План по самообразованию «Гендерное воспитание дошкольников посредством различных видов деятельности».
методическая разработка (средняя группа)

«Нельзя возвышать один пол

 над другим, как более совершенный, 

но также нельзя и уравнивать их».

Ж.-Ж. Руссо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл somoobrazovanie.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Детский сад №16 «Родничок»

«Гендерное воспитание дошкольников

посредством различных видов деятельности »

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2020  - 2023 учебный год

средняя группа «Радуга»

Воспитатель: Маркова О. В.

«Нельзя возвышать один пол

 над другим, как более совершенный,  

но также нельзя и уравнивать их».

Ж.-Ж. Руссо

Тема: «Гендерное воспитание дошкольников   посредством различных видов деятельности»

Пояснительная записка:

Выбранная мной тема проекта основана на реализации парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторами которой являются Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева.

Я считаю, что данная программа как нельзя лучше способствует реализации поставленных мной цели и задач по теме самообразования  «Гендерное воспитание дошкольников   посредством различных видов деятельности».

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте,  согласно своей гендерной принадлежности. Программа имеет социально-личностное направление.

Целью программы является – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Отличительной особенностью программы является использование совершенно новых методов (тренинги поведения, психотерапия детских страхов)

Программа имеет 6 разделов:

- «Ребенок и другие люди»

- «Ребенок и природа»

- «Ребенок дома»

- «Здоровье ребенка»

- «Эмоциональное благополучие ребенка»

- «Ребенок на улице»

Ожидаемые результаты программы:

- Дети не только знают, рассказывают, как надо правильно себя вести в тех или иных ситуациях, но и стараются осознанно выполнять большинство правил безопасного поведения, согласно своей гендерной принадлежности.

Именно поэтому я и выбрала за основу своей работы данную программу.

Параллельно с данной программой в своей работе, я опиралась на программу гендерного воспитания детей дошкольного возраста, «Такие разные, по-своему прекрасные», Журавлевой Н.В. воспитателя МКДОУ ЦРР д/с №17 г. Россоши.

Актуальность:

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол с искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, магазине и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Гендерное воспитание призвано не только  помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка и Я - мальчик.  

Целенаправленное гендерное  воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в детском саду, существенно повлияет на развитие личности. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Цель: - повышение своего профессионального уровня по теме, систематизировав работу по гендерному воспитанию детей в детском саду.

Задачи:

- организовать образовательный процесс с детьми в группе с учётом гендерных особенностей;

- способствовать формированию у родителей гендерной компетентности;

- познакомиться с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.

Предполагаемый результат:

- сформировать начальные представления детей о гендерных особенностях;

- научить использовать полученные знания в ходе общения с взрослыми и сверстниками;

- сформировать у детей способности выражать восприятие окружающего их мира;

- создать систему совместной игровой деятельности с детьми, которая будет развивать их  творческий потенциал и желание общаться друг с другом.

Форма отчета о проделанной работе:

- анкеты для родителей;

- консультации для родителей;  

- памятки для родителей;

- библиотека книг со сказками;  

- картотека игр по гендерному воспитанию.

План самообразования на 2020-21 уч. год

месяц

тема

цель

содержание

сентябрь

«Смотрите, какой я!»

Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности

Дидактическая игра «Одень куклу».

Отгадывание загадок о частях тела

октябрь

«Кто есть кто»

Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности

 Инсценирование сказки «Курочка Ряба»,

«Заюшкина избушка».

 Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»

ноябрь

«Я среди других»

Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения

Подвижная игра «Ловишки  парами».

 Разучивание песен о дружбе.

 

декабрь

«Я и моя семья»

Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками. Сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье

 Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница»

 Рисование «Моя семья»

 Просмотр мультфильма  «Кошкин дом»

январь

«Кто я?»

Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности

Лото «Профессии»

 Работа с картинками «Манеры поведения»

февраль

«Из чего сделаны мальчишки?»

Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли

Чтение стихотворения    Э. Успенского «Если б я  был

девчонкой».

 Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника

Отечества

март

«Мир девочек»

Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.

Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье». Аппликация «Открытка для мамы».

 

апрель

«Я родился!»

Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения

Дидактическая игра «Кто кем был?». Отгадывание загадок о животных и их детенышах.

Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья».  

май

«Я среди чужих»

Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе.

Чтение произведения «Как мальчик потерялся»

3. Александровой.

Просмотр мультфильма «Маша и медведь» с обсуждением.  

Работа с родителями.

месяц

тема

Сентябрь

октябрь

Папка-передвижка: «Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?».

 

ноябрь

декабрь

 Консультация: «Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка».

январь

февраль

Родительское собрание: "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".

март  

апрель

 Рекомендации  дидактических  игр по гендерному

воспитанию.

май

Анкета по гендерному воспитанию для родителей.

План самообразования на 2021-22 уч. год

месяц

тема

цель

содержание

сентябрь

«Смотрите, какой я!»

Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности

Дидактическая игра

 «Наряди пупса в гости».

 Рисование «Мой портрет».

 

октябрь

«Кто есть кто»

Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности

Инсценирование сказки «Под грибом» В. Осеевой

Чтение рассказа «Шли по лесу два товарища...»

Л. Толстого с

обсуждением.

 Повторение с воспитателем «Правила в нашей группе»

ноябрь

«Я среди других»

Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения

 Подвижная игра

«Кот и мыши».

 Дидактическая игра «Опиши того, кто справа...»

 Просмотр мультфильма «Чебурашка»

 

декабрь

«Я и моя семья»

Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками. Сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Почта»

Рисование «Мои бабушка и дедушка»

Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из

Простоквашино»

январь

«Кто я?»

Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности

 

Лото «Профессии»

Дидактическая игра «Женская и мужская работа»

Чтение сказки «Золушка» с обсуждением

февраль

«Из чего сделаны мальчишки?»

Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли

Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака.

Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника

Отечества

март

«Мир девочек»

Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.

Совместный труд с распределением обязанностей «Наведем порядок в уголке природы». Аппликация «Открытка для мамы».

Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками»

апрель

«Я родился!»

Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения

Дидактическая игра «Угадай растение».

Отгадывание загадок о цветах и растениях. Сюжетно-ролевые игры «Едем в отпуск всей семьей», «Мой папа - шофер».

Рассказ воспитателя «Как ботаники ухаживают за цветами» с использованием иллюстраций.

май

«Я среди чужих»

Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе.

Чтение произведения «Как мальчик потерялся» 3 Александровой  с обсуждением.

 Сюжетно-ролевая игра «Кафе» (усвоение правил хороших манер)

Работа с родителями.

месяц

тема

сентябрь

октябрь

 Папка-передвижка:

"Психологическое развитие мальчиков".

ноябрь

декабрь

 Советы по воспитанию дочери:

"Как воспитывать девочку?»

январь

февраль

 Родительское собрание:

« Я и моя семья!»

март

апрель

 Памятка: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".

май

Анкета по гендерному воспитанию для родителей.

План самообразования на 2022-23 уч. год

месяц

тема

цель

содержание

сентябрь

«Смотрите, какой я!»

Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности

Дидактическая игра «Готовимся к встрече гостей».

 Рисование «Это – Я!».

 Работа с зеркалом «Мои эмоции».

 Отгадывание загадок о эмоциях

октябрь

«Кто есть кто»

Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности

 Инсценирование стихотворения «На рынке корову мужик продавал»  Чтение стихотворения В. Маяковского «Крошка сын к отцу пришел….»  

С обсуждением.

Беседа «Повторяем равила в нашей группе»

ноябрь

«Я среди других»

Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения

 Подвижная игра «Два Мороза».

 Дидактическая игра «Угадай по голосу»

 Просмотр кинофильма «Приключения Буратино»

Конструирование из строительного материала «Домик

для друзей»

декабрь

«Я и моя семья»

Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками. Сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье

 Выставка семейных фотографий.

Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей на Новый год», «Наряжаем елку»

 Рисование «Новый год в кругу семьи»

 Просмотр киносказки «Новогодние приключения Маши и Вити»

январь

«Кто я?»

Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности

 Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля.

Экскурсии на стройку, в парикмахерскую.

 Работа с картинками «Угадай эмоции»

февраль

«Из чего сделаны мальчишки?»

Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли

 Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова.

Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника

Отечества

март

«Мир девочек»

Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.

Чтение сказки «Цветик – семицветик» с обсуждением.

 Аппликация «Открытка для мамы».

Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку...»

Развитие мелкой моторики: «Бусы маме – своими руками!»

апрель

«Я родился!»

Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения

Дидактическая игра «Угадай на слух».

Отгадывание загадок о птицах и животных. Сюжетно-ролевые игры «Покупаем весенний гардероб».

 Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций.

май

«Я среди чужих»

Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе.

Рисование «своих» и «чужих» людей

Сюжетно-ролевая игра «Мы пришли в театр» (усвоение правил хороших манер)

Беседа «Что делать, если ты потерялся»

Работа с родителями.

месяц

тема

сентябрь

октябрь

 Папка-передвижка:

«Величие небольших различий».

ноябрь

декабрь

 Памятка для родителей:

«Девчонки и мальчишки – они такие разные!»

январь

февраль

 Родительское собрание:

 «Скоро в школу я пойду!»

март  

апрель

 Консультация для родителей

«Формирование гендерной позиции у детей посредством фольклора».

май

Анкета по гендерному воспитанию для родителей.

Методики диагностики детей:

Методика «Кто я?»

Автор методики: А.И. Захаров

Цель: выявление представлений детей об особенностях образа "Я" мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Опросник включает вопросы:

- Как тебя зовут?

- Ты мальчик или девочка?

- Мальчик и девочка – одинаковые или разные?

- В какие игры играют мальчики, а в какие – девочки?

- С кем интереснее играть – с мальчиками или девочками?

- Какие мальчики (девочки) тебе нравятся?

- Когда вырастешь, будешь мамой или папой (тётей или дядей)?

- Кто в твоей семье самый сильный (красивый)?

- Что в семье делают папа или мама?

Ключ: За каждый верный ответ ребёнок получает один балл.

Методика "Выбор игрушки".

Автор методики: Н.П. Царёва

Цель: выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.

Суть методики заключается в том, что мальчикам и девочкам предлагаются различные игрушки: (машинки, куклы, посуда, кубики, солдатики, скакалки и пр.). Ребёнок должен сначала назвать игрушки, потом разложить их в две коробки: в одну – игрушки для мальчиков, в другую – игрушки для девочек. Свои действия ребёнок сопровождает пояснениями.

Ключ: Высокий уровень – ребёнок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями.

Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями.

Низкий уровень – ребёнку требуется помощь педагога, действия не поясняет.

Методика "Назови, чьи вещи".

Автор методики: Я.С. Коломинский

Цель: определение представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мамины (папины), мужские (женские) и специфики их использования.

Суть методики: ребёнку предлагаются вещи, которые он характеризует как мужские или женские (мамины или папины) и объясняет, почему он так считает.

Ребёнку задают вопрос: "Назови, чьи вещи?"

Материалом  для  эксперимента служат: пена для бритья, галстук, гвоздь, молоток, отвёртка,  лак для ногтей, бигуди, помада, духи.

Ключ: Высокий уровень – ребёнок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями.

Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями.

Низкий уровень – ребёнку требуется помощь педагога, действия не поясняет.

Таблица результатов тестирования детей:

Ф. И. ребенка

«Кто я?»

«Выбор игрушки»

«Назови, чьи вещи?»

1.

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой  Людмилы Борисо...

Отчет по самообразованию за 2018-2019 гг. по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности».

Подводя итоги работы, могу с уверенностью сказать, что работа по гендерному воспитанию принесла положительные результаты. У детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу, проявили...

Отчёт по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности» за 2019-2020 уч.гг.

Подводя итоги работы, могу с уверенностью сказать, что работа по гендерному воспитанию принесла положительные результаты....

План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...

План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...

План самообразования "Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности"

Индивидуальный план по самообразованию предусматривает пополнение знаний педагога для организации деятельности по экологическому воспитанию детей. ...