«Основные этапы работы с детьми «группы риска» в условиях ДОУ»
статья

Основные этапы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Статья

Тема: «Основные этапы работы с детьми «группы риска» в условиях ДОУ»

Подготовила: воспитатель Понасечкина Н.А.

Категории «детей риска».

1. Дети, с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики.

 2. Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств. 3. Дети из неблагополучных, асоциальных семей.

 4. Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально- психологической помощи и поддержке.

 5. Дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении начинается со знакомства с семьями воспитанников. Ежегодно в начале учебного года происходит мониторинг семей, составляется социальный паспорт группы. Полученные данные позволяют собрать информацию о семье и ребенке: ‒ образование;

‒ возраст родителей;

‒ сфера деятельности;

‒ статус (полная, неполная, многодетная, малоимущая и т. д.);

‒ индивидуальные особенности ребенка;

‒ аллергические реакции;

‒ любимые занятия.

Для выявления детей «группы риска» на первом этапе педагог использует метод наблюдения за детьми в условиях дошкольной образовательной организации в режимных моментах. Ребенок «группы риска» обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к обучению.

Для детей из таких семей характерны:

‒ задержка темпов интеллектуального и психического развития

‒ неумение общаться и поддерживать эмоциональные контакты

‒ негативное эмоциональное состояние (страхи, неврастения, неврозы, стресс, подверженность нервнопсихическим расстройствам)

‒ нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, тревожность, аутизм)

‒ низкий уровень сформированности игровых навыков

‒ отсутствие или плохое развитие навыков личной гигиены

‒ подверженность хроническим заболеваниям.

По каждому ребенку, отнесенному к группе риска на основании результатов педагогической диагностики, с участием педагога-психолога собирают наиболее полную информацию. Для этого используют арсенал методик психологического обследования.

В специальных протоколах воспитатели отмечают желание ребенка взаимодействовать со сверстниками, способность откликаться на предложения сверстников, замечать настроение других, а также преобладающий эмоциональный фон. Создается банк данных семей «группы риска». Воспитатели, педагог-психолог устанавливают контакт с семьями «группы риска». Во время встреч с родителями выясняются особенности семейной ситуации, стиль семейного воспитания, способы поощрения и наказания, склонности и интересы ребенка. В результате складывается представление о личности каждого ребенка группы риска: его «сильных» и «слабых» сторонах.

Для этого родителей приглашают в детский сад на консультации, беседы и осуществляют выход в семью.

Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания, необходимо длительное время для установления доверительных отношений. На этапе изучения семьи проводится социально-педагогическая и психологическая диагностика. Педагоги и педагог-психолог изучают микроклимат в семье, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания.

Большая роль в изучении семей воспитанников отводится педагогам, так как они находятся в тесном контакте с родителями и воспитанниками. О неблагополучии может свидетельствовать внешний вид ребенка (не опрятный, одежда не по сезону), плаксивость, замкнутость, агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, отсутствует насыщение после еды (может попросить 2–3 порции добавки).

росить 2–3 порции добавки).

Следующим этапом работы с детьми «группы риска» выступает развивающая и коррекционная работа.

Каждый воспитатель стремится создавать условия для развития детского сообщества. Поскольку социализация ребенка осуществляется в трех основных сферах: деятельности, общении и самосознании, очевидно, что такими условиями являются следующие:

1) развитие игровой деятельности (ведущей в дошкольном возрасте)

2) освоение соответствующих возрасту форм общения

3) формирование позитивного отношения к себе, адекватной самооценки, расширение знаний о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми "группы риска" в условиях ДОО

   В настоящее время социальная и образовательная деятельность направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания...

Организация коррекционной работы с детьми группы риска на примере речевого развития.

Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими св...

Работа с детьми "Группы риска"

Цель: формирование и развитие установку на самопознание и саморазвитие, развитие личностно-значимых качеств.Задача:- осознание того, как тебя видят другие;- отработка навыков сотрудничества и фор...

Работа с детьми "Группы риска" через сказку

Цель: формировать у детей интерес к сказкам...

Мастер класс для педагогов ДОУ." Основные этапы работы с детьми по развитию речи посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича."

Цель:Знакомство и пробация технологии развитии речи посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича у детей дошкольного возраста....