Конспект занятия в средней группе «Золотое веретено».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект занятия в средней группе "Золотое веретено"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_veretenom.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе «Золотое веретено».
Цель:
Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой.
Задачи:
• Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.
• Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.
• Активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, кудель.
• Развивать двигательную активность.
• Побуждать высказываться о поступках героев сказки.
• Вызвать радостное настроение от общения со сверстниками и взрослым.
Средства: Убранство русской избы; прялка, веретено, овечья шерсть, корзина с клубками ниток разного цвета; аудиозапись с русской народной музыкой.
Предварительная работа:
Знакомство с предметами обихода в комнате «Русская изба»; знакомство с обычаями и традициями русского народа на предыдущих занятиях кружка; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; проведение русских народных игр («Заря – заряница», «Горелки», «Каравай»,«Пузырь» и др.).
Ход занятия:
Под звуки тихой русской народной музыки дети заходят в «избу». Их встречает Хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Всех приглашаю, со всей душой встречаю. Гостю почёт, хозяину - честь!
Хозяйка приглашает всех присесть на скамью, дети садятся.
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?
Дети: Да, всем.
Хозяйка: Сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце. В каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а отец - дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и рогатули, которая вставляется в отверстие донца (говоря это, хозяйка показывает прялку). К рогатуле привязывали кудель - волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором.
Дети рассматривают веретено, трогают руками, пробуют покрутить его.
Хозяйка: Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Повернитесь вокруг себя, как веретено.
Дети кружатся вокруг себя.
Хозяйка: «По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь, тем больше становлюсь». Молодцы, настоящие «веретенца»! Присаживайтесь на скамью, отдохните. Ребятки, так для чего нужна прялка?
Дети: Чтобы прясть пряжу.
Хозяйка: Правильно, молодцы. А как вы думаете, для чего нужна пряжа?
Дети высказывают свои предположения.
Хозяйка: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. И сегодня на таких прялках в деревнях прядут шерсть на носочки, варежки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные.
Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать.
Хозяйка: Ручное прядение было очень медленным. Поэтому начинали прясть с детства, с 6-8 лет. Пряденье - это тяжелый труд. Долгими вечерами трудились пряхи. Чтобы было веселей и работа спорилась, пряха пела песни:
Позолочена прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне работа эта нравится.
А еще, в одном доме прясть собиралось несколько женщин.
Хозяйка: Не хотите поиграть, позабавиться?
Дети: Да, хотим.
Хозяйка: Становитесь в круг.
Проводится игра «Звонарь». Дети встают в круг, считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий, и выбранные им играющие, приплясывают. С окончанием музыки водящий и играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.
Хозяйка: Вам понравилась игра?
Дети: Да.
Хозяйка: Ребятки, а сейчас я расскажу вам сказку, которая называется «Золотое веретено».
Хозяйка рассказывает сказку. Затем обсуждает с детьми поступки сестер: Аннушки и Машутки. Побуждает детей к высказываниям. Делает выводы о том, что вознаграждение бывает за добрые дела.
Хозяйка: Ну, что ребятки, понравилось у меня в гостях?
- А что вам больше всего понравилось?
- Что вы нового узнали, посетив русскую избу?
Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Хозяйка: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?
Дети: Тепло.
Хозяйка: Вот это тепло мы подарим друг другу. Пора прощаться, буду ждать вас в гости снова. До свидания.
Дети прощаются с Хозяйкой и уходят в группу.
Русская народная сказка:
“Золотое веретено”
Жил старик со старухой, у них была дочка Аннушка. Скоро старуха умерла и оставила дочь Аннушку старику. Старик же женился на другой, у которой тоже была дочь Машенька. Невзлюбила мачеха падчерицу и всячески старалась принести ей какой-нибудь вред. Один раз она посылает ее прясть на колодец. Аннушка послушалась матери, пришла, села на край колодца и стала прясть да про свою долю вполголоса петь. Но вдруг беда: она уронила веретено в колодец, достать она его никак не достанет. Нечего делать, пошла она со слезами к матери и думает, что вот сейчас ее будут ругать, а может быть, и бить. Пришла Аннушка домой и говорит про свое горе матери, а мать рассердилась на нее и говорит:
— Поди доставай веретено, а без него и домой не ходи! Заплакала Аннушка и пошла опять к колодцу. Пришла, слезла в колодец, ищет веретено и никак не найдет. Вдруг она видит старика: бел как снег. То был хозяин воды в этом колодце. Аннушка спросила его, что не видал ли он ее веретено, а он ей в ответ сказал, что оно у Бабы-яги, и сказал Аннушке дорогу к ней.
Пошла Аннушка по указанной дороге: встретила ручей; он и говорит:
— Девочка, девочка, попей моей водицы. Аннушка нагнулась к ручью, попила и пошла дальше.
На дороге она встретила березку; та тоже говорит ей:
— Девочка, девочка, перевяжи меня ленточкой. Аннушка взяла из косы ленточку, перевязала и пошла дальше. Встретила она еще коней, те ей тоже говорят:
— Девочка, девочка, возьми у нас из хвоста по волоску. Взяла она по волоску у каждого коня и пошла дальше.
Вдруг она увидела: перед ней дом стоит, а в дому Баба-яга сидит и ее веретеном прядет; вошла Аннушка к Бабе-яге и спрашивает:
— Бабушка, не видала ли ты моего веретена? А Баба-яга и говорит:
— Поди сначала истопи баню, воды в нее носи решетом, вымой меня, причеши, тогда дам тебе и веретено.
Пошла Аннушка, истопила баню, замазала глиной решето и наносила воды. Пришла за Бабушкой-ягой и привела ее в баню, а Баба-яга и говорит:
— Парь меня головней, мой золой, чеши бороной, а тащи домой за волосы.
Но Аннушка была умная: парила она Бабу-ягу веником, мыла водой, чесала гребешком, а домой вела за руку. Пришли домой, Баба-яга и говорит:
— Спасибо тебе за твою доброту, поди на чердак, бери сундучок, там твое веретено, да смотри — дорогой не открывай.
Аннушка послушалась, взяла сундук и пошла старой дорогой. Встретила она тех же коней. Они взяли у ней сундук и помогли ей его нести, березка, чтобы не мешать, подняла ветви вверх. Ручей тоже, чтобы не утопить, сделался уже, и так кое-как Аннушка добралась до дому, открыла сундук. И что ж? В нем лежало золотое веретено да золото.
Видя это, мачеха послала свою дочь Машутку на колодец и научила, как это делать. Машутка пришла к колодцу, да нарочно и бросила веретено-то. И, не спросясь матери, спрыгнула в колодец и пошла по той же дороге, по которой шла и Аннушка.
Когда она подошла к ручью, то он попросил попить его водицы, но она ему сказала:
— Не видала, что ли, я твоей воды-то! — и пошла дальше.
Береза ее попросила, чтобы она ее перевязала ленточкой, но Машутка ответила:
— И ниточкой не перевяжу, не только ленточкой! Пошла дальше. Встретила лошадей и им так же грубо ответила, как березке и ручью.
Вдруг она видит перед собой избушку, в избушке Бабу-ягу, взошла Машутка к ней и говорит:
— Бабушка, не видала ли ты моего веретена? А та ей и говорит:
— Оно у меня, поди сначала истопи баню, воды наноси решетом да вымой меня, а потом уже и веретено получишь.
Закапризничалась было Машутка, да делать нечего; пошла, истопила баню, воду стала носить, да никак в решетето не нацедит, бегала, бегала, да так без воды и осталась.
Пришла за Бабой-ягой, привела ее в баню, а Баба-яга тут ей и говорит:
— Парь меня головней, мой золой, чеши бороной, домой за волосы тащи.
Машутка начала Бабу-ягу парить головней, мыть золой, вымазала ее как следует, стала зубом от бороны чесать, причесала и потащила за волосы домой.
Баба-яга, видя это, рассердилась, но не сказала ничего, велела только Машутке сундучок взять. Машутка обрадовалась, взяла сундучок и пошла домой старой дорогой.
Дошла до коней, а они ей не помогли, а было еще хотели истоптать, говоря:
— Ты у нас по волоску не выдернула.
Пошла дальше.
Дошла до березы. Она тоже стала ее хлестать и не пропускать, говоря:
— Ты меня ниточкой не перевязала, а Аннушка перевязала ленточкой, нет тебе дороги!
Пробралась и тут кое-как Машутка, а там глядит: ручей всю дорогу затопил, и пришлось ей идти по воде. Вышла кое-как на дорогу и думает: «Ну ладно, как ни плохо было идти, да зато сколько золота принесу, вишь как тяжело».
Пришла Машутка домой, мать выбежала ее встречать, и наскоро раскрыли сундук: и что же? Вместо золота и золотого веретена сундук был полнехонек жару да простое тлеющее веретено. Мачеха так и ахнула, да нечего делать, надо было и с этим мириться. А Аннушка нашила себе приданое да вышла замуж, и живет себе поживает, да добра наживает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:Конспект занятия для средней группы "Золотая осень"
Данное занятие ставит своей целью научить ребят сравнивать и описывать природу в сентябре и октябре, учить слушать музыкальные произведения, развивать умение работать с витражными красками....
Конспект занятия в средней группе "Золотая осень"
Конспект занятия в средней группе "Золотая осень"...
конспект занятия в средней группе "Золотая осень"
Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» для детей средней группыЦель: закреплять умение рисовать осенние деревья;Задачи:Образовательные:-учить детей обобщать в изображениях резу...
Конспект занятия в средней группе «Золотая осень».
Цель: обобщать знания детей об осени.Реализация программы в образовательных областях:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»...
Конспект занятия в средней группе «Золотое веретено».
Цель:Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой....
Конспект занятия в средней группе "Золотая хохлома»
Конспект занятия в средней группе "Золотая хохлома»Цель: Познакомить детей с хохломской роспись.Задачи:Обучающие:- формировать представления об элементах хохломской росписи, изделий х...
Конспект занятия в средней группе "Золотая осень"
Конспект занятия в средней группе...