Особенности работы с детьми "группы риска" в условиях ДОО
статья на тему
В настоящее время социальная и образовательная деятельность направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания данной помощи детям требует новых подходов к работе с детьми, относящимися к так называемой «группе риска». В современных условиях растет число детей, которые имеют определенные отклонения в психическом развитии, в нарушении поведения и т.д. В этом случае необходимо вмешательство педагога и психолога. Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_gruppy_riska_v_usloviyakh_doo.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми «группы риска» в условиях ДОО.
Ж.В. Худынцева
МДОУ детский сад N4
комбинированного вида г.Кола
МО Кольский район Мурманской области
В настоящее время социальная и образовательная деятельность направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания данной помощи детям требует новых подходов к работе с детьми, относящимися к так называемой «группе риска». В современных условиях растет число детей, которые имеют определенные отклонения в психическом развитии, в нарушении поведения и т.д. В этом случае необходимо вмешательство педагога и психолога. Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.[6]
В настоящее время проводятся многочисленные исследования по изучению особенностей детей группы риска, среди авторов которые занимаются данной темой можно отметить таких как А.И. Захаров, О.С.Васильева, И.В.Дубровина, А.М.Прихожан и другие. Сегодня активно разрабатываются вариативные образовательные системы, программы и технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания. Однако для того, чтобы осуществлять подобную работу, необходимо достаточно четко представлять своеобразие детей «группы риска».
Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. В научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства» и т.п. При всем при этом необходимо помнить, что дети "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, психологов и других специалистов.
Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни. Это могут быть:
- развод родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей;
- смерть любимого человека: девиация как протест на потерю значимого лица;
- рождение нового ребенка и переключение внимание родителей на малыша: девиация как ревность;
- различные формы насилия в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;
- ребенок - жертва сексуального насилия: этиология та же.
Отклоняющее поведение детей «группы риска» может быть вызвано также следующими причинами:
- ограниченная духовная культура;
- обедненная досуговая среда;
- скука, неумение найти достойное занятие;
- низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми;
- эмоциональная неразвитость;
- неумение использовать вербальную форму для доказательств своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.[5]
Для работы с детьми «группы риска» важно выстроить систему сопровождения в единстве диагностики и коррекции, комплексности, мультидисциплинарности, направленности на положительную позицию по отношению к ребенку.[2] Самым главным в сопровождении развития ребенка является составление и реализация индивидуальной коррекционной программы. Составляется данная программа на основе комплексной диагностики и анализа его проблем, т.е. определение индивидуального маршрута воспитания и обучения. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) составляется на основе перспективного плана разработанного психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной образовательной организации. Консилиум дошкольной образовательной организации действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (инструктивное письмо от 27.02.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Согласно этому документу, состав консилиума включает специалистов ДОО различного профиля и утверждается ежегодно приказом руководителя. Основная цель работы консилиума – совместное обсуждение специалистами развития ребенка, обследованного каждым из участников консилиума индивидуально, выработка рекомендаций по обучению и воспитанию ребенка для ведущего специалиста, решение вопроса об изменении образовательного маршрута внутри ДОО, а при взаимодействии с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) – вне образовательной организации. Индивидуальный образовательный маршрут составляется на конкретного ребенка, который конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность воздействия. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития. Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого педагогом с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.[1]
Пример индивидуального образовательного маршрута:
Индивидуальный образовательный маршрут
на 2013-2014 учебный год
Ф.И.О. ребёнка Никита К. Дата рождения 26.04.2009г.
в МДОУ детский сад N4 г.Кола
Направление работы | Кол-во часов в неделю | Дата и время проведения | Задачи работы | Используемые программы и технологии | Форма проведения |
Психологическая помощь | 2 | Вторник, четверг 15.40-16.10 | Развитие коммуникативной сферы; Обучение приёмам релаксации и саморегуляции, отреагирования негативных эмоций | Игровые технологии; психогимнастика | Групповая |
Воспитатель | - | Ежедневно | Формирование навыков самоконтроля и самооценки; формирование учебной мотивации | Игровые технологии; игры с правилами; ролевые игры | Индивидуальная Групповая |
Плавание | 1 | Понедельник 11.00-11.30 | Снижение возбудимости, раздражительности; развитие двигательных навыков | Игровые технологии, п/игры в воде, упражнения с инструктором | Групповая |
Музыкальное воспитание | 1 | Четверг 10.00 –10.30 | Обучения приемам саморегуляции средствами музыки и ритмических движений. Формирование позитивной эмоциональной сферы. | Игровые технологии, музыкальныеигры, театрализованная деятельность для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния. | Групповая, Подгрупповая |
Физическое развитие | 1 | Пятница 15.15-15.40 | Развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности | П/и с правилами, упражнения в парах, подгруппах. обучение самомассажу, игры для развития быстроты реакции, координации движений. | Подгрупповая |
Работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер. Она должна разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи. В деятельности педагога и психолога с детьми «группы риска» можно выделить несколько основных направлений: - это диагностическая деятельность, аналитическая, коррекционная работа, образовательно-профилактическая деятельность и работа с семьёй ребёнка.[4] Работа с детьми «группы риска» должна строиться с учётом причин дезадаптации и девиации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Важнейшим условием успешности работы с детьми «группы риска» является включение таких детей в систему новых отношений, которые должны строиться на основе коллективной и общественно-полезной деятельности, а также при обязательной поддержке семьи.
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Вся практика деятельности специалистов, сопровождающих образование детей «группы риска», в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребёнка при обучении, обеспечить ему социальную адаптацию во время его нахождения в ДОО и создать адаптационный ресурс для начальной и средней школы, создать эффективный образовательный процесс. На деятельность ДОО в направлении развития детей «группы риска» влияет эффективная работа всей междисциплинарной группы педагогов и администрации.[7] Важным показателем является удовлетворённость ситуацией обучения и воспитания всех участников образовательного процесса – детей, родителей, педагогов и специалистов сопровождения. Причём речь идёт и о детях «группы риска» и их родителях, и так же о нормативно – развивающихся детях и их родителях.
Литература:
- Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида/ под ред.О.А. Денисовой. М., 2012
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/под ред. Л.М.Шипициной. Спб., 2005
- Новиковская О.А. «Логоритмика». Спб., 2005
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии. Спб., 2003
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Спб., 2008
- Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы/ под ред. Е.А. Каралашвили. М., 2007
- Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. М., 2004
- ШироковаГ.А., Жадько Е.Г.Практикум для детского психолога. Ростов н/Д, 2007
- Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, у...
Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.
Сосдание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс....
Работа по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада.
Детский сад - это совершенно новый и очень важный период в жизни ребенка. Взаимодействие родителей и воспитателя, а также слаженная работа всех специалистов, поможет облегчить адаптацию....
Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста...
Особенности работы с родителями в условиях дошкольного логопедического кабинета в ДОУ для детей с нарушением зрения
Статья посвящена описанию работы учителя - логопеда с родителями детей, чьи дети имеют нарушения зрения....
Мастер-класс для педагогов "Особенности работы музыкального руководителя в условиях ведения инклюзивного подхода в образовании"
Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков. Постепенно происход...