Ребенок сам подскажет нам, чего бы ему хотелось. Главное услышать его. Важно устанавливать отношения и проводить время с каждым ребенком отдельно. Иногда у ребенка есть потребность пообщаться с вами наедине. У него может быть к вам интимный вопрос.
Да, не стоит жестко разграничивать для ребенка «женский» и «мужской» миры, физические и психологические различия, навязывать детям разные игрушки, одежду, роли в социальных играх (пожарные и спасатели в мальчишеских и медсестры и учительницы в девичьих) - честно говоря, не так уж мы и далеки друг от друга
.

Таким образом, дети научились идентифицировать себя с представителями своего пола. Умеют соотносить свое полоролевое поведение с поведениями других. У детей развиты представления о других людях на основе сопоставления.

Работа с родителями: папки передвижки, консультации, памятки, культурно – досуговые мероприятия. Привлечение родителей к играм и беседам с детьми дома.

Моя работа по созданию условий в группе, способствующих гендерной социализации детей, приносит положительные результаты. Родители детей приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, стали более внимательны и доброжелательны друг к другу. Д Полученный мною опыт будет углубляться и совершенствоваться. Мальчики и девочки – два разных мира. Если мы воспитатели и родители будем заинтересованы в воспитании детей с учетом гендерных особенностей, то сможем с успехом решить эти задачи. По опыту работы, в этом году я увидела, что не все родители в этом заинтересованы и хотят принимать участие в мероприятиях группы. Это является основной проблемой в моей работе, поэтому в дальнейшем буду использовать новые более эффективные формы работы с родителями.


Анкета для родителей

«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

Уважаемые родители!

 Для совершенствования работы по теме: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» предлагаем вам ответить на вопросы:

1. Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребенке?

2. Кто, по Вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.)

3. С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?

4. Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении Вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки посещают разные дошкольные учреждения, отдельно в разных группах) или совместное?

5. Нужно ли, по Вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему?

6. Испытываете ли Вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания?

7. Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества?

8. Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т. п.)

9. Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей Вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация, отрытый показ разных видов деятельности детей и др.?

10. Какие черты характера следует формировать у девочек?

11. Какие черты характера следует формировать у мальчиков?

12. Считаете ли Вы тему данного исследования актуальной и почему?

Благодарим за помощь!

Стихи по гендерному воспитанию

Девочки носят платье

Чтоб все ими любовались,
Восхищались, восторгались,
Девочки-красавицы
В платья наряжаются.
В юбках, в сарафанчиках
Их не спутать с мальчиком.

Девочки – будущие мамы

В куклы девочки играют,
Кормят их и пеленают,
И укладывают спать
Кто в коляску, кто в кровать.
Хочется им самыми
Лучшими стать мамами.

Мальчики смелые

Мальчики храбры, отважны,
В речку им нырнуть не страшно,
И проблемы никакой
Нет лягушку взять рукой.
Паучка и мышонка
Пусть пугается девчонка.

Мальчики – будущие защитники Отечества

Раздаются со двора
Крики громкие: «Ура!»
Для ребят забавы нету
Лучше сабли с пистолетом,
Ведь Отечества сыны
Защищать его должны.

Мальчики не плачут

От царапин с синяками
Не бегут мальчишки к маме.
И не плачут никогда,
Будь то радость иль беда.
В мире нет такой причины,
Чтоб разнюнился мужчина.

Мальчик отстаивает справедливость

Мальчик слабых защищает,
Зло его не застращает.
Если с кем-нибудь беда,
Должен он помочь всегда
И за правду не бояться
Ни поспорить, ни подраться.

Нельзя бить девочек

Мальчик девочек сильнее,
Но он их всегда жалеет,
Не ударит никогда,
Ведь ужасней нет стыда.
Тех никто не уважает,
Кто девчонок обижает.

Девочки следят за собой

Не бывает красоты
Там, где нету чистоты.
Девочка всегда опрятна,
На нее смотреть приятно.
Коль неряхой прослывет,
Замуж вряд ли кто возьмет.

Девочки заботливые

Мальчик курточку порвет,
Девочка ее зашьет
И прогонит огорченье,
Чаем угостив с печеньем,
Ведь хорошая жена
Быть заботливой должна.

Мальчики сильные

Должен мальчик сильным быть,
Быстро бегать, быстро плыть,
Приседать и отжиматься –
В общем, спортом заниматься.
Ведь девчонки слабака
Засмеют наверняка.

Мальчики помогают девочкам

Девочки хрупки, нежны
Все им помогать должны.
Тяжестей они не носят,
А помочь мальчишек просят.
И любой ответит: «Да!»
Не откажет никогда.

Девочки ласковые

Может приласкать девчонка
И щеночка и котенка,
И не чают в ней души
Все на свете малыши.
Нежностью она своею
Всех вокруг, как солнце.

Подарки для девочек

Дарят девочке цветы,
Куклу дивной красоты,
Чтоб была ее подружкой,
Или мягкую игрушку.
Но не дарят пистолет,
Флаг пиратский и скелет.

Подарки для мальчиков

Дарят мальчику хлопушку,
Пистолет, машинку, пушку,
Поезд, армию солдат
И с пиратами фрегат,
Но не дарят бус, колечек
И с кудряшками овечек.

Мальчики и девочки учатся

Ходят в школу ребятишки –
И девчонки и мальчишки.
Проживает с пользой век
Только умный человек,
Помогают в каждом деле
Знания достигнуть цели.

Мальчики носят брюки

Чтобы бегать, чтобы прыгать
И, вися, ногами дрыгать
Мальчики носить должны
Шорты, брюки и штаны.
На скамеечках в юбчонках
Пусть весь день сидят девчонки.

Мужские профессии

Есть профессии такие
Называются мужские:
Летчик, лесоруб, шахтёр,
Грузчик, сталевар, боксёр.
Чтобы в них собой гордиться,
Надо мальчиком родиться.

Женские профессии

Хоть их с каждым годом меньше,
Есть работы лишь для женщин:
Медсестра, швея, ткачиха,
Стюардесса, повариха.
Нянь и вышивальщиков
Не растят из мальчиков.

Мальчики не сдаются

Мальчик не сдается грусти.
Рук со вздохом не опустит,
Помощи других не ждет,
Сам решение найдет,
Ведь мужчиной станет скоро,
А мужчина – всем опора.

Мальчик берет пример с папы

Мальчик в рыцаря играет –
Дверь пред мамой открывает,
С папы он берет пример
Поведенья и манер.
Вырастет и станет мужем
И отцом ничуть не хуже.

Девочка берет пример с мамы

Знают взрослые и дети,
Мама лучше всех на свете.
Дочери своей она
Подавать пример должна.
Чтобы стать счастливой самой,
Надо дочке быть, как мама.

Мальчик отвечает за свои поступки

Если мальчик виноват,
То вину признать он рад.
То мужчину отличает,
Что за всё он отвечает.
От своей неправоты
Он не прячется в кусты.

Мальчики самостоятельные

Мальчик, выступив в поход,
Сам большой рюкзак несет,
Ставит сам свою палатку,
Колышки забив не шатко,
И костер разводит, ведь
Долг мужчины – всё уметь.

Мальчики храбрые

Испугавшись сильно даже
Мальчик виду не покажет.
Друга никогда нигде
Не оставит он в беде.
Он – защитник, это значит,
Страх за храбростью он спрячет.

Прически девочек и мальчиков

У девчонки есть коса,
Есть заколки в волосах
И из ленты бант огромный.
А вот мальчик должен скромным
Быть в прическе. У него
В волосах нет ничего.

Мальчики любознательные

Всё, что в руки попадет,
Мальчик тут же разберет,
Чтобы вырасти мужчиной,
Что на кухне кран починит,
Для картины гвоздь забьет
И семью не подведет.

Девочки суеверны

Хоть и в этом смысла нету,
Верят девочки в приметы.
Кошка путь им перейдет,
Так они идут в обход.
А мальчишка этой кошке
Просто скажет: «Брысь с дорожки!»

Для родителей проведена консультация «Воспитываем девочек, воспитываем мальчиков»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах полового воспитания детей.

План:

  1. Проблема полоролевого воспитания детей.
  2. Особенности воспитания девочек и мальчиков.
  3. Как правильно воспитывать девочек и мальчиков.

  В дошкольном возрасте закладывается фундаментальная основа личности. Упустить это время – значит облечь будущее своего ребёнка на неопределённые ценностные ориентиры.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

   Какими будут наши мальчишки и девчонки, когда вырастут? Какие личностные качества у них будут сформированы, какие способности и задатки в них будут развиты, зависит от нас с вами, взрослых, окружающих детей. Необходимо понимать, что уже к 3-4 годам ребёнок усваивает свою полоролевую принадлежность. Он уже знает, кто он, но не совсем чётко понимает, какое содержание закладывается в это понятие. Понимание приходит к ребёнку под воздействием взрослых. Мы, взрослые, чаще прощаем мальчикам проявление агрессии, а девочкам – проявление слабости.

    Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает определенный отпечаток на их чувства, сознание, поведение.

  Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы - взрослые.

   Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками проявляются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и психологическом отношении, они примерно на 2-4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам и мальчики и девочки с помощью взрослых уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», проявляющийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает, прежде всего, человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся взрослее, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, его поведению. Девочки интересуются тем, что их непосредственно окружает: обстановка, одежда, посуда и т. п. Девочки дольше общаются с мамой, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее, по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. 

Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях. Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков. Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики любят читать, занимаются музыкой.

Семейное воспитание мальчиков, имея много общего с воспитанием девочек, тем не менее, обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованы, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.

Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем, они не очень любят заниматься самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы.

В силу половых особенностей, мальчиков воспитывать несколько сложнее. Успеваемость в школе у них несколько ниже по сравнению с успеваемостью девочек. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружеской жизни.

И для мальчика, и для девочки необходимо общение, забота и внимание обоих родителей. Слова и дела родителей – пример для ребенка. Мама и папа правильно поступают, если они (независимо от того, хотели они мальчика или девочку) не высказывают своего недовольства полом ребенка, так как за счет этого обеспечивается гармоничное врастание ребенка в его половую роль в качестве мужчины или женщины. Необходимо привлекать ребенка к реально ценным занятиям, учитывать его склонности и интересы. Достаточно включить сына или дочь в круг семейных обязанностей. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола, не именно с точки зрения красоты физической. Полезно попытаться показать ребенку высокое и духовное в человеке, то, как оно проявляется в поведении и поступках.

  Родители часто задумываются, как правильно воспитывать мальчиков и девочек. Отличается ли их воспитание, или дети есть дети, и никакого особого подхода не надо?

Психологи на этот вопрос отвечают однозначно: воспитание мальчиков и девочек, безусловно, должно быть разным. Прежде всего, что у них совершенно разные психологические особенности. А ещё потому, что в любом возрасте мальчики требуют к себе значительно больше доверия, а девочки ждут от окружающих большей заботы.

Мальчики будут благодарны вам за предоставление им самостоятельности. А девочки более беспомощные и всегда нуждаются в поддержке. Эти важные моменты необходимо учитывать, воспитывая детей. Например, воспитывая мальчика, надо помнить, что ему необходимо предоставлять возможность добиваться много самому, без помощи взрослых, и тогда мальчик приобретает такое необходимое мужское качество, как целеустремленность и уважение к себе. Если взрослый предлагает малышу мужского пола помощь, то он это расценивает как неуверенность в его силах и изначально очень этому сопротивляется. А вот если помощь предлагать девочке, то она с удовольствием её принимает и расценивает как проявление любви к ней.

К сожалению, женское воспитание (а именно женщины больше занимаются воспитанием детей, они сидят с ними в отпуске по уходу, потом в детском саду и школе детей воспитывают преимущественно женщины), накладывает отпечаток на формирование мужских качеств у мальчиков. Излишняя забота со стороны мам и бабушек делает будущих мужчин слабыми. И напротив, если девочку воспитывает мужчина и предъявляет к ней завышено жесткие требования, то девочка начинает сомневаться, что её любят, и пытается заслужить к себе любовь. А в дальнейшем это приводит к тому, что она не может строить отношения с мужчинами, и у неё не складывается личная жизнь.

Поэтому надо четко запомнить, что мальчики вырастут настоящими мужчинами с правильно сформированными мнением о себе, только если их воспитывать, основываясь на доверии. А девочки будут женственными и уверенными в себе при условии, что их воспитание будет построено на основе заботы и внимания.

Ну и конечно, не стоит забывать, что мальчики и девочки должны быть уверены в том, что их любят. И тем и другим необходима постоянная поддержка, каждому своя, особенная. И тогда у детей будет внутренняя защищенность, которая поможет им быть хорошими людьми, любящими своих родных и близких.

А теперь, несколько важных советов:

  • Мальчикам надо чаще говорить, что вы верите в них. Признавать их достижения.
  • Девочкам необходимо знать, что их любят просто так, и такими, какие они есть.
  • Мальчики должны быть уверены в том, что они всего достигнут в жизни, и эту уверенность в них надо вселять путём постоянных похвал.
  • Девочки и так уверены в том, что у них всё получится, поэтому их надо учить быть реалистками, а не летать в облаках.
  • Мальчикам для достижения цели необходима чёткая мотивация.
  • Девочкам нужна реальная поддержка и помощь.
  • Мальчиков надо учить оказывать поддержку и помощь окружающим, поднимает их авторитет в своих собственных глазах.
  • Девочки интуитивно надеются, что им обязательно кто-то поможет, и их надо мягко "спускать на землю" и учить искать выход из затруднительных ситуаций.

 Главное, чтобы рядом с малышом были родители как образцы мужества и женственности.

Поэтому можно приучать мальчиков и девочек к выполнению определённых правил, соответствующие полу ребёнка.

Правила для мальчиков:

  • Мальчики должны быть внимательными и предупредительными по отношению к противоположному полу;
  • Можно подать пальто или куртку;
  • Пропустить впереди себя в дверях;
  • Уступить место, стул;
  • Помочь перейти скользкое место;
  • Защищать, если обижают;
  • Помочь собрать игрушки;
  • Донести тяжёлые вещи.

Правила для девочек:

  • Уметь принимать помощь и внимание мальчиков;
  • Благодарить или вежливо отказаться;
  • Помогать мальчикам убирать игрушки;
  • Убирать в комнате, вытирать пыль;
  • Следить за внешним видом и одеждой.

Предлагаем родителям определённые рекомендации по воспитанию девочек и мальчиков.

Рекомендации по воспитанию девочек:

  • Важны доверительные отношения между родителями и ребёнком. Родителям необходимо подчёркивать тёплые отношения между собой;
  • Отец должен находить время на общение с дочерью, относиться к ней с уважением и благожелательностью;
  • Уважать личность дочери, формировать позитивную самооценку;
  • У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты», вестись разговоры по душам;
  • Забота друг о друге должна проявлять в уважительном отношении к старшему поколению;
  • Девочку нужно привлекать к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства;
  • Девочка всегда должна чувствовать, что она может доверять своим родителям, что они всегда готовы понять и разделить её чувства, желания и нужды;
  • Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая ей помощь, вы даёте ей понять, что о ней заботятся;
  • Восхищаться девочками, такими, какие они есть;

Рекомендации по воспитанию мальчиков:

  • Папа, разговаривая с сыном, должен соблюдать спокойный тон;
  • Мальчикам нужно чаще разрешать что-то за хороший поступок, нужно реже запрещать;
  • У мальчиков должны быть естественные проявления эмоций, нельзя его ругать за слёзы;
  • Маме нужно чаще доверять воспитание сына папе, он лучше чувствует, как воспитать мужчину;
  • Формировать в мальчиках чувство ответственности;
  • Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу;
  • Обязателен телесный контакт;
  • Мама заботится о мальчике, папа формирует мужчину;
  • Мальчику следует проявлять больше доверия.

    В любом случае, решение всегда остается за родителями и напрямую зависит от цели воспитания ребенка. Родителям стоит четко решить для себя, какими они хотят видеть будущее своего ребенка, спрогнозировать все возможные проблемы, с этим связанные. Помните, что крайности не есть хорошо, лучше бы придерживаться правила золотой середины. Ведь смешивая одно с другим, получаем боле адаптированный вариант поведения, следовательно, приспособленности к внезапно меняющимся условиям жизни.

Дорогие мамы и папы! Желаем Вам успехов и приятных минут общения с Вашими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"

Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....

Программа самообразования: "Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"

Программа самообразования с консультациями для родителей и воспитателей, анкетами и картотекой игр....

План по самообразованию «Гендерное воспитание дошкольников посредством различных видов деятельности».

laquo;Нельзя возвышать один пол над другим, как более совершенный,  но также нельзя и уравнивать их».Ж.-Ж. Руссо...

План работы по самообразованию «Гендерное воспитание дошкольников»

План работы по самообразованию «Гендерное воспитание дошкольников»...

Самообразование « Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"

Самообразование " Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада" средняя группа 4-5 лет...

Программа по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность".

Программа по самообразованию. "Экологическое воспитание дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность"....

Продукты самообразования "Гендерное воспитание дошкольников в детском саду"

Особенности гендерного воспитания в условиях ДОУ. Анализируются педагогические условия, которые обеспечивают приемственность дошкольного образовательного учреждения и семьи в гендерном воспитании маль...