Самообразование « Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
методическая разработка (средняя группа)
Самообразование " Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада" средняя группа 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_vospitatelya_gendernoe_vospitanie.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
воспитателя средней группы №4 «Смешарики»
МАДОУ «ДС №19 г. Челябинска»
на 2022-2023 г
Телковой А.В.
Тема: « Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
Направление: Социально-личностное.
Образовательная область: Социализация.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень по теме,
систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.
Задачи:
1. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей
2. Формирование у родителей гендерной компетентности.
3. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.
Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
1. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.
2. Формирование у родителей гендерной компетентности.
3. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.
Предполагаемый результат: сформированы начальные представления детей о гендерных особенностях, они научились использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Сформированы у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью игры. Создана система совместной с детьми игровой деятельности, которая развивает творческий потенциал детей, желание общаться и учиться новому.
Форма отчета о проделанной работе: картотеки потешек, игр по гендерному воспитанию, сюжетно-ролевых игр, библиотека книг со сказками, настольные театры, консультации для воспитателей и родителей, таблица результатов тестирования, анкета для родителей, памятка для родителей.
План самообразования
Темы к изучению | Сроки
| Формы изучения
| Способ демонстрации
|
Подбор литературы | Сентябрь
| Изучение предлагаемой литературы по теме, поиск в интернете. | Конспекты, выдержки из используемой литературы по разделам.
|
Изучение особенностей гендерного воспитания детей дошкольного возраста
| Октябрь
| Изучение работы Дороновой Т.Н. «Девочки и мальчики 4-5 лет в семье и детском саду». | Уголки для мальчиков и девочек. |
Изучение опыта работы педагогов дошкольного образования по теме гендерного воспитания в ДОО | Ноябрь
| Изучение опыта работы МАДОУ «ДС №19 г. Челябинска», «Формирование гендерной позиции у детей дошкольного возраста посредством фольклора».
| Картотека потешек.
|
Формирование умения реализации гендерных ролей в совместной деятельности | Ноябрь, декабрь | Изучение работы Поповой Л.В. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве” и Клециной И.С. «Гендерная социализация» Совместные игры.
| Картотека игр по гендерному воспитанию. Изготовление подарков для мам, пап, сверстников.
|
Рассмотреть проявления гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста Создание развивающей предметно-пространственной среды (оформление тематических уголков в группе, пополнение демонстрационного материала для организаций образовательной деятельности дошкольников, оформление картотек,дидактических игр и др.) | Январь, февраль | Изучение дипломной работы Лисицыной О.В. «Экспериментальное исследование гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста» в интернете. Методики тестирования детей по А.И. Захарову, Н.П. Царёвой, Я.С. Коломинского.
| Картотека сюжетно-ролевых игр Таблица результатов Тестирования детей.
|
Расширение и обогащение гендерного опыта детей с помощью сказок Создание картотеки дидактических игр на основе гендерного воспитания.
| Март, апрель | Поиск новых детских книг на тему гендерных различий, изучение. Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми. | Библиотека книг со сказками. Настольные театры. |
Формирование у родителей и педагогов гендерной компетентности
| май | Изучение труда «Формирование гендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки» И.А.Загайнова в интернете.
| Консультация для родителей Консультация для воспитателей. Анкета для родителей. Памятка для родителей. |
Работа с детьми
Период | Тема
| Цель | Содержание |
Сентябрь, октябрь | «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Рисование на тему «Моя семья» | Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям. Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду. Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям. Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. | • Дидактическая игра «Одень куклу». Чтение «Шли по лесу два товарища...» Л. Толстого с обсуждением. • Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе» |
Ноябрь | «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает» Конкурс чтецов «Стихи о маме». | Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях. Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия. Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме. | • Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля. Подвижная игра «Ловишки парами». |
Декабрь | «Что за праздник Новый год?» Беседа: « Что такое хорошо и что такое плохо?» «Страна моя родная!». Беседа «Животный мир нашего края». | Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом. Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо. Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше узнать о России. Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных; воспитывать бережное отношение к животным. | • Выставка семейных фотографий. |
Январь | «Народные праздники на Руси. Рождество» «Доведи дело до конца». | Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси. Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат. | • Лото «Профессии» |
Февраль | «Из чего сделаны мальчишки?», Беседа «Мои друзья». Изготовление подарков для пап и дедушек. «Кто сторожит тишину?». | Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков. Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных. Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как, люди чтят их память. | Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был |
Март | «Мир девочек» «О мамах родных и очень важных». Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери». Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки». | Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр. Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре. Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье». Аппликация «Цветочек для мамы». Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку...» Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья». Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций. |
Апрель | «Покорение космоса». «Славится Россия чудо – мастерами». Беседа «Я и моѐ имя». | Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать. Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям. Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье. | Дидактическая игра «Кто кем был?». Отгадывание загадок о животных и их детенышах. Сюжетно-ролевые игры «Космос», «Профессии». Рассказ воспитателя «О космосе, России» с использованием иллюстраций. |
Май | «Веснянка». «Этот день Победы». Оформление альбома «Мои папа и дедушка – защитники Отечества». Беседа «Бабушка и дедушка вместе». | Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа. Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлой России. Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины. Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. | Чтение произведения «Как мальчик потерялся» 3. Александровой. |
Июнь | «День защиты детей» Выставка детских рисунков «Мой любимый город». (Совместно с родителями). Сюжетно-ролевая игра "Семья". Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках. | Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме. Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине. Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; развивать умение ладить друг с другом в совместной игре. Цель: воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках. | |
Июль | Беседа "Звонок на работу маме". "Какими должны быть мальчики и девочки". Беседа "Расскажи, где ты живешь?" | Цель: формировать основы этикета. Цель: формировать дружеские взаимоотношения между детьми. Цель: расширять знания детей, развивать коммуникативные умения. | |
Август | Беседа "Моя семья". Выставка рисунков "Моя воспитательница". Мы все разные, но мы все равны". | Цель: продолжать формировать у детей представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях. Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать уважение к профессии воспитателя, желание помогать ему. Цель: расширять знания детей о людях разных национальностей, живущих в России; работать над понятием "гражданин"; знакомить с национальными праздниками разных народов. |
Работа с родителями.
Сентябрь
Консультация “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”.
Выставка семейных работ по теме "Семейные традиции".
Рекомендации родителям «Счастлив тот, кто счастлив дома»;
Октябрь
Консультация "В музей вместе с ребенком”.
Фотовыставка “Мамины помощники”.
Ноябрь
Консультация «Десять способов стать лучшим папой»
«Домашнее чтение детям среднего дошкольного возраста»
Декабрь
Консультация «Формирование Гендерного воспитания на основе нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом»
Январь
Консультация для родителей «Как научить детей охранять природу»
Консультация для родителей «Как провести выходной с ребенком»
Февраль
Беседа, рекомендации для мамы и папы.
Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»
Консультация «Роль матери в воспитании ребенка»
Индивидуальные беседы
«Гендерные роли членов семьи и их взаимодействие»
Март-Апрель
Консультация «Детские игры – дело серьезное»
Памятка «Сюжетно-ролевые игры как средство гендерного воспитания дошкольников»
Май
Консультация «Воспитание ребенка в семье»
Консультация «Секреты воспитания вежливого человека»
Самореализация.
Участие в системе методической работы в ДОУ
Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек»
Консультация
«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»
Консультация «Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей»
Открытое занятие по теме, самоанализ занятия.
Используемая литература:
ж."Дошкольное воспитание" ,№ 5,2012 г.
1. Л.В. Климина. Гендерный подход к образованию дошкольников.// Дошкольная педагогика- 3,2012г.- с.7
2. С.И. Курбатова. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе.// Дошкольная педагогика- № 2,2012г.- с. 39
3. Книга для чтения в детском саду и дома: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др.- М.: Издательство Оникс, 2007.- 272с.
4. Полная хрестомая для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей./ авт.-сост. С.Д. Томилова - М.: Астрель: АСТ, 2011.- 702с.
5. С.Е. Соколова. Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика - № 2,2013г.- с.14
6. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам//Вопросы психологии, 1980, № 5. с. 60-70
7. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. – М.:Советский композитор, 1988.
8. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте М: Просвещение, 1991, с. 93
9. Захарова И.В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка // Молодой ученый. - 2011. - № 5. Т. 2. — С. 140—142.
10. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. Воронеж, 2004.
11. Легенина Т.Б. Гендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ // Автореферат на соис. канд.социолог. наук, — Cтаврополь., — 2004 г. С. 30.
12. Котырло В.К. Мотивы взаимоотношения взрослых и детей // Воспитание дошкольников в семье. - М.: Педагогика, 1979.
13. Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.
14.Литвинова М.Ф.. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986
15. Психология и педагогика игры дошкольников.-М.,1960.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада
Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать работу гендерного подхода в воспитании де...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....
План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности? В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....
План самообразования по теме: "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности"
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности. Средняя группа, 4-5 лет...
План по самообразованию: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Центром ценностных ориентиров становится индивидуальность челове...