Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность, как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников"
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Белая Татьяна Борисовна

Значение иформы исследовательской деятельности дошкольников, методы и приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._issled.deyat-t.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 124

 г. Калининград, ул. Печатная, 43, тел/факс: 8(4012) 68-26-40 

Email: ds124@edu.klgd.ru

Консультация для педагогов  на тему:

«Исследовательская деятельность, как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников»

Выполнил: Белая Т.Б.

воспитатель группы №9

                                                                                             

г. Калининград

2023г.

Еще в 70-х годах 20 века известные ученые М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предложили классификацию основных методов обучения, разделив их на группы: репродуктивные и продуктивные. К первой группе относятся методы, посредством которых ребенок усваивает готовые знания. Вторая группа методов характеризуется тем, что с их помощью дети самостоятельно открывают новые знания в результате собственной исследовательской деятельности.

Для самостоятельного конструирования знаний необходимы соответствующие «инструменты» – освоение детьми средств и способов взаимодействия с миром, которыми может стать исследовательская (проблемно-поисковая) модель: "обучение через открытие".

Особенностью исследовательской деятельности детей является ее адекватность потребностям детей в познании и информационном обмене, активной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками; направленность на раннее развитие способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать совместно с воспитывающими взрослыми, эмоционально относясь к процессу познания.

 Исследовательская деятельность, объединенная единым проектом, в основе которого лежит проблема, способна выступить одним из средств развития интереса к познанию истории и культуры родного края.  Дети заинтересованы темой, принимают непосредственное участие в обсуждении, планировании, распределении функций и проведение исследований совместно с родителями.  Создаётся естественная ситуация общения и практического взаимодействия детей и взрослых

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения.  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он развивается.

     Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Слова великого философа Конфуция: «То, что я слышу, я забываю то, что вижу, я помню, что делаю, я понимаю это». Дети по своей природе являются исследователями, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Значение исследовательской деятельности для детей:

1.Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы 2.  Развивается речь ребенка.

3.Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

4.Формируется и развивается самостоятельность, способность

   5) Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленно на развитие исследовательской деятельности, и проводится в групповой форме соблюдая принципы:
  • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
  • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
  • непродолжительности (следует избегать пере утомляемости, обязательно нужно осуществлять игровые элементы и физические упражнения во время занятия).
  • Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах  когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования .
  • Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если ребёнок отстаёт по уровню знаний и умений  в группе, если возможно развить возникший интерес к изучению чего-либо.
  • Методы и приёмы
  • Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности можно выделить актуальные для использования в ДОУ:
  • 1.Эвристический метод. 
  • Педагогами  создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает  сплочённость группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы.  Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
  • 2.Наблюдение.
  • Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей.
  • 3.Опыты и эксперименты.
  • Данный метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами, малыши приобретают сведения об их свойствах. Дети с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания. Проводить опыты нужно начинать с детьми младшей группы, побуждая к желанию самостоятельного экспериментирования по достижении старшего дошкольного возраста
  • 4.Проектная деятельность.
  • Данный вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей, педагога и родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются мыслительные способности и творческие навыки ребёнка.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Именно в это время закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как на этой основе формируется патриотизм.

«ПАТРИОТИЗМ» – это «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (С. И. Ожегов)

«ПАТРИОТИЗМ» – это «…чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям (современный подход к понятию).

Чувство любви к Родине так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам. Исходя из этого, целью воспитания у детей дошкольного возраста любви к Родине является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

При этом решаются следующие задачи:

  формирование духовно-нравственного отношения к культуре  родного края и чувства сопричастности к ней;

   формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Воспитание любви к родной культуре необходимо начинать с любви к родной природе: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу. Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей. Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы, учатся рассуждать, рассказывать и описывать элементарные явления природы. Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Всё это закладывает первые основы патриотизма.

Ознакомление детей с историей родного края включают следующее:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения, с взрослыми и сверстниками.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

На занятиях или в беседах надо показать ребенку, что родной город славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Например, четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: библиотека, почта, аптека, школа и т.д., рассказать об их назначении. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это город и край в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами своего края, народными умельцами. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей, с гимном, флагом и гербом государства и округа.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их город, поселок - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где живет данный народ, о своеобразии природы и его быте. К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад", «Мой город». Работа по каждой теме должна включать образовательную деятельность, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, досуги, праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация в детском саду мини-музеев, изб, горниц, патриотических уголков. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам перед ребенком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

Большое значение для воспитания у детей интереса к культуре родного края, страны имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом своей родины - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Педагог должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию.

В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому воспитатель должен проявлять корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребенка. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы как:

- сравнение,

- вопросы,

- индивидуальные задания,

-обращение к опыту детей,

-предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю,

-игровые приемы и др.

 Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравнивают, что делают рабочие и что делают колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде, как пахал землю крестьянин до революции и как пашут землю наши колхозники и т. п.), с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравнивают природу севера и юга нашей страны) и т. д.

При ознакомлении с родным краем подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать. Это такие формы работы, как: составление рассказов; творческая деятельность; викторины по краеведению; создание альбомов с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов; папки-передвижки с иллюстрациями о животном и растительном мире; занятия и др.

 Таким образом, основными направлениями, которые используются при ознакомлении дошкольников с родным краем, являются:

- ознакомление дошкольников с окружающей природой;

- ознакомления с особенностями своего города;

- ознакомление с культурой и искусством родного края;

- ознакомление с родной страной.

Не менее важным условием данного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания и формирования интереса к культуре своего народа, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин…  Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А. С. Макаренко. Родители могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т. п.

Очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы. Занятия в таких клубах могут проводиться в разных формах. Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а так же на предприятия, учреждения города, организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т. д.

Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собраны детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как реликвийный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты. Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, т. к. могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

В наши дни наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной – семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям осмысливать очень важные и глубокие постулаты:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – хранительница национальных традиций;

- счастье семьи зависит от благополучия народа, общества, государства.

Интересным может быть «мини – исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а исследование улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого дома и судеб его жителей и т.п.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя и какие-либо работы фольклорного плана (разрисовки глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, и т. д. Все это приобщает детей к истории своего народа, своего родного города, своей Родины.

При совместной работе с родителями, возможно, использовать такие формы работы как:

- Анкетирование родителей;

-Поддержание групповых традиций

-Индивидуальные консультации, беседы;

-Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»;

- Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»;

- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций);

- Совместное создание взросло-детских проектов, мини - музеев;

- Оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании);

- Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»);

-Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах»;

- «Встреча с интересными людьми».

Таким образом, ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города , края, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Краеведческая игра - путешествие как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края».

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками.  Особое место занимают краеведческие игры, кот...

АПО "Организация проектной деятельности, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края ("Малой Родины")

Проект прошёл под руководством воспитателя, которая направляла и систематизировала и направляла работу детей и родителей, вносила коректировки, усложняя или упрощая формы работы....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему: «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»

Тема: «Город, в котором я живу».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества лич...

“ Проектная деятельность как ресурс стимулирования познавательного интереса воспитанников старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края “

ldquo; Проектная деятельность как ресурс стимулирования познавательного интереса воспитанников старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края &ldquo...