Педагогический проект "Золотое Веретено".
проект (подготовительная группа)
Педагогический проект "Золотое веретено" разработан с целью формирования интереса к познанию истории и культуры наших предков у старших дошкольников, знакомства детей с культурой русского народа, традициями, обычаями, воспитания любви и бережного отношения к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proek_zolotoe_vereteno.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Золотое веретено».
Актуальность проекта: Актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной народной культуры очевидна. Традиция означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, правила поведения, предания. Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.
Тип проекта: информационно - творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: 3 недели.
Цель проекта: Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у старших дошкольников.
Задачи: 1. Познакомить детей с культурой русского народа, традициями, обычаями.
2. Способствовать общему развитию ребенка, прививая любовь к Родине.
3. Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений.
4. Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям.
5. Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества.
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.
Взаимодействие с родителями: день открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов), консультации, анкетирование родителей, совместное творчество детей и родителей, помощь родителей в оформлении мини - музея в группе «Народная кукла».
Формы и методы работы:
-организованные занятия;
-чтение сказок, былин;
-познавательные беседы;
-посещение музея;
-оформление мини-музея и выставок;
-праздники, посиделки;
-совместная деятельность;
-работа с родителями;
-настольно-печатные игры.
Предметно – развивающая среда: мини – музей в детском саду «Русская изба», картотека народных игр, библиотека с устным народным творчеством, организация выставок произведений народного творчества, Балашовский краеведческий музей.
Прогнозируемый результат: Воспитанники детского сада:
1.Проявляют устойчивый интерес к культуре своего народа.
2. Знают историю русского народного костюма.
3. Используют в своей речи малые фольклорные формы.
4. Активно участвуют в народных праздниках.
3. Бережно относятся к предметам быта, народного творчества.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный.
Обсуждение цели, задач с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
2 этап – основной (практический). Реализация проекта.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о народной культуре и традициях.
3 этап – заключительный. Оформление мини – музея «Народная кукла».
План реализации проекта:
Вид деятельности | Форма занятия | Содержание работы |
«В крестьянской избушке». | Посиделки. | Знакомство с избой и предметами русского народного быта. Русское гостеприимство. |
Посуда. | Интегрированное занятие. | Знакомство с предметами обихода -посудой. Рассматривание деревянной посуды, глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохломы, Гжели, Жостова. |
«Веселые ложки». | Познавательное игровое занятие. | Знакомство с предметами обихода деревянными ложками (из чего делали , как изготавливали.) Чтение рассказа «Как Иван Васильевич баклуши бил». |
«Всему столу генерал». | Беседа об истории русских самоваров и традициях чаепития (Балашовский краеведческий музей). | Знакомство с историей возникновения самовара. |
«Госпожа честная Масленица». | Фольклорный праздник | Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником Масленица). Разучить заклички, поговорки. |
«Какова пряха, такова на ней рубаха». (мужская и женская одежда Древней Руси.) | Познавательное занятие. | Познакомить с русским народным костюмом; формировать понятия «праздничная», «будничная» (домашняя) одежда. |
Мужская и женская обувь, головные уборы в Древней Руси. | Познавательное игровое занятие. | Познакомить с историей зарождения обуви и головных уборов в Древней Руси, как и что надевали состоятельные и бедные люди. Рассматривание иллюстраций обуви - лаптей, валенок. |
Народная игрушка – матрешка. | Познавательное игровое занятие. | Знакомство детей с возникновением первых игрушек. Знакомство с русскими народными игрушками. Рисование матрешек. |
«Народная игрушка - кукла-скрутка». | Мастер-класс. | Знакомство детей с процессом изготовления куклы – самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека. |
Семейное рукоделие. | Практическое занятие. | Знакомство с русским народным ремеслом – прядением, орудиями труда, прялкой, веретеном. |
«Волшебная дудочка». | Познавательная программа. | Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Учить различать инструменты по типу: ударные, струнные, духовые – и по звучанию. |
«Русские богатыри». | Беседа. | Знакомство с русскими богатырями - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Чтение былин: « Исцеление Ильи Муромца», « Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович». |
«Хлеб всему голова». | Познавательное игровое занятие. | Знакомство со старинными орудиями труда – плугом, цепом, серпом. Беседа «Откуда хлеб пришел?» Пословицы и поговорки о хлебе. |
Фольклор, его жанровая поэтика. | Художественно-речевое занятие. | Знакомство детей с разными видами фольклора. Разучивание жанровой поэтики. |
Русская береза. | Познавательная программа. | Знакомство детей с символом Руси – березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе, загадки, стихи. Чтение рассказов о русской березе, стихотворений. |
Оформление мини-музея «Народная кукла» | Оформление мини-музея. | Сбор и подготовка экспонатов к демонстрации в музее. |
Методическая литература:
1.Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Новицкая М. Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод. пособие. – М. : Айрис-пресс, 2006.-240 с.
2.Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет / авт.-сост. В. Н. Косарева.-Волгоград : Учитель, 2014.-166 с.
3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…: Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: Детство-Пресс, 2004.
4. Кукуева Л. В.-Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: методическое пособие.-М.: Аркти,2005.
5.Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
6.Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.
7.Князева О. Л., Махнаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.- Спб: Детство-Пресс, 2003.
8.Короткова М. Путешествие в историю русского быта. – М, 1998.
9.Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду.- М, Просвещение, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство с предметами быта:прялка, веретено" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")
Открытое занятие для родителей....
"Золотое веретено" Конспект занятия кружка "Колыбелька"с детьми средней группы
В организованной образовательной деятельности дети знакомятся с предметами обихода - прялкой и веретеном в комнате "Русская изба"....
«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»
«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»...
Конспект занятия в средней группе «Золотое веретено».
Конспект занятия в средней группе "Золотое веретено"...
Конспект НОД "Знакомство с предметами быта: прялка и веретено" в старшей группе
Конспект НОД "Знакомство с предметами быта: прялка и веретено" в старшей группе...
БУКЛЕТ «Волшебное веретено»
Трас С,Д....