План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Актуальность проблемы:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 110»
План работы по самообразованию
воспитателя
Утиной Светланы Юрьевны
(2016-2019г)
Тема: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Работа над темой:
1 этап.Средняя группа –сентябрь 2016-май 2017г.
2этап.Старшая группа-сентябрь 2017- май 2018г.
3этап.Подготовительная группа –сентябрь 2018г-май 2019г.
Актуальность проблемы:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
- Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности
путём экспериментирования, коллекционирования и создание мини-музея.
- Разработать проекты на каждый год.
- Создать в группе мини-музей .(1год- «Воздух-невидимка; 2год-«Волшебница-водица, 3 год-«Удивительный магнит»)
- Развивать наблюдательность,умение сравнивать,анаизировать,обобщать,позна-вательный интерес детей в процессе экспериментирования.
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
1 этап.Средняя группа –сентябрь 2016-май 2017г.
Срок | Формы работы | Практический выход |
сентябрь | Составление плана работы по самообразованию | План работы по самообразованию |
в течение года | Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. | Составление картотеки книг, статей. |
сентябрь | Разработка проекта «В поисках невидимки» | Проект «В поисках невидимки» |
октябрь | Изготовление мини- лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Мини-лаборатория ;оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов. |
ноябрь | Создание «картотеки опытов и экспериментов для детей средней группы » | Картотека опытов и экспериментов для детей средней группы. |
декабрь | Подбор медиа-файлов по изучаемым темам | Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве |
Январь-февраль | Создание мини-музея «Воздух-невидимка» | Мини-музей «Воздух-невидимка» |
в течение года | Работа с родителями | Родительское собрание на тему «Экспериментирование детей в семье» Консультация :«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; Папки-передвижки : Наблюдаем вместе с детьми. Участие в проекте «В поисках невидимки» Участие в создании мини-музея «Воздух-невидимка» |
2этап.Старшая группа-сентябрь 2017- май 2018г.
В течение года | Продолжение изучения методической литературы, интернет-ресурсов. | Пополнение картотеки книг, статей. |
сентябрь | Разработка проекта «Вода вокруг нас» | Проект «Вода вокруг нас» |
октябрь | Пополнение мини- лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Мини-лаборатория с необходимыми материалами и пособиями для опытов в старшей группе. |
ноябрь | Создание «картотеки опытов и экспериментов для детей старшей группы » | Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы. |
декабрь | Подбор медиа-файлов по изучаемым темам | Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве |
Январь-март | Создание мини-музея «Волшебница-водица» | Мини-музей «Волшебница-водица» |
В течение года | Работа с родителями | Мастер-класс «Домашние опыты с водой» Папки-передвижки: «Опыты с водой» Участие в проекте «Вода вокруг нас» Участие в создании мини-музея «Волшебница-водица» |
3этап.Подготовительная группа –сентябрь 2018г-май 2019г.
В течение года | Продолжение изучения методической литературы, интернет-ресурсов. | Пополнение картотеки книг, статей. |
сентябрь | Разработка проекта «Необыкновенный мир магнитов» | Проект «Необыкновенный мир магнитов» |
октябрь | Пополнение мини- лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Мини-лаборатория с необходимыми материалами и пособиями для опытов в подготовительной группе. |
ноябрь | Создание «картотеки опытов и экспериментов для детей подготовительной группы » | Картотека опытов и экспериментов для детей подготовительной группы. |
декабрь | Подбор медиа-файлов по изучаемым темам | Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве |
Январь-март | Создание мини-музея «Удивительный магнит» | Мини-музей «Удивительный магнит» |
В течение года | Работа с родителями | Фотовыставка «Экспериментируем вместе» Папки-передвижки: «Опыты с магнитом» Участие в проекте «Необыкновенный мир магнитов» Участие в создании мини-музея «Этот удивительный магнит» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме"Подвижная игра как средство развития основных движений у детей раннего возраста"
В предлагаемом материале представлен план работы по месяцам на 2016-2017 гол...
План по самообразованию на тему: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Будайчиевой Р.Д.
План по самообразованию воспитателя второй младшей группы "Лучик"...
План работы по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальным традициям и культуре татарского народа»
План работы по самообразованию 2019/2020 уч.год....
План работы по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год Тема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»
План работы по самообразованию на 2014 - 2015 учебный годТема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»Цель: ...
План самообразования по теме «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
План по самообразованию по теме «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
План по самообразованию по теме: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...
План работы по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста"
План работы по самообразованию на тему:«Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста»...