План по самообразованию на 2022 — 2023 г Тема: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
методическая разработка (средняя группа)
Цель самообразования: Приобщение детей к нравственным качествам посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 102.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ПГО «Родинский детский сад»
План по самообразованию
на 2022 — 2023 г
Тема: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Воспитатель средней группы
Родина Наталья Александровна»
ФИО: Родина Наталья Александровна
Категория: первая Специальность:воспитатель
Дата начала работы над темой: 01.09. 2022 учебный год.
Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2023 учебный год.
Тема «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Цель самообразования: Приобщение детей к нравственным качествам посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Воспитание гуманных чувств детей:
- формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма:
- Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
- закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
- развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
- поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Источники самообразования:
- методические пособия и учебники;
-Интернет-ресурсы; курсы повышения квалификации; вебенары, видеоконференции.
Этапы работы:
- Этап – Информационный (изучение психолого-педагогической и методической литературы, интернет-ресурсов и т.д.)
- Этап - Технологический (разработка системы планирования, методических материалов, создание презентаций для работы с детьми, (анкетирование, тестирование для родителей).
- Этап - Практический (апробация и адаптация методик, технологий в практике (с детьми, родителями).
- Этап - Результативный (участие в педсоветах, конкурсах, ООД, мастер-классов, оформление опыта, портфолио, прохождение курсов повышения квалификации по теме)
Предполагаемые итоги реализации:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости, коллективизма и желания участвовать в праздниках и досугах посредством театральной деятельности.
2. Обогащение знаний и представлений о значении театра и о театре у детей и их родителей.
3. Повышение уровня мотивации у детей к театральной деятельности.
4. Разработка сценария для постановки театрального представления в своей группе.
5. Коллективная разработка (совместно с детьми и родителями) театра би ба бо с целью обогащения пространственно-развивающей среды для детей.
6. Обогащение и распространение опыта.
«Те высокие нравственные, эстетические
и интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого человека и
которые способны вдохновить его на большие
дела и на благородные поступки, не даны
ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных условий жизни
и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец.
Актуальность: В нашей повседневной жизни мы все чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.
Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших. А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.
Перспективный план работы по самообразованию
Мероприятие | Результат | Сроки реализации |
Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы, опыта работы педагогов-практиков | Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки. Составление картотеки использованной литературы. Составление плана работы с воспитанниками и их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме. | Октябрь-ноябрь |
Педагогический мониторинг образовательной области «Социально коммуникативное развитие» | Карта педагогического мониторинга. Анализ данных. Пути решения выявленных проблем. Рекомендации родителям. | Октябрь (первичный) Май (итоговый) |
Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряженья | План организации и развития предметно-пространственной среды группы на 2022 – 2023 учебный год | ноябрь |
Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. |
| Ноябрь -декабрь |
Пополнение картотеки «Театрализованные игры» | «Театрализованные игры» | Ноябрь |
Познакомить родителей на тему: «Театр - наш друг и помощник» | Работа с родителями: Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник» (анкетирование, памятки). | Ноябрь |
Показ настольного театра из альбома «Сказки – игралочки» автор Татьяна Кирюшатова. | Привитие детям интереса к сказкам и способности внимательно, слушать и участвовать в показе настольного театра. | В течение года |
Работа с Лепбуком «В гостях у сказки» на липучках. | Совместная работа с детьми | В течение года |
Разработка конспектов ООД с использованием приемов театрализации. | Конспекты ООД | В течение года |
Пополнение уголка по театральной деятельности различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, театр, перчаточный, на фланелеграфе, масочный театр. | Пополнение по возрасту детей | В течение года |
Работа над темами: -театр масок; -театр на фланели; -инсценировка шуток-малюток; -культура и техника речи. | Освоение навыков владения театром масок (инсценировки сказок «Репка», «Два веселых гуся» «Волк и Семеро козлят», «Курочка Ряба») Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. | Декабрь |
Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций. | Создание уголка ряженья, изготовление масок, | В течение года |
Показ забавных историй маленького «Гонзика» автор: М.И. Родина | Знакомство детей с историей «Маленького Гонзика» | Январь, февраль |
Изготовление шапочек по сказке «Заюшкина избушка» для театрализованного представления. | Подготовка к театрализованному представлению по сказке «Заюшкина избушка» | Февраль |
Упражнения и театрализованные игры по программе «Кукляндия». | Обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. | В течение года |
Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с использованием театральных атрибутов | Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости | В течение года |
Обыгрывание театрализованных игр | Подготовка детей к публичным выступлениям | В течение года |
Распространение собственного опыта работы, на сайте | https://nsportal.ru/rodina-natalya-aleksandrovna ВКонтакте, сайт ДОУ | В течение года |
Оформление группы неделе театрализации | Оформление выставки театров, изготовление памяток и стендовой информации для родителей оформление пространства группы в соответствии с темой недели в ДОУ | Март |
Обучение детей владению куклой, игрушкой разучивание ролей с детьми; | Изготовление костюмов и декораций. Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность | Апрель |
Оформление фотовыставки «Мы играем в театр» | Оформить фотоальбом о проведенных мероприятиях Показ спектакля родителям. | Апрель - Май |
Развлечение | «Путешествие по стране сказок» | Май |
Участие в дистанционных конкурсах профессионального мастерства воспитателей и педагогов ДОУ | Наградные документы. Оформление портфолио педагога. | В течение года |
Участие в вебенарах, Прохождение курсов повышение квалификации по теме самообразования. | Применение полученных знаний в работе. | В течение года |
Работа с родителями | ||
Оформление консультаций для родителей по исследуемой теме | Консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребенка», «Нравственно- патриотическое воспитание для дошкольников». Папка- передвижка «Скороговорки на развитие дикции». Папка- передвижка «Как воспитать маленького патриота». | В течение года |
Конкурс с участием родителей «Театр своими руками» | Участие в групповом конкурсе, пополнение уголка театрализации новыми видами театров. | Апрель |
Индивидуальные беседы с родителями по Нравственно- патриотическое воспитанию. | Консультации по результатам мониторинга, | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в соответствии с ФГОС» в средней группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20234272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"314"}}]]...
План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок на...
План работы по самообразованию в средней группе по теме «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам......
Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2021-2022 год
laquo;Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»Цель:Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.Продолжать повыша...
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельностьПрезентация: СмотретьПриложение : Смотреть...
План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...
Методическая разработка на тему: «Широкая масленица». Номинация: Проектная деятельность. Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение к культурным традициям Донской масленицы. «Масленица на Дону
Методическая разработка на тему: «Широкая масленица» направлена на духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к культурным традиция...