Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Система работы ДОУ по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников при реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал

Казакова Лидия Владимировна

План тематического контроля:

 

1 Обследование нравственно – патриотическому воспитанию, выборочная диагностика детей

2.Оценка профессионального мастерства воспитателя

3. Создание условий  в группе

4. Планирование работы

5. Работа с родителями

 

Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

Содержание контроля:

Тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:

  • наблюдение педагогического процесса; выборочная диагностика детей
  • оценка профессиональных умений воспитателя;
  • анализ РППС в группе;
  • наличие в планировании работы мероприятий по нравственно- патриотическому воспитанию;
  • оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

На основании годового плана работы на 2020-2021 учебный год, проходил тематический контроль с целью определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по данному направлению.

 

Основные методы контроля:

*оценка профессиональных умений воспитателей. (Просмотр организованной образовательной деятельности).

*анализ создания условий в группах .

*анализ планирования работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

*анализ форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

«Система работы ДОУ по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников при реализации ФГОС ДО»

План тематического контроля:

1 Обследование нравственно – патриотическому воспитанию, выборочная диагностика детей

2.Оценка профессионального мастерства воспитателя

3. Создание условий  в группе

4. Планирование работы

5. Работа с родителями

Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

Содержание контроля:

Тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:

  • наблюдение педагогического процесса; выборочная диагностика детей
  • оценка профессиональных умений воспитателя;
  • анализ РППС в группе;
  • наличие в планировании работы мероприятий по нравственно- патриотическому воспитанию;
  • оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

На основании годового плана работы на 2020-2021 учебный год, проходил тематический контроль с целью определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по данному направлению.

Основные методы контроля:

*оценка профессиональных умений воспитателей. (Просмотр организованной образовательной деятельности).

*анализ создания условий в группах .

*анализ планирования работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

*анализ форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Тематическая проверка «Система работы ДОУ по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников при реализации ФГОС ДО» была проведена с 13.02.2023г  по 21.02.2023г, согласно приказу заведующей от 6 февраля 2023 г. и годовому плану.

Проверка прошла в форме посещения и анализа образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа планов, беседы с воспитателями, обследования развивающей среды в группе по данной теме.

В результате проведённого контроля было установлено, что воспитатели организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ.        Работа        по        нравственно-патриотическому воспитанию        детей        в        ДОУ        проводится систематически через организованную образовательную деятельность.

Педагоги всех возрастных групп знают программные задачи своей  группы, ориентируются в формах организации детской деятельности по привитию у детей нравственно-патриотических чувств, методике проведения различных видов деятельности с детьми.

Проводимая педагогами работа с дошкольниками отражается в планах воспитательно-образовательной работы. В информационных уголках группы также  отражается работа с родителями воспитанников, в виде консультаций и папок-передвижек.

1. Наблюдение педагогического процесса.

В ходе тематической проверки была  просмотрена образовательная деятельность. Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым и закрепление пройденных тем. Педагоги использовали разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации, дети в конце занятия  подводили итоги. Анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре). Дети на занятиях активны, сохраняют интерес на протяжении всего занятия. Воспитатели применяют достаточное количество иллюстративно – наглядного материала, используют ИКТ технологии для плодотворной работы с детьми по патриотическому воспитанию.

 Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были по ознакомлению, обобщению и закреплению пройденных тем.

Дети старшей-подготовительной группы  на занятии «Моя Родина – Россия»  показали, что знают название страны, имеют представление о символике Российской Федерации, знают президента Российской Федерации. Дети понимают различие между страной –Россией и республикой Бурятией. Не достаточно представлений о Москве, как столице России и о ее достопримечательностях.

Также в старшей группе было проведено занятие, приуроченное к Дню Защитника Отечества «Наша Армия». Грудева Н.С. знакомила детей с родами войск, с военными профессиями, и военной техникой. Ребята были заинтересованы, они имеют некоторые представления по данной теме, отвечали на вопросы, сами задавали их воспитателю. Новым для детей было ознакомление с некоторыми военными профессиями (штурман, радист, конструктор военной техники и др.), а также с категориями военнослужащих                ( офицер, сержант, старшина, генерал и др.)

В средней группе Карнакова С.Н.  провела  занятие – «Путешествие по г. Бабушкину». Детей познакомили с достопримечательностями нашего города. Была показана презентация об истории города. Дети на «автобусе» проехали по улицам города, побывали в парке, возле достопримечательностей и памятников. Ребятам было интересно, они узнавали знакомые места своего города, эмоционально реагировали. Закрепили название города, улиц, достопримечательностей.

Анализ схем выборочного обследования детей по нравственно – патриотическому воспитанию показал средний уровень сформированности данных представлений и соответствие программным целям и задачам.

2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной        группы        по        нравственно-патриотическому        воспитанию. В организованной образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал, но не всегда точно и доступно формулируют вопросы к детям. Воспитатели довольно грамотно подбирают демонстрационный материал и рационально его размещают во время проведения занятия.

3. Анализ РППС.

В группах ДОУ созданы условия по нравственно - патриотическому воспитанию.

  • Во всех группах имеются уголки по духовно-нравственному воспитанию . В них расположены дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре.
  • Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители» и др.
  • В патриотических  уголках всех групп имеется вся необходимая атрибутика. В средней и старшей группе имеются тематические папки  по патриотическому воспитанию.

В методическом кабинете и группах  имеются учебно- наглядные и дидактические пособия: «Семья», «Государственные символы России», «Наша Армия», «Народы мира», «Права ребенка», «Транспорт», «Народные костюмы», альбомы по декоративно-прикладному искусству «Гжель», «Городецкая роспись», «Хохлома», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка»,  «Государственные праздники».

Рекомендовано добавить в уголки старшей и средней групп следующий материал:

- альбомы «Культура родного города (республики) и его промышленность», «Знаменитые люди, прославившие город, Россию», о ВОВ и памятниках воинской славы, материал по приобщению детей к истокам народной культуры ( наши предки- славяне, богатыри земли русской, как жили люди на Руси и др.)

В младшие группы добавить альбомы «Моя семья», «Детский сад», «Профессии мам и пап».

4. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы.

В результате проведённого контроля было установлено:  все группы дошкольного возраста  детского сада организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ.

Планирование деятельности по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников  проводилось по темам:

- в младших группах «Моя семья», «Мой дом»,  через игры, беседы и рассматривание иллюстраций знакомят детей с понятием семьи, членами семьи, профессиями и т.д,.    

- в средней и старшей группе планировались темы о малой Родине, о республике Бурятия, о России,  об Армии, о профессиях родителей и др.    

В НОД «Мой город Бабушкин», с детьми закрепляли названия города, улиц, знакомили  с различными зданиями, достопримечательностями города, учили  домашний адрес.              Также были запланированы занятия «Моя Родина – Россия», «Республика – Бурятия»,                 « День защитника Отечества», «Былинные богатыри»

Воспитателями были запланированы следующие мероприятия, которые включали:

- беседы:   «Учимся здороваться, прощаться, благодарить», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Что такое Родина?» , «Мой папа», «Кто такие богатыри?» и др.

- рассматривание иллюстраций, альбомов «Моя семья, «Рода войск», «Профессии», «Символы России и Бурятии» и др.; рассматривание географических карт;

- С/р игры «Дом», «Семья», «Детский сад», «Школа», «Армия», строительные игры «Военная база», «Корабль» и др.

- чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др.

- заучивание наизусть стихов, песен, продуктивная деятельность.

- дидактические игры «Собери матрешку», «Собери флаг, герб», «Профессии – кому, что надо», «Расскажи, кто в семье», «Какой солдат», домино «Транспорт», «Символы России»

-  в старшей группе запланирована и проведена  военно-спортивная игра «Зарница»

Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры; продуктивный труд по созданию макетов природных уголков родного края; создание мини-музеев; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае).

Выводы: не планируется работа в патриотических уголках, развлечения, спортивные мероприятия по теме, а также работа по приобщению детей к истокам народной культуры;  не достаточно планируется индивидуальная работа по теме нравственно-патриотического  воспитания,  рассматривание народных игрушек, предметов старины, просмотр презентаций, мультфильмов.

Рекомендации:

1. Всем педагогам отражать в планах воспитательно-образовательной работы с детьми всю проводимую в данном направлении работу.   В течение года.

2. Воспитателям средней, старшей и подготовительной к школе групп продолжать знакомить детей с достопримечательностями и природой нашего города, историей и почетными гражданами.

3.Воспитателям всех  групп включать в планирование ознакомление с русским- народным творчеством, фольклором, народными играми.

4. Продолжать работу по формированию представлений об Отчизне, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

5. Работа с родителями.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Профессии моих родителей», и др. Воспитатели пополняют родительские уголки папками –передвижками. Родители принимают активное участие  по данному направлению.

Анализ результатов проверки по работе с родителями по нравственному воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; рекомендации для родителей по данной проблеме, проводятся  индивидуальные консультации, беседы.

Выводы по тематическому контролю.

Проведённый тематический контроль «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС» продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы по данному направлению . В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Дети среднего и старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. По результатам тематического контроля видно: предметно - развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО, обновляется и пополняется в соответствии с возрастом детей. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.

Работа педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено.  Считать работу по реализации годовой задачи удовлетворительной.

Рекомендации:

1. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы, методы и приемы работы по данному направлению.

3. Грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе; планирование, конспекты ООД .

4. Планировать проведение совместных мероприятий с родителями, совершенствуя формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

5. Пополнять уголки по нравственно-патриотическому воспитанию предметами старины, изделиями народно-прикладного искусства.

6.Оформить электронный сборник работ по нравственно-патриотическому воспитанию в виде презентаций обучающего характера.

Отв. ст воспитатель, воспитатели всех групп.

Срок – до     2023г.

                                                                                     

                                                                                      Старший воспитатель  

  • Не перегружайте патриотический уголок информацией, каждый экспонат (игра, альбом, дидактический материал) должен быть целесообразным и актуальным. Поэтому заранее позаботьтесь о наличии материала, чтобы постоянно обновлять уголок.
  • Помните, что смысл уголка не в его наличии, а в активной работе. Каждую новую игру нужно разучить с детьми, и только потом отдать для самостоятельной деятельности, а некоторые игры лучше проводить под руководством взрослых.

не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы. Такие результаты объясняются следующими причинами:

- неправильный подход к организации игровой деятельности детей;

- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;

не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы. Такие результаты объясняются следующими причинами:

- неправильный подход к организации игровой деятельности детей;

- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;

Мини-музеи «Русская изба», Народные промыслы

  • Устное народное творчество: потешки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, сказки, загадки, героический эпос, сатирический фольклор (дразнилки, поддёвки, небылицы-перевёртыши).
  • Музыкальный фольклор: хороводные песни (игровые, плясовые), детские песни (пестушки, колыбельные, потешки), шуточные песни (частушки, небылицы, прибаутки), календарные (заклички, приговорки, трудовые, гадальные), хороводные игры, обрядовые игры, подвижные игры.
  • Декоративно — прикладное искусство: народные игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская и др.), посуда (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская), предметы быта (рушники, колыбельки др.).

Наиболее любимы детьми игры: «Гори, гори ясно»«Золотые ворота»«Ручеек»«Шёл козёл по лесу»«Горелки» и др. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Игры используются как на физкультурных занятиях и развлечениях, так и на прогулке, в совместной деятельности. Наиболее выразительными из народных игр являются игры-хороводы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, средством реализации проектной деятельности «Самара- гордость моя» в ДОУ.»

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осуществ...

План работы по самообразованию: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников».

Цель: Воспитание гуманной, духовно –нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у дошкольников интереса к национальной культуре, обычаям, тр...

Справка по итогам тематического контроля "Система работы по экологическому воспитанию дошкольников"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухужшению требует отныне живущих людей понимания  сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Всем надо помнить, как человек связ...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

План тематического контроля: Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, вы...

Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины»

тематический контроль «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины&ra...

План по самообразованию воспитателя на тему «Формирование патриотических чувств у дошкольников условиях реализации ФГОС»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошк...