Социально – нравственное воспитание детей 6-7 лет посредством театрализованной деятельности
презентация к уроку (подготовительная группа)

Лукьяненко Татьяна Юрьевна

Здравствуйте , уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию свою работу по воспитанию нравственных качеств у детей  дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающееся в  определенном искажении нравственного состояния, эмоционально-волевой сферы и социальной незрелости детей.

Первые представления о человеческих взаимоотношениях ребенок получает,  наблюдая за поведением  окружающих его взрослых. Взаимоотношения с другими людьми и сверстниками ребенок выстраивает именно по образцу, продемонстрированному взрослыми. Поэтому, чем более гуманно и справедливо ведут себя взрослые по отношению к детям, тем больше вероятности, что ребенок будет расти духовно и нравственно развитым.

Наиболее эффективный метод,  направленный на развитие нравственного воспитания – это театрализованная  деятельность. Именно  театрализованная деятельность способствует эмоционально-чувственному «наполнению» отдельных нравственных понятий и помогает  воспринять их не только посредством ума, но  и сердца, пропуская их через свою душу и делая  правильный моральный выбор. Для того, чтобы организация театрализованной деятельности в работе педагога проходила наиболее эффективно, в группе должна быть создана определённая среда, способствующая развитию воображения, творчества, средств самовыражения личности ребёнка. В нашей группе оборудован театральный уголок, в котором размещены различные виды театров

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №19 «СВЕТЛЯЧОК» г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Социально – нравственное воспитание детей 6-7 лет посредством театрализованной деятельности »

Подготовил воспитатель:

Лукьяненко Т. Ю.

г.Балаково

Здравствуйте , уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию свою работу по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающееся в определенном искажении нравственного состояния, эмоционально-волевой сферы и социальной незрелости детей.

Первые представления о человеческих взаимоотношениях ребенок получает, наблюдая за поведением окружающих его взрослых. Взаимоотношения с другими людьми и сверстниками ребенок выстраивает именно по образцу, продемонстрированному взрослыми. Поэтому, чем более гуманно и справедливо ведут себя взрослые по отношению к детям, тем больше вероятности, что ребенок будет расти духовно и нравственно развитым.

Наиболее эффективный метод, направленный на развитие нравственного воспитания – это театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность способствует эмоционально-чувственному «наполнению» отдельных нравственных понятий и помогает воспринять их не только посредством ума, но и сердца, пропуская их через свою душу и делая правильный моральный выбор. Для того, чтобы организация театрализованной деятельности в работе педагога проходила наиболее эффективно, в группе должна быть создана определённая среда, способствующая развитию воображения, творчества, средств самовыражения личности ребёнка. В нашей группе оборудован театральный уголок, в котором размещены различные виды театров

Сегодня я хочу поделиться своим опытом применения различных методов и приемов, направленных на развитие нравственных качеств старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.

- Для начала я бы хотела узнать, знаете ли вы сказки? Давайте проверим.

— Назовите сказки, где добро побеждает зло («Заюшкина избушка», «Сказка о спящей красавице и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т. д.).

- Таким образом, мы можем сказать, что во всех сказках добро побеждает зло? (Да).

А добро – это эталон положительно направленных нравственных качеств у героев, поэтому герои сказок могут нам служить средством нравственного воспитания.

Реализовывая задачи по нравственному воспитанию посредством театральной деятельности, мы основываемся на принципах систематичности и поэтапности.

Первый этап – это преодоление отчужденности и защитных барьеров между детьми. Здесь мы используем игры которые способствуют налаживанию теплых взаимоотношений друг с другом, игры где необходимо использовать ласковые приятные слова в отношении друг друга ( «Подарки»,« Волшебные очки», «Конкурс хвастунов»

Второй этап направлен на то, чтобы научить детей осмысливать те или иные нравственные понятия и обогатить социальный опыт ребенка. Для этой цели мы проводим беседы по просмотренным мультфильмам, обсуждаем с детьми игровые ситуаций и реальные поступки, способствуя тем самым формированию представлений о нормах и правилах поведения, формированию нравственных понятий: доброта, чуткость, смелость, честность, лживость, трудолюбие, лень, жадность и щедрость. .

Завершаю беседой на тему «Мои хорошие поступки», в которой несколько детей рассказывают о том, какие добрые поступки они совершают: «Я помогала своей маме по дому», «Я пожалел и успокоил своего братика, когда он упал на улице». Следующей формой работы с детьми было рассматривание иллюстраций «Хорошие и плохие поступки».

Третий этап – это подготовка к инсценировке сказки. Инсценируем хорошо знакомые детям сказки и мультфильмы, на добровольной основе распределяем роли среди детей. Однако не могут быть сказки и без отрицательных героев, хотя дети не всегда соглашаются на эти роли. Тем не менее, проведя предварительный анализ характеров сказочных героев, дети приходят к пониманию и значимости в сказке этих героев, они учатся не принимать характер героя на себя, а воспринимать его только как способ показать те или иные черты характера и поступки.

Каждый герой обладает определённой мимикой, владеет определёнными жестами. В работе воспитателя с детьми очень важно значение мимики, жестов, пантомимики – это первые помощники в общении. Мимическое и пантомимическое изображение эмоций развивает у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей. Дошкольникам старшего возраста очень нравятся этюды на воображение, фантазию.

- Предлагаю проверить ваше умение владеть мимикой, жестами.

- А сейчас я вам предлагаю вам объединиться в пары. Итак, с помощью жестов и мимики вы должны будете изобразить пословицы. Одна пара изображает, остальные отгадывают, и т. д. (Раздаю пословицы)

1. «Дом вести – не бородой трясти»

2. «Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор»

3. «Чужой ум – хорошо, а свой – лучше»

4. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

5. «Что посеешь – то и пожнёшь»

Подготовка к спектаклю очень важный этап, на котором в ходе бесед обсуждаем героев, кто и чем понравился, дети анализируют почему именно так поступил герой и кто хотел бы его сыграть. Далее идут пробы на роль. Дети пробуют изображать героем, и в конечном результате происходит распределение ролей. Продолжаем работать в парах. Следующее задание. Каждой паре нужно вспомнить героя из сказки и обыграть его, чтоб мы угадали. А также сказать: «Чему учит этот герой положительному или отрицательному» (работа педагогов в парах)

Вот так же и с детьми в процессе театрализованной деятельности, знакомя с героями сказки, обыгрывая их поведение, дети учатся оценивать поступки в различных ситуациях, пропуская героев через себя, воспроизводя черты характера этого героя, используя его мимику, жесты, речевую интонацию. Тем самым дети, овладевая навыками театрализованной деятельности, приобретают и нравственно – социальный опыт положительный или отрицательный.

При подготовке к театрализованной деятельности используем дидактические игры, чтобы уточнить, дополнить и закрепить представления о правилах поведения и нравственных нормах ( «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Кто из какой сказки») . Когда дети анализируют поступки героев, они находят подтверждение тому, что всегда надо делать добрые дела и что добро сильнее чем зло и всегда побеждает.

Чтобы сформировать привычку к нравственному поступку мы используем метод моделирования, например «Дерево правил», «Копилка добрых дел», дети учатся видеть хорошее у своих сверстников, учатся сопереживанию и умению порадоваться за другого.

Итогом нашей деятельности в театральную неделю стало представление сказки К. И. Чуковского "Муха -Цокотуха".На свое представление мы пригласили детей из других групп. Выпустили афишу, нарисовали пригласительные билеты, подобрали костюмы и конечно же тщательно готовились. Ролей хватило на всех, все ребята группы были задействованы в спектакле. Это было настоящее представление!

Замечательная стихотворная сказка о насекомых всегда нравилась и будет нравиться детям. Ведь здесь добро побеждает зло, а главным героем является смелый Комарик. Сказка о Мухе-Цокотухе заставляет детей сопереживать Мухе, попавшей в сети безжалостного Паука. Зато как они радуются, когда малюсенький, но отважный Комарик спасает Муху из его лап!

Сказка учит детей бороться со злом, быть решительными и смелыми, даже если враг гораздо сильнее и коварнее. Настрой на победу и вера в неё дает даже слабому, но самоотверженному герою дополнительные силы. А для того чтобы тебя уважали, не обязательно быть могучим и сильным - нужно творить добрые поступки и всегда оказывать помощь слабым.

Отсюда можно сделать вывод, что театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, в процессе которого ребенок входит в образ, и играя различные роли он подражает тому, что увидел и что ему интересно, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение

Уважаемые коллеги!Сегодня Вы смогли понаблюдать некоторые моменты моей работы по театральной деятельности, проводимой с детьми дошкольного возраста. Целью моего мастер – класса было показать, как через это направление в работе, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая достичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

- Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б. М. Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

«Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В статье описывается значимость духовно-нравственного развития дошкольников....

План по самообразованию на 2022 — 2023 г Тема: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель самообразования: Приобщение детей к нравственным качествам посредством театрализованной деятельности....

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы.

Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происх...

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельностьПрезентация: СмотретьПриложение : Смотреть...

«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»

Методическая разработкана тему«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»...

Самообразование "Нравственное воспитание детей первой младшей группы посредством трудовой деятельности»

Цель самообразования: развивать трудовые навыки у детей; желание научиться стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями....