Конспект «Золотое веретено»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: формирование основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_zolotoe_vereteno111.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
«Золотое веретено»
Цель: формирование основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами.
Задачи:
- познакомить детей с культурным прошлым родного края, особенностями быта и народным обиходом: прялкой и веретеном;
- формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и богатстве;
- продолжать знакомить с русским народным фольклором;
- приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
- обогащать и расширять словарный запас: пряжа, кудель, пряха, веретено, прялка
- воспитывать интерес к русской народной культуре;
- вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Оборудование: музыкальный зал, оформленный с использованием старинной утвари: домотканые половики, рубель, кувшин, прялка, клубки, веретено, рушник, каравай, народные костюмы и т.п.; корзина с разноцветными клубками, деревянные палочки, лента для букета, видео- презентация на тему «Прялка и веретено – добрых рук мастерство», аудиозаписи песен «Пряха», «Крутись веретенце», «Русская народная, хороводная», «Народная – Игра на инструментах»; книги о народных промыслах, карта Тамбовской области.
Ход мероприятия:
(Воспитатель встречает детей в студии художественного творчества).
Воспитатель: Ребята, сегодня наша с вами встреча будет очень необычной. Я предлагаю вам отправиться в прошлое и познакомиться народным бытом тамбовских крестьян. В гости к себе нас пригласила Марья-искусница. Для того, чтобы почувствовать себя самыми настоящими мальчишками и девчонками из далекого прошлого нашей малой Родины - Тамбовской губернии, давайте наденем русские народные костюмы и в путь!
(Дети вместе с воспитателем заходят в музыкальный зал. Там за прялкой сидит Марья-искусница и поет песню «Пряха», на столе каравай.)
Марья-искусница: Здравствуйте, гости дороги! В избу проходите, хлеб-соль отведайте. Хлеб на Руси — символ гостеприимства, благополучия, достатка. Соль защищает от нечистой силы. Подносят хлеб на рушнике. Он считается символом Божьего благословения. Угостить гостей хлебом-солью, да на расшитом рушнике означало пожелать всем доброго здоровья.
(Марья-искусница преподносит гостям хлеб-соль).
Воспитатель: Хлеб с рушником ставят на стол, чтобы в доме всегда был достаток. Мир вашему дому! (Принимает из рук Марьи-искусницы каравай и ставит на стол).
Марья-искусница: Ну что ж, хлебом-солью угостились, теперь давайте познакомимся поближе. Знакомство наше будет проходить необычно – весело, забавно и с песнями.
(Хоровод «Знакомство». Дети встают в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары называют друг другу свое имя, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Музыкальное сопровождение: Русская народная, хороводная).
Воспитатель: Марьюшка, очень у тебя здесь все интересно. Правда ребята? (Да!) Но не все нам знакомо. Чем это ты занималась, когда мы пришли?
Марья-искусница: Я с большим удовольствием расскажу вам, дорогие гости, про свое рукоделье. Но сначала хочу познакомить вас со своей помощницей.
Как из белых мхов, из того ли сруба дубового
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели да из долгого льна,
Да с того ли донца расписного
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную…
- Догадались?
Ответы детей.
(Марья-искусница приглашает своих гостей подойти к прялке).
Марья-искусница: В каждом деревенском доме Тамбовской губернии имелась прялка. Она была спутницей тамбовской крестьянки на протяжении всей жизни. На ней женщины пряли нити, из которых ткали полотно, а из полотна шили одежду.
(Рассказ Марьи-искусницы переходит в презентацию «Прялка и веретено – добрых рук мастерство»)
Марья-искусница: а руках у меня - веретено. Это главная вещь в девичьем рукоделии. (Ребята рассматривают веретено, передавая друг другу. Отвечая на вопросы, описывают его: деревянное, тонкое, изящное.).
Марья-искусница: у каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.
Подарил мне батюшка чудо-веретёнышко, серебряное донышко.
Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка,
Мне и весело, и жарко, я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…
Марья-искусница: предлагаю вам проверить себя, что вы запомнили из моего рассказа (загадки):
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Конечно, молодцы! Ребята у нас не только внимательные, но и очень креативные. Вязать они еще не умеют, зато могут сделать красивый букет из клубков ниток, которые ты наткала. Удивим Марьюшку своим творчеством?
Дети: Да!)
(Букет из клубков. Дети мотают клубки разных цветов, затем вместе с воспитателем надевают из на палочки, составляют букет, завязывают бант).
Марья-искусница: Как красиво получилось! Ох и устали вы, наверно! «Делу время – потехе час» есть такая пословица. Давайте поиграем. Игра называется «Веретено»
(Игра «Веретено».
Катись, катись веретено.
Катись, катись по кругу.
Передавай веретено друг другу.
Где его остановка выполняй движенья ловко.)
Воспитатель: Хорошо у тебя в гостях, Марьюшка, спасибо тебе за интересный рассказ, за хлеб-соль, да пора нам и честь знать.
Марья-искусница: Не могу я вас отпустить без танца народного – хороводного. Уж так он мне напоминает вами сотканный узор.
(Взрослые и дети все вместе водят хоровод под песню «Крутись веретенце», затем змейкой воспитатель уводит детей из студии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Золотое веретено" Конспект занятия кружка "Колыбелька"с детьми средней группы
В организованной образовательной деятельности дети знакомятся с предметами обихода - прялкой и веретеном в комнате "Русская изба"....
Конспект занятия в средней группе «Золотое веретено».
Конспект занятия в средней группе "Золотое веретено"...
Педагогический проект "Золотое Веретено".
Педагогический проект "Золотое веретено" разработан с целью формирования интереса к познанию истории и культуры наших предков у старших дошкольников, знакомства детей с культурой русск...
Конспект занятия в средней группе «Золотое веретено».
Цель:Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой....
Золотое веретено
Конспект занятия. Знакомство детей с женским народным ремеслом прядением и орудиями труда (прялкой, веретеном)...
«Золотое веретено и волшебные спицы»
Образовательная практика по социально - коммуникативному развитиюдетей 6-7 лет....
Сценарий мероприятия "Золотое веретено"
СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «КАК ДЕД МОРОЗ СТАЛ МАЛЕНЬКИМ» 1. ВХОД ТАНЕЦ «СНЕГОМ БЕЛЫМ»Встают полукругомСТИХИ ЧИТАЮТ ДЕТИ...