Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы.
консультация по художественной литературе (старшая группа)
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Социально-нравственное воспитание – это активный целенаправленный процесс вхождение ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnyy.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Социально-нравственное воспитание – это активный целенаправленный процесс вхождение ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных художественных средств и литература играет важнейшую роль, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые стихи, рассказы, сказки, рассматривают иллюстрации к книгам. Поэтому одна из основных целей - это нравственное воспитание детей посредством прочтения и анализа детской художественной литературы, а именно воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Художественная литература, давая познания действительности, расширяет кругозор детей, дает эмоциональный опыт, отклик, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение. Дошкольники узнают о таких нравственных понятиях как долг, справедливость, добро, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника используются следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Умение воспринимать литературное произведение, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. В течение года знакомим детей с большим количеством произведений детской литературы: рассказываем сказки, показываем настольные кукольные театры, читаем книги с иллюстрациями. Формируем у детей умение воспринимать литературное произведение, анализировать, выделять и характеризировать его героев, давать нравственную оценку их поступкам.
Важнейшими методами в данной работе, использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера. Беседа- обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий и т. п. Беседуя с детьми, побуждаем их думать и говорить. В совместной беседе дети учатся справедливо оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, что плохо. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки, слово может окрылить ребенка вызвать желание стать лучше. В старшем дошкольном возрасте высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, желание с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки побуждает детей рисовать по мотивам любимых произведений. В работе с детьми используем игры-занятия, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры - драматизации по литературным сюжетам. Драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. Художественное произведение ценно своим непосредственным воздействием на ребенка. Приобщая детей к художественной литературе, подбираем такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Большое внимание уделяем использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др. С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка. Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играет семья. Родители - первые главные учителя. С целью установления контактов с семьей провели беседу «Роль книги в нравственном воспитании детей». Для того чтобы реализовывать воспитательные возможности книги, необходимо создавать определенные условия. В семье должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном. Важно, знать интересы ребенка, немаловажное значение имеет отбор книг для чтения: доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей, занимательность сюжета, простота и ясность, конкретные педагогические задачи. В период, когда ребенок еще слушатель, роль взрослого выбрать книгу, увлечь ею, научить понимать красоту, поэтичность художественных образов вызвать эмоциональную отзывчивость ответственная задача родителей. Приобщение ребенка к художественной литературе способствует всестороннему развитию личности, формирует нравственные представления и воспитанию чувств и эмоций дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №28 «Ромашка» города Юрги
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством худ. литературы
Составила:
тьютор
Ивахнюк Н.Н.
Юрга 2023 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместного с родителями развлечения по воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы "Национальное изобилие Матушки России"
Сценарийсовместного с родителями развлеченияпо воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возрастапосредствам художественной литературы«Национальное изобилие Матушки России»...
Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности н...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»Реализовать систему работы по повышению уровня со...
Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год
Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...
консультация для педагогов и родителей.Воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
в данной консультации предлогается рассмотреть художественную литературу, как средство воспитания дошкольника.Аспект- русская народная сказка....