Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития мышления старших дошкольников»
консультация (старшая группа)

Мышление Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста, задают очень много вопросов: откуда, зачем, как, почему?. Мы с вами, коллеги, как никто другой, знаем, что для ребенка-дошкольника характерны любознательность, усиленная познавательная активность, повышенная потребность в умственной нагрузке. У ребенка-дошкольника развиты: интуиция, яркость, конкретность представляемых о Дети задают вопросы потому, что хотят получить информацию о том или ином предмете или явлении, у них расширяется кругозор об окружающем их мире, задают и потому, что в виду своих индивидуальных и возрастных особенностей у них развиваются психические процессы, т. е ребенок-дошкольник развивается. У ребенка развиваются память, воображение, внимание, речь, мышление. Что же такое мышление? Такие ученые, как Лев Семенович Выговский, Александр Владимирович Запорожец, Леонид Абрамович Венгре, Петр Яковлевич Гальперин и другие уделяли большое внимание данному вопросу и установили что: мышление – это высшая ступень познания человеком действительности. Через органы чувств – это единственные каналы связи организма с окружающим (внешним) миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом, а затем ребенок применяет ее для решения мыслительных задач. Решая мыслительные задачи, которые ставит перед ребенком жизнь, ребенок размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития мышления старших дошкольников»

Мышление

Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста, задают очень много вопросов: откуда, зачем, как, почему?.

Мы с вами, коллеги, как никто другой, знаем, что для ребенка-дошкольника характерны любознательность, усиленная познавательная активность, повышенная потребность в умственной нагрузке. У ребенка-дошкольника развиты: интуиция, яркость, конкретность представляемых о Дети задают вопросы потому, что хотят получить информацию о том или ином предмете или явлении, у них расширяется кругозор об окружающем их мире, задают и потому, что в виду своих индивидуальных и возрастных особенностей у них развиваются психические процессы, т. е ребенок-дошкольник развивается. У ребенка развиваются память, воображение, внимание, речь, мышление.

Что же такое мышление?

Такие ученые, как Лев Семенович Выговский, Александр Владимирович Запорожец, Леонид Абрамович Венгре, Петр Яковлевич Гальперин и другие уделяли большое внимание данному вопросу и установили что: мышление – это высшая ступень познания человеком действительности. Через органы чувств – это единственные каналы связи организма с окружающим (внешним) миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом, а затем ребенок применяет ее для решения мыслительных задач. Решая мыслительные задачи, которые ставит перед ребенком жизнь, ребенок размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Сначала у ребенка формируются представления о предмете или явлении (это мяч, он красный, круглый, катится, затем знания об этом предмете или явлении (это мяч, он большой, красный с зелеными полосками, круглый, катится, сделан из резины, легко скачет, развивается умение использовать предмет, его свойства и качества в жизнедеятельности (игре, (это мяч, он большой, красный с зелеными полосками, круглый, катится, сделан из резины, в воде не тонет, в мяч можно играть в волейбол, футбол, регби и т д., т. е у ребенка развивается умение действовать с ним, манипулировать.

И, наконец, накопленная информация о предметах или явлениях (создан образ) помогает ребенку устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и формулировать выводы (помогает мыслить, строить высказывания и выражать их в устной форме)

Отсюда, выделяют последовательные ступени интеллектуального развития:

1. Наглядно-действенное мышление

2. Наглядно-образное мышление

3. Словесно-логическое мышление

Как развивать мышление ребенка, какими способами?

Существуют достаточно много способов развития мышления. Такими способами могут быть:

-дидактические игры и упражнение;

-отгадывание загадок;

-наблюдение;

-рассматривание объектов;

-решение логических задач, выполнение заданий;

-проведение опытов и экспериментов в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

Ребенок с помощью взрослого (взрослый организовывает, создает определенные условия, развивающую среду определенным оборудованием и материалами, стимулирует) или же самостоятельно (посредством игры, действий с предметами) исследует объект (явления, его свойства и качества и получает необходимую информацию. Эта информация перерабатывается, накапливается, дополняется, уточняется и используется в нужный момент.

Понятие «познавательно – исследовательская деятельность»

Познавательно-исследовательская деятельность – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Задачи, решаемые в ходе проведения познавательно-исследовательской деятельности

1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)

3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Методы и приемы, используемые в работе с детьми:

-наблюдения (длительные, краткосрочные, цикличные);

-труд в природе, практическая деятельность (сбор шишек, листьев);

-опыты и эксперименты;

-метод проектной деятельности;

-игра;

-рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;

-чтение, беседы (М. Пришвин, В Бианки)

Направления работы с детьми

1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др. Например, «Жизненные циклы цветка», «Как появляются листья»).

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др. Например, «Что легче?», «Свойства воды»).

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др. Например, «Есть ли воздух внутри нас?», «Тонет - не тонет», «Свойства бумаги»)

Ожидаемые результаты

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Он умеет договариваться, адекватно проявляет свои чувства, обладает развитым воображением, которое может применять в разных видах деятельности.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выразить свои мысли, чувства и желания.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он контролирует свои движения и управляет ими, проявляет любознательность, пытается придумать самостоятельно ответ на поставленный вопрос.

Значение познавательно-исследовательской деятельности

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка.

Она позволяет спроектировать ситуации развития психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через пробуждение но, и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей происходит формирование мышления, развитие собственного познавательного опыта, инициативности, сообразительности, самостоятельности, развитие речи. Расширяется кругозор, вырабатывается гуманно-ценностное отношение к окружающей действительности.

бразцов и легкость манипулирования ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой...

План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...

«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.Для того, чтобы ребенок лучше познал мир в...

Статья для педагогов. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

В консультации говорится о значении проектно-исследоваельской деятельности для детей....

Доклад "Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития мышления дошкольников"

Доклад для выступления на августовском совещании педагогических работников...