Сценарий мероприятия "Золотое веретено"
материал
СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «КАК ДЕД МОРОЗ СТАЛ МАЛЕНЬКИМ»
1. ВХОД ТАНЕЦ «СНЕГОМ БЕЛЫМ»
Встают полукругом
СТИХИ ЧИТАЮТ ДЕТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_vereteno.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКОЙ ИЗБОЙ И С ПРЕДМЕТАМИ БЫТА»
Цель:
– познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т.д.);
• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар и другие;
• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
• развивать художественно-творческие способности детей.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
Играет русская народная песня. Дети входят в зал и встают около стульев.
Хозяйка избы встречает детей у входа.
1 СЛАЙД
-Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
-В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
2 СЛАЙД
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей)
-Народная пословица гласит: «В гостях хорошо, а дома лучше?». Как вы думаете, что она значит? (ответы детей)
-Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
–Раньше дома строили только из дерева лиственницы. Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
– Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? (ответы детей)
-Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь).
3 СЛАЙД
-Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)
-В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
4 СЛАЙД
-Главной посудой для приготовления пищи был – чугунок. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
5 СЛАЙД
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
6 СЛАЙД
Но также был еще в доме и горшок глиняный. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
7 СЛАЙД
-Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или закуток – это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в закутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
8 СЛАЙД
-А сейчас посмотрите на экран, как раньше пряли нитки на прялке. (видео)
-Я сегодня вам предлагаю провести небольшое соревнование под названием «Знатоки старины». Для этого вам нужно разделиться на две команды. Мы выберем жюри, которое будет оценивать результаты конкурсов команд.
-Выберите капитана вашей команды. Капитаны сейчас подойдут ко мне и выберут названия своей команды, вытягивая из мешочка или коробочки эмблемку, и передают их жюри.
Звучит русская мелодия
-А также за выигранный конкурс команда будет получать золотой блинчик, кто наберет больше блинчиков тот и победит и станет сегодня «Знатоком старины». У каждой команды будет своя корзинка для блинчиков, куда вы их будете складывать.
1 конкурс «Загадки о старине»
-Хватит, молча гостевать – пора загадки отгадать. Я буду загадывать по очереди каждой команде загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
1. И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек наливает (самовар)
-За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
2. «Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
-Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.
3. «Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
-Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
4. Маленький, горбатенький два воза везет (коромысло)
-Коромысло – это деревянное приспособление в виде дуги, на концы которой крепятся вёдра, наполненные чаще всего водой. Народ на Руси использовал коромысла, чтобы было легче нести вёдра, чтобы они не задевали сугробы зимой и траву летом.
5. В комнате у бабушки
Словно барин он стоит.
И под крышкой тяжеленной
Много нужного хранит.
Там одежда, сладости,
Куча ценного добра.
Для ребячей радости
Достают из ... (сундука)
-Сундук в стародавние времена был главным предметом мебели. Он мог исполнять роль стола, стула, кровати. Ну а самое главное его предназначение – это хранение одежды, домашнего обихода и ценностей. Сундук изготавливался чаще всего из дерева и отделывался металлическими деталями. А для того, чтобы сундук не смогли открыть чужие люди, его закрывали на замок.
6. «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
-В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Игра на ложках под музыку
А сейчас мы с вами немного посоревнуемся в быстроте. Могут попробовать те, кто желает поиграть на ложках. Можно по очереди командами.
2 конкурс «Игра с ложкой»
-Сейчас мы с вами будем переносить в ложках из одной корзинки в другую яйцо, но главное его нельзя ронять. Вы должны взять яйцо и положить его в ложку, затем перенести в корзинку и вернуться обратно и передать ложку следующему игроку.
3 конкурс «Собери пазлы»
-А сейчас мы пригласим по 3 человека от каждой команды к столам. Вам нужно будет на время каждому собрать пазл-картинку и узнать, что на ней изображено. Побеждает тот, кто первый соберет картинки.
4 конкурс «Сказочные вопросы»
- Как попала Машенька домой к деду с бабушкой? (В коробе)
- Какое хлебобулочное изделие пело на носу у лисы? (Колобок)
- Какое обещание дала Курочка Ряба в финале одноименной сказки? (Снести еще яичко)
- Назовите богатыря из Мурома? (Илья Муромец)
- Сколько было козлят у козы, которая жила в лесу? (Семь)
- Помощница Емели? (Щука)
- Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь – Царевна -…(Лягушка) - Овощ, который сажал один человек, а вытащить не могла вся семья? (Репка)
5 конкурс «Скатай клубочек»
-А сейчас мы посмотрим. Какие девочки из команд у нас рукодельницы. Вам нужно будет намотать клубочек на палочку. Делать это нужно будет быстро. Кто первый скатает, тот и победил у нас.
Игра «Ручеек»
-А сейчас мы с вами поиграем в одну русскую народную игру под названием «Ручеек». Каждый берется по парам и поднимает руки вверх. Один остается без пары. Проходит через ручеек и выбирает себе пару, оставшийся игрок без пары идет в начало и повторяет те же действия.
Подведение итогов
-Сейчас наше жюри мы просим подвести итоги конкурсов и сообщить нам, кто же победил. Победила дружба. Вы все являетесь отличными «Знатоками старины».
Продуктивная деятельность. Аппликация «Украшение дымковского козлика»
-Раньше ребята, люди сами делали посуду и игрушки из дерева и разукрашивали сами. А потом дарили игрушки-самоделки своим детям.
В завершении нашего мероприятия мне бы очень хотелось предложить вам украсить свою дымковскую игрушку узорами. Прошу присесть всех за столы.
Я как хозяйка дома, хочу также угостить вас сладкими призами, так как вы сегодня были очень активными и очень много знаете о старинных предметах быта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство с предметами быта:прялка, веретено" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")
Открытое занятие для родителей....
"Золотое веретено" Конспект занятия кружка "Колыбелька"с детьми средней группы
В организованной образовательной деятельности дети знакомятся с предметами обихода - прялкой и веретеном в комнате "Русская изба"....
«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»
«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»...
Конспект занятия в средней группе «Золотое веретено».
Конспект занятия в средней группе "Золотое веретено"...
Конспект НОД "Знакомство с предметами быта: прялка и веретено" в старшей группе
Конспект НОД "Знакомство с предметами быта: прялка и веретено" в старшей группе...
Сценарий праздника «Золотое веретено»(по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста).
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....