Основные этапы работы с детьми по развитию познавательной мотивации в повседневной жизни.
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Основные этапы работы с детьми по развитию познавательной мотивации в повседневной жизни.
Актуальность данной темы.
В психологии развития ребенка дошкольного возраста становление мотивационной сферы является основополагающей темой. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. Учителя в школе, родители и, соответственно, психологи, работающие в системе образования, сталкиваются с тем, что у детей порой отсутствует мотивация к учению, узнаванию нового. Основополагающая проблема психологии развития ребенка дошкольного возраста – становление его мотивационной сферы. Именно мотивация определяет направленность личности и побуждает ее к деятельности. Актуальность данной темы заключается в том, что поняв механизм формирования мотивационно - познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитания на становление мотивации наших детей.
Что такое мотивация, её виды.
Это активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Образовательная мотивация, как определяют её психологи - это система факторов, обуславливающих учебную деятельность и поведение учащихся.
В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации педагог располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации - проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.
Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации:
1. Мотивация по результату (ориентация на результат деятельности).
2. Мотивация по процессу (заинтересованность в самом процессе деятельности).
3. Мотивация на оценку (заинтересованность в получении хорошей оценки).
4. Мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя).
Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову , а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ребёнка.
Этапы по развитию познавательной мотивации.
1.Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе занятия мной учитывается несколько видов побуждений учащихся: опираюсь на мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызываю мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усиливаю мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), стараюсь усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
2. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Этот этап важен потому, что вызвав мотивацию на первом этапе занятия, нельзя о ней забыть, сосредоточиваясь на предметном содержании занятия. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и практической, трудной и легкой и т.п.).
3. Этап завершения занятия. Важно, чтобы каждый вышел из деятельности с положительным личным опытом и чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с моей отметкой. Конечно, важно показать их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На занятиях усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени усвоения новых знаний и умений. Но еще более важным является акцент на том, что получилось, что удалось и т.п.
Мотив. Основные функции мотива.
Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность (А. Н. Леонтьев).
Как известно, мотив имеет две основные функции – побуждающую и смыслообразующую (по А.Н. Леонтьеву). В соответствии с этим познавательная мотивация, с одной стороны, побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи, с другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции – интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.
Познавательный интерес, условия его возникновения.
Познавательный интерес- это глубинный и внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса - показатель серьёзных недостатков в организации обучения.
Развитие мотивации, познавательного интереса является центральной методической проблемой. Основной задачей педагога следует считать развитие стойкого познавательного интереса . Основное средство решения этой задачи – правильное применение методов.
Вывод:
мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что в формировании познавательной мотивации должен участвовать взрослый, именно с его помощью удерживается внимание ребенка на познавательной деятельности, пробуждается инициативность, самостоятельность.
Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых. Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.
Использованная литература:
- Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты).—М.: Знание, 1983.—96 с.— (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5).
- Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64 с.
- Е.Г. Гуцу. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа - 2004 № 2 с.11-14.
- Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Н.И. Ганошенко. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии - 1999 № 1 с.50-52
- В.Г. Асеев. Мотивация поведения и формирования личности М., 1976, с.73.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете. Консультация для воспитателей "Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей".
Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей по теме" Движение", " Развитие"....
Организация работы с детьми дошкольного возраста по математике в повседневной жизни.
Данная работа отражает обобщение опыта работы по ФЭМП у детей дошкольного возраста в повседневной жизни детского сада....
Сообщение из опыта работы: "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"
сообщение из опыта...
Мастер класс для педагогов ДОУ." Основные этапы работы с детьми по развитию речи посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича."
Цель:Знакомство и пробация технологии развитии речи посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича у детей дошкольного возраста....
Основные формы работы с детьми по развитию познавательно- исследовательской деятельности
Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир....
Основные формы работы с детьми по развитию познавательно- исследовательской деятельности
Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир....
«Основные этапы работы с детьми «группы риска» в условиях ДОУ»
Основные этапы...