Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой
статья (старшая группа) по теме
Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой
Балыкина Т. И.
МДОУ «Малыш»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решить возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.
Дети по природе своей - исследователи. «Почему распускаются листья? Куда плывут облака? Зачем кошки усы?»- эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач воспитателя.
Ознакомление с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребенка. Современные дети более - раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются. Вербальные формы обучения уступают место экспериментированию, где у ребенка задействованы все органы чувств. В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это неопасно. А вот что является безопасным, что можно брать в руки и что не причинит вред здоровью – малышу определить трудно. Тут – то и нужна помощь взрослого.
Целью своей работы я определила развитие у детей желание проявлять интерес к объектам живой и не живой природы через наблюдения и экспериментирование, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать. Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию следующих задач:
- Формирование навыков мыслительной деятельности.
- Развитие исследовательской деятельности ребенка, оказание помощи в оформлении ее результатов и создании условий для ее презентации сверстникам.
- Воспитание любви к природе и стремление защищать ее.
Исследовательская деятельность может включаться в следующие формы работы с детьми:
-познавательная игра;
-совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты) в уголке «мини-лаборатории»,
-игры эксперименты и дидактические игры;
-художественно - продуктивная деятельность
-экскурсии на природе.
Опыт показывает, что для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы необходимо создать условия для организации исследовательской деятельности в группе. Основные требования при создании развивающей среды в группе – безопасность, соответствие возрасту и доступность для детей.
Для того чтобы познавательный процесс был интересным и привлекательным в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, в которой разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В центре природы есть мини – лаборатория, в которой имеется все необходимое для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, предметы из металла, пластмассы, дерева и т. д.)
В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы: прогулки, наблюдения, беседы, дидактические игры, опыты и т. д.
Свои отношения с детьми строю на основе доверия и партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких чувств удовлетворения от проделанной работы.
Дети дошкольного возраста не умеют писать и читать, поэтому для фиксации исследований помогают модели с символическими изображениями, картинки, схемы. Например, нарисованная капелька – это вода, квадраты разных размеров – большой или маленький и т. д.
Результат в работе с детьми достигается с помощью проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному».
Ознакомление дошкольников с объектами живой и не живой природы походят в несколько этапов: опыты с животными, растениями, с объектами неживой природы, объектом которым является человек.
Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения. Поэтому работу по исследовательской деятельности условно разделила на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:
- Учить видеть проблему.
- Формировать умение выдвигать гипотезы.
- Совершенствовать умения выдвигать гипотезы.
На данном этапе предлагаю следующие упражнения: « Закончи предложение», «Сколько значений у предмета», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.
Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлена на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов живой и не живой природы, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры как «Отгадай», «Трудные слова», «Чудесный мешочек» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Чего не стало», «Кто пропал» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.
Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что здесь изображено?», «На что похоже?», «Клякса». Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике. Развивают речевую активность, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, подготавливают материал. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки, как «Что такое детское экспериментирование», « Ставим опыты дома», «Учимся рассуждать» вызвали у родителей большой интерес и помогли при организации фотовыставки «Исследуем всей семьей».
Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия: Собрание «Мы будущие исследователи»; составлены рекомендации: «Игротека маленького исследователя», «Как помочь маленькому почемучки»; консультации: «Маленький исследователь», «Игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование».
В завершении хотелось бы напомнить известное китайское изречение: «То, что я услышал, я забыл, то, что я увидел я помню, то, что я сделал, я знаю». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...
Методическая разработка: "«Развитие познавательной сферы дошкольника через ознакомление с природой".
Воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли, и поступки. Об этом писал В.Сухомлинский: «Годы детства – пр...
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным...
Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с природой
Ознакомление с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, л...
Проектная деятельность, как средство развития познавательного интереса дошкольников.
Проектная деятельность, как средство развития позновательного интереса дошкольников....
«Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой»
Консультация для воспитателей на тему: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой»...
"Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"
quot;Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста"...