Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
проект по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ ИРМО «Новолисихинский детский сад» г. Иркутск
Опыт работы
на тему:
«Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Жмурова Маргарита Викторовна
Воспитатель с 7-летним стажем
МДОУ ИРМО «Новолисихинский детский сад» г. Иркутск
г. Иркутск 2023г
Содержание опыта
1.Творческий отчет на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
2. Приложения
Приложение 1. Результаты мониторинга
Приложение 2 Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельностью
Приложение 3. Занятие
Приложение 4. Картотека :
- Упражнения для снятия мышечного напряжения
- Пальчиковая гимнастика
- Развитие моторики рук, необходимое для свободного кукловождения
- Артикуляционная гимнастика
- Скороговорки на развитие дикции
- Скороговорки на развитие интонационной выразительности
- Игра «Подскажи словечко»
- Игры для развития воображения, мышления и памяти
- Упражнения на развитие пластики
- Танцы со словами
- Театрализованные игры
- Уголок театрализованной деятельности (фотоматериалы).
Приложение 5. Материал для оформления родительских уголков.
- Наглядный материал.
- Консультация для родителей
- Анкета для родителей
- Родительское собрание
Приложение 6. Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей на тему: «Развитие ребенка в театрализованной деятельности через взаимодействие ребенка со взрослым
Содержание
Введение
1.1. Актуальность
1.2. Цели и задачи
Организация работы по театрализованной деятельности.
1. этап работы
2. этап работы
3. этап работы
Работа с родителями
Обмен опытом с педагогами.
Работа на будущее
Выводы.
Список используемой литературы.
Тема моего творческого отчёта:
«Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Введение
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогов. С внедрением в практику дошкольного образования федеральных государственных требований произошло смешение акцентов в образовательном процессе. Цель процесса локализуется вокруг максимально полного раскрытия личностного потенциала каждого ребенка. В настоящее время система дошкольного образования продолжает активно развивается. С 1 сентября 2013 года принят новый закон об образовании и предложен проект Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования. Современное общество предъявляет ещё более новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса. Сегодня, как никогда, возросли требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму, а это предполагает изменение содержания и форм повышения профессионального уровня педагогов.
1. Нормативные документы нацеливают нас на развитие личности воспитанников, создание условий для их самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Закон об образовании
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских учреждениях»,
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к условиям.
Проект ФГОСТ дошкольного образования.
Методологической основой опыта моей работы являются следующие документы:
Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет) Буре Р.С.
Народные игры в детском саду / под. ред. И.В. Качановой. Вологда,2001
Роль народных игр в патриотическом воспитании// управление ДОУ, 2010.№7 Качанова И. А.
Народное искусство Калужского края.XIX – XX вв. Калуга, 2001
Путешествие в историю русского быта М.,1998 Короткова Н.И.
Игра для детей на все времена. М., 2008 Гришина Г.Н.
Народные игры в детском саду. Метод. Рекомендации. М., 2009 Лялина Н.А.
2. Основная часть.
Прежде чем приступить к работе над темой « Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» я рассмотрела подходы разных исследователей к данной проблеме.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрализованная деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкаревой, И.Медведевой и Т.Шишовой и др. проанализировав методическую литературу и опыт работы, пришла к выводу о необходимости нравственного воспитания дошкольника по средствам театрализованной деятельности. Целостная научная концепция формирования гражданина, в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание нравственного воспитания, какими средствами следует его осуществлять.
Данная проблема не нашла пока должного отражения и в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость нравственного воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Современные исследователи в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в нравственном воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины, народному творчеству.
Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому. Рассмотрев основные понятия и подходы разных исследователей к нравственному воспитанию, можно сделать вывод, что сейчас от педагога требуется глубокая работа по воспитанию у детей нравственности. Таким образом, обобщив научно- методическую литературу я сделала вывод, что суть нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опытом оценки плохи и хороших поступков, приучать детей к вежливости.
Воспитатель обладает множеством средств для формирования нравственной культуры детей. В своей работе я постаралась рассмотреть одно из них – театрализованная деятельность.
Особенности моей работы в том, что начиная с раннего возраста, я сделала акцент на одной из форм устного народного творчества - сказки. И хотя сказки так просты для восприятия детей, всё же они направлены на нравственное воспитание.
Успех нравственного воспитания наших детей во многом зависит от того, что будет заложено в детскую душу, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
После изучения нормативной, методической литературы, следующим моим шагом было обследование детей.
Так как работа, по данному направлению проводилась в течении двух лет с детьми старшего дошкольного возраста ( 2021-2022 учебный год –2022 год).
Были обследованы дети. (см. приложение 1)
Для этого мною были подобраны примерные вопросы, для беседы с детьми данной возрастной группы, ряд наблюдений для выявления знаний по театрализованной деятельности.
Подобранные вопросы отвечает требованиям реализуемой программы и разработаны с учётом современных исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики.
Обследование детей группы показало, что знания детей по темам театрализованной деятельности находятся: на низком уровне. (см. приложение 1)
По результатам данного обследования были выявлены следующие проблемы:
-У детей отсутствуют полные знания о видах театра.
-Дети имеют слабые представления о сказках, потешках;
-Имеют слабые представления о взаимодействии со сверстниками и взрослыми
-Представления дошкольников о русской культуре отрывочны и поверхностны.
Таким образом, анализ результатов обследования детей доказал: необходимость проведения работы по нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.
Кроме того, мне стало интересно, выяснить, как родители воспитывают любовь к народному творчеству, часто ли родители рассказывают детям сказки. Как родители знакомят детей с театром.
Для этого мною было проведено анонимное анкетирование родителей . (анкету можно в приложении 5)
Анкетирование показало, что:
15 - родителей считают, что они воспитывают любовь к театрализованной деятельности;
9 - родителей стараются совершать семейные выходы в театр, чтение художественной литературы;
1 - родителей только начали знакомить детей с народным творчеством;
Большая часть родителей считает, что наиболее эффективно можно воспитать нравственные чувства именно в детском саду.
Из результатов анкетирования видно, что необходимо вести целенаправленную работу с родителями о том, что самая благая педагогическая миссия не может реализоваться без поддержки одного из основных участников педагогического процесса - родителей.
Исходя из данных обследований, мною была поставлена цель:– создание условий для нравственного воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Исходя из цели, я определила ряд задач:
-Пробуждать у дошкольников интерес к видам театра;
-Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
-Чувства любви к своему к народному творчеству, к культуре и традициям.
-Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания.
-Воспитывать чувства сочувствия, переживания, умение дружить, уважения друг к другу. Приучать детей к вежливости.
Я считаю, что моя задача, как педагога – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к искусству, художественной литературе, видам театров, мини-спектаклям, заучиванию стихов, умение оценивать поступки героев, формировать у детей правильное отношение к драматизации; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни через театрализованную деятельность.
Для организации работы с детьми, в рамках нравственное воспитание через театрализованную деятельность, на основе реализуемой в ДОУ основной общеобразовательной программы, мною было разработано : примерное комплексно- тематическое планирование на год (см. приложение 2)
Для успешного осуществления работы в группе мной были созданы следующие условия:
1 условие: Создание предметно- развивающей среды
-Я постаралась организовать в группе такую развивающую среду, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уютно)
-Уголок изобразительного искусства (всевозможные альбомы с народными промыслами, иллюстрации) ;
-Речевой уголок (альбомы и фотографии на тему : семья, животные, сказки, потешки), репродукции картин разных художников); подборка художественных произведений по разделам (русский фольклор (песенки, прибаутки, небылицы, сказки, фольклор народов мира (песенки, сказки);
-Произведения поэтов и писателей.
-Театрализованный уголок (см. приложение 4)
-Музыкальный уголок (муз. Инструменты, подбор муз. произведений, игр, маски и т.д..)
2 условие: Сам воспитатель – основной источник информации, владеющий знаниями о театре и его видах, народном творчестве и т.д. Я всегда стараюсь смотреть на мир глазами ребёнка, систематически работать с детьми, для того чтобы пробудить у ребёнка чувство любви к искусству.
3 условие: Эмоционально- практическое, активное взаимодействие с окружающим миром (вместе с детьми мы посещаем кукольный театр, наблюдаем, рассматриваем декорации, костюмы, играем, беседуем, читаем любимые детьми сказки).
4 условие: Совместная работа с родителями
Например, совместно с детьми и родителями мы оформили альбомы: «Театр своими руками», «Семейные традиции», «Книжки – малышки», устраивали совместные праздники и досуги, литературные гостиные, изготовление театральной ширмы, а также работали над проектом: «Шьем театр».
Создав все необходимые условия для воспитания в группе, я начала образовательную работу с детьми.
Вся работа условно была разделена на этапы:
На первом этапе дети знакомились со сказками и потешками.
Любое занятие я начинаю с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речитатива. Такое начало занятие помогает дошкольникам сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятий. Затем начинаем активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения, как «Пятачок», «Зевание пантеры», «Грибок» и др. Большое место отвожу формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого провожу такие упражнения, как «Киска, как тебя зовут?», «Лапки мыли?», и др. Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал используется нами на каждом занятии.
Воспитывая любовь к народному творчеству был собран материал: потешки, видеосказки, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т.д. (см. приложение 4), который оформлялся и изготавливался совместно с родителями. На этом этапе читали много разных сказок, потешек, стихотворений, скороговорок, учились имитировать звуки животных, сопереживать героям, рассказывать по картинам,
Большая работа была проведена с родителями (консультации, папки – ширмы, индивидуальные беседы).
Следующим этапом работы было знакомство детей с видами театра.
Для самостоятельной театрализованной деятельности, я познакомила детей с разными видами театра, для этого в группе был оформлен уголок, где созданы благоприятные условия, для его использования. В нем широко представлены:
Различные виды театров (бибабо, пальчиковый, теневой, настольный, театр на фланелеграфе, баночный, ложечный, театр игрушки, плоскостной театр).
Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, , элементы костюмов, маски, игровой реквизит.
Атрибуты для различных игровых позиций: «актер» (костюмы, маски, куклы); «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками - аудиозапись);«зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги», реквизит для буфета);«оформитель» (виды бумаги, , краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, коробки, природный материал). Итогом работы по данному направлению, стало умение детей играть с разными видами театра.
Работа на третьем этапе была направлена на развитие у ребенка актерских способностей, владению игрой куклами, умение сопереживать героям сказкам.
Предполагается работа над ролью. При заучивание роли у детей тренируется произвольная память, а совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Кроме того, эти же задачи возникают и в игровой деятельности. А если то, что необходимо запомнить ребенку ему ещё и интересно, то успех гарантирован. В данном случае ему интересен образ выбранного героя - его роль.
Фрагменты произведения вначале использую как упражнения. Например, в сказке «Теремок» детям предлагается попроситься в теремок, после чего обсуждается, кто из них более соответствует персонажам, был более похожим по внешнему виду, манерам и голосу. Затем работу усложняю, с помощью разных видов театра. В результате, ненавязчиво и непринужденно, дошкольники учатся "перевоплощению". В данном случае словесному, добиваясь, чтобы легко узнавался выбранный персонаж по характеру, голосу и его привычкам. Я стараюсь предоставлять детям больше свободы: как в действиях, так и в имитации движений.
На каждом этапе работы мы знакомились с новыми сказками, дети с удовольствием слушали сказки, рассказы, русских и зарубежных авторов, направленные на нравственное воспитание, учили стихи, песни. В рамках работы над проектами мы создали разные виды театра.
Работа с родителями
Конечно же работа по нравственному воспитанию через театрализованную деятельность проходила в тесном контакте с семьей. Родители были активными участниками мероприятий, помогали в оформлении выставок, книг, участвовали в конкурсах рисунков, поделок, принимали активное участие в проектной деятельности.
Для этого в работе с родителями мною использовались разнообразные формы педагогического просвещения:
-Групповые и индивидуальные консультации
-Выступление на родительском собрании.
Немало важной частью моей работы было ознакомление родителей с литературой, которую можно порекомендовать для чтения детям (в соответствии с возрастными особенностями детей). Проведение интеллектуальных и деловых игр для родителей . (см. приложение 5)
Обмен опытом
Кроме этого, активное участие в методических объедениях позволило мне повысить свое профессиональное мастерство и заинтересовать коллег своим педагогическим опытом по данной теме.
С целью обмена опытом с педагогами нашего дошкольного учреждения были проведены консультации.
В завершении своей работы в данной возрастной группе конце учебного года (2020-2022) было проведено повторное обследование детей, направленное на оценку уровня знаний детей по темам театрализованной деятельности, по результатам которого прослеживается положительная динамика.
-Дети стали называть виды театра могут рассказать выразительно сказки
-Имеют представления о взаимоуважении друг к другу
-Умеют инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
-Имеют читать наизусть потешки. Небольшие стихотворения.
Перспективы на будущее
Анализируя итоги работы в данной возрастной группе можно сделать вывод, что работа, направленная на нравственное воспитание через театрализованную деятельность, была результативна, дала положительные результаты и позволила повысить показатели.
В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию творческих способностей детей:
-пополнить уголок театрализации куклами марионетками и ростовыми куклами;
-сделать традицией отмечание Дня театра;
-найти пути взаимодействия с воспитателями других детских садов, работающих по театрализованной деятельности, с целью обмена опытом.
Работу над темой “Театрализованные игры как средство всестороннего развития дошкольников” я буду продолжать, применительно к возрастным особенностям развития детей. Их небольшой пока ещё театральный опыт хочется хоть немного обогатить: дать детям знания об истории театра и о нём самом, о костюмах, театральных атрибутах и терминологии и конечно же о театральных профессиях. Мною уже собраны для этого материалы и иллюстрации. Родители группы очень заинтересовались и активно включаются в сотрудничество, охотно принимают предложения воспитателей и доброжелательно относятся к нашим инициативам. В группе проводились выставки мягких игрушек, различных поделок из природного материала, кукол для театрализованных игр, для которых использовались нетрадиционные материалы. Дети восторженно рассказывают о творчестве родителей, придумывают куклам имена, действия, нехитрые сценарии. В детском саду хотелось бы организовать “Комнату сказок". Ведь туда могли бы приходить дети из разных групп. Им интересно было бы посмотреть, помечтать, и, как-будто побывать в настоящей сказке. Есть задумка создать совместно с детьми и их родителями “Театр для всех”. Я в этом также заинтересована, мотивирована и думаю, что это в скором времени должно получиться.
Я думаю, что поставленные мной задачи, были решены достаточно успешно.
Список используемой литературы:
1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М. Творческий центр., 2009.
3.Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников.- М., 1990.
4. Буренина А.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.
5.Взаимодействие искусств в педагогическом процессе/ Под ред. В.С.Клюева, Н.А. Яковлева.- М., 1989.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.
7.Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб.научных трудов.-М.1992.
8.Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2.
9. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.
10.Зверева О.Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.
11. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.
12. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
14. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.
15.Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание.-1989.-№1
16.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.
17.Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников//Игра дошкольника/Под ред. С.Л. Новоселовой.- М., 1989.
18.Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2008.
19.Экки Л. Театрально-игровая деятельность//Дошкольное воспитание, 1991.-№7
20.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.Мозаика- Синтез, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в эти годы, для которых характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, являются благоприятным для нравственного и духовног...
Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьВо все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...
Доклад на тему"Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность."
дАННЫЙ ДОКЛАД БУДЕТ ПОЛЕЗЕН ВОСПИТАТЕЛЯМ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП. в НЕМ ГОВОРИТСЯ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....
План по самообразованию на 2022 — 2023 г Тема: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Цель самообразования: Приобщение детей к нравственным качествам посредством театрализованной деятельности....
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
1.Актуальность Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Традиционные праздник...