Продукты самообразования "Гендерное воспитание дошкольников в детском саду"
учебно-методический материал (младшая группа)

Виктория Викторовна Котова

Особенности гендерного воспитания в условиях ДОУ. Анализируются педагогические условия, которые обеспечивают приемственность дошкольного образовательного учреждения и семьи в гендерном воспитании мальчиков и девочек. Работа педагога строится таким образом, что действия родителей и ДОУ основываются на взаимодействии  друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

logoМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» Артемовского городского округа

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

Подготовила воспитатель 1 категории: Котова В.В.

Артем 2024 г.

Гендерное воспитание детей.

Что такое гендерное воспитание?

- Процесс привития ребенку осознания того, к какому полу он относиться, развитие устоявшихся культурных и моральных ценностей.

Гендерный подход в воспитании дошкольника волнует каждого родителя, так как каждый ребенок должен осознавать свою принадлежность к своему биологическому полу.

В обратном случае у таких детей будут проблемы с самоидентификацией, что приведет к непониманию во многих кругах общества.

 Формирование гендерной идентичности – важный этап в жизни дошкольника. Девочек с раннего возраста учат быть мягкой, женственной, но целеустремленной. Мальчиков учат проявлять мужественность, стремиться к достижению своих целей, заботиться о девочках, чтобы в дальнейшем стать примерным семьянином и отцом.

Принцип индивидуализации дошкольного образования и принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предполагает включение гендерного компонента в развитии ребёнка. 

Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта специфики гендерной принадлежности, а социализация ребёнка не может осуществиться без формирования гендерной идентичности.

Гендерное воспитание дошкольников можно считать новой отраслью педагогики, которая представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на социализацию личности.

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.

Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Во-вторых, в условиях образовательного пространства ДОУ девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.

В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.

В-четвёртых, имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие, суть которого состоит в значимости дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, стремлении оказать содействие детям в процессе гендерной социализации и отсутствием в педагогической практике гендерных технологий.

В основе педагогического процесса с учётом гендерных особенностей дошкольников лежат личностно-ориентированные технологии, основанные на адекватных возрасту формах организации и видах детской деятельности.

Гендерная технология – это личностно — ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком с учётом гендерного подхода. Таким образом, гендерным технологиям, соответствуют все виды детской деятельности и, прежде всего, игра.

Мною было принято решение разработать стратегию создания и внедрения педагогической технологии дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в детском саду и семье, способную обеспечить гендерный подход в образовательной деятельности.

На этапе апробации в практике работы ДОУ форм и методов по реализации гендерного подхода определила цель, общие задачи в работе с детьми:

Цель - Повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.

Задачи:

1) Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.

2) Формирование у родителей гендерной компетентности.

3) Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.

4) воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками, доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.

Организация гендерной направленности предметно-развивающей среды:

- Среда является одним из основных средств социального развития личности ребёнка, основой для деятельности с учётом гендерных особенностей.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности, является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).

Принципы организации гендерной направленности развивающей среды:

- достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

- наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.

Образовательная среда в моей группе создана с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся гендерных склонностей. В оформлении помещения группы, использую простейшие маркеры гендерных различий: дифференцируем на шкафчиках для одежды метки: мальчик – девочка; стульчики двух цветов; разное постельное бельё; полотенце для вытирания рук двух разных цветов; на дверях туалетной комнаты имеются картинки, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам, или девочкам. Содержание игровых и развивающих центров обеспечивает удовлетворение интересов и свободу выбора деятельности для мальчиков и девочек.

В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. В группе созданы условия для игр мальчиков «Гараж»«Дежурная часть»«Водители»«Изобретатели»«Парковка».

 Для девочек – «Театр»«Семья»«Поликлиника», со всеми необходимыми атрибутами.

Средства реализации гендерной технологии в образовательной деятельности:

Так же использую все виды и формы образовательной деятельности:

— Комплексно — тематическое планирование: тема «Мальчики и девочки».

— Проведение образовательной деятельности (например, изо - деятельность) отдельно с мальчиками, отдельно с девочками.

— Оформление выставок детской художественной литературы в книжном уголке, ориентированной на девочек и мальчиков.

— Проводим «Секретные совещания» с мальчиками и отдельно с девочками, где обсуждаем такие темы: («Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком?»; «Как я помогаю маме (папе?»; «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка?»; «Как поступать по отношению к девочкам, мальчикам?».

— Обогащение словаря детей через знакомство с мужскими и женскими профессиями, увлечениями, особенностями внешнего вида мужчин и женщин, с закономерностями родственных связей.

— Изготовление дидактических игр, универсального методического пособия «Волшебный цветок»«Цветок Дружбы»«Кому, что нужно для игры?», символическая игра «Кто живёт в твоём сердце?»«Расскажи о себе».

— Овладение опытом мужского и женского поведения в хозяйственно – бытовой деятельности.

— Ведётся подбор музыкальных номеров (совместно с музыкальным руководителем) для праздников, досугов с учетом гендерной дифференциации.

 — Осуществляется дифференцированный подход в процессе физического воспитания (совместно с инструктором по физической культуре), девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

Методические приёмы для учёта гендерных особенностей дошкольников:

- различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек;

-различия в дозировке;

- различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке — девочкам);

- распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)

Работа с родителями:

Пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе.

Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.

Алгоритм взаимодействия с семьями воспитанников:

  1. Поиск контактов при первой встрече.
  2. Обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке.
  3. Установление общих требований к воспитанию ребенка.
  4. Уточнения сотрудничества в достижении общей цели.
  5. Реализация индивидуального подхода.
  6. Совершенствование педагогического сотрудничества.

С этой целью проводятся различные формы работы с родителями:

1. Наглядная информация по темам: «Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?»

2. Консультации, советы, рекомендации по темам: «Семья – главный фактор в становлении гендерной идентичности ребёнка»; «Как воспитывать девочку»«Психологическое развитие мальчиков»; «Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию».

Вывод:

Через детскую субкультуру дошкольник принимает возрастные и гендерные нормы поведения в группе сверстников, опираясь на гендерную идентификацию, и приобретает социальную компетентность. Вместе с познанием мира сверстников у ребёнка формируется собственная система ценностей, т. е. происходит процесс индивидуализации.

Отношение ребенка к самому себе как к представителю определенного пола, формируется под влиянием чутких и тактичных родителей.

 Все представленные формы работы с семьей целесообразно использовать и для решения проблемы взаимодействия с родителями по вопросам формирования гендерной принадлежности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это...

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье.

Совместная работа педагогического коллектива и родителей по трудовому воспитанию...

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость....

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»Уважаемые родители!Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша ...

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»

Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»...