Аналитическая справка по результатам тематического контроля«Эффективность образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».
материал

Черепанова Ольга Николаевна

1.Название: «Эффективность образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».

 

2.Цель: Выявить уровень эффективности образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».

 

 3.Сроки проведения: С 21 по 25 октября 2019 г.

 

4.План тематического контроля.

1.Оценка профессиональных умений воспитателя:

- анализ проведения занятия

2. Обследование уровня развития у детей элементарных математических представлений:

- анализ деятельности детей на занятиях, в процессе дидактических игр, самостоятельной деятельности

3. Планирование работы:

- проверка планирования по разделу «ФЭМП у дошкольников»

4. Создание условий:

- анализ ПРС

Материалы тематического контроля:

- карта проверки плана по разделу ФЭМП;

- карта анализа занятия по ФЭМП;

- карта контроля «Содержательная насыщенность РППС по развитию математических представлений детей в группах младшего и старшего дошкольного возраста»[1].

 

 



[1] Автор-разработчик: О.А. Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к. п. н.

[1]Составлена с учетом рекомендаций Федерального института развития образования по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО:

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам тематического контроля

1.Название: «Эффективность образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».

2.Цель: Выявить уровень эффективности образовательного процесса по развитию элементарных математических представлений у дошкольников».

 3.Сроки проведения: С 21 по 25 октября 2019 г.

4.План тематического контроля.

1.Оценка профессиональных умений воспитателя:

- анализ проведения занятия

2. Обследование уровня развития у детей элементарных математических представлений:

- анализ деятельности детей на занятиях, в процессе дидактических игр, самостоятельной деятельности

3. Планирование работы:

- проверка планирования по разделу «ФЭМП у дошкольников»

4. Создание условий:

- анализ ПРС

Материалы тематического контроля:

- карта проверки плана по разделу ФЭМП;

- карта анализа занятия по ФЭМП;

- карта контроля «Содержательная насыщенность РППС по развитию математических представлений детей в группах младшего и старшего дошкольного возраста»[1].

Анализ результатов тематического контроля

  1. Анализ занятий.

Просмотр занятий планировался с целью обследования уровня развития у детей и оценкой профессиональных умений педагогов по формированию и развитию элементарных математический представлений. В ходе просмотра занятий большое внимание уделялось умению педагогов применять принципы ФГОС: индивидуализации и возрастной адекватности дошкольного образования, а также созданию таких психолого-педагогических условий как - поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом, поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных для них видах деятельности. Важным условием для НОД также является наличие интеграции областей. В ходе у всех педагогов прослеживалась система работы по ФЭМП, при которой дети в течении занятия применяли полученные умения и знания, педагоги побуждали детей к деловому общению во время занятий. На занятиях несколько педагогов продемонстрировали обучение новым приемам сравнения, счета и решения задач. Все педагоги применяли ИКТ в ходе занятий и интерактивные методы организации: хоровод, работа в парах, интервьюирование, дерево знаний (работа подгруппами и последующее пояснение лидером алгоритма и результата работы). Специалисты: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели по физвоспитанию и изодеятельности также показали интеграцию ФЭМП у детей по своей образовательной области.

Вывод: в ходе организованной образовательной деятельности выстроена четкая система развития элементарных математических представлений, педагоги обладают достаточной компетенцией в работе с детьми по ФЭМП в соответствии с современными требованиями.

 Рекомендации по итогам проведенных занятий педагоги получили в ходе анализа занятий: выработка умения проявлять гибкость при реализации поставленных задач и как следствие соблюдать длительность занятий соответственно СанПиН, давать правильные образцы речи, дети должны примеры не писать, а выкладывать цифрами, младших воспитателей привлекать для помощи на занятиях, не забывать про контроль за осанкой детей при работе за столом.

2. Обследование уровня развития у детей элементарных математических представлений.

Вывод: анализ деятельности детей на занятиях, в процессе дидактических игр, самостоятельной деятельности по освоению математических понятий выявил достаточный уровень развития у детей элементарных математических представлений соответственно программным целям и задачам.

3.Планирование. Планы у всех педагогов в наличии. Работа по ФЭМП планируется. Во всех возрастных играх прослеживается планомерная работа по формированию временных представлений соответственно возрасту. Дидактические игры запланированы во всех возрастных группах, интеллектуальные игры - со старшего возраста, хотя игры-головоломки, лабиринты, графические головоломки и т.п. присутствуют в требованиях ФИРО по содержанию РППС, начиная с младшей группы. Соответственно, должны отражаться и в планах работы с детьми. Игры-экспериментирования планируются только в средней и старшей группах. Использование и отработка знаний, полученных на занятиях по ФЭМП, планирование наблюдений, подводящих к теме занятия, чтение художественной литературы для введения в тему занятия и планирование интеллектуальных досугов с использованием развивающих игр по ФЭМП не отражено ни в одном плане. В планировании НОД по ФЭМП вписаны ссылка на литературу, оборудование, но отсутствует воспитательная задача.

Вывод: отсутствует стратегическое и тактическое планирование по РЭМП у детей, планирование РЭМП в ходе ознакомления с окружающим, режимных моментов.

Рекомендации: включить в работу с детьми использование и отработку знаний, полученных на занятиях по ФЭМП, планирование наблюдений, подводящих к теме занятия, чтение художественной литературы для введения в тему занятия и планирование интеллектуальных досугов с использованием развивающих игр по ФЭМП. А также планировать воспитательную задачу к НОД.

4.Сотрудничество с родителями.

Эффективность взаимодействия педагогов с родителями заключается в формировании у родителей понимания значимости работы по РЭМП.

Это можно проследить по ответам анкеты «Математика для развития вашего ребенка».

На вопрос: «В вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей математических способностей? Насколько она полезна для вас?», ответ: «Наглядная информация интересна и полезна для меня» выбрали 38 % респондентов. 14% и 9% соответственно выбрали ответы: «Информация отсутствует и скудная».

На вопрос: «Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка математических способностей?», 33% и 34% родителей ответили: «Да и частично» и 34% : «Нет», т.е. большая часть родителей знакома с требованиями по РЭМП в ДОУ.

На вопрос: «Как Вы считаете, какова основная цель математического развития представлений детей в детском саду», 52 % ответили, что важно развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации и 22% - научить детей считать, решать задачи, выучить цифры, т.е. родители недооценивают важность РЭМП у дошкольников.

На вопрос: «Какую оценку Вы даете уровню математического развития представлений своего ребенка?», по 42 % ответили, что имеет достаточно знаний по математике для своего возраста и умеет немного считать и сравнивать., т.е. почти половина родителей удовлетворена уровнем знаний по ФЭМП у детей.  

На вопрос: «Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?», 70% ответили утвердительно.

На вопрос: «Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике?», 60% ответили утвердительно, 20% - иногда.

На вопрос: «Считаете ли Вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада?», мнения родителей разделились на три части: да, нет, затрудняюсь ответить.

И на последний вопрос: «Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?», получили диаметрально противоположные ответы: от никакой до полного перечисления задач по ФЭМП в дошкольном образовании.

Вывод: наличие наглядной и справочной информации для родителей по РЭМП, рекомендаций по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр, элементарного экспериментирования недостаточно во всех группах.

Рекомендации: пополнить содержание наглядной и справочной информации для родителей по РЭМП, рекомендаций по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр, элементарного экспериментирования во всех группах; работу по данному направлению с родителями проводить систематично.

5.Создание условий. 

Анализ РППС по РЭМП в группах проводился по карте оперативного контроля «Содержательная насыщенность РППС по развитию математических представлений детей в группах младшего и старшего дошкольного возраста».

Вывод: соответственно этой карте в группах имеется 70 % от списка наименований составляющих РППС по РЭМП. В группах в наличии счетный материал, логические игры, игры для упражнения в сравнении, познании величины, количества; ориентировки в пространстве и времени; элементарного экспериментирования с жидкими и сыпучими веществами в соответствии с возрастом детей. Отсутствуют: математические весы, угловое зеркало, набор бусин для классификации, развивающее панно, дидактический набор объемных тел («Дары Фребеля»). Недостаточно: головоломок, лабиринтов, серии картинок для установления последовательности.

 Рекомендации: администрации приобрести недостающие составляющие по списку во все группы и методический кабинет.

Рекомендации:

  1. Вырабатывать умение проявлять гибкость при реализации поставленных задач и как следствие соблюдать длительность занятий соответственно СанПиН, давать правильные образцы речи, дети должны примеры не писать, а выкладывать цифрами, младших воспитателей привлекать для помощи на занятиях, не забывать про контроль за осанкой детей при работе за столом. 

Ответственные: все педагоги. Срок: постоянно.

  1. Включить в работу с детьми использование и отработку знаний, полученных на занятиях по ФЭМП, планирование наблюдений, подводящих к теме занятия, чтение художественной литературы для введения в тему занятия и планирование интеллектуальных досугов с использованием развивающих игр по ФЭМП. А также планировать воспитательную задачу к НОД.

Ответственные: все педагоги. Срок: постоянно.

  1. Пополнить содержание наглядной и справочной информации для родителей по РЭМП, рекомендаций по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр, элементарного экспериментирования во всех группах; работу по данному направлению с родителями проводить систематично.

Ответственные: все педагоги. Срок: постоянно.

  1. Приобрести недостающие составляющие по списку во все группы и методический кабинет.

Ответственные: администрация. Срок: по мере поступления финансов.

Старший воспитатель:                          

          Заведующий ДОУ:                                  

Ознакомлены:


[1] Автор-разработчик: О.А. Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к. п. н.

Составлена с учетом рекомендаций Федерального института развития образования по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО:

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по результатам тематического контроля «Эффективность проводимой в МАДОУ д/с № 373 работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Справка тематического контроля по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".  Справка включает четыре составляющих общего контроля_ планирование, профессио...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11»

Целью тематического контроля  «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11» было, оценить эффективность воспитательно-образовательно...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по развитию речи»

Данный материал будет полезен старшим воспитателям и специалистам ДОУ. Справка содержит в себе результаты педагогической деятельности в дошкольном учреждении по речевому развитию дошкольников....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля«Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей» Цель: Определить эффек...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений воспитанников»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМтематического контроля«Состояние образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений воспитанников»...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность внедрения STEM-технологии как инновационного подхода в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».

Цель: проанализировать эффективность  работы  по использованию STEAM -технологии в воспитательно- образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаи...