АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность внедрения STEM-технологии как инновационного подхода в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».
методическая разработка
Цель: проанализировать эффективность работы по использованию STEAM -технологии в воспитательно- образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей.
Задачи:
- Анализ применения инновационных технологий в ДОУ.
- Определить уровень педагогической компетентности у педагогов и специалистов: владение ими современными инновационными технологиями.
- Анализ календарных планов воспитателей и специалистов.
- Создание условий в ДОУ для внедрения инноваций. Изучить насколько условия, созданные в группах, отвечают интересам и потребностям детей и направлены на их всестороннее развитие;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analitich.spravka_stem.docx | 44.72 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам тематического контроля
«Эффективность внедрения STEM-технологии как инновационного подхода в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».
Согласно годового плана работы и на основании приказа № 4 от 15 .11.2022 проведён тематический контроль по теме «Эффективность внедрения STEM-технологии как инновационного подхода в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО с 21 по 25ноября 2022г.
Цель: проанализировать эффективность работы по использованию STEAM -технологии в воспитательно- образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаимодействия педагогов, детей и родителей.
Задачи:
- Анализ применения инновационных технологий в ДОУ.
- Определить уровень педагогической компетентности у педагогов и специалистов: владение ими современными инновационными технологиями.
- Анализ календарных планов воспитателей и специалистов.
- Создание условий в ДОУ для внедрения инноваций. Изучить насколько условия, созданные в группах, отвечают интересам и потребностям детей и направлены на их всестороннее развитие;
Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.
Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.
Оценочный инструментарий:
- анкета для педагогов ;
- карта проверки плана воспитательно-образовательной работы;
- карта оценки предметно-развивающей среды;
- карта проверки наглядной информации для родителей по ознакомлению с изменениями, происходящими в дошкольном образовании, формированию позитивного отношения к применению и освоению нововведений, направленных на расширение интеллектуального уровня дошкольников.
Для достижения цели и решения задач были выбраны следующие модули:
- Модуль «LEGO - конструирование»
- Образовательный модуль «Математическое развитие»
- Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Проверка показала:
Оценка профессиональных умений педагогов.
Для выявления профессиональных знаний педагогов проведено анкетирование по теме «Инновации в педагогическом процессе», в котором приняли участие 6 педагогов.
Итоги анкетирования таковы:
А) все педагоги владеют умением найти и подобрать информацию для проведения организационной деятельности с использованием STEM-технологий. 82 % педагогов владеют умением анализировать, применять полученную информацию в практической деятельности. 18% педагогов применяют полученную информацию по STEM-технологий на среднем уровне.
Б) 92% педагогов профессионально знакомят дошкольников с профессиями и специальностями 21 века в области информационных технологий, умеют работать с большим объемом разноплановой информации.
8% анкетируемых педагогов владеют этим умение на среднем уровне.
В) Используют STEM-технологии при создании игровых, поисковых, исследовательских и творческих ситуаций на высоком уровне 78% педагогов, на среднем уровне 22%
Г) Все педагоги умеют заинтересовать, вовлечь детей в научно техническое творчество
При этом педагоги учитывают индивидуальные проявления ребёнка как субъекта игровой деятельности («сочинитель», «исполнитель», «режиссёр»)
Д)50% педагогов активно используют STEM-технологии в образовательном процессе, чаще всего это экспериментальный модуль, математический, конструирование, остальные 50%используют STEM-технологии на среднем уровне.
Е) Использование STEM-технологии в работе с родителями на низком уровне, в силу новизны изучаемой темы.
Вывод: Все педагоги применяют в своей профессиональной деятельности STEM-технологии. Знают сущность педагогического инструментария STEM-технологии, владеют приемами при создании игровых, поисковых, исследовательских и творческих ситуаций на каждом возрастном этапе. Но не все педагоги активно внедряют в образовательную деятельность STEM-технологии. Объясняется это новизной темы и тем, что STEM-технологии используются некоторыми педагогами разрозненно и эпизодически. Так детская мультипликация и робототехника вообще не используются педагогами нашего ДОУ, в силу недостаточной технической оснащенности детского сада и недостаточного уровня компетентности педагогов в сфере компьютерных технологий и других существенных причин.
Рекомендации:
- Усилить систему самостоятельного изучения материалов, рекомендаций, программ по внедрению STEM-технологии в профессиональную деятельность педагогов.
- Повысить эффективность использования интерактивных технологий и современных технических средств обучения
- Активизировать работу с родителями по внедрению STEM-технологии
2. Анализ планирования образовательной деятельности показал, что педагоги планируют разнообразные виды деятельности с детьми, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, а также работоспособность детей
При планировании педагоги учитывают разнообразные формы организации детей при использовании STEM-технологии: групповые, подгрупповые, использование вариативных моделей организации занятий с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку. При планировании учитывается интеграция всех образовательных областей
В совместной и образовательной деятельности прослеживается использование математического модуля – педагоги в этом направлении используют комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
В младших группах это такие игры как бизе –борды, различные шнуровки, плоскостные геометрические фигуры по форме и цвету, пирамидки и ведерки различной величины и цвета. Игры «Геометрическая копилка», «Подбери фигуру по силуэту», «Дорожки», «Количество и счет» и т.д.
В средней группе планируются такие дидактические и развивающие игры «Учись считать», «Цифры», «День-ночь», «Формы» и т.д.
Наряду с играми педагоги планируют занятия., игровые ситуации, различные задания, упражнения.
В старшей, подготовительной группе педагог планирует организацию и проведение математических игр на развитие логики и мышления «Математические пазлы», «Дни недели», «Математическое лото» и т.д.
Для модуля «LEGO - конструирование» планируются НОД, игровые ситуации развивающие способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
В младших группах это игры- задания «В свой домик», «Собери кирпичики», «Зайка спрятался» и тому подобные игры-задания.
В средней группе – это развивающие игры «Теремок», «Помоги Пете построить забор», «Составь узор, Башня»
В старшей, подготовительной группе «Выдели похожие - классификация по одному свойству», «Составь флаги», «Построй по модели»
По модулю «Экспериментирование с живой и неживой природой» педагоги планируют формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности, осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия, формирование экологического сознания.
Планируется по следующим направлениям
Работа в уголках природы, организованные педагогом занятия, самостоятельная исследовательская деятельность, досуговая деятельность
Работа с родителями по STEM-технологии практически не ведется
Вывод: анализируя планирование воспитательно-образовательной работы по внедрению STEM-технологии, отмечаем, что ведется по трем направлениям
- Образовательный модуль «LEGO - конструирование»
- Образовательный модуль «Математическое развитие»
- Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Планирование ведется комплексно с использованием элементов ранее известных и современных методик и STEM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Рекомендации: каждому педагогу разработать план работы с родителями воспитанников по взаимодействию и внедрению STEM - технологии
3.Организация образовательного процесса.
В ДОУ востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса. Педагоги организуют образовательную деятельность так, чтобы дети получали не готовое знание, а добывали его сами, в процессе собственной деятельности.
Преимуществом этого деятельностного подхода является то, что при его использовании используются современные образовательные технологии, в том числе STEM – технологии
В ходе тематической проверки просмотрена непосредственно образовательная и
совместная деятельность педагогов с детьми в младших, средней, старшей, подготовительной группах.
В 1младшей группе воспитатель Сердюк Н.В. продемонстрировала НОД с использованием STEM – технологии «Жили гуси у бабуси»
Во 2 младшей группе воспитатель Тяговская А.Е. показала опытно-экспериментальную деятельность с элементами STEM – технологии на тему «Научная лаборатория»
В средней группе воспитатель Карнакова С.Н. показала НОД «Лаборатория маленьких экспериментаторов»
Воспитатель Дьяченко М.Я. продемонстрировала НОД, в старшей, подготовительной группе по ФЭМП с использованием STEM – технологии, LEGO конструирование «Мы юные изобретатели»
Анализ организации НОД показал, что педагоги выдерживают структуру НОД, используют разнообразные методы и приемы, активизирующие мыслительную активность детей, используют имеющиеся в ДОУ элементы STEM - технологии, учитывают индивидуальные особенности детей, проводят физкультурные минутки и динамические паузы. НОД проводится в игровой форме, применяются игровая технология, технология исследовательской деятельности.
Использование современных и STEM – технологии помогает реализовать личностно – ориентированный подход к детям, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития дошкольников.
Важно каждый раз создавать такую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно такие условия вызывают у детей положительные эмоции, предвосхищение нового и интересного на занятиях STEM - технологии, восторженное удивление от результата своих стараний, желание творить и самосовершенствоваться.
Вывод: Проводя, образовательную или совместную деятельность педагоги создают следующие условия: новизна обстановки, необычные материалы и пособия, инструменты, присутствует возможность выбора материала, сотрудничества, поддержки товарищей по группе, команде, где дети помогают друг другу, учатся интеллектуально мыслить, решать серьезные исследовательские и изобретательские задачи, высказывать свое мнение, все это помогает не допустить в детскую жизнь однообразие и скуку.
Рекомендации:
Всем педагогам продолжать развивать интерес к техническому творчеству, логическому мышлению, изобретательству т.д., так чтобы данные виды деятельности опирались на исследовательский опыт ребёнка, приобретённый в детском саду, чтобы естественнонаучная картина мира формировалась на основе системно-деятельностного подхода и базировались на знаниях, полученных опытно-экспериментальным путём
Создание условий предметно пространственной развивающей среды.
Предметно - развивающая среда в большинстве групп детского сада соответствует требованиям ФГОС ДО.
Необходимо отметить, что насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Развивающая среда по STEM – технологии в группах представляет собой разнообразие предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов деятельности. Построена таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться с различными явлениями, животным и растительным миром, поэкспериментировать различными материалами, пофантазировать, попробовать свои силы в простейших изобретениях. Предметно-пространственная среда в группах обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Все группы оснащены:
- материалами и оборудованием для модуля Математическое развитие (различные настольные, дидактические игры, наборы плоскостных геометрических фигур, наборы цифр, детские весы, различными видами пирамидок, ведерок, вкладышей, математическими наборами, счетным, раздаточным, демонстрационным материалом, наборами Дьенеша, различные математические пазлы, модели часов, времен года, дней недели, игры на логику, ориентировку в пространстве, математические бизе-борды т.д.);
- материалами и оборудованием для модуля LEGO конструирование. В группах в наличии настольные и напольные LEGO конструкторы, технические конструкторы с болтами, гайками и разными крепежными деталями, магнитные конструкторы, строительные деревянные набор кубиков, конструктор «Кирпичики», башня «Дженга» на равновесие, плоскостные конструкторы с геометрическими пазлами, металлические конструкторы с различными видами крепежей, конструктор кейвор «Тимошка», набор деревянного конструктора «Томик», пластмассовый блочный конструктор и т.д.);
- материалами и оборудованием для образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой»
В рамках тематической проверки в МАДОУ был проведен смотр – конкурс «Первая научная лаборатория».
Цель:
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах по развитию познавательной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОО, позволяющей развивать познавательную активность в соответствии с интересами и способностями каждого ребенка.
Задачи :
- Обновление, дополнение содержания центров экспериментирования в группах с учетом возрастных особенностей воспитанников;
- Развитие творчества, инициативы и профессиональной активности педагогов;
- Выявление и распространение лучшего педагогического опыта по организации РППС по познавательному развитию детей.
- Создание в группах условий для развития самостоятельной познавательной деятельности детей.
- Активизация взаимодействия воспитателей с родителями по данному направлению.
Участие в смотре конкурсе приняли 4 возрастные группы МАДОУ.
Анализируя созданные условия предметно-развивающей среды можно сделать вывод, педагогами проделана большая предварительная подготовка к смотру-конкурсу, воспитатели подошли к решению этого вопроса серьезно и ответственно, творчески.
Во всех группах созданы необходимые условия для познавательной активности детей, для возникновения и развития самостоятельной экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.
Центры экспериментирования, лабораторий отвечают требованиям ФГОС ДО: доступны, содержательны, насыщены, безопасны.
Во всех группах отмечено новое оформление лабораторий, внесены яркие элементы оформления, новое оборудование, приборы
Во всех группах присутствует разнообразие материалов, пособий:
- наличие учебно-наглядного материала, лупы, компасы, пипетки, приборы-помощники, сосуды разной конфигурации и прозрачности и т.д.
-природный материал: камешки разного цвета и формы, ракушки, шишки, песок крупный и мелкий, скорлупа орех и т.д.
-бросовый материал, технические материалы :гайки, винты, болты (старшая группа)
-разные виды бумаг, красители;
-медицинские материалы: пипетки, шприцы без иглы, шпатели, мерные ложечки, вата, бинт и т.д.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, стеки, линейки и-игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», театр на магнитах-дополнительное оборудование:
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких. Так же присутствовали авторские пособия:
«Чудесный чемоданчик», дневник наблюдений за растениями, игра «Рыбалка» своими руками из материала фуамирань
Вывод: РППС групп значительно обогатилась практическим материалом, пособиями, оборудованием по программе « STEM образование». Представленные педагогами материалы и пособия отличаются, эстетичностью, качественностью, творческим подходом.
Подведение итогов
По итогам смотра конкурса наградить дипломами победителей в смотре – конкурсе на «Первая научная лаборатория» в следующих номинациях:
1 место среди младших групп - 2 младшая группа «Любознайки»
2 место- 2 младшая группа «Семицветик
1место среди старших групп – средняя группа «Сказка»
2 место -старшая, подготовительная группа «Теремок»
Грамоты за участие
Рекомендации:
- Создать картотеку алгоритмов (оборудования рабочего места, техника безопасности при работе с инструментами, правильная осанка при работе за столом, правильное положение пальцев при работе с ножницами пробирками, лупами; уборки рабочего места) сделать более наглядными и доступными, систематически использовать при проведении организованной деятельности, подготовки рабочего места и самостоятельной деятельности детей.
- Использовать содержимое центров не только в совместной деятельности педагога и детей, но и в самостоятельной деятельности детей в полной мере.
- использовать наличие материалов в кружковой деятельности в старшей группе.
- младшим группам продолжить пополнение среды центра в течении 2022 учебного года.
Работа с родителями.
С родителями организуется согласно годовому плану. Планы по работе с родителями имеются у педагогов всех групп. Для родителей организуются консультации, собрания, мастер – классы. Родители привлекаются к участию в детских праздниках, конкурсах, спортивных досугах, к формированию предметно-развивающей среды в группах. Информация для родителей в уголках эстетически оформлена. В группах присутствует консультативный материал для родителей по сезону. В старшей и подготовительных группах (Сальникова Е.В., Калашникова С.Н., Неживых Н.М.) размещены материалы для родителей по направлению финансовая грамотность дошкольников.
Выводы: - Работа в детском саду по инновационной деятельности проводится согласно годовым задачам ДОУ.
- Инновационные формы работы охватывают всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей.
- Педагоги информированы о новых образовательных технологиях. Большая часть педагогов имеют достаточные знания, умения и потенциал для успешной реализации инновационной деятельности. Они участвуют в различных методических мероприятиях инновационной направленности: конкурсы, семинары, деловые игры, тренинги, проектная деятельность и т.д.
- Материально-техническая база ДОУ постоянно обновляется и совершенствуется, но на данный момент не в полном объеме соответствует современным требованиям, позволяющим внедрять инновационные технологии. В перспективе, для осуществления образовательной деятельности необходимо приобрести ноутбуки, планшет, исследовательские лаборатории для детей, современные конструкторы с движущими механизмами. Не хватает и методического сопровождения внедрения финансовой грамотности у дошкольников.
Рекомендации:
1.Продолжать осуществлять и совершенствовать внедрение STEM- технологий в деятельность педагогического коллектива.
2.Развивать информационную, методическую, материально-техническую базу детского сада для успешного внедрения STEM- технологий
3.Педагогам продолжить повышать компетентность в данном направлении путем самообразования и через прохождение КПК. Больше внимания уделять мероприятиям совместно с родителями.
4.Приобрести методические, дидактические, игровые материалы по STEM- технологиям 6. Знакомить родителей с STEM- технологиями, внедряемыми в работу детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам тематического контроля«Эффективность образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».
1.Название: «Эффективность образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников». 2.Цель: Выявить уровень эффективности образовательного проц...
Справка по результатам тематического контроля «Эффективность проводимой в МАДОУ д/с № 373 работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»
Справка тематического контроля по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие". Справка включает четыре составляющих общего контроля_ планирование, профессио...
Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи»
Данный материал будет полезен старшим воспитателям и специалистам ДОУ. Справка содержит в себе результаты педагогической деятельности в дошкольном учреждении по речевому развитию дошкольников....
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля«Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей» Цель: Определить эффек...
Педагогический совет «STEAM» технология как инновационный подход в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».
Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумыват...
«Эффективность внедрения дистанционных технологий инновационного подхода в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО»
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил т...
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Система работы ДОУ по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников при реализации ФГОС ДО»
План тематического контроля: 1 Обследование нравственно – патриотическому воспитанию, выборочная диагностика детей2.Оценка профессионального мастерства воспитателя3. Создание усло...